СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Приведенные положения позволяют наметить направления деятельности психологов по оптимизации групповых взаимоотношений в условиях пенитенциарного учреждения. Дело в том, что в зависимости от объективных условий их функционирования и характера предъявляемых требований могут либо усиливаться, либо ослабляться нежелательные трупповые процессы в среде осужденных.
На практике действие социально-психологических факторов субкультуры обычно связано с различными способами контроля за развитием неформального взаимодействия. К сожалению следует признать, что сегодня администрация пенитенциарных учреждений предпочитает авторитарные, или так называемые директивные методы влияния на неформальные группы. В их основе лежат применение жестких санкций, использование властных полномочий и осуществление детального надзора за поведением участников группового взаимодействия.
Наблюдения показывают, что указанные модели управления приводят к тому, что осужденные начинают признавать общность своей судьбы и рассматривают свое положение как необоснованное или несправедливое.
На этом фоне углубляются различия между персоналом пенитенциарного учреждения и осужденными в отношении занимаемых статусов, соблюдении принципов социального контроля и предоставлении возможностей, для решения проблем личного характера.
Следует признать, что ориентация на беспрекословное подчинение и использование системы «публичных» санкций содействует тому, что каждый осужденный начинает относиться к окружающим как «товарищам по несчастью» или же своим «собратьям по заключению».
Более того, в условиях, где исключается взаимное согласие, а интересы личности не принимаются в расчет, осужденный легко отождествляет себя с другими близкими по взглядам лицами в своем противодействии администрации. На этом фоне стимулируются процессы образования неформальных групп, внутри которых растет чувство социальной несправедливости. Хотим мы этого или нет, но социальная несправедливость представляет собой взрывное устройство с часовым механизмом, которое рано или поздно выливается в прямой протест или явный конфликт между персоналом и членами неформальных групп. Деструктивные процессы становятся особенно выраженными, если сотрудники проявляют неограниченную власть, например, в сфере надзора за общением осужденных и в то же время стараются держаться с осужденными на значительной психологической дистанции.
Подобный стиль воздействия не только препятствует сотрудничеству между администрацией и осужденными, но, в значительной мере, способствует пониманию у последних необходимости образовывать сплоченные неформальные группы, чтобы в них или с их помощью попытаться решать возникающие проблемы. Вместе с тем, следует принимать в расчет, что при осуществлении строгого надзора и детальной регламентации поведения возникают серьезные препятствия на пути эффективного достижения групповых целей. В таких ситуациях развитие внутри- и межгруппового общения скорее всего начинает происходить в более скрытых, изощренных формах, с соблюдением мер предосторожности и будет сопровождаться агрессивными тенденциями.
Поскольку социальная среда пенитенциарного учреждения разделена жесткими границами группового членства, возможность проявления интегративного начала в ней резко сужается. Групповая принадлежность осужденного и занимаемый статус в субкультуре, дающие ему «законные» права на неформальное обладание дополнительными материальными ресурсами или же, напротив, приносящие известные моральные и физические ограничения, начинают играть роль определяющих векторов индивидуального поведения. За счет этого могут развиваться дифференциальные тенденции, яркой иллюстрацией которых служат факты межгрупповой враждебности и конфликтного взаимодействия.
Наблюдения показывают, что для асоциальных неформальных групп занятие высокого положения достигается, главным образом, фактами демонстративного отказа от общепринятых стандартов поведения; посредством включения в движение протеста против социальной несправедливости; через усвоение и активное поддержание системы субкультурных ценностей; способами эксплуатации членов низкостатусных групп.
Следует отметить, что проявление межгрупповой враждебности наиболее вероятно в тех случаях, когда члены низкостатусных групп будут воспринимать свое положение как нетерпимое, а высокостатусные группы начнут утрачивать свои «законные привилегии». Можно ли в таких условиях исключить развитие негативных межгрупповых установок и сформировать отношения сотрудничества?
Положительный ответ на этот вопрос — дело нелегкое. В настоящее время мы не обладаем эффективными программами по управлению системой неформального взаимодействия осужденных. Однако можно предположить, что по мере реформирования организационных и воспитательных структур пенитенциарных учреждений, перехода от жесткого, авторитарного стиля воздействия и режима содержания к более гуманному и доверительному отношению, неформальная структура также подвергнется трансформации к благоприятной перспективе. Осужденные будут становиться более социализированными и менее оппозиционными по отношению к администрации. Напротив, солидарность и межгрупповая оппозиция будут укрепляться по мере централизации властных полномочий и усиления авторитарных форм обращения с осужденными.
В психологическом плане уже сейчас представляется вполне реалистичными изменение стиля руководства групповым поведением и профилактика социальной напряженности в структуре неформальных отношений. Это особенно важно в современной ситуации, на фоне обострения политических, социокультурных, этнических и региональных противоречий.
В этих условиях, как никогда, возрастает вероятность развития межгрупповой напряженности и дискриминации за счет неправильной оценки деятельности групп или несправедливого обращения с осужденными, занимающими определенное положение в групповой структуре.
Можно выделить следующие типичные факторы стиля руководства, приводящие к эскалации напряженности и развитию деструктивных процессов: произвольность, отсутствие четких критериев оценки индивидуального и группового поведения; непоследовательность и предвзятость действий или требований со стороны администрации; акцент на применение угроз и системы наказаний; перенос оценок с особенностей поведения на личность осужденного; попытки достижения социально-психологического компромисса или сохранения status quoпутем делегирования ряда полномочий, а иногда и преимуществ членам одних групп в противовес осужденным из других групп; игнорирование мнений и интересов осужденных при решении вопросов, предполагающих достижение общегрупповых целей.
Очевидно, что профилактика нежелательного межгруппового взаимодействия станет тем успешнее, чем в большей степени специалисты-психологи и администрация в своей деятельности будут опираться на знание особенностей индивидуального и группового поведения. Существенной чертой является культивирование мобильного стиля влияния, который учитывал бы внешние обстоятельства и способствовал позитивному изменению системы взаимоотношений осужденных.
Можно привести некоторые психологические рекомендации, направленные на минимизацию межгрупповой напряженности и углубление сотрудничества в исправительном плане:
1. В ходе организации коррекционных мероприятий желательно избегать ситуаций социального сравнения и «публичного» обсуждения членов неформальных групп, особенно занимающих полярные статусы в преступной субкультуре. В противном случае возможно развитие дискриминационных тенденций и увеличение психологической дистанции как между неформальными группами, так и персоналом.
2. Целесообразно разработать, с учетом местных условий, систему показателей оценки трудовой и общественной активности осужденных, которая позволяла бы объективно и правильно определять их поведение и величину личного
вклада в совместную деятельность. Критерии оценки любых действий должны быть ясными, понятными для всех групп, независимо от статусных различий. В этом случае применение системы поощрения или наказания будет являться вполне оправданным в глазах низкостатусных и высокостатусных осужденных, поскольку открыто аргументируется.
3. Достижение позитивных результатов членами групп и их оценка должны быть напрямую связаны с собственными усилиями, а не зависеть от субъективных пристрастий персонала или среднегрупповых показателей.
Подобный стиль минимизирует социальную несправедливость и повышает престиж администрации. Напротив, произвол и предвзятость в оценках поведения способствует стагнации несправедливости, что в свою очередь, стимулирует апатию осужденных и разрушает нормопорядок в стенах исправительного учреждения.
4. При комплектовании производственных бригад и развития в них положительных взаимоотношений целесообразно учитывать социально-демографические, национальные и психологические характеристики осужденных. Не следует включать в них лиц одинакового возраста и имеющих сходное криминальное прошлое, поскольку это может приводить к замкнутости, корпоративности отношений и формированию устойчивых ценностных ориентации. При распределении осужденных следует находить оптимальное соотношение лиц молодежного и более старшего возраста, учитывая психологическую совместимость и профессиональные навыки.
5. При расстановке осужденных по рабочим местам необходимо принимать во внимание принадлежность их к различным группам, избегать, по мере возможности, сосредоточения на одном участке работы лиц, входящих в неформальные сообщества асоциальной направленности. Для ограничения сети неформальных связей в рамках бригады, численность ее не должна превышать 10-15 человек.
6. Назначая или выбирая кандидатов на должность бригадиров, руководителей органов самоуправления, желательно ориентироваться не только на их деловые качества, но и на психологическое умение конструктивно общаться, наличие организаторских качеств, занимаемый статус в субкультуре, инициативность и т. д. Для исключения фактов социальной несправедливости и развития отношений типа «круговой поруки» предлагается систематически проводить аттестацию таких лиц, учитывая при этом мнение персонала и осужденных.
7. Следует более активно привлекать разностатусных членов групп к совместному обсуждению значимых вопросов (определение коэффициента трудового участия, применение мер поощрения и взыскания, перевод на улучшенные условия содержания и т. п.). Такая практика будет способствовать развитию взаимодействия, базирующегося на принципах ответственной зависимости, что особенно важно в условиях производства, где осужденные разобщены между собой.
8. Желательно создавать, по мере возможности, одинаковые условия для разностатусных осужденных во всех сферах жизнедеятельности и своевременно реагировать на те или иные нарушения, предусмотренные требованиями законодательства. Соблюдение указанного принципа в психологическом плане имеет особое значение, поскольку нередко наблюдаются ситуации, когда администрация пенитенциарного учреждения не только не пытается подорвать существующую иерархию в субкультуре, но и скрытно (иногда неосознанно) ее поддерживает. Например, в обмен на соблюдение должного нормопорядка в сообществе, предоставляет лидерам лучшую работу или закрывает глаза на незначительные нарушения или обладание неформальными привилегиями. К ним относятся: занятие престижных спальных мест, перераспределение материальных ресурсов, результатов труда и др. Такими способами «управления» администрация, образно говоря, как бы «покупает» асоциальную субкультуру, избегая активного и открытого противодействия ей.
Для профилактики деструктивных межгрупповых конфликтов, в основе которых лежит, как правило, обострение противоречий между формальной и неформальной нормативно-ценностной системами, регулирующими поведение осужденных, целесообразно:
а) на основании данных наблюдения и диагностики выявлять высокостатусные группы и «элитный слой» субкультуры, вокруг которых строятся процессы общения и которые являются потенциальными источниками неформального влияния;
б) своевременно устанавливать участников конфликта, анализировать их психологические особенности, способы разрешения конфликтных ситуаций в целях выбора (иногда и прогноза) оптимальных мер воздействия. Публично информировать осужденных о последствиях и применяемых санкциях в отношении нарушителей;
в) пресекать различного рода дезинформацию, слухи, которыми умело манипулирует асоциальная часть осужденных для «восстановления» социальной справедливости или оправдания своих действий;
г) использовать специальные мероприятия для выявления конкретных носителей ценностей асоциальной субкультуры. Раскрывать на частных примерах ущербность групповой морали;
д) применять для нейтрализации напряженных и конфликтных отношений организационные, психологические или иные средства, не нарушая при этом права, достоинство личности и не выходя за рамки закона;
е) оказывать психологическую поддержку лицам, прибывшим в пенитенциарное учреждение, особенно в период их нахождения в карантине, для безболезненного выполнения ими своих ролей в различных сферах совместной деятельности;
ж) ориентировать их на сознательный выбор положительного круга общения и своевременно блокировать неформальные связи с асоциальной частью осужденных. Для этого важно обучить их наиболее рациональным способам установления конструктивных взаимоотношений в среде ближайшего окружения и показать перспективу в случае принятия асоциальных ценностей, носителями которых являются малые группы, а также их лидеры;
з) в доверительных беседах или в процессе социально-психологического тренинга снимать негативные эмоциональные состояния, безосновательную тревогу. Первостепенное значение уделять вовлечению в группы организованного общения лиц молодежного возраста, поскольку именно они для разрядки агрессивности или поднятия своего статуса в субкультуре нередко используют так называемые компенсирующие формы взаимодействия, в основе которых лежит употребление наркотиков, алкоголя, совершение гомосексуальных актов и других дискриминационных действий;
и) привлекать к исправлению указанных категорий социальных и медицинских работников, а если необходимо — психиатров, потому что среди них наблюдается значительное число лиц, страдающих психическими расстройствами.
Важной предпосылкой для оптимизации взаимоотношений, развития позитивных стандартов межгруппового поведения является применение нетрадиционных форм коррекционной работы и изменение стиля руководства. В условиях перехода уголовно-иснолнительной системы от репрессивных, ограничительных и неперсонифицированных мер воздействия к гуманистическим принципам обращения с правонарушителями должен меняться в содержательном плане общий подход к разработке программ исправления.
Помимо организационных, правовых, социально-экономических новаций они обязаны строиться на психологических закономерностях работы с людьми. Это, в свою очередь, предполагает трансформацию стиля руководства в направлении отказа от авторитарных методов влияния на осужденных к распространению недирективных, терапевтических моделей коррекции группового и индивидуального поведения. В соответствии с этим основной субъект процесса ресоциализации — начальник отряда должен стремиться к тому, чтобы сменить свои привычные функции по осуществлению надзора и организатора производства на роль социального работника, своего рода специалиста по коррекции поведения осужденных. Успешная реализация такой роли предполагает включение в исправительную практику так называемых групповых психосоциальных программ (групповая терапия). Они ориентированы на создание таких взаимоотношений между осужденными, которые позволяют: формировать первичные просоциальные группы или же превращать асоциальные неформальные группы в непреступные путем принятия новых ценностей и стандартов поведения.
В общем виде исихосоциальные программы можно рассматривать как регулируемые способы организации общения, которые могут проводиться параллельно с другими формами исправительного воздействия.
На наш взгляд, они должны представлять собой практическое применение некоторых психологических принципов, касающихся изменения установок личности к обществу, окружающим людям, представителям администрации и т. д. В основе подобных программ лежит тезис — поведение личности в значительной мере обусловливается факторами группового общения.
Действительно, как уже было показано ранее, осужденные при выборе той или иной линии поведения прямо или косвенно соизмеряют свои позиции и ценностные ориентации с социальными ожиданиями групп, членами которых они являются. Следовательно, для корректировки поведения необходимо менять структуру их группового общения. Другими словами, человека нужно либо побудить вступить в новые неформальные группы и разорвать прежние отношения со значимым кругом общения, либо направить усилия на изменение нормативно-ценностной системы группы, членом которой он является.
Не вдаваясь в содержательные элементы такого рода, остановимся на некоторых принципах их организации, которые будут полезны психологу для улучшения системы взаимоотношений: — психосоциальные группы желательно формировать из лиц, прибывающих в пенитенциарное учреждение или освобождаемых из него, поскольку именно данную категорию в наибольшей степени беспокоят представления о своей судьбе и занимаемом статусе;
— не следует включать в них осужденных, имеющих ярко выраженные психические отклонения или лиц, вызывающих откровенную антипатию со стороны подавляющей части сообщества, ибо они нуждаются в специальных программах;
— допускается включение в такие группы определенного количества асоциальных осужденных, в том числе с использованием «нажима» со стороны персонала, поскольку это дает им возможность оправдать свое участие в программах и не опасаться за потерю своего положения в рамках преступной субкультуры;
— чем больше общая психологическая атмосфера группы будет способствовать развитию личности и отвечать ее интересам, тем сильнее будет влияние на изменение стандартов поведения и принятие позитивных ценностей;
— оказание позитивного влияния будет наиболее успешным в группах, которые сформированы так, что асоциальные осужденные вынуждены объединяться с правопослушными;
— основные функции руководителей коррекционных программ должны быть направлены на такую организацию общения, которая позволяла бы членам группы не только понять свои трудности, но и осознать тупиковость прежнего поведения, требующего замены новым содержанием и представлением ситуации - социальные работники, осуществляющие руководство программы, должны стремиться добиться благоприятного расположения группы и культивировать такие отношения среди участников общения, демонстрируя уважение к личности и поддерживая систему ценностей, ведущую к отказу от асоциального поведения.
Наблюдения показывают, что развитие позитивных взаимоотношений во многом определяется психологической компетентностью персонала пенитенциарных учреждений. В этой связи представляется необходимым привести некоторые психологические приемы обращения с осужденными, соблюдение которых позволит ослабить уровень напряженности и создать предпосылки для коррекции противоправного поведения членов неформальных групп:
— в ситуациях общения проявлять выдержку, говорить спокойным тоном, ясно и определенно; стараться избегать безличных и стереотипных фраз;
— принципиально и объективно (беспристрастно) оценивать поведение осужденного или результаты его деятельности. Аргументирование обосновывать свои выводы и на этой основе принимать предусмотренные законодательством меры по коррекции отклоняющегося поведения или, напротив, использовать систему поощрений и свобод для развития позитивной мотивации;
— не допускать случаев нарушения законодательно гарантированных прав и свобод личности, высокомерия, грубости или необоснованных насмешек, особенно в отношении низкостатусных осужденных или лидеров неформальных малых групп;
- при проведении индивидуальных или групповых бесед более активно использовать имеющиеся сведения об особенностях их поведения, системе неформального взаимодействия и личностных качествах;
-- исключить любые возможности вовлечения во внеслужебные, не предусмотренные программами исправления, отношения с осужденными и избегать провоцирующих конфликтных ситуаций;
-- проявлять искренний интерес и внимание к жизни осужденного, вне зависимости от ориентации, религиозной принадлежности, занимаемого статуса в групповой структуре. Стремиться определить личные трудности, планы на будущее и создавать, по мере возможности, должные условия для реализации способностей, поднятия низкой самооценки или положения. Если социальный работник не компетентен в решении проблем, которые ставят осужденные, то он обязан обратиться за советом к специалисту соответствующего направления, а не оправдывать свой непрофессионализм «объективными трудностями»;
- понимать доминирующие психические состояния осужденных, анализировать причины их вызывающие и принимать меры для своевременного предупреждения и правильного разрешения.
В заключение укажем еще на один элемент эффективного влияния, учет которого обуславливает выбор наиболее адекватных способов коррекции группового и индивидуального поведения. Речь, в данном случае, идет о социально-психологических методиках контроля за развитием внутри- и межгруппового взаимодействия — получении надежной информации о составе, численности, структуре малых групп, характере их ценностных ориентации. При осуществлении такой работы социальным работникам вряд ли следует опираться на свой опыт, интуицию, случайные наблюдения и фрагментарные сведения, полученные из «вторых рук».
Исходя из этого, рекомендуется использовать в воспитательной практике специально разработанную «Методику социально-психологического неформального взаимодействия осужденных». Применение данного инструментария, наряду с другими психологическими подходами, дает возможность получения реальной картины взаимоотношений, осуществления действенного контроля за их динамикой и выбора адекватных мер регуляции в желательном направлении.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|