Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОРЯДОК И ТЕХНИКА РАБОТЫ.





Поскольку образование сети устойчивого взаимодействия происходит непрерывно, развивается весьма динамично и осуществляется в форме скрытых контактов, следует найти адекватные способы получения исходных данных. Кроме того, необходимо выбрать наглядные и, в то же время удобные для восприятия и понимания профессиональными работниками способы отображения первичной информации в целях ее дальнейшего использования. Возникает вопрос, с чего и каким образом приступить к решению поставленных задач?

Опираясь на материалы пилотажных исследований, нами предлагается социографический метод диагностики состояния межличностного (неформального) взаимодействия осужденных и определения положения личности в группе. В его основе лежит следующая последовательность процедур: а) целенаправленное интенсивное (на одних этапах постоянное, а на других — выборочное, эпизодическое) наблюдение за реальными контактами осужденных, включенных в различные виды совместной деятельности или наблюдение за их поведением в значимых ситуациях (например, конфликтных); б) фиксированное отображение единиц наблюдения (частоты, продолжительности и плотности контактов, реального «языка» общения) на специальной социографической матрице; в) -построение структуры (конфигурации) сетей неформального взаимодействия с помощью графической техники (социограммы или коммуникограммы); г) определение малых групп по плотности, выраженности межличностных контактов с последующим причинно-целевым анализом состояния взаимоотношений. Процесс диагностирования неформального взаимодействия состоит из четырех взаимосвязанных этапов.



На первом, подготовительном этапе основное внимание уделяется построению социографической матрицы. В ней каждый осужденный представлен как в вертикальном, так и горизонтальном ряду.

Заполнение матрицы начинается со списка осужденных, включенных в формально организованные группы, например, производственные бригады. Для удобства обращения с первичной информацией каждому члену группы может присваиваться порядковый номер. В течение всего обследования он фигурирует под ним. Если объектом наблюдения является отряд, то нумерация осужденных производится в алфавитном порядке.



Одновременно с этим на матрице отмечается пенитенциарная характеристика конкретного человека. В зависимости от задач исследования в соотвествующие графы заносится информация об индивидуальных, социально-демографических, уголовно-правовых параметрах личности.

Ими могут быть: возраст, образование, национальность, квалификация преступления и т. п. Для наглядности и удобства работы перечисленные характеристики желательно кодировать определенными цветами или символами.

Следующий шаг заключается в выявлении и регистрации межличностного взаимодействия осужденных, а также первичной классификации их поведения. Заполнение матрицы на этом этапе лучше всего начать с неформальных групп, членство осужденных в которых хорошо известны. Их фиксирование на

- матрице производится закрашиванием клеток цветами, символизирующими пенитенциарную характеристику тех или иных членов групп.

После завершения этого этапа, основное внимание должно быть сосредоточено на регистрации постоянных сетей взаимодействий осужденных. Успешность данного этапа зависит от качества наблюдения, психологической проницательности наблюдателей и правильного выбора ими единиц регистрации поведения, отражающих характер межличностных контактов. Вследствие указанных факторов целесообразно планировать конкретные программы наблюдения с учетом поставленных задач, особенностей объекта и специфики условий, в которых он находится [4,42].

В ходе наблюдения обязательной фиксации подлежат социально-ориентированные реакции типа «кто, к кому и каким способом обращается», а также возможные ответные действия, в том числе стремление адресата избегать ситуации общения.



Важной характеристикой, позволяющей оценить степень влияния личности и ее положение в групповой структуре, является степень интенсивности, с которой тот или иной субъект общается с окружающими в своей персональной сети взаимодействия. На основе результатов наблюдения в соответствующие ячейки матрицы могут вноситься численные значения переменных, отражающих личностные и групповые сети взаимодействия. Например, единичные, так называемые « фоновые», поверхностные, случайные контакты могут изображаться точками, а постоянные, устойчивые взаимосвязи — цифрами, символизирующими число или плотность контактов. Последние, в свою очередь, служат косвенными показателями степени эмоциональной сплоченности и устойчивости неформальных групп.

Нижняя левая часть матрицы предназначена для фиксирования происходящих межличностных конфликтов. В их число могут входить не только разнообразные физические действия, сопряженные с открытой агрессией, но и вербальные межличностные реакции - взаимные оскорбления, угрозы и т. п.

В графах социоматрицы, обозначенных как «внешние контакты» и «внешние конфликты», предусмотрена возможность фиксации взаимосвязей осужденных из различных отрядов.

Социографическое изображение выявленных сетей личностных и групповых взаимосвязей составляет содержание третьего процедурного элемента методики. В этих целях используется прием так называемого «остановленного кадра». Он позволяет через определенные интервалы времени достаточно точно фиксировать динамику неформальных взаимоотношений осужденных.

Способы построения сети неформальных связей напоминают традиционные социограммы. Они имеют вид графов с числом вершин, соответствующих числу осужденных, образующих своего рода «связанное социальное-психологическое ядро». Конфигурация взаимосвязей и расположение таких «ядер» дает возможность наглядно представить структуры коммуникаций в рамках конкретной бригады, отряда или пенитенциарного учреждения в целом.

Графическое построение системы неформального взаимодействия базируется на информации, имеющейся в социоматрице, причем выбор объекта вкаждом конкретном случае диктуется задачами исследования. Например, начальнику отряда представляется желательным получить картину сетей межличностных и групповых отношений в рамках производственных бригад или отряда осужденных в целом. Каждая вершина графа будет символизировать конкретного человека, а векторы, соединяющие (замыкающие) их, — постоянные межличностные контакты.

Для удобства последующего анализа можно изображать линии различными цветами. Например, более сильные, устойчивые взаимодействия обозначить красным цветом, а слабые связи - желтым и т. д.

Аналогичную символику желательно использовать и для обозначения пенитенциарной характеристики осужденных, образующих ту или иную неформальную группу

Конфликтные взаимоотношения между отдельными осужденными или группами отмечаются соединением соответствующих графов или же «социальных ядер» (межгрупповой конфликт) волнистой линией. Выбор символики или способов кодирования для изображения взаимосвязей осужденных, конечно же, произволен. Он определяется «вкусовыми» предпочтениями исследователя, характером решаемых задач и спецификой условий проведения обследования. В общем виде она представляет собой различные сочетания (контуры) взаимосвязей осужденных, являющихся членами организованных формирований (бригада или отряд).

Распределение устойчивых узлов связей обычно начинается с поиска наиболее популярных (по числу контактов) членов групп, а затем выявления постоянных двойных, тройных и т. д. взаимоконтактов. Такого рода « узлы сжатия» выполняют роль эмоционально-психологических ядер общения и свидетельствуют о наличии сплоченных неформальных групп. При анализе интегративных социограмм выделяют следующие типичные подструктуры: двойная связь (диады); триады — общности, состоящие из трех человек; «цепочки»-ситуативные, диффузные образования; «звезды» — сплоченные неформальные группы с явно выраженными лидерами. (См. приложение, рис. 9)

Изучение и последующее сравнение социограмм, в зависимости от периодов обследования, позволяет эффективно контролировать развитие неформальной сферы общения осужденных. На основе суммарного социографического изображения сетей личностных и межгрупповых связей представляется возможным формализовать типичные модели взаимодействия в рамках пенитенциарного учреждения.

Вполне естественно, что надежность результатов будет зависеть от характера наблюдения и подготовленности лиц, включенных в процесс сбора информации. Чем большее число элементов взаимодействия становится единицами наблюдения и чем оно проводится качественнее, тем выше вероятность получения реальной картины взаимоотношений. Практика показывает, что степень надежности и глубина проникновения в сущность явления повышается, если наряду с указанной методикой применяются дополнительные источники информации.

Причинно-целевой анализ системы взаимодействий осужденных является завершающим, четвертым этапом диагностики. Принципиальное отличие

 

заключается в проникновении исследователя в содержательную социально-психологическую природу внутри и межгрупповых отношений.

В основе данного этапа лежат эмпирические параметры и факторы, влияющие на активность субъектов общения, психологическую атмосферу, а также функционирование неформальных групп. К ним относятся привлекательность тех или иных социальных общностей и удовлетворенность эмоциональных потребностей личности, случаи группового давления, принуждения и психологического контроля, причины конфликтов и их последствия, мотивация и способы влияния на индивидуальное поведение.

Обращение к указанным детерминантам позволяет психологам: оценить качество межличностных отношений; осуществить дифференциацию групп в рамках субкультуры; выявить иерархию статусов и ориентацию членов групп; установить личностные и групповые особенности участников взаимодействия. Знание этих характеристик имеет важное значение с исправительной точки зрения, поскольку при дефиците информации о процессах общения вряд ли возможно принять обоснованное решение по изменению микросоциальной ситуации в желаемом направлении.

Изучение перечисленных феноменов — непростое дело. Оно требует значительных усилий по отбору, систематизации и обобщению наиболее информативных показателей. На этом этапе рекомендуется применять различные методики, набор которых будет зависеть от конкретных условий, компетенции специалистов стоящих перед ними задач.

Следует отметить, что сегодня открываются новые возможности для более точной оценки состояния межличностных отношений и анализа характерологических черт осужденных, в той или иной мере определяющих групповую динамику. Это связано с развертыванием психологической службы. Появление в стенах пенитенциарного учреждения специалистов-психологов позволит квалифицированно применять разнообразные тестовые методики для решения задач психокоррекционной работы.

Обобщение практики психодиагностики осужденных в психологических лабораториях, показывает что в число предпочтительных желательно включать: тест личностной ориентации Роджерса, 16-ти факторный тест Кеттелла; Миннесотский многофакторный личностный опросник MMPI; социометрические тесты Д. Морено и их модификации; методику Т. Лири; цветовой тест Люшера; проективные методы исследования субъективного отражения взаимоотношений, например, ТАТ, тест Сонди и другие. Широкое применение указанных диагностических приемов будет являться перспективным направлением для более точного понимания механизмов межличностного поведения и измерения индивидуально-психологических свойств, влияющих на процесс общения.

В практической работе психологов специальному анализу подлежат формы установления межличностных контактов, в которых отражаются эмоциональные переживания, чувства и потребности осужденного. Известно, что в условиях изоляции неписаные и жесткие правила заставляют человека воздерживаться от открытого выражения намерений и публичной демонстрации чувств.

Он предпочитает общаться таким образом, чтобы в случае опасности иметь возможность легко и безболезненно отказаться от своих высказываний. Отсут­ствие взаимного доверия так же приводит к маскировке ситуаций контактов и содержания общения. Осужденные избегают говорить то, о чем думают и что в действительности хотят получить от других.

Вполне естественно, что сокрытие или сдерживание чувств затрудняет адек­ватное восприятие и анализ межличностного взаимодействия. Для преодоле­ния этих барьеров желательно применять так называемые оценочные шкалы от­ношений. Они могут включать перечень опосредованных личностных реакций, которые являются довольно типичными и не имеют, на первый взгляд, явно вы­раженной связи с характеристиками субкультуры.

В качестве иллюстрации приведем возможность использования шкалы для косвенной оценки межличностных отношений. В ее основе лежит идея о взаи­мосвязи внешних действий с внутренними состояниями и побуждениями лич­ности. Данная шкала позволяет выявить доминирующие эмоциональные отно­шения и психологический климат в субкультуре с опорой на экспрессивные формы поведения осужденных (см. таблицу 1).

 

Характеристика взаимоотношений   Формы экспрессивных проявлений взаимоотношений
Положительная эмоци­ональная ситуация. Полюс привлекательности, удовлетворенности и интеграции взаимодей­ствия I. Проявляет открытый, -«прямой» взгляд, доброжелательную улыбку. 1.1. Демонстрирует дружеские толчки, легкие касания, «похлопывания по плечу» 1.2. Стремится к сокращению физической дистанции в ситуации общения, например, пожимает руку другого при встрече. 2. Помогает советом, дает нужную информацию. 2.1. Выражает согласие со справедливыми требованиями. 2.2. Уважает независимость других. 2.3. Высказывает конструктивные соображения. 2.4. Повышает статус другого. 2.5. Избегает категоричности в оценках. 2.6. Использует похвалы и поощрения. 2.7. Открыто выражает свои переживания. 2.8. Проявляет солидарность с позицией другого. 2.9. Просит совета и поддержки у окружающих.  
Отрицательная эмоцио- нальная ситуация. Полюс неудовлетворен­ности и дезинтеграции отношений.   3. Смотрит « вызывающе», пристально. 3.1. Держится напряженно, принимает закрытые позы, стремится занять как можно меньше места в социальном пространстве. 3.2. Открыто высказывает оскорбления, угрозы в адрес окружающих. 4. Демонстрирует равнодушие к партнерам по общению. Обманывает, симулирует. 4.1. Проявляет неуважение к собеседнику. Отказы­вает в помощи. 4. 2. Предъявляет необоснованные претензии, ве­дет себя грубо и агрессивно. Демонстрирует силу, превосходство или нетерпимость к чужому мнению. 4. 3. Приписывает окружающим мнимые отрица­тельные черты. 4. 4. Предпочитает резкий тон, часто употребляет нецензурные выражения, ругань и проклятия в ад­рес других. 4.5. Старается ограничить или контролировать дей­ствия окружающих. Приказывает и запрещает. 4.6. Всячески избегает общения, стремится держаться в одиночестве.

 

Для скрытого наблюдения за поведением можно применять технические средства (теле-, видеокамеры, магнитофоны и т. п.), имеющиеся в распоряже­нии персонала пенитенциарного учреждения. Однако их использование долж­но осуществляться строго в соответствии с законодательством и не нарушать общепринятые этические стандарты по обращению с осужденными.

Использование данной классификационной схемы позволяет более деталь­но охарактеризовать конкретные ситуации взаимодействия. Кроме того, с ее по­мощью можно определить систему социальных установок осужденных. По вы­раженности тех или иных реакций нетрудно сделать вывод о готовности к сближению, интеграции с окружающими, или напротив — конфликтах с ними, подчинению, доминированию над другими, самоизоляции и т. д.

Логика диагностики предполагает выявление функционально-ролевых ха­рактеристик, которые выполняют члены неформальной группы. В этой связи важно найти ответы на следующие вопросы: кто в наблюдаемом сообществе вли­яет на сплоченность в процессе принятия решений? Какими качествами (досто­инствами и недостатками) обладает лидер группы? С кем он предпочитает об­щаться? Имеются ли у него «исполнители» и прикрытие? Какой тип структуры сформирован вокруг него? Какие способы использует лидер для оказания дав­ления на окружающих?

Чтобы определить, насколько полно удовлетворены эмоциональные потреб­ности и оценить степень привлекательность группы для индивида, желательно выяснить: какие чувства и переживания испытывают осужденные интенсивно, а какие нет? Насколько члены группы открыты для сотрудничества, оказывают ли они взаимопомощь? К чему стремятся члены группы и какое ощущение они испытывают от принадлежности к ней.

В этом контексте желательно сделать анализ неформальной нормативно-цен­ностной системы. Дело в том, что в каждой группе складывается то устойчивые пред­ставления, какой стиль поведения является желательным и какая ответственность (санкции) предусматривается за возможные отклонения. Исходя из этого, специальному изучению подлежат формы группового контроля за поведением личности. В частности, можно определить способы, какими неформальные группы или лидер оказывают влияние на окружающих и, как регулируют поведение в рамках сообщества (жесткий, репрессивный контроль, демократичный, гибкий, лояльный и т. п.). Существенная роль должна отводиться поиску причин конфликтов и выяснению мотивационных факторов, определяющих внутригрупповую жизнь в условиях изоляции. Желательно установить: как распределяются в сообществе дефицитные материальные и нематериальные ресурсы? Имеются ли в нем осужденные, весьма чувствительные и податливые к внешнему влиянию? Насколько сильно в эмоциональном плане они связаны с группой? Что стремится получить тот или иной осужденный от членства в ней? Где кроются источники конфликта? Каким способом разрешаются конфликтные ситуации? Каковы отношения между группами в случае конфликта? Какие изменения происходят во взаимоотношениях после конфликта? Кто и как регулирует на конфликтное взаимодействие?

В целях диагностики чувства принадлежности к неформальной группе и определения степени групповой ассимиляции можно выделить: крайне устойчивую зависимость индивида от группы (супервовлеченность), когда осужденный полностью индентифицируется или как бы «сливается» с ней; устойчивую, при которой он ощущает себя носителем групповых ценностей и предпочитает строить свое поведение в соответствии с ожиданием группы; умеренно устойчивую, если индивид в эмоциональном плане связан с группой, но все же склонен выбирать скорее независимый стиль поведения; неустойчивую или ситуативную, когда индивид проявляет интерес к группе лишь постольку, поскольку членство в ней повышает шансы удовлетворения его актуальных потребностей. Для выявления и фиксации индивидуальных переменных, отражающих картину взаимоотношений в группе, можно применять специальную карточку наблюдения за поведением.

При анализе особенностей неформальных групп, необходимо учитывать: социально-демографические характеристики участников взаимодействия; их прошлый социальный опыт, в том числе мотивацию и источники криминального поведения; уголовно-правовые параметры; взаимосвязи с семьей и т. д.

В заключение отметим, что предложенные общие методические принципы диагностики и конкретные процедуры изучения системы взаимодействия, конечно же, не претендуют на исключительность. Их основное предназначение заключается в оснащении профессиональных работников и специалистов психологических служб весьма компактным, полезным способом выявления сложных и динамичных характеристик неформального сообщества.

Подчеркнем однако, что общую процедуру целесообразно соблюдать вне зависимости от того, имеем ли мы дело с относительно коротким периодом изоляции от общества или с длительными сроками отбывания наказания. Некачественное завершение любого из этапов, игнорирование возможностей всестороннего анализа неформальных взаимосвязей личности — источник многих ошибок не только в психологическом анализе индивидуального и группового поведения, но и в выборе конкретных рекомендаций по коррекции или профилактике негативных явлений, складывающихся в преступной субкультуре.

Необходимо при этом учитывать, что ни одна, пусть самая лучшая, методика не гарантирует получения исчерпывающего и единственно верного ответа на поставленный вопрос. Она вскрывает лишь некоторые личностные черты, социально-психологические проявления и актуальные психологические состояния. В этой связи абсолютизация конкретного методического подхода, субъективные предпочтения психолога в выборе одного-двух тестов могут привести к односторонней оценке предмета диагностирования.

Только многообразие методических приемов, их комплексное применение создает предпосылки получения точной картины индивидуальных особенностей человека и состояния межличностных отношений в той мере, в какой это оправдано для разработки эффективных программам по их коррекции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.