Сделай Сам Свою Работу на 5

Также медитируйте на знания, которые приходят в течение сна.





ОШО

"Йога — наука души".

Беседы по сутрам Йоги Патанджали.

Ошо, также известный как Бхагван Шри Раджниш — просветленный Мастер нашего времени. Ошо означает "подобный океану", "благо­словенный".

В этой книге представлена серия бесед по "Сутрам Йоги Риши Патанджали".

"Йога существовала за много, много столетий до того, как появился Патанджали. Он не первооткрыватель, но практически стал первооткрывателем и основателем, просто из-за этого редкого сочетания своей личности. Многие люди работали до него, и почти все было известно, но йога ждала Патанджали. И, внезапно, когда Патанджали заговорил об этом, все выстроилось в четкую линию, и он стал основателем. Он не был основателем, но его личность являла собой такое сочетание противоположностей, он объединил в себе такие несочетаемые элементы, что стал основателем — почти основателем. Теперь йога всегда будет известна вместе с Патанджали".

Беседы были проведены с 1 по 10 марта1975 года в ашраме Ошо, Пуна, Индия.

YOGA: THE ALPHA AND THE OMEGA, VOL. III

Содержание:

Выпасть из колеса

Эго привлекают трудности



Между периферией и центром

Медитация это выведение бытия из ума

Чистый взгляд

Йога — противоядие для ума, который спешит

Мысль о не-мысли

Когда ученик готов, мастер приходит

Падение идиотов

Постоянство бытия

Эти беседы были проведены в ашраме Ошо, Пуна, Индия, С 1 по 10 марта1975 года.

Здесь представлены Комментарии Ошо по "Сутрам Йоги" Риши Патанджали (Самадхи Пада, глава 1, сутры 38-51).

ГЛАВА 1

Выпасть из колеса

38.

Также медитируйте на знания, которые приходят в течение сна.

39.

Также медитируйте на все, что вас привлекает.

40.

Таким образом, йог становятся мастером всего, от бесконечно малого до бесконечно большого.

Человек спит почти одну треть своей жизни, приблизи­тельно двадцать лет. Но сном пренебрегали, слишком сильно пренебрегали. Никто не думает о нем, никто не медитирует над ним. Это произошло, потому что человек уделял слишком много внимания сознательному уму. Ум имеет три измерения. Точно так же как и материя, ум име­ет три измерения. Сознание это только одно измерение, другое измерение это подсознание, но все же есть и третье измерение, которым является сверхсознание. Таковы три измерения ума. Он точно такой же, как материя, потому что глубоко внутри ум тоже является материей. Или, вы можете сказать это по-другому: материя это также и ум. Так и должно быть, потому что существует только одно.



Ум это тонкая материя; материя это грубый ум. Но обычный человек живет только в одном измерении, в соз­нании. Сон принадлежит подсознанию; сновидения при­надлежат подсознанию; медитация, экстаз, принадлежат сверхсознанию; бодрствование и мышление принадлежат сознанию.

Первое, что вы должны запомнить относительно ума, что он в точности похож на айсберг — самая верхняя часть находится на поверхности. Вы можете видеть ее, но это только одна десятая целого. Девять десятых скрыты под водой. Обычно вы не можете увидеть их до тех пор, пока не опуститесь на глубину. Но это только два измерения. Есть и третье измерение. Просто когда часть айсберга ис­парилась и стала маленьким облачком, парящим в небе, очень трудно достичь подсознания. Практически невоз­можно достичь этого облака. Конечно, это часть того же самого айсберга, но испарившаяся.

Вот почему медитация так трудна, самадхи так не­доступно. Это забирает всю вашу энергию. Это требует вашей тотальной преданности. Только тогда вертикальное продвижение к облакоподобному феномену сверхсознания становится возможным. Сознание существует; вы слушаете меня из сознания. Если вы думаете о том, что я говорю, если внутри вы ведете некий диалог, оспаривая все, что я говорю, внутри постоянно происходят некие комментарии, это сознательный ум.



Но вы можете слушать меня без думанья — в глубокой любви, от сердца к сердцу, никоим образом не разглаголь­ствуя над тем, что я говорю, не судя то, что я говорю, не думая, правильно это или неправильно, безо всякой оцен­ки. Нет, вы просто слушаете с глубокой любовью, как буд­то ум ушел, и сердце слушает и бьется с радостью — тогда слушает подсознание. Тогда все, что я говорю, будет идти вглубь к вашим корням.

Но третьей возможностью является то, что вы можете слу­шать через сверхсознание. Тогда даже любовь это помеха — очень тонкая, но даже любовь — помеха. Тогда ничего не существует, нет мыслей, нет чувств. Вы просто станови­тесь пустотой, концом концов. В эту пустоту вливается все, что я говорю, и все, что я есть. Тогда вы слушаете из сверхсознания.

Есть три измерения. Когда вы пробуждены, вы живете в сознательном уме; вы работаете, думаете, совершаете все­возможные действия. Когда вы засыпаете, сознательный ум больше не функционирует, он отдыхает. Тогда начинает работать другое измерение, подсознание. Тогда вы не мо­жете думать, но вы можете видеть сны. В течение всей ночи проходит почти восемь циклов сознательного сна. Вы пере­стаете видеть сны только на несколько мгновений, в ос­тальное время вы видите сны.

Патанджали говорит:

Также медитируйте на знания, которые приходят в течение сна.

Вы просто впадаете в сон как в некое отсутствие. Это не отсутствие — оно обладает своим собственным присутст­вием. Сон это не только отрицание бодрствования. Если бы было так, тогда не на что было бы медитировать. Сон не подобен тьме, отсутствию света, нет. Сон обладает своей собственной позитивностью. Он существует, он существует в такой же мере, в какой существует бодрствование. Когда вы медитируете, и вам открываются тайны сна, тогда вы видите, что между бодрствованием и сном нет различий. И то и другое существует в своей собственной правоте. Сон это не только отдых от бодрствования, это другой вид дея­тельности, отсюда — сновидения.

Сон это огромная деятельность; она более обширна, чем ваше мышление, а также и более значительна, потому что она принадлежит к более глубокой части вашего бы­тия, чем мышление. Когда вы засыпаете, ум, который функционировал целый день, устал, истощился. Это очень тонкая часть ума, одна десятая по сравнению с подсозна­нием. Подсознание в девять раз больше и величественнее, оно наделено большей силой. Если вы сравните ее со сверхсознанием, это будет вне всяких сравнений. Сверх­сознание безгранично, сверхсознание всемогуще, вездесуще и всезнающе. Сверхсознание это то, что есть Бог. По срав­нению с подсознанием сознательный ум очень мал. Он ус­тает, ему нужен отдых, для того чтобы подзарядиться. Сознательный ум выключается, и во сне начинается огром­ная деятельность, которая и есть сновидения.

Почему этим пренебрегали? — потому что ум был научен, отождествлять себя с сознанием, поэтому вы думае­те, что вы больше не спите. Вот почему сон выглядит точно так же как маленькая смерть. Вы просто никогда не дума­ли о том, что происходит. Патанджали говорит: "Медитируйте на это, и со многого в своем бытии вы сни­мете покровы".

Для того чтобы двигаться в сон с осознанностью по­требуется некоторое время, потому что вы не осознанны даже тогда, когда пробуждены. На самом деле, когда вы бодрствуете, вы движетесь так, как будто крепко спите; сомнамбула, лунатик. На самом деле вы не в полной мере пробуждены. Не думайте, что вы пробуждены просто пото­му, что открыты глаза. Пробуждение значит, что все, что вы делаете, все, что случается от момента к моменту, вы делаете, помня об этом. Даже если я поднимаю свою руку, чтобы поприветствовать вас, я делаю это с полным созна­нием. Вы можете сделать это как робот, механически. Вы не осознаете того, что происходит с рукой. На самом деле, вы вообще не совершали движения. Она двигалась сама по себе, это — бессознательность. Вот почему так трудно проникнуть в свой собственный сон.

Но если вы пытаетесь, первое усилие, которое нужно предпринять, чтобы сделать это: когда вы пробуждены, будьте в большей мере пробужденными. С этого вы долж­ны начать совершение усилий. Гуляя по улице, гуляйте, помня об этом, как будто вы делаете что-то очень важное, очень значительное. Каждый шаг должен делаться с пол­ной осознанностью. Если вы можете делать это, только то­гда вы сможете войти в сон. Прямо сейчас вы обладаете очень слабой осознанностью. В тот момент, когда уходит ваш сознательный ум, эта слабая осознанность исчезает подобно мелкой ряби. У него нет энергии; оно очень, очень слабое, просто колебание, просто феномен нулевого на­пряжения. Вы должны вложить в нее больше энергии, столько энергии, что, даже когда сознательный ум уходит, осознанность продолжает существовать самостоятельно — вы погружаетесь в сон с осознанностью. Это может про­изойти, если вы занимаетесь и другой деятельностью с осознанностью: ходите, едите, спите, принимаете свою ванну. Целый день, все, что вы делаете, становится просто предлогом для внутренней тренировки наблюдения. Дея­тельность становится вторичной, а осознанность, благодаря этой деятельности, становится первичной. Когда ночью вы прекращаете всякую деятельность и погружаетесь в сон, эта осознанность продолжает работать даже тогда, когда вы засыпаете. Осознанность становится наблюдателем: да, тело засыпает. Постепенно тело расслабляется. Вы не раз­глагольствуете, вы просто наблюдаете: постепенно мысли исчезают. Вы наблюдаете промежутки: постепенно, слова становятся очень, очень далекими. Вы движетесь в основу своего бытия, в подсознание. Если вы можете погрузиться в сон с осознанностью, только тогда это будет продолжать­ся и ночью. Это то, что Патанджали имеет в виду, когда говорит: "Медитируйте на знания, которые приносит сон".

И сон может принести большие знания, потому что это ваш клад, основа многих, многих жизней. Вы хранили здесь много вещей. Сперва попробуйте быть осознанными во время бодрствования, когда находитесь в состоянии бдительности. Тогда осознанность сама собой становится такой сильной, что не важно, какой деятельностью вы за­нимаетесь — действительно гуляете или гуляете во сне, не имеет значения. Когда вы впервые погрузитесь в сон с осознанностью, вы увидите, как переключается скорость. Вы будете даже чувствовать щелчок, когда бдительность исчезнет; сознательный ум отключается, и вы входите в другую сферу. Скорость бытия была переключена. Между этими двумя скоростями есть маленький промежуток ней­тральной скорости. Всегда, когда скорости переключаются, они должны пройти через нейтральную передачу. Посте­пенно вы станете осознавать не только переключение ско­ростей, но и промежуток между двумя скоростями. В промежутке вы впервые сможете взглянуть на сверхсозна­ние.

Когда вы начнете наблюдать сны, вы обнаружите пять видов снов. Первый вид снов это просто мусор. Тыся­чи психоаналитиков работают с мусором. Это просто бес­полезно. Так происходит потому, что весь день, работая весь день, вы собрали много мусора. Точно так же как тело собирает пыль, и вам нужно принимать ванну, вам нужно очищение, ум тоже собирает пыль. Но ум не может при­нять ванну, поэтому ум наделен автоматическим механизмом, который выбрасывает всю пыль и мусор. Первый вид снов это не что иное, как комочки пыли, которые выбра­сывает ум. Это самая большая доля снов, почти девяносто процентов. Почти девяносто процентов всех снов это про­сто пыль, которая выбрасывается; не уделяйте им слишком много внимания. Постепенно, по мере того, как будет воз­растать ваша осознанность, вы сможете увидеть, что это пыль.

Второй вид снов, это разновидность удовлетворения желаний. Существует много потребностей, естественных потребностей, но священники и так называемые религиоз­ные учителя отравили ваш ум. Они не могут позволить вам удовлетворить даже свои основные потребности. Они пол­ностью осудили их, и осуждение вошло в вас, поэтому многие ваши неудовлетворенные потребности испытывают голод. Эти голодные потребности требуют удовлетворения. Второй вид снов это не что иное, как удовлетворение же­ланий. Все, что вы отрицали в своем бытии из-за священ­ников и отравителей, ум пытается удовлетворить во снах тем или иным образом.

Только вчера приходил молодой человек; очень ра­нимый, очень чувствительный. Он спросил меня: "Я при­шел для того, чтобы задать очень важный вопрос. Всю свою жизнь я зависел от этого. Мои родители заставляли меня жениться, и я не вижу в этом никакого смысла, по­этому я пришел, чтобы спросить вас. Имеет ли брак какой-либо смысл или нет? Должен ли я жениться или нет? Я сказал ему: "Когда ты чувствуешь жажду, разве ты спра­шиваешь, имеет ли какой-то смысл то, что ты пьешь, нуж­но ли тебе пить воду или нет? Не возникает вопроса о смысле. Вопрос в том, чувствуете ли вы жажду или нет. Может быть, нет смысла в воде, и нет смысла в том, что вы пьете, но это не важно. Важно, испытываете вы жажду или нет. И я знаю, что, даже если вы постоянно пьете, вы будете испытывать жажду. Ум может сказать: "Какой в этом смысл, какова цель того, что вы постоянно пьете, и снова испытываете жажду? Это кажется просто замкнутым кругом. Кажется, что в этом нет смысла".

Именно так сознательный ум пытался господствовать над всем вашим бытием, потому что смысл принадлежит сфере сознательного ума. Подсознание не знает о смысле. Ему известен голод, ему известна жажда, ему известны по­требности, но оно не знает о смысле. На самом деле, у жизни нет смысла. Если вы спрашиваете, вы спрашиваете о самоубийстве. У жизни нет смысла. Она просто существу­ет, и она существует так прекрасно безо всякого смысла, и он ей не нужен. Какой смысл в том, что существует дерево, или в том, что солнце восходит каждый день утром, или луна ночью? Какой смысл в том, что дерево начинает цве­сти? И какой смысл в том, что птицы поют утром, ручьи продолжают течь, и волны, огромные волны в океане вновь и вновь бьются о камни? Какой в этом смысл?

Смысл это не целое. Целое существует так прекрасно безо всякого смысла. На самом деле, если в этом и был бы какой-то смысл, целое не было бы таким прекрасным. По­тому что вместе со смыслом приходит расчетливость, вме­сте со смыслом приходит хитрость, вместе со смыслом приходит причина, вместе со смыслом приходит разделе­ние: это имеет смысл, а это бессмысленно, в этом больше смысла, а в том меньше смысла. Целое существует безо всяких различий. Все абсолютно прекрасно, не потому что в этом есть какой-то смысл, но потому что это просто есть. Здесь нет цели.

Поэтому я сказал молодому человеку: "Если ты спрашиваешь о смысле, ты задаешь неправильный вопрос, и ты пойдешь по неверному пути". Именно так священники стали влиятельными: вы задали неправильный вопрос, и они снабдили вас неправильным ответом. Просто нужно обратить внимание на свое собственное существо. Нужна ли вам женщина, для того чтобы удовлетворить вас? Жаж­дет ли все ваше существо любви? Потому что любовь это голод, жажда. Когда вы видите проходящую мимо пре­красную женщину, внезапно, происходит ли что-то в вас? — волна, нечто невидимое, изменение? Или ничего не происходит? Продолжаете ли вы двигаться точно так же, как если бы женщина не проходила мимо? Если вы идете по дороге, и мимо проходит прекрасная женщина, и вы идете точно так же, как и до того, как она прошла, ничего не произошло, никакого волнения в вашем существе, не возникло даже ряби, тогда не нужно жениться. Но не спрашивайте о смысле. Если что-то произошло, если вы начали идти немного быстрее, или вы начали напевать мо­тив, или вы начали смотреть на прекрасную женщину, или вы начали избегать ее; если что-то произошло, так или ина­че — мне не важно что; или вы начали двигаться в том же самом направлении, что и женщина, или вы стали убегать в противоположном направлении, это не важно — если что-то произошло, значит, у вас есть потребность, которая должна быть удовлетворена. Потому что потребности су­ществуют для того, чтобы быть удовлетворенными. Может быть, однажды произойдет так, что вы пройдете мимо жен­щины, и вам будет все равно. Это хорошо, но и предыду­щее тоже хорошо. Все священно и неприкосновенно. Есть время любить, и есть время выйти за пределы этого. Есть время иметь связь и наслаждаться взаимоотношениями, и есть время, чтобы пребывать в одиночестве и наслаждаться красотой этого. И все прекрасно.

Но вы должны смотреть на потребность, а не на смысл. Смысл принадлежит сознательному уму, потребности при­надлежат бессознательному. Именно так второй вид снов вошел в существование: вы продолжаете отсекать свои по­требности, тогда ум удовлетворяет их во сне. Вы можете не жениться, потому что вы прочли великие книги и мыслите­ли отравили вас. Они подогнали ваш ум под определенный шаблон. Вы не открыты для самого существования; фило­софии ослепили вас. Тогда вы начнете отсекать свои нуж­ды, но эти нужды лишены философии, бессознательное не знает ни смысла, ни цели. Бессознательное знает только одно: что нужно вашему существу для того, чтобы полу­чить удовлетворение.

Тогда, подсознание насаждает свои собственные сно­видения. Это второй вид сновидений; очень бессмысленный для того, чтобы понять и медитировать на него. Подсозна­ние пытается связаться с вами: «Не будьте дураками! Вы будете страдать из-за этого. И не морите голодом свое су­щество. Не будьте самоубийцей. Не пытайтесь совершить медленное самоубийство, убивая свои потребности».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.