|
Правовая система: понятие, структура, функции
Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства.Поскольку правовая система – это образование, включающее в себя совокупность существующих правовых явлений того или иного государства, то она именуется национальной правовой системой.Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Правовая система – совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в её рамках (правовая система в узком смысле). Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Необходимо также различать понятия «правовая система» и «система права».Состав правовых систем:Во-первых, это явления духовного мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия (юридическая терминология), правовые принципы, правовая культура и правовая политика. Правовая политика – это стратегия и тактика правового регулирования общественных отношений. Она может быть правотворческой и правоприменительной.Во-вторых, в качестве главных элементов правовой системы выступают право (система права) и выражающие его источники (система источников права). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой системы.В-третьих, это правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни. В-четвертых, юридическая практика. Юридическая практика - это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности.В-пятых, юридическая техника, подразделяющаяся на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. В то же время наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями. Функции правовых систем:1коммуникативная (правовая система отражает существующие правовые взаимосвязи между элементами правовой действительности),2регулятивная (её элементы оказывают правовое воздействие, посредством них осуществляется правовое регулирование),3охранительная (элементы правовой системы способствуют стабильности, защищённости правовых взаимосвязей),4оценочная (анализ элементов правовой системы позволяет оценить уровень развития государственно-правовых явлений отдельной страны),5прогностическая (анализ элементов правовой системы позволяет выявить закономерности развития государственно-правовых явлений, определить направление их наиболее вероятного развития).
92. Семьи правовых систем. Правовая семья- совокуп правовых систем.объединенных общностью пути истор формиров-ия. Общностью источников. Форм закрепления и выражения норм права. Структурным единством понятийно-категориального аппарата. Соответственно выделяются следующие правовые семьи: 1Романо-германской правовой семье относятся правовые системы. Возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права. А так же канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право. Являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Страны континентальной Европы. Латинской Америки. Некоторые страны Африки. А тк Турция. 2Семья Англосаксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии. Эта система развивалась автономно и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. В данную семью входят системы США.Канады. Австралии. Новой Зеландии и ещё32 стран Британского Содружества наций. 3Семья социалистического права. По внешним признакам социалистическая правовая семья имеет определенное сходство с романо-германской системой. После 2 мировой войны она распространилась в Восточной Европе, ряде стран Азии и на Кубе. Основой данной системы стала коммунистическая идеология. В настоящее время семью социалистического права составляют правовые системы Китая. Вьетнама. Северной Кореи и Кубы. 4Правовые системы мусульманской семьи или религиозно-правовые берут свое начало в Коране и считаются плодом божественных установлений.а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Основные страны в кт действуют исламские правовые системы: Пакистан. Иран. Ирак. Саудовская аравия. Кувейт. Оман. ОАЭ. Страы исповедующие в качестве гос-ой религии ислам, индуизм, иудаизм. Классификацию можно осущ-ть и по др критериям: цивилизационному(системы. Находящиеся на одном уровне развития). Географическому (системы. Существующие на одном континенте). Региональному (системы. Функционир-ие в одном регионе) и иным общим для классифицируемых правовых систем внеш и внутр признакам.
93. Становление и развитие правовой системы РФ. Эпоха РФ началась в дек 1991 г и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 г, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления. Новый - XXI век в становлении и развитии российской государственности начался с того, что 26 мар 2000 г в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента Председатель Правительства РФ В.В. Путин, получив почти 53% голосов, одержал убедительную победу.Важнейшим направлением в деятельности нового Президента РФ стало осуществление масштабной административной реформы, так как сложившаяся структура власти требовала своего совершенствования. В связи с этим 13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ об образовании семи федеральных округов - структурных единиц нового политического деления России.Также Президентом РФ был подписан Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопросы об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал Гос Совет РФ. Указ об образовании Госсовета РФ был подписан Президентом РФ уже 1 сен 2000 года.Все вышеназванные меры были направлены прежде всего на наведение порядка в органах власти. Но это была не конечная цель, а лишь начало государственной модернизации России, которая предполагала: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.Прошедшая весной 2004 г реформа Правительства РФ и изменения в его структуре, продолжавшиеся до конца 2007 г, привели к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство РФ состоит из Премьер-министра, двух Первых заместителей, трех Вице-премьеров, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Причем в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет лично Президент РФ.1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: -Министерство внутренних дел РФ:- Федеральная миграционная служба.- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;- Министерство иностранных дел РФ;- Министерство обороны РФ:- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;- Федеральная служба по оборонному заказу;- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; - Федеральное агентство специального строительства.- Министерство юстиции РФ:- Федеральная служба исполнения наказаний;- Федеральная регистрационная служба;- Федеральная служба судебных приставов;- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.- Госуд фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);- Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);- Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);- Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);- Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);- Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);- Управление делами Президента РФ (федеральное агентство). 2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:• Министерство здравоохранения и социального развития РФ:- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;- Федеральная служба по труду и занятости;- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;- Федеральное медико-биологическое агентство;- Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи.• Министерство информационных технологий и связи РФ:- Федеральное агентство по информационным технологиям;- Федеральное агентство связи.• Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ:- Федеральное архивное агентство;- Федеральное агентство по культуре и кинематографии;- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.• Министерство образования и науки РФ:- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;- федеральное агентство по науке и инновациям;- Федеральное агентство по образованию.• Министерство природных ресурсов РФ:- федеральная служба по надзору в сфере природопользования;- Федеральное агентство водных ресурсов;- Федеральное агентство лесного хозяйства;- Федеральное агентство по недропользованию.• Министерство промышленности и энергетики РФ:- Федеральное агентство по промышленности;- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;- Федеральное агентство по энергетике.• Министерство регионального развития РФ:- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.• Министерство сельского хозяйства РФ:- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.• Министерство транспорта РФ:- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;- Федеральное агентство воздушного транспорта;- Федеральное агентство геодезии и картографии;- Федеральное дорожное агентство;- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;- Федеральное агентство морского и речного транспорта.• Министерство финансов РФ:- Федеральная налоговая служба;- Федеральная служба страхового надзора;- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;- Федеральное казначейство (федеральная служба).• Министерство экономического развития и торговли РФ:- Федеральное агентство по государственным резервам;- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;- Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Госуд комитет РФ по делам молодежи; Госуд комитет РФ по рыболовству; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная аэронавигационная служба; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба государственной статистики; Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по тарифам; Федеральная служба по фин-му мониторингу; федеральная служба по финансовым рынкам; федеральная служба по экол-му, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное космическое агентство; Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; федеральное агентство по обустройству Госуд границы РФ ;Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Изменения структуры органов исполнительной власти РФ произведены в соответствии с КРФ и Фкз «О Правительстве РФ» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти. Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Гос Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Гос Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные К РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения эконоМ-х укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспеч благополучия и процветания народов России, целостности и независим гос, защита прав и свобод ч-ка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|