|
Функции права: понятие, признаки, виды
Категория функций права имеет научное и практическое значение. Ценность данной категории заключается как в описании реальных действий субъектов по осуществлению целей правового регулирования, так и в выявлении зависимостей между нормами права, правоотношениями, юридическими актами и другим социальным контекстом. В итоге складывается представление о функционировании права, то есть о том, как оно взаимодействует, влияет, воздействует (в том числе – в каких пределах, формах, какими методами) на различные социальные институты. Функции права – это обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия на общественные отношения. В них проявляется его сущность и социальное назначение. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Признаки функций права: 1) они вытекают из сущности и определяются назначением права в обществе 2) это такие направления его воздействия на общественные отношения, необходимость существования которых порождает и необходимость существования права как социального явления 3) выражают основные черты права и направлены на решение коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе 4) характеризуются постоянством своего существования, но это не исключает разумный динамизм. Статус права в обществе характеризуется в двух тесно связанных измерениях:1) общесоциальном (право рассматривается как явление культуры, оказывающее широкое неформальное влияние на весь комплекс общественных отношений)2) юридическом (в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему средств).И соответственно выделяют две группы функций права: общесоциальные и юридические.1. группа: Общесоциальные функции:1) культурно-историческая (право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества)2) воспитательная (в качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной (обычной) нравственной, религиозной – право оказывает воспитательное воздействие на поведение субъектов через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, наказание, …), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны)3) функция социального контроля (право в этом направлении оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения, с другой – ограничения того или иного поведения. В данном случае речь идёт именно об общесоиальном механизме действия (функционирования) права, когда ещё не используются специальные юридические институты и рычаги социального контроля за поведением членов общества)4) информационно-ориентирующая (право формирует социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения. Люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения) 5) коммуникативная (право выступает как средство общения людей, нахождения взаимопонимания между ними)2. группа: Принято также выделять собственно юридические функции (это направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только ему юридические средства). Выделяют: 1) регулятивная(заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: фиксировать субъектный состав правоотношений; определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают возникновение или изменение тех или иных юридических последствий; формировать права и обязанности участников правоотношений. В основе регулятивной функции лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта функция имеет две разновидности: 1.1.) регулятивная статическая или функция закрепления, стабилизации общественных отношений (реализует ту часть права, которая заключается в закреплении общественного статуса различных субъектов (закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц). Она реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.)1.2) регулятивная динамическая (с её помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Она осуществляется с помощью обязывающих норм. Она находит своё выражение в правоотношениях активного типа.)2) охранительная (заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В её основе находятся главным образом запрещающие нормы права. Её содержание включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности.)Такое разделение функций на регулятивные и охранительные имеет определённую теоретическую условность, так как также, как и регулятивная функция, охранительная реализует основное социальное назначение права – упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний. 3) выделяют также оценочную функцию (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Право здесь выполняет некую превентивную роль. Реализуется через охранительные и поощрительные нормы.).
41. Ценность права.- это специфи соц опред О окруж мира, выявляющие их + и – знач для чел и общ. Соц цен права- значение данного явления в жизни личности и общ. Выраж в следующ: 1 обеспеч всеобщ устойч порядок в общ отнош, 2 достич опред-ть, точность в самом содерж общ отнош. Отделение правомерного поведения от неправомерного. 3 обеспеч возмож нормальных активных действ чел, препятств незак вмешат в сферу его деят с помощью мех юр отв. 4. Обеспеч оптим сочетание свободы и справе. 5. На правов основе формир инстит гражд обще:рын экон, многопарт полит система, свобод СМИ и прав гос. Соц цен гос проявл в том что1 представ собой регулятивно-управляющий мех общ. 2 привано обеспечить порядок в общ 3. Интегрирует общ 4.созд условия для развития общ 5. В направлен политики гос. а именно(дост жизни.соц поддержка. Удовлетв общ потребн, основа для формир гр общ). Иначе говоря Г и П ценно если они прямо или косвенно способ свобод развит и самосоверш ел в историю.
42. Соотношение государства и права.
Традиционно в науке различались два подхода к вопросу о соотношении государства и права.1. Этатистский подход: приоритет государства над правом; право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится в подчиненном к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как к совокупности норм, издаваемых государством.2. Естественно-правовой подход: Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода, праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно «старше государства», «никакое государство» и никакая власть не есть первоначальный источник права». Такой подход имеет несомненные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права.3. Существует итретий (дуалистический) подход к рассматриваемой проблеме, позволяющий в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Связь видится более сложной и носит характер двусторонней функциональной зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между правом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики. Связь государства и права представляется иной:государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой - мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе.В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем, государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и. т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права – нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право – в нормативную систему. Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке – воздействие государства на право и влияние права на государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность. Единство состоит в том, что государство и право:1) возникают и развиваются совместно;2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;3) выступают средствами управления, инструментами власти;4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право являются 1. правотворчество – Исторический опыт показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний – общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства – формальную определенность, общеобязательность. 2. (особенно) правореализация – Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. Какое значение имели бы нормы, скажем, административного или уголовного права без правоохранительных органов? За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества. Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в Праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние. основными сферами воздействия государства на право являются 1. право юридически оформляет государство, 2. регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. 3. регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, 4. устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т. д. 5. с помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. 6. право –важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|