|
Правовой институт: понятие, признаки, виды
Институт права – это обособленная группа норм права, регулирующих общественные отношения конкретного вида, образует обособленную часть отрасли права. Если юридическая норма – «исходный элемент», «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой «первичную правовую общность». Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в конституционном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д.Признаки институтов права: 1представляет собой совокупность норм права, 2 является структурным элементом отрасли права, 3 носит объективный характер, 4характеризуется целостностью, внутренним единством, 5 направлен на регулирование определённой группы общественных отношений, 6 обладает относительной автономией.Виды правовых институтов. 1. по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. 2. По этому же признаку они подразделяются наматериальные и процессуальные. 3. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права (напр., институт гражданства, институт уголовной ответственности), амежотраслевой – из норм двух и более отраслей (напр., институт государственной собственности, институт опеки и попечительства). 4. простые и сложные (или комплексные).Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений.Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя субинституты заключения договора, ответственности. 5. регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений,охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права),учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организации, должностных лиц, а также граждан (характерны для конституционного и административного права).Институты помогают отразить объединение и дифференциацию норм права, их внутренние взаимосвязи, лучше ориентироваться в правовом материале. Представляют собой своего рода минисистему, входящую в качестве элемента в состав отрасли. Институт может отражать степень развитости и урегулированности отдельных групп (сфер) общественных отношений. Со временем (при их развитии) может перерасти в отдельную отрасль права. Может отражать взаимосвязи отдельных отраслей права.
48. Норма права: понятие, признаки, содержание, виды
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на регулирование общественных отношений. Признаки: 1. Норма права естьмера свободы волеизъявления и поведения человека. Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений. 2. Этоформа определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. 3. представляя собой общее правило поведения, направлена на регулирование общественных отношений индивидуально не определённых субъектов. То есть распространяет своё действие на всех субъектов, попадающих в ситуацию, урегулированную нормой права.4. Норма права представляет собой правило поведенияобщеобязательного характера, то есть она указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере её действия. 5. Это формально-определённое правило поведения. Те нормы права закреплены в официальных источниках, внешне выражены. Посредством формального закрепления они становятся чёткими, однозначными, общеизвестными.6. Норма права есть правило поведения,гарантированное государством. 7. Она обладает качествомсистемности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Содержание норм права составляют дозволения, обязывания и запреты. Содержание также можно рассматривать как: 1. формально-юридическое – это то содержание, которое выражено, закреплено в официальных документах (источниках права). 2. политическое – с этой точки зрения содержание нормы права представляет собой модель поведения, идеальную с точки зрения политически господствующих в данном обществе сил. (т.е. отвечает на вопрос почему именно так сформулировано, закреплено (по содержанию) правовое предписание на данном этапе исторического развития в данном государстве).3. оценочное – норма права как модель поведения является критерием для познания, оценки реальных фактических поступков субъектов как правомерных или неправомерных.Виды:1. По предмету правового регулирования (в зависимости от регулируемых отношений) нормы права подразделяются на: нормы конституционного, гражданского, уголовного, семейного права и др. 2.По роли в правовом регулировании нормы делятся на: а)регулятивные (рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений), которые в свою очередь подразделяются на *наделяющие правами, *обязывающие и запрещающие; б)охранительные (рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия); в)учредительные (нормы-принципы); г)обеспечительные (нормы-гарантии),д)декларативные (нормы-объявления, нормы-цели); е)дефинитивные (нормы-определения); ё)коллизионные (нормы-арбитры); ж)оперативные (нормы-инструменты – дата вступления НПА в силу). 3.По характеру обязательности нормы подразделяются на 1императивные нормы, требование которых не может быть изменено соглашением сторон, и 2диспозитивные, которые предоставляют участникам отношений право самим путём соглашения определять круг и объём прав и обязанностей. 4.По суб правотворчества различают нормы, 1исходящие от государства и 2непосредственно от гражданского общества. 5.По сфере действия вычленяются :1нормы общего действия (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства).2нормы ограниченного действия (имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами (субъекты РФ)).3локальные нормы (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур)6. В зависимости от функциональной роли :1исходные (определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи и направления: декларативные, нормы-принципы, дефинитивные).2общие нормы (присущи общей части той или иной отрасли права и распространяют своё действие на все или большую часть институтов отрасли).3специальные (относятся к отдельным институтам, регулируют определённый вид родовых общественных интересов с учётом присущих им особенностей) Детализирующие. 7. В зависимости от характера:1материальные (устанавливают, определяют существо правила поведения, статус),2процессуальные, процедурные.8. По времени действия:постоянныеивременные.9. По юридической силе (по источнику закрепления).10. По степени определённости предписания:абсолютно определённые (точно определены условия, права и обязанности сторон, меры ответственности),относительно определённые (устанавливается возможность определить вариант поведения в определённых границах исходя из конкретных обстоятельств дела),альтернативные (предполагают возможность выбора из нескольких предложенных вариантов регулирования – права потребителя при продаже ему некачественной вещи).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|