|
Правовая культура и правовое воспитание.
Культура – истор опред-ый уровень развития общ, творческих сил и способностей ч-ка, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура».Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества», уровняправовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Правовая культура в таком понимании есть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития общества. Правовая культура – часть духовной культуры, которая характеризует степень совершенства законодательства, его знания и понимания гражданами и должностными лицами, правильной реализации правовых требований и соблюдения законности в обществе. Правовая культура – это качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и собственно правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством прав и свобод человека. Она опирается на правосознание и, в некотором смысле, определяется им и выражается в юридически значимом поведении. Человеком, обладающим правовой культурой является тот, кто в своей деятельности следует внутренне осознанным правовым предписаниям. Структура правовой культуры.1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры. 2. элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Она состоит из 1) теоретической – деятельность ученых-юристов, 2) образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и 3) практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права. 3. элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражаются и закрепляются нормы права данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д. ).Правовая культура также имеет профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно. В состав правовой культуры (ещё один вариант выделения структурных элементов) входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.Функции правовой культурыПравовая культура выполняет несколько функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую.1). Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. 2). Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, определенных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому – «по вертикали» и между субъектами – «по горизонтали». 3). Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка. Достигается это через формирование и закрепление в сознании людей присущих правовой культуре идеалов, ценностей, принципов, традиций и образцов общественно полезного, юридически значимого поведения. 4). Нормативно-ценностная (оценочная) функция правовой культуры состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие подвергаются критическому осмыслению.5). Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства. 6). Прогностическая функция правовой культуры охватывает возможность проследить тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы. Виды правовой культуры.Сущ-ют различные виды правовой культуры, которые можно классифицироватьна основе следующих критериев:1. По степени познания правовых явлений или использования их в правовой деятельности выделяют три уровня: Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правая культура имеет поверхностный и неглубокий характер.Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых, философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права.. 2. По типам культуры (цивилизации) можно различать правовую культуру :традиционную;европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и представителей власти; предпочтениями к не правовым средствам достижения фактических результатов. Можно сказать, что эта своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.3. В зависимости от носителя правовой культуры выделяют правовую культуру: личности, группы и общества..Своеобразием отличается правовая культура личности. Она отражает степень и характер правового развития личности, культуру её правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере. Правовая культура есть такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях Правовая культура – результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них – ко всей правовой жизни общества. Соответственно правовая культура личности включает: правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой деятельности и правового поведения..Выделяют также групповую правовую культуру. Это правовая культура различных социальных общностей. Важно выделять профессиональную правовую культуру. Это одна из форм (разновидностей) правовой культуры. Её носителем является группа людей, профессионально вовлеченных в юридическую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффективно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, например, судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень право вой культуры различен и среди представителей одной и той же профессии. Правовая культура общ зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Это правовая культура населения в целом. Правовая культура общества выражается в гарантиях объективных прав и свобод, правовой активности граждан, уважении к правосудию, их готовности соблюдать и исполнять законы, в уровне совершенства законодательства, уровне правосознания должностных лиц, их убежденности следовать предписаниям норм права, в эффективности работы правоохранительных органов, наконец в уровне законности и правопорядка в целом. Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и право вое развитие государства. Различаютвнутреннюю и внешнюю правовую культуру, теоретическую и практическую правовую культуру.Правовое воспитание способствует правовой социализации личности. Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Правовое воспитание – это основанная на принципах правовой педагогики целенаправленная деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе. Правовое воспитание осуществляется через определенную систему форм, с помощью определенных средств и методов.К формам правового воспитания относятся: правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.), правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей и др.), самовоспитание (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими), организованная и контролируемая социально-правовая практика населения, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность). В основе применения всех указанных форм лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права. Наконец следует обратить внимание на такую форму, как самовоспитание, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов – способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма. Общими целями правового воспитания являются:достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь тех норм, которые непосредственно касаются человека; повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|