Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и роль гос-ва в политической системе общества. 28. Взаимодействие гос-ва с иными элементами политической системы общ-ва.





Государство нельзя отождеств­лять с политической системой. Его следует рассматривать не как совокуп­ность разрозненных органов, а как целостный политический институт. Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его положение характеризуется следующими особенностями:1). Государство – не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов об­щества, находящихся в политико-правовой связи с государством, не­зависимо от классовой, возрастной, профессиональной и про чей при­надлежности. 2). Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. 3). С деятельностью государства, с осуще­ствлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. 4). Государство не выступает, да и не может вы­ступать в качестве основы или главного структурного элемента поли­тической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы.5). государство играет немало важную роль в совершенствовании об­щества как собственника основных орудий и средств производ­ства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;6). только им и от его имени принимаются власт­ные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная фор­ма политической интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства;7). государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;8). В правовых актах законодательно закрепля­ются основные политические принципы, нормы и процедуры, оп­ределяются допустимые границы и возможности политической деятельности как правящих, так и оппозиционных структур;9). государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической вла­сти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и об­щества.10). Прежде всего через государство индивид «включается» в политичес­кую систему общества, Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, кото­рый в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы обще­ства.11). Государство играет роль надклассового арбитра. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической систе­мой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политичес­кой системы.12). Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. 13). Политическая система находится в постоянном движении. Только законная государствен­ная власть может обеспечить относительно безболез­ненный и бескровный переход к новому состоянию общества. 14). Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Самое существенное в государстве — не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни. Государство выступает не только самостоятельным субъектом по­литики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов поли­тических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полно­мочиями: 1может устанавливать в законодательстве правовой режим органи­зации и функционирования всех иных субъектов политики - полити­ческих партий, движений, групп давления и т.п.; 2регистрирует их соответствующими органами (как правило, мини­стерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и госу­дарственных делах; 3может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и при менять меры принуждения за соответ­ствующие правонарушения. Наряду с государством особое место в политической жизни зани­мает и право как важнейший социальный институт. Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:1) служит одним из средств связи между обществом и его политиче­ской системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил; 3) интегрирует общество, делает политическую систему стабиль­ной (в частности, конституции и законы обычно на длительный пери­од закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);4) устанавливает правовые формы организации, функционирова­ния и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.; Поэтому все структур­ные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои полити­ческие притязания с учетом пределов свободы поведения. 5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзакон­ных актах) положение субъектов политической организации – государство, поли­тичecкиe партии, движения, общественные объединения и т.п., кото­рые должны действовать в их рамках.6) Право – своеобразный аккумулятор волевых уст­ремлений людей: индивидов, социальных групп, клас­сов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиоз­ных сообществ.7) Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорби­рует разнообразную социальную информацию (юриди­чески и политически значимую), а с другой – переводит политические требования на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека. Государство и другие элементы политической системы общества.Сравнение, сопоставление государства и других соци­альных институтов общества позволяет лучше познать государство как политическую организацию общества, ярче выявляет именно поли­тическую суть государства и государственной власти, специфику струк­турной (аппаратной) организации государства. Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, воз­никновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициати­ву и поддержку.Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, нужно всегда помнить, что эти отношения двусторонние. Общественные организации 1). участвуют в выра­ботке и реализации политики государства. 2). они - непременные участ­ники всех политических кампаний, в том числе таких как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. 3). общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. 4). мно­гие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с обществен­ными организациями. Следует отметить, что общественные организации действуют в рам­ках правового режима, установленного государством. Прежде всего это выражается 1). в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, ис­пользование ими широких политических свобод. 2). права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государ­ственных органов ( суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.3). взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными органи­зациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственно­го руководства. 4). общественные организации – это не филиалы государства, а самостоя­тельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Государство и политические партии. Политическая партия – это весьма формализованная политиче­ская организация со своей структурой, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяю­щая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей непосредственной задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политиче­ских преобразований, достижение неких целей и идеалов. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоре­чиями между классами и социальными слоями, борьбой за преиму­щества в осуществлении именно своей политики. В отличие от других ее институтов, кото­рые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентиру­ются прежде всего на защиту социально-экономических и иных ин­тересов их членов, главным призванием политических партий явля­ется нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.Функции политических партий:1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;2) активизация и интеграция определенной части людей;3) борьба за политическую власть и за ее использование, опреде­ление форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меня­ющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);4) подготовка и про ведение избирательных кампаний по форми­рованию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятель­ностью;5) разработка партийной идеологии, создание и реализация по­литической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;б) политическое воспитание общества в целом или его части;7) подготовка и выдвижение кадров для партии, государственно­го аппарата и различных общественных организаций, формирова­ние правящей элиты.Классификация политических партий: 1. По способам реализации своей деятельности:1). парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятель­ности, и 2). партии, которые ставят задачей насильственные преобразо­вания общественного строя, насильственный захват власти.2. По социальной направленности своей программы и деятель­ности:1). социал-демократические (усиление роли государства, вмешательства его в жизнь общества), 2). либерально-демократические, 3). коммунистические, 4). классо­вые, 5). националистические, 6). расовые,7). фашистские, 8). религиозные, 9). госу­дарственно-патриотические и т.п.;3. По идейным основаниям их деятельности:1). доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), 2). праг­матические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и 3). харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);4. По методам выполнения своей программы:1). революцион­ные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и 2). реформаторские (стремящиеся к улучшению общест­венной жизни без структурных принципиальных изменений);5. по характеру политических действий:1). консервативно-ре­акционные (резкие движения власти, частичный отказ от демократии), 2). умеренные, 3). радикально-экстремистские (склонны к незаконным средствам борьбы);6. по представительству в высших органах государственной влас­ти и отношению к официальной политике:1). правящие и 2). оппози­ционные (последние в свою очередь могут разделяться на легаль­ные, полулегальные и нелегальные);7. по месту в политическом спектре:1). левые (реформаторы), 2). центристские и 3). правые (консерваторы).8. По основаниям объединения:1) конфессиональные (общность веры);2). на основе национального интереса;3). на основе любого другого интереса.Так называемыеправящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. То есть руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимо­сти от того, какая парламентская партия пришла к власти. В крайних случаях взаимо­действие партии и государства приводит к такой политической сис­теме, которая может быть определена как «партийное государство». «Партийное государство» – государство, в котором функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государствен­ной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных струк­турах и лишь оформляются государственными институтами. В «пар­тийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль, и политическая система стано­вится тоталитарной системой.Политические, национальные движения как элементы политической системы. Это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические, нацио­нальные, культурные движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные ко­митеты, президиумы и т.п.). В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельнос­тью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их устав­ными нормами и программными устремлениями, а также не имею­щие четко выраженных политических интересов.Отличие общественно-политических движений от политических партий:1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессио­нальных и других групп);2) общественно-политические движения, как правило, придер­живаются только одной политической концепции и добиваются ре­шения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение пре­кращает свое существование);3) общественно-политические движения не столь долговремен­ны, как партии;4) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к ре­шению своих проблем (при борьбе за власть общественно-полити­ческое движение трансформируется в политическую партию);5) центром политической активности в общественно-политичес­ком движении выступает его ядро (авангард) - инициативные груп­пы, клубы, союзы и Т.д.;6) в общественно-политическом движении отсутствуют формаль­ная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и проч.).Группы давления в связи с их относительно жесткой организаци­онной структурой могут оказывать большое воздействие на полити­ческую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли прави­тельство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, за­бастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п.Типичными способами воздействия групп давления на государ­ственные органы являются:1) непосредственное выдвижение своих членов в состав предста­вительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;2) участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;3) поддержание личных контактов с членами парламента, прави­тельства, прочими чиновниками и т.д.Эффективность деятельности группы давления во многом зави­сит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, инфор­мация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и проч.).В отличие от политических партий, цель которых – завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию кон­кретных решений государственными органами.Государство и общественные организации. Не менее сложны и от­ношения государства с профсоюзными и другими общественными организациями. Профессиональные союзы появились на определенном этапе исто­рического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Политические системы некоторых обществ включали или оттор­гали профессиональные союзы, придавали им различное значение. Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности проф­союзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противобор­ствующим, разрушающим элементом.Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции в сфере трудовых отношений.В истории политических систем особый вопрос – соотношение государства и церкви. История знает теократические и светские госу­дарства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюрали­стические, соответственно существовали и разные политические си­стемы.Как правило, политические системы большинства обществ, осо­бенно на современном этапе, исключили формально церковь из сво­его состава, произошло отделение государства от церкви. Этот прин­цип закреплялся конституционно, государство формально не вмеши­валось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и ав­тономии религии. В тоталитарно-распределительных политических системах фор­мальный лозунг невмешательства скрывал фактическое участие госу­дарства в делах церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли откры­тое принуждение для насильственного разрушения религиозных си­стем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества, раз­рушения культовых сооружений. А в обществах, где господствовали некоторые религиозные систе­мы, например ислам, напротив, религиозные организации оказыва­ли и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смысл обще­ственной, политической жизни, выступают фактически важным ин­ститутом политической системы.Взаимоотношения государ­ства и органов самоуправления, самоорганизации общества. Удельный вес органов самоуправления в поли­тической системе общества весьма велик. Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной террито­рии, направленная на решение вопросов местного значения в интере­сах жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности насе­ления от органов государственной власти в решении местных про­блем. С одной стороны, местное самоуправление отделено от государ­ственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им орган местного самоуправления.Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: 1структура и компетенция этих органов определяется населе­нием самостоятельно; 2обладают полномочиями на решение вопросов местного зна­чения; 3в пределах своей компетенции издают правовые акты; 4являются юридическими лицами; 5не входят в систему органов государственной власти.Органам местного самоуправления может передаваться осуществление отдельных государственно-властных полномочий. Законодательно установлена ответственность органов местного самоуправления перед государством. Способ децентрализации власти.



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.