|
Механизм государства24. 25.
Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией«государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления (не включая вооружённые силы, милицию, исправительные учреждения, … Механизм государства, как и всякое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их взаимосвязей, материальных и финансовых средств государственной власти. Конкретные связи органов государства весьма разнообразны и изучаются такими учебными курсами, как конституционное, административное, финансовое право. В теории государства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно. Государственные органы, выполняя разные функции, должны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства знает три способа согласования элементов государственного механизма:1) сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) организацию органов государства, основанную на принципах демократического централизма (в федеративных государствах).Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность органов и учреждений посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно-распорядительная функция государства. Государственный аппарат – это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Признаки механизма государства: 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. Это не механическое соединение государственных органов, а их чётко организованная, строго упорядоченная целостная система.2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, – вооруженные силы, органы милиции, тюрьмы и др. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. 5. Существует и действует за счёт средств общества.6. Принимает общеобязательные для всего общества веления.7. Действует в публичном интересе.8. Формируется на основе законодательства.Принципы организации и деятельности государственного механизма: 1. конституционные: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизма; 2. закрепленные в законах: верховенство закона над подзаконными актами; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; принцип сочетания выборности и назначаемости; принцип иерархичности; профессионализм и компетентность госслужащих; гласность в осуществлении государственной службы; ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийность государственной службы; экономичность государственной службы; сочетание коллегиальности и единоначалия.В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций, единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений, наличие в некоторых странах единой официальной идеологии, наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов, общность конечных целей и задач, стоящими перед государственными органами и организациями. Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение. Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая – только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой. Также в структуру включают государственных служащих, организационные и финансовые средства.Аппарат современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупныеподсистемы. Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения, предприятия. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей – войско, полиция.К органам государства примыкают государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.Государственные организации – это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность государства (вооружённые силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция, …). Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, почта, вузы, научно-исследовательские учреждения, театры, вокзалы …). Аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением.Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.Структура механизма государства включает в себя: государственные органы; государственные учреждения и предприятия; государственные служащие; организационные и финансовые средства, а также принудительная сила.
Государственный орган
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством для осуществления строго определённого вида государственной деятельности. Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. Право государственного органа выступать самостоятельным субъектом властных, административных, а также гражданских правоотношений не принадлежит его аппарату, призванному оказывать консультативную, вспомогательную и техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа, управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалтерия и др. Признаки: 1.Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями. 2 Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. 3 Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. 4 Наличие юридически закреплённой организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения (статуса), определяющего его место и роль в государственном аппарате (социальное назначение), а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями. Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. 5 Формируются по воле государства и осуществляют свои функции от имени государства, по его поручению.6 Орган государства активно участвует в реализации функций государства. 7 Каждый государственный орган выполняет строго определённые, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности. Совокупность властных полномочий органа государства определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. 8 Создаются на заранее не определённый срок (как правило). 9 Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции – властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность. Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене. 10 Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения. 11 Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой,имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета). 12 В процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица (т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственные органы осуществляют свои полномочия тремя способами:принятие нормативных правовых актов; принятие правоприменительных актов; конкретно-организационной деятельностью. Классификация :1) по способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. 2. по объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы. 3. по широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции (отраслевые и функциональные). Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). 4. Органы государства исходя из порядка формирования бывают выборные и назначаемые 5. По составу: коллегиальные и единоличные.6. Исходя из принципа разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные.7. По уровню действия(исходя из формы государственного устройства): федеральные и субъектов федерации.8. По срокам полномочий: постоянные и временные (в период действия чрезвычайных обстоятельств).9. По правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные. Принципы организации и деятельности: 1. Принцип демократизмаозначает признание народа источником власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга прав и свобод. 2. Принцип гласности. В его содержание входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного механизма. 3. Принцип законности. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащихся в многочисленных и разнообразных нормативных актах, строгая и неуклонная реализация которых и составляет содержание указанного принципа. 4. Принцип национального равноправия заключается в том, что доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. 5. Гуманизм. Этот принцип означает признание целостности человека как личности, утверждение приоритетов его интересов в деятельности государства. 6. Централизм. Обусловлен тем, что государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь либо только подчинение по вертикали, либо подчинение по вертикали и по горизонтали. 7. Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность - это достаточно сложная и специфическая деятельность, что обусловлено современным уровнем развития человеческого общества, многообразием и сложностью общественных отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно и эффективно осуществляется специалистами, поэтому отмеченный принцип имеет важное значение наряду с другими принципами. 8. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Первый выражает демократические начала, второй — бюрократические. Разным органам в силу их специфики свойственны разные принципы. 9. Разделение власти.Суть этого принципа состоит в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа, поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (ветвей), её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти.
21. государственная служба и гос. Служащие. Гос-ая служба- профессион-ая деят по обеспечению полномочий.Гос-ый служащий- признается гражд РФ исполн обязанности в орг гос власти за денежное вознаграждение.выплачиваемые из фед бюджета или бюдж суб РФ. Все гос-ые должн можно разд-ть на 3 категории: 1 гос категории А(депутаты, Ген Прокрор), 2 Гос кат Б-для обеспеч исполнений полном лиц в кат А., 3 кат В- они создаются для обеспеч лиц кат Б. В интересах эффективной работы гос аппарата з-н накладывает на гос служащих: 1 он не вправе заним др оплачиваемой деят-тью(творчество), 2 он не может быть депутатом, 3 он не может заним предпринемательской деят-тью, 4не может получать от физ и юр лиц денежное пособие, 5 не может принимать без презедента награды, 6 не может участвовать в забастовках. Прохождение гос-ой службы включ в себя: 1 постп на гос службу(принцип равного доступа, но допуск треб к уровню подготовки, стажу, возрасту, сост здоровья), 2 при прохожд гос службы з-н устан в кач-ве обязательного требован прохождение аттестации, не реже 1 раза в 4 г., 3 прикращение гос службы, кроме предусм Труд к: 1 достижен предельного возраста, 2 прекращ гражданства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|