Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм государства24. 25.





Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции госу­дарства. Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией«государственный ап­парат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широ­ком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных ор­ганов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смыс­ле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления (не включая вооружённые силы, милицию, исправительные учреждения, … Механизм государства, как и всякое сложное системное об­разование, состоит не только из государственных органов, но и их взаимосвязей, материальных и финансовых средств государственной власти. Конкретные связи органов государства весьма разно­образны и изучаются такими учебными курсами, как конституционное, административное, финансовое право. В теории госу­дарства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно. Государственные органы, выполняя разные функции, долж­ны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства знает три спосо­ба согласования элементов государственного механизма:1) сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) организацию органов государства, основанную на принципах демократического централизма (в федеративных государствах).Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность органов и учреждений посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно-распорядительная функция государства. Государственный аппарат – это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Признаки механизма государства: 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их дея­тельности. Это не механическое соединение государственных органов, а их чётко организованная, строго упорядоченная целостная система.2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются госу­дарственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой на­чалами субординации и координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техниче­скому уровню каждой эпохи, – вооруженные силы, органы милиции, тюрьмы и др. 4. При помощи ме­ханизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. В силу то­го, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены под­страиваться к изменяющимся его функциям. 5. Существует и действует за счёт средств общества.6. Принимает общеобязательные для всего общества веления.7. Действует в публичном интересе.8. Формируется на основе законодательства.Принципы организации и деятельности государственного механизма: 1. конституционные: народовластие, гуманизм, федерализм, разде­ление властей, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, демократизма; 2. закрепленные в законах: верховенство закона над подзаконны­ми актами; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе в соот­ветствии со способностями и профессиональной подготовкой; принцип сочетания выборности и назначаемости; принцип иерархичности; профессионализм и компе­тентность госслужащих; гласность в осуществлении государственной службы; ответствен­ность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийность государственной службы; экономич­ность государственной службы; сочетание коллегиальности и единоначалия.В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций, единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений, наличие в некоторых странах единой официальной идеологии, наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов, общность конечных целей и задач, стоящими перед государственными органами и организациями. Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение. Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая – толь­ко принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой. Также в структуру включают государственных служащих, организационные и финансовые средства.Аппарат современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупныеподсистемы. Первичной ячейкой государства выступают его органы и уч­реждения, предприятия. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, прави­тельство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информа­ции, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема – это органы право­порядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуж­дения осуществляют вооруженные отряды людей – войско, полиция.К органам государства примыкают государственные учреждения и предприятия, которые властными полно­мочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образова­ния, здравоохранения, науки и др.Государственные организации – это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность государства (вооружённые силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция, …). Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, почта, вузы, научно-исследовательские учреждения, театры, вокзалы …). Аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением.Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.Структура механизма государства включает в себя: государственные органы; государственные учреждения и предприятия; государственные служащие; организационные и финансовые средства, а также принудительная сила.







Государственный орган

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуще­ствлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством для осуществления строго определённого вида государственной деятельности. Госу­дарственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. Право государственного органа выступать самостоятельным субъектом властных, административных, а также гражданских правоотношений не принадлежит его аппарату, призванному оказывать консультативную, вспомогательную и техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа, управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалте­рия и др. Признаки: 1.Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автоно­мией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями. 2 Государственный орган всегда структурно обособлен от дру­гих органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоя­тельным субъектом и в пределах компетенции принимает реше­ния, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или по­следующем одобрении другими органами или должностными лицами. 3 Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. 4 Наличие юридически закреплённой организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения (статуса), определяющего его место и роль в государственном аппарате (социальное назначение), а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями. Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. 5 Формируются по воле государства и осуществляют свои функции от имени государства, по его поручению.6 Орган государства активно участвует в реализации функций государства. 7 Каждый государственный орган выполняет строго определённые, установленные в законодательном порядке виды и формы деятельности. Совокупность властных полномочий органа государства оп­ределяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. 8 Создаются на заранее не определённый срок (как правило). 9 Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции – властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность. Каждый орган государства может действовать только в рам­ках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или дейст­вия за пределами предоставленных полномочий подлежат неза­медлительной отмене. 10 Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения. 11 Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой,имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета). 12 В процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица (т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Государственные органы осуществляют свои полномочия тремя способами:принятие нормативных правовых актов; принятие правоприменительных актов; конкретно-организационной деятельностью. Классификация :1) по способу возникновения они подразделяются на первичные и производ­ные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установ­ленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их власт­ными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. 2. по объему властных полномочий органы государства классифицируют­ся на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (на­пример, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно оли­цетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы. 3. по широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции (отраслевые и функциональные). Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируют­ся на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финан­сов, министерство юстиции). 4. Органы государства исходя из порядка формирования бывают выборные и назначаемые 5. По составу: колле­гиальные и единоличные.6. Исходя из принципа разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные.7. По уровню действия(исходя из формы государственного устройства): федеральные и субъектов федерации.8. По срокам полномочий: постоянные и временные (в период действия чрезвычайных обстоятельств).9. По правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные. Принципы организации и деятельности: 1. Принцип демократизмаозначает признание народа источником власти, признание его права на участие в принятии политических реше­ний, провозглашение широкого круга прав и свобод. 2. Принцип гласности. В его содержа­ние входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного механизма. 3. Принцип законности. Вся деятельность государственных ор­ганов урегулирована нормами права, содержащихся в многочисленных и разнообразных нор­мативных актах, строгая и неуклонная реализация которых и составляет содержание указан­ного принципа. 4. Принцип национального равноправия заключается в том, что доступ к за­мещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. 5. Гуманизм. Этот принцип означает при­знание целостности человека как личности, утверждение приоритетов его интересов в дея­тельности государства. 6. Централизм. Обусловлен тем, что государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь либо только подчинение по вертикали, либо подчинение по вертикали и по горизонтали. 7. Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управ­ленческая деятельность - это достаточно сложная и специфическая деятельность, что обу­словлено современным уровнем развития человеческого общества, многообразием и сложно­стью общественных отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно и эффективно осуществляется специалистами, поэтому отмеченный принцип имеет важное значение наряду с другими принципами. 8. Сочетание единоначалия и коллеги­альности. Первый выражает демократические начала, второй — бюрократические. Разным ор­ганам в силу их специфики свойственны разные принципы. 9. Разделение власти.Суть этого принципа состоит в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного челове­ка или одного органа, поэтому необходимо разделение всей государственной власти на не­сколько составляющих (ветвей), её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти.

21. государственная служба и гос. Служащие. Гос-ая служба- профессион-ая деят по обеспечению полномочий.Гос-ый служащий- признается гражд РФ исполн обязанности в орг гос власти за денежное вознаграждение.выплачиваемые из фед бюджета или бюдж суб РФ. Все гос-ые должн можно разд-ть на 3 категории: 1 гос категории А(депутаты, Ген Прокрор), 2 Гос кат Б-для обеспеч исполнений полном лиц в кат А., 3 кат В- они создаются для обеспеч лиц кат Б. В интересах эффективной работы гос аппарата з-н накладывает на гос служащих: 1 он не вправе заним др оплачиваемой деят-тью(творчество), 2 он не может быть депутатом, 3 он не может заним предпринемательской деят-тью, 4не может получать от физ и юр лиц денежное пособие, 5 не может принимать без презедента награды, 6 не может участвовать в забастовках. Прохождение гос-ой службы включ в себя: 1 постп на гос службу(принцип равного доступа, но допуск треб к уровню подготовки, стажу, возрасту, сост здоровья), 2 при прохожд гос службы з-н устан в кач-ве обязательного требован прохождение аттестации, не реже 1 раза в 4 г., 3 прикращение гос службы, кроме предусм Труд к: 1 достижен предельного возраста, 2 прекращ гражданства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.