Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка





Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

 

Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

 

Непринужденность повествования

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

 

Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.



 

Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

 

Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

 

Итак, при написании эссе важноопределить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.



 

Правила написания эссе

• Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

• Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

• Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

• В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 

Реклама –это особая форма творчества со своими приемами. Реклама должна быть четкой и запоминающейся. На это работают все составляющие рекламы. А они в свою очередь зависят от вида рекламы, т. е. от того, где расположена реклама – на радио, телевидении, в газете и т. д. Реклама – это понятие сугубо коммерческое, а следовательно, стиль и язык рекламы зависят от цены.

 

Главная цель рекламы – воздействовать на подсознание людей. Это не одноразовая акция, реклама должна изо дня в день напоминать потенциальному покупателю о товаре. Она может быть в стихотворной, прозаической, песенной форме. Она должна запоминаться с первого раза и «застревать» в голове. Реклама должна побуждать к действию, призывать людей приобрести товар. Отсюда предложения в повелительном наклонении: Приходите; Купи. Реклама обращается к покупателю, причем обращение может быть как к группе людей, так и к отдельному человеку в уважительной форме на «Вы», и использует эффект сближения с людьми, когда потенциальный продавец обращается к потенциальному покупателю в фамильярной форме на «ты». Расчет ведется на то, что каждый индивид будет воспринимать это как обращение лично к нему и будет следовать дружеская реакция. В рекламных текстах в изобилии используются прилагательные, просторечия и другие стилистические средства, способствующие индивидуализации рекламы и продвижению ее на рынке. В отличие от публицистического стиля в рекламе не должен проявляться автор, так как само назначение рекламы подразумевает положительную оценку товаров или услуг, заявленных в рекламе.



 

Еще одна отличительная черта рекламы – это крайняя простота. В тексте рекламы не должно присутствовать сложные обороты и трудно запоминаемые слова. Составители рекламы часто используют приемы поэзии, рифмуя краткие фразы, которые в свою очередь нацелены на мгновенное запоминание.

 

В рекламе существует и свой этикет. Рассказывая о положительных качествах одного товара, нельзя критиковать аналогичные товары других фирм. Нельзя также использовать идентичные названия. Это является нарушением не только с этической точки зрения, но и наказуемо юридически.

Еще один момент. Реклама должна рассказать о том, что есть тот или иной товар, та или иная услуга, но информация, заложенная в тексте рекламы, не обязательно должна быть фактом. И если суть рекламы не соответствует действительности, то это скорее считается коммерческим ходом, чем правонарушением.

Фельетон – художественно-публицистический жанр, представляющий событие или проблему в сатирическом или, реже, юмористическом освещении. Фельетоны могут быть адресными, высмеивающими конкретный факт, и безадресными, обличающими негативное социальное явление. В тексте может рассматриваться одно событие или несколько событий, привлеченных автором на основе сходства между ними и тем самым демонстрирующих типичность анализируемого явления.

 

Форма фельетона обусловливается несколькими факторами. Композиция его определяется тем, какой содержательный компонент текста становится основой изложения. Если автор делает стержнем развертывания текста событие, мы получаем событийный фельетон, представляющий собой насыщенный комическими подробностями рассказ о происшествии. Если основой изложения становится рассуждение, событийные элементы вводятся как аргументы к суждениям автора. В обоих случаях события могут быть не только реальными, но и воображаемыми, нередко фантастическими. Между событийным и "рассужденческим" фельетонами размещается масса текстов, по-разному комбинирующих аналитические и событийные элементы.

 

Связь содержательных элементов и их языковое оформление зависят от типа повествователя. Например, фельетон может быть построен как рассказ о событии с заключительной формулировкой авторской оценки изложенного. Автор при этом избирает форму третьего лица и как бы не вмешивается в ход события. Фельетон может быть построен как рассказ об исследовании события. В этом случае используется повествователь в форме первого лица, подчиняющий подачу информации о событии и выражение оценки рассказу о ходе расследования. Повествователь в форме первого лица может быть и участником события. Размышляющий повествователь строит текст как рассуждение о явлении, при этом как бы вспоминая о событиях, которые навели его на ту или иную мысль.

 

Все эти композиционно-речевые приемы определяют общее построение текста и сами по себе ничего комического не содержат, почему и используются не только в фельетоне, но и в других жанрах, напр., в очерке, репортаже, рецензии. Но фельетон – жанр комического, и он прибегает к различным источникам комического эффекта. Основные из них – комический повествователь, комизм положений и словесный комизм.

 

Комический повествователь может быть участником или исследователем события, выступающим в маске простака, неудачника, растяпы, глупца и прочих несимпатичных личностей, его нелепые поступки позволяют обнаружить реальные недостатки тех ситуаций, которые осуждаются фельетонистом. Комический рассуждающий повествователь строит рассуждение как доказательство от противного, т.е. он горячо расхваливает то, что на самом деле в фельетоне обличается. Комизм положений либо обнаруживается в реальной ситуации, либо достигается с помощью преобразования реальной ситуации за счет преувеличения, подчеркивания ее недостатков, либо вносится в текст путем создания воображаемой ситуации, моделирующей недостатки ситуации реальной.

 

Словесный комизм – это ирония, сарказм, каламбур, стилистический контраст, пародирование стилей и известных произведений и прочие приемы создания комического эффекта. Он обязательно присутствует в фельетоне любого типа и любой композиции.

 

Практика

Ссылка: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/97-janripublicisticheskogostilyauprajneniya.html

Упражнение 1.

Подберите небольшие тексты (10-15 строк) публицистического стиля речи, но разных жанров: а) газетная статья; б) репортаж; в) интервью; г) фельетон; д) статья. Найдите общие признаки стиля и отличительные особенности каждого жанра. Определите тип речи каждого текста.

 

Информационная заметка

Упражнение 2.

Проанализируйте тексты информационной за­метки. Выявите особенности жанра.

 

Алгоритм выполнения задания:

— прочитайте текст;

— определите соответствие текста цели жанра;

— проанализируйте композиционные особенности текста;

— определите, соответствует ли отбор фактов структуре жанра.

 

КИНОТЕАТР «АЛМАЗ» БУДЕТ РЕКОНСТРУИРОВАН

Постановление «О реконструкции здания кинотеатра «Алмаз» приняло правительство Москвы.

Как сообщили в мэрии столицы, по предложению Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города здание кинотеатра «Алмаз» (улица Ш-ка, дом 56) будет реконструировано в 200...—200... годах. После реконструкции оно будет использоваться по прямому назначению, т. е. как кинотеатр. Здесь же распо­ложится и боулинг-клуб.

Пример выполнения задания

Данная информационная заметка посвящена новому факту, цель заметки - сообщение о новом строительстве. (Далее про­должите анализ текста самостоятельно.)

 

Упражнение 3.

Проанализируйте текст информационной за­метки. Как в тексте проявляются особенности жанра.

 

В «СЕ» МИРНАЯ ИСТОРИЯ

В создании новых российских учебников истории решил принять участие Совет Европы (СЕ). Сейчас СЕ разрабаты­вает сразу два учебных пособия, которые могут стать эта­лонными для составителей наших учебников. В мае СЕ пла­нирует выпустить пособие по истории Черноморского реги­она, а в следующем году — Кавказского региона. Отличие от обычных учебников будет состоять не только в объекте изучения: регион вместо отдельной страны. В пособиях бу­дет представлена история социальных движений, религии, культуры, а не только политика, как это делалось раньше. К тому же, по заявлению руководителя проекта Татьяны Минкиной, это будет история не стран, а народов. Что каса­ется конфликтных ситуаций, то их представят в рамках по­литкорректности — со всех точек зрения.

Репортаж

Упражнение 4.

Прочитайте текст, выявите особенности жан­ра репортажа.

 

Пример выполнения задания (начало работы)

Данный текст - репортаж. Тема - описание происходящего с места событий (митинг на Трафальгарской площади), цель-передать атмосферу акции, информировать читателей о событии. Зачин - стандартен (начало события)... (Далее предложите анализ самостоятельно.)

Сотни людей, несмотря на проливной дождь, пришли вчера на Трафальгарскую площадь. Они собрались здесь, чтобы выразить протест против появления на английской земле новой партии американских «крылатых ракет», о чем сообщил накануне в Брюсселе верховный главноко­мандующий вооруженными силами НАТО в Европе.

В эти осенние дни в Лондоне смеркается рано. Поэтому, когда в половине восьмого у подножия памятнику адмиралу Нельсону вспыхнули огни восковых свечей, заметались по фасадам тени от зажженных манифестантами факелов, ощущение тревоги охватило не только участни­ков демонстрации, но и, кажется, даже полицейских.

Подхожу к молодому мужчине в защитной куртке с факелом в руке. Поль Джонс, работник аэропорта, говорит, что пришел сюда, чтобы выразить свое негодование.

«Это позор, что нас держат в неведении относительно того, от чего зависит жизнь или смерть нации. Почему мы должны узнавать такие вещи от американского генерала, когда речь идет о нашей собственной стране? »

Несколько женщин в колеблющемся пламени свечей читают отпечатанный текст новой антивоенной песни.

— То есть как «почему мы здесь»? — удивляется вопросу та, у которой в руках мокрый от дождя листок. — Ге­нералы тайком привозят сюда крылатые ракеты, а мы должны молчать?!

Время приближается к восьми часам. Участники мани­фестации разбиваются на группы не более десяти человек в каждой — таково условие, поставленное полицией, и начинают двигаться в направлении Уайтхолла, к зданиям министерства обороны и резиденции премьер-министра. Однако метров через сто дорогу им преграждает полицейский кордон. Манифестанты садятся на мокрую мостовую со свечами и факелами в руках. «Нет — крылатым раке­там!», «Работу, а не бомбы». (Из газет)

 

Статья

Упражнение 5.

Прочитайте текст известного педагога и публициста С. Соловейчика, выявите особенности жанра статьи. На основе своего жизненного опыта оцените содержание статьи.

 

Пример выполнения задания (начало работы)

Данный ниже текст представляет собой текст публицистиче­ской статьи. Цель автора - поднять актуальную для общества проблему- проблему нравственного состояния общества, проблему воспитания; заголовок отчасти выражает главную мысль автора об определенном уровне совести у каждого человека, выполняет рекламную функцию (привлекает внимание), зачин - конкретный случай. (Далее продолжите анализ самостоятельно.)

 

ЖЕНЩИНЫ НЕ ПОДДАЮТСЯ ВОСПИТАНИЮ

Много лет меня мучит один долг, одно обязательство. Сейчас я его выполню и успокоюсь.

Однажды чуть ли не на рассвете позвонил какой-то незнакомый человек, потрясенный открытием, которое он только что сделал. Ему не терпелось с кем-нибудь поделиться, и он выбрал меня.

Человек этот расходился с женой во взглядах на воспитание их маленького сына. Вероятно, он пытался воспитывать не только сына, но и жену, последовал развод, и он лишился и жены, и сына. Да, но ведь жена продолжала портить сына! Ведь он, отец, не может этого допустить! Ведь ребенок гибнет!

В поисках правды человек дошел до Верховного Совета РСФСР. Правды он и там не нашел, но зато сделал ошеломившее его открытие, о котором он сообщил мне часов в семь утра, задыхаясь от возбуждения.

— Я понял, — кричал он, скорее всего, в телефон-автомат, — я понял! Женщины вообще не поддаются воспитанию! Вы слышите меня? Женщины принципиально не обучаемы! Вы должны написать об этом, чтобы все знали и не повторяли моей ошибки!

Спросонья я был готов обещать что угодно, и вот, спустя лет двадцать, выполняю, наконец, просьбу неизвестного страдальца и сообщаю городу и миру: женщина воспитанию не поддается. Впрочем, это открытие сделал, возможно, не один женатый человек. И в какой-то из моцартовских опер герой сокрушенно поет: «Ну какой же я дурак, вздумал женщину учить!» — или что-то в этом роде.

С женщинами, таким образом, все ясно.

А вообще люди — воспитуемы ли?

Это один из самых интересных и, кажется, один из самых неразрешимых вопросов человечества.

Чтобы ответить на него, психологи давно уже проводят так называемые лонгитюдные — многолетние — исследования одних и тех же людей, годами изучают двойняшек. Пытаются выяснить, что в человеке от природы, а что от воспитания. И каждый раз получают двусмысленные ре­зультаты, которые можно истолковать и так и этак.

Но ведь и все мы немного психологи, все, продираясь сквозь толщу времени, невольно проводим свое собственное лонгитюдное исследование, наблюдая за одними и теми же людьми в течение многих лет.

Свой возраст и связанные с ним перемены заметить довольно трудно, потому что внутреннее «я», известное лишь владельцу и больше никому, практически не меняется. Сейчас, когда я подхожу к более чем солидному возрастному рубежу, внутри себя я точно тот же, которого мама когда-то утром отвела в детский сад и оставила там одного — без мамы. Хорошо помню то состояние, оно во мне, оно часть меня, и оно не может измениться. Я есть я. Вы есть вы. Никакими усилиями ни меня, ни вас, чита­тель, изменить невозможно. Даже Верховный Совет не в силах сделать это, — что, впрочем, мы и видим ежедневно на экранах телевизоров. Меняются взгляды, речи, поведение; демократ может призывать к жестким мерам, но при этом остается самим собой. Вернее, в нем остается неизменным самое существенное. Что это такое, что остается в человеке всегда и при всех кажущихся переменах?

По моим ненаучным наблюдениям, в каждом человеке есть неизменный, не изменяющийся в течение всей его жизни уровень справедливости, уровень совести. Не знаю, откуда он берется и отчего зависит (если бы узнать, это было бы важным открытием в педагогике) — но он есть.

Что такой неизменный уровень совести есть, это подтвердит каждый, если вспомнит своих однокашников, однокурсников, коллег по работе в давние времена.

Есть люди, которых я знаю 30, 40, 50 лет, и я утверждаю, что ни один из них не изменился. Все, кого не уважали в десятом классе или на третьем курсе, так и выросли неуважаемыми людьми, хотя иные из них достигли степеней известных, стали докторами, директорами, академи­ками. А Юра Нифонтов, с которым мы подружились в первом классе, вместе ходили на Красную площадь в мае 1945 года и всю жизнь время от времени встречаемся, — он тот же человек, что и был в 8 лет, — простодушный, честный и насмешливый. Никакое время его не берет, и никаким воспитанием его не прошибешь, хоть из пушки по нему бей. Уровень справедливости не меняется.

Однако это плохо доказанное утверждение ничего не стоит опровергнуть, если вспомнить не сверстников, а младших — тех, кто вырастает и вырос на наших глазах. Кто жил достаточно долго, чтобы наблюдать за каким-нибудь соседским ребенком, сыном или дочкой людей в течение многих лет — скажем, от пяти до двадцати пяти, тот почти каждый раз удивляется происходящим переменам. То и дело мы говорим: «Подумать только! Был такой разбойник! А сейчас такой милый человек!» Или, наоборот: «Я же хорошо помню, был такой тихий милый мальчик, а сейчас? Разбойник!»

Сверстники в наших глазах не меняются, дети же меняются до неузнаваемости.

О чем это говорит? О том, что в человеке есть и неизменное, и переменное? Или о том, что мы не понимаем детей?

Скорее всего, второе. За внешним поведением, за поверхностным измерением «послушный — непослушный» мы не успеваем увидеть навсегда данный ребенку уровень справедливости. Поэтому-то наши воспитательные усилия так часто бывают ложными и тщетными. Дети как женщины. Не поддаются.

 

Очерк

Упражнение 6.

Прочитайте текст, выявите жанровые особен­ности очерка. Определите целеустановку, автора и адреса текста. Какую проблему поднимает автор? Какова его точка зрения? Опре­делите, какова роль заглавия, зачина и концовки очерка.

 

Пример выполнения задания

Данный ниже текст - текст очерка. Поскольку для автора важна постановка проблемы и ее решение, то это проблемный очерк. (Далее продолжите анализ самостоятельно.)

 

ПОВЕТРИЕ

Было время, когда почти в каждом доме, считавшемся интеллигентным, на стене висел портрет Хемингуэя, а в любой компании звучали песни самодеятельных бардов, записанные на магнитофоны, только что начинавшие входить в быт, когда в моде были полированная мебель из Прибалтики, о дубленках никто и не слыхивал и не велись еще разговоры об НЛО.

Потом мода изменилась. Совсем недавно мебель, доставшуюся от дедушек и бабушек, продавали за гроши, а то и просто выбрасывали. Теперь вошла она в честь и цену, а непременным предметом убранства дома стала икона рядом с чеканкой. Умельцы рыскали по переулкам, поспешно извлекая со своих и чужих чердаков, из темных чуланов и прямо со свалки керосиновые лампы и бывшие люстры «модерн», и, вставив в них электропатроны, пре­вращали в «ностальгические» светильники. О «феномене кожного зрения» перестали толковать, а внимание при­влекли вслед за «снежным человеком» «сыроеды» и йога.

Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — прекрасный писатель. Среди бардов были способные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но загадка, продолжающая занимать нескольких серьезных ученых. Дело не в самих явлениях, о которых идет речь. Они разные, и каждое требует особого подхода. Беда в модных поветриях, распространяющихся, как эпидемия, еще не изученная и не объясненная.

День рождения немолодого, серьезного, много потрудившегося в жизни человека. Собрались у него друзья. Все — труженики, специалисты своего дела.

Мне случалось бывать среди этих людей и раньше. Я знал — изобразительное искусство не принадлежит к кругу их интересов. В ту пору, когда они собрались, в Москве было открыто несколько художественных выставок. Среди них — интересные! Никто из гостей ни на одной из них не побывал. Было бы нелепо осуждать их за это: можно быть прекрасным человеком и не увлекаться живописью. Однако неожиданно оказалось, что почти все побывали на выставке некоего художника. Настоящих знатоков передергивает, когда они слышат его имя, видят его полотна: торопливые, пустые, равнодушные, отличающиеся дурным пошибом...

И вот оказалось, что почти все собравшиеся на том дне рождения люди на этой выставке побывали, а те, кто еще не был, чувствовали себя отставшими, смущенно признавались, что не успели, обещали, что пойдут непременно. Как объяснить им, что они обмануты и обманулись? Думали, что приобщились к искусству, а оказались от него дальше, чем когда-либо. Заплатили дань моде и сенсации, которую если через несколько лет и вспомнят, то не как страницу истории живописи, а как страницу истории нравов. Тут произошла закономерная встреча — люди, которые не раз­бираются в живописи, в чем их, конечно, нельзя упрекать, увидели картины, рассчитанные на неразвитый вкус.

О вкусах можно спорить. Но как бороться с поветриями?

Конечно, выработать в себе понимание изобразительного искусства, музыки, литературы, особенно тому, кто по складу характера, способностям, кругу интересов далек от муз, нелегко. Это требует желания, времени, душевных сил. И не всегда приводит к успеху. Но далеко не всем дано мужество признаться, что не разбираешься в искусстве. Изобразить интерес и понимание, усвоить несколько ходовых формулировок куда легче. И повторять их, ни о чем не задумываясь, ничем не рискуя. Разумеется, кто-то не ограничится посещением одной только престижной выставки, а побывает и на другой, увидит настоящие картины и, как знать, может быть, увлечется ими, поймет со временем, какой ловкой подделкой было то, что он принимал когда-то за настоящее искусство. Но ведь этого может и не произойти!

Нередко человек всеми правдами и неправдами добивается билета на концерт, вполне заслуживающий внимания. Но не из потребности услышать музыку, а потому, что это «престижно». Поветрие!

Чуть не со слезами рассказывала мне девушка из Гнесинского училища, что ей не удалось попасть на концерт превосходного пианиста. Зато там побывала ее соседка. О том, какая была овация и какие дарили цветы, она рассказывала живо. Но выразила удивление. Некоторые молодые люди такие невоспитанные! Во время концерта читали! Удивилась, узнав, что они следили за исполнением фортепьянного концерта по партитуре. Не скрывала, что, когда пианист играл тихо, ей хотелось спать.

Отдала бы билет мне! Я бы тебе за это какую угодно очередь на что угодно выстояла! — сказала студентка Гнесинского.

Ишь чего захотела! Билет у нас по жребию в отделе разыгрывался. Мне досталось, а что мне досталось, того я не отдаю.

Нет, не станет для этой посетительницы концерт великого музыканта музыкальным Дамаском. Сидела она на месте, за которое заплатила, и все-таки место это украдено у того, кому оно принадлежит по праву, для кого этот кон­церт стал бы и школой, и наслаждением. Ей не нужен был этот концерт. Она в тот вечер измучилась, ей так хотелось спать, она едва со стула не упала. Новые туфли жали...

Зато теперь она небрежно говорит: «Была вчера на концерте...» — и называет имя знаменитости, о существо­вании которой неделю назад и не подозревала. И все ей будут завидовать! Поветрие! (Л. Жуховицкий)

 

Определите, какую проблему поднимает в очерке Л. Жуховицкий, устаре­ла ли эта проблема. Если вы считаете эту проблему актуальной, на­пишите очерк о сегодняшних поветриях, покажите, нужно ли и можно ли побороться с такими явлениями.

 

Фельетон

Упражнение 7.

Прочитайте фельетон, созданный замечатель­ным артистом С. Юрским, выявите особенности жанра фельетона. Определите, какова роль заглавия, зачина и концовки текста, как проявляется позиция автора, какую роль в тексте играют изобрази­тельно-выразительные средства языка.

 

Пример выполнения задания

Данный текст - это текст фельетона. Автор осмеивает роль слухов в российском обществе, отсутствие информированности, стремление получить то или иное звание, которое даст возможность занять выгодное место в обществе и получить какие-либо выгоды. Огромную роль в тексте играет гипербола. (Далее продолжите анализ самостоятельно.)

 

БРОЖЕНИЕ УМОВ, или СОЧТЕМСЯ СЛАВОЙ, ГОСПОДА!

Вопрос о необходимости создания собственной аристократии давно набухал в нашем микрорайоне. А когда пару недель назад грянули слухи, что будут выдавать звание «почетный гражданин» и, возможно, присваивать разные титулы, народ прямо как с цепи сорвался.

Намерение правительства и администрации президента отметить лучших в целом было горячо поддержано нашей общественностью. Но, как во всяком демократическом обществе, раздавались и враждебные голоса, и, если можно так выразиться, лай разных шавок из подворотен.

Вообще-то после коренной отмены социализма в стране народ несколько лет совсем не кучковался. Митинги отошли в прошлое, люди наслаждались индивидуализмом, и каждый как мог продлевал свое существование в одиночку. Но потом, когда материальное благосостояние пошло немного вверх, появились общие спорные проблемы.

Ходили с плакатами и кричали, чтобы разрешили строить гаражи. Чуть позже вышли с требованиями, чтобы снести гаражи и вернули детскую площадку. Были сторонники повсеместного асфальтирования. Было «живое кольцо», когда стояли, взявшись за руки, чтобы не пропустить асфальтоукладчиков и сохранить зеленую траву и кустарники. Группа сумасшедших выступила с инициативой снести все дома и построить на месте микрорайона Ходили с плакатами и кричали, чтобы разрешили строить гаражи. Чуть позже вышли с требованиями, чтобы снести гаражи и вернули детскую площадку. Были сторонники повсеместного асфальтирования. Было «живое кольцо», когда стояли, взявшись за руки, чтобы не про­пустить асфальтоукладчиков и сохранить зеленую траву и кустарники. Группа сумасшедших выступила с инициативой снести все дома и построить на месте микрорайона трассу для «Формулы-1», но их разогнали и поодиночке метелили в парадных.

Было многое. И вот теперь пришла пора, так сказать, пожинать плоды славы и определить, кто чего стоит. Забегали какие-то корреспонденты с микрофонами и диктофонами, стали приставать к правому и виноватому, делая вид, что жутко интересуются нашим мнением.

Группа товарищей высказалась в том смысле, что сейчас все за деньги и, конечно, все титулы уйдут к Ходорковским и абрамовичам, а нам опять ничего не достанется. Их урезонивали. Объясняли, что будет объявлен тендер и дело не только в сумме оплаты, но еще и отец и дед должны быть дворянами или, на худой конец, расстрелянными советской властью. Предприниматель с третьего этажа с толстыми руками в татуировке говорил: «Я сам, к примеру, сидел. И крепко сидел. Но ведь в то время даже не было расстрельной статьи...» «Конечно, — горячо подхватила его жена, в очках. — Получится, что нас заранее ото­двинут в сторону, так, что ли?» «Прежде всего,— говорил один толковый человек, — надо выяснить, будет ли пере­даваться титул по наследству. Скажем, мой тесть — граф (а он-то получит, это я больше чем уверен!), так? Тогда моя жена, как будучи его дочь, — графиня! Так? А я, выходит, сбоку припеку? А сын наш Ленька — он граф или нет? Если платить деньги, надо понять, за что платишь» .

Выступило для прессы доверенное лицо одной из мелких центристских партий. Лицо заявило: «Мы были и остаемся Европой! В данном вопросе у нас есть исторически сложившиеся два пути: немецкий и французский. Сейчас я, допустим, Борис Гольман. Теперь, если меня, так сложится, отметят, то при выборе немецкого пути я буду фон Гольман, а при французском выборе — де Гольман. Вот такая дилемма. Пусть решает народ».

Нашлись циники, говорившие, что опять все ухватят артисты и звезды шоу-бизнеса, как это уже вышло с французским орденом Почетного легиона, а мы опять останемся с голым носом. Но им возразили: «Ну и пусть! А мне приятно, что вот он — барон, а будет передо мной плясать».

Спрашивали ехидно: куда, в какую именно статью бюджета пойдут деньги от торговли званиями? Но когда знающие объявили, что все до копеечки пойдет на поддержание пенсионеров и детей-сирот, заткнулись.

Витало множество слухов и совсем странных, даже иногда болезненных соображений.

Седобородый в узком пиджаке проповедовал: «Я верю в Бога, и по этой причине мне глубоко плевать на любые награды. Но интересно узнать: если, допустим, человек уже граф, то может он быть дополнительно еще и князем? Как насчет этого? »

Женщина, торгующая «Русским лото» в подземном переходе, сообщила, что ставить в очередь будут, только если вступишь в «Единую Россию».

Говорили, что будут почетные нагрудные знаки на пиджак, чтобы отличить, кто есть кто. Некоторые слышали, что не на пиджак, а такие золотые пластины на шею — с фамилией и числом, когда выдано.

Прозвучало даже сообщение, что будут ходить даже в специальных венцах на голове.

Короче, очень взрывчатая смесь защиты своих гражданских прав, гордыни и прямого идиотизма.

Корреспонденты все это внимательно записывали, благодарили за неравнодушное отношение к общественным проблемам и объясняли, что все мы — участники зондиро­вания состояния умов интерактивными методами. Они же нам сообщили, что намечается по примеру Голливуда распродажа такими ромбиками или звездочками кусков московских тротуаров, куда можно будет навечно вписать свое имя и фамилию. Вот как раньше писали на заборе или портили деревья, а теперь сделают законно и из хороших материалов. В человеке надо воспитывать самоуважение, тогда получится хорошее общество и стрелять на улицах будут меньше. Но само это не придет. Тут еще много работать надо.

Так что намерение властей — правильное и перспективное, но, чтобы не было такой путаницы в умах, нужно как следует законодательно все подработать. Во всех деталях.

Ждем уточнений!

Эссе

Упражнение 8.

Прочитайте текст, выявите особенности жанра эссе.

 

Пример выполнения задания (начало работы)

Данный текст представляет собой начало эссе академика Д. Лихачева «Светлое имя - Пушкин». Сам автор оговаривается, что его текст - его личное мнение. (Далее продолжите анализ самостоятельно.)

 

Общеобразовательная школа, в которой мы учились в первые годы после революции, показалась бы чрезвычайно странной молодежи восьмидесятых годов. Ни единого комплекса учебных предметов, ни общей для всех школ системы оценок успеваемости, ни твердо установленных часов занятий. Словом, течение учебного процесса было во многом результатом вдохновения наших учителей-энтузиастов. И, наверное, потому, что читали нам курсы предметов, в которые сами влюблены, воспринимали мы такое «странное» учение с восторгом, запоминали навсегда.

Дорогой наш учитель Леонид Владимирович Георг в одном из старших классов весь учебный год проходил с нами одного только Пушкина. Тот год стал для нас не только университетом познания великой русской литера­туры, но годом восприятия высших нравственных категорий, воспитания души.

И все это — Пушкин. Его стихи, его проза, его драматические произведения, его эпистолярное наследие, исторические и критические его работы...

В связи с этим вспоминается мне одно недавнее высокое собрание, на котором шел жаркий спор с некой «ученой» дамой от архитектуры, ратующей за порубку деревьев в Пушкине. На мои слова о том, что Пушкин — Царское Село — город Пушкина неразрывны и наш долг беречь пушкинские парки как самые драгоценные реликвии, она запальчиво воскликнула: «Ах, надоели вы мне со своим Пушкиным!»

Подобных людей накажет время, как оно уже наказывало многих самодовольных снобов. Говоря так, я без вся­кой мистики имею в виду, что со временем становится яс­но, кто есть кто.

Надо помнить всегда, что Пушкин — наше национальное достояние, что он всегда с нами, что он высший критерий для наших душ, нашей нравственности.

Это не статья, не очерк, не речь «по случаю». Меня попросили побеседовать с читателями о Пушкине, и вот я высказываю свое мнение. Быть может, и не совсем связно...

Упражнение 9.

Подумайте и объясните, каким может быть содержание публицистического текста (очерка, информационной заметки, репортажа и статьи), заголовком которого станет одно из следующих выражений: «Зачем Дон Кихоту мерседес?», «Быть или казаться?», «Хочешь быть умным? Будь им», «Быть личностью — удел избранных?», «Меж ними все рождало споры...», «Рукописи не горят!», «Бди!», «Они стали первыми!». Сформулируйте общий сюжет, подходящий к тому или иному заголовку. Попробуйте написать соответствующие заголовкам тексты.

 

Упражнение 10.

Прочитайте текст, докажите, что это информационная заметка. На основе данной информации напишите репортаж (учтите, что в репортаже излагаются события глазами журналиста-очевидца, обязательные части репортажа: описание местности и внешности героев, элементы интервью, размышление автора, научные или другие сведения).

 

Москва, 15 (собств. корр.). Небывалый ураган обрушился на Москву нынешней ночью. Повалены опоры электрических фонарей, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья, перевернуты машины. К счастью, челове­ческих жертв нет. Общий ущерб, причиненный стихией, исчисляется в ... тыс. рублей. Московское правительство заверяет жителей столицы, что порядок на улицах будет восстановлен в ближайшее время.

Реклама

Упражнение 11.

Проанализируйте текст рекламы. Определите, какие невербальные (несловесные) и языковые средства использованы, можно ли выдели

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.