Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнения по теме «Жанры научного стиля речи»





Упражнение 1.

Возьмите любой готовый реферат, написанный вами, вашими друзьями или скачанный в Интернете и проанализируйте его структуру и речевые клише, используемые при его написании.

 

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).

3. Композиция. Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

– Во введении указывается (отмечается), что…

– В первой главе освещается…

– Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…

– Вторая глава посвящена (содержит)…

– По мнению автора,…

– В третьей главе…

– В заключении указывается (отмечается), что…

 

1. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.



2. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

– Статья предназначена для специалистов в области…

– Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

 

Упражнение 2.

Проанализируйте тексты рецензий, выявите особенности содержания и формы жанра. Определите, какие стандартные конструкции использованы авторами. Охарактеризуйте достоинства и недостатки данных текстов.

 

Материал для справок:

Стандартные выражения, используемые при написании рецензии:

1. Для передачи содержательной стороны работы:работа посвящена..., выдвигается гипотеза..., в статье затронута проблема..., дана рецензия..., излагается теория..., статья (монография, книга) состоит из разделов, автор дает определение (характеристику)...



2. Для характеристики положительных сторон работы:следует отметить положительные моменты..., положительным в работе является..., к достоинствам работы следует отнести..., существенным и весьма интересным (важным, значительным) в работе является...

3. Для характеристики недостатков работы: к недостаткам работы относятся..., к недостаткам работы следует отнести..., недостатком работы является...

4. Конструкции, содержащие вывод: в целом работа заслуживает..., работа выполнена на ... уровне, работа может быть оценена...

 

I. РЕЦЕНЗИЯ

на книгу А. Казакова, А. Якушева «Логика— 1. Парадоксология». (Аспект-пресс, 1994.)
Книга А. Казакова, А. Якушева — учебное пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимна­зий. Создание такого учебного пособия достаточно актуально, так как жизнь требует, чтобы в школу вернулись те науки, которые были забыты школой. Авторы в увлека­тельной форме знакомят старшеклассников с основами логики. Аспект рассмотрения логики — роль и значимость парадоксов в мышлении.

Книга состоит из одиннадцати глав, в которых последовательно раскрываются следующие темы: логика как наука, система доказательств, проблемы понимания и логика, связь логики и семиотики, проблемы истинности и ложности, история логики как науки, дедукция и индук­ция, связь логики и жизни, логика и психика людей.

Особый интерес представляет глава «Логика вокруг нас». В этой главе авторы убедительно рассказывают, ка­кова природа логических ошибок, как связана логика и риторика (особо останавливаются на теории споров) и др. Рассмотрение логики мифа и сказки приводит авторов к проблеме логики в искусстве. Авторы приходят к выводу о том, что в искусстве может существовать несколько различных логик, с одной стороны, с другой стороны, познание средствами искусства отличается от научного познания, так как не требует проверки и подкрепления практикой. В параграфе, посвященном логике в науке, авторам удалось показать возможность существования взаимоисключающих теорий как основы прогресса в научном мышлении и знании.



В книге очень много интересных примеров как из истории античности, так и из современной жизни. В конце каждой главы авторы приводят тот или иной парадокс, связанный с темой главы. Так, например, глава, посвященная логике как науке, заканчивается известными парадоксами о повешенном, о троянской мухе и парадоксом Остина.
Книга содержит увлекательные, достаточно сложные логические задания и задачи, которые помогут учащимся развить логику мышления, усвоить многие положения и правила логики.

 

II. РЕЦЕНЗИЯ

на реферат «Католический универсализм» ученицы ... *** класса

Реферат ... посвящен теме, связанной с проблемами одного из направлений христианства — католичества. Выбор темы характеризует автора как человека, желающего разобраться в проблемах, связанных с изучением католицизма как культурологического явления.

Структура работы соответствует требованиям к реферату как научно-учебной работе. Реферат состоит из введения, двух частей и заключения. Во введении НН раскры­вает основные понятия, которые будут использованы в работе, говорит о целях, задачах реферата, пытается дать характеристику изученных источников.

Первая часть работы посвящена характеристике католицизма. Автор рассматривает основные положения и догматы католицизма, отношение к Священному Писанию, отмечает особый культ Богоматери и т .д.

Вторая часть посвящена непосредственно католическому универсализму. Эта часть написана значительно слабее. При чтении возникает странное ощущение, что попал в далекое советское прошлое — как будто не было ника­ких перемен ни в общественном сознании, ни в идеологии. Текст пестрит до боли знакомыми словами: капитализм, религиозная пропаганда, реакционная социальная де­ятельность, тяжелая феодальная и. капиталистическая эксплуатация народных масс, безудержное паразитирова­ние на самых отсталых предрассудках и т. д. Слова Бог, Св. Троица пишутся со строчной буквы, святые и мучени­ки поминаются исключительно в кавычках.

И дело не в воинствующем атеизме автора работы, а в нежелании хотя бы немного напрячься и написать самостоятельную работу, а не сканировать устаревшую брошюрку.

В списке литературы упоминается В. Поснов. Автору данного реферата предлагается воспользоваться только этой книгой и написать самостоятельную работу на ту же тему — без механического копирования чужого текста.

Работа не зачтена.

(подпись)

 

Упражнение 3.

Напишите рецензию на статью А. Лосева «Об интеллигентности». В рецензии постарайтесь прояснить, как вы относитесь к идеям А. Лосева, насколько, с вашей точки зрения, эта статья актуальна.

 

ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

 

1. Что не есть интеллигентность.

Интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в общекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественная способность, ни просто какое-нибудь общественно-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно-политической прослойке. Все эти качества и особенности либо являются выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны к ней.

2. Интеллигентность и личность.

В первую очередь интеллигентность есть та или иная жизнь личности, или, вообще говоря, функция личности. Но что такое личность? Личность есть индивидуальный сгусток <...> природных, общественных и исторических отношений. Но интеллигентность не только это, потому что всякий человек, даже совсем неинтеллигентный, всегда тоже есть какая-нибудь личность, хотя бы и ничтожная.

3. Интеллигентность и идеология.

Ясно, что интелли­гентность есть функция личности, возникающая только в связи с той или иной идеологией. <...> И опять-таки не к идеологии вообще. Такая общая идеология тоже свойственна всем, и даже неинтеллигентным. <...> Какова же в данном случае идеология интеллигентности?


Делая предельно общий вывод и подводя итог всем частностям, необходимо сказать, что интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия. И при этом вовсе не обязательно, чтобы интеллигент сознавал это в подробностях и чтобы вообще это сознавал. <...> Лучше будет сказать, что интелли­гент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом. Ведь дышать воздухом не значит же понимать воздух только химически, а дыхание — только физиологически. Идеология интеллигентности возникает сама собой и неизвестно откуда; и действует она, сама не понимая своих действий; и преследует она цели общечеловеческого благо­денствия, часто не имея об этом никакого понятия.

4. Интеллигентность и переделывание действительности.

Культурную значимость интеллигентности, всегда существующей среди общественно-личных и природных не­совершенств, в наиболее общей форме можно обозначить как постоянное и неуклонное стремление не созерцать, но переделывать действительность. Интеллигентность, воз­никающая на основе чувства общечеловеческого благоденствия, не может не видеть всех несовершенств жизни и не может оставаться к ним равнодушной. <...>

Культура интеллигенции, как того требует само значение термина «культура», включает переделывание действительности в целях достижения и воплощения заветной и тайной мечты каждого интеллигента работать ради достижения об­щечеловеческого благоденствия.

5. Интеллигентность и культура.

Латинское слово «культура» означает «обработка», «разработка», «переработка», «возделывание». Это значит, что культура никогда не может быть наивной. Она всегда есть сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. В этом смысле интеллигентность уже перестает быть просто наивной. <...>
Быть интеллигентом — значит постоянно и неустанно трудиться. И притом интеллигентность не есть просто вооруженность, но и готовность вступить в бой. А чтобы вступить в бой, надо ориентироваться в общественно-исторической обстановке. Но так как подобная ориентация требует уже критического подхода к действительности, то интеллигентность свойственна только такому человеку, который является критически мыслящим общественником. Интеллигент, который не является критически мыслящим общественником, глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, т. е. перестает быть интеллигентом. При этом вступать в бой для интеллигента часто даже и нецелесообразно. Еще надо знать, когда вступать в бой, а когда не вступать. Все эти вопросы интеллигент решает на основе своей общей идеологической направленности и на основе критического понимания общественно-исторической обстановки. Это и есть культурное дело интеллигентности. Такой культурный труд не есть печальная необходимость, но всегдашняя радость, всегдашняя духовная легкость и всегдашний праздник. Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения общечеловеческому счастью.

6. Интеллигентность и общественно-личный исторический подвиг.

В истории весьма редки и непродолжительны такие периоды, когда можно быть интеллигентом и в то же самое время быть уверенным в своей полной безопасности. Чаще и продолжительней те периоды, когда интеллигентность заставляет людей заботиться о себе и о своей культуре, когда она вынуждена обстоятельствами заботиться о своем вооружении и о своей защите. Однако еще чаще, еще продолжительней такие периоды, когда наступает необходимость боя. Да и не только в истории как в общей картине человеческого развития. Самый обыкновенный быт, самая мирная с виду обывательская жизнь всегда полны забот и тревог, опасностей и потерь, всегда бурлят неизвестно какими возможностями. Поэтому подлинная интеллигенция вооружена не только ради открытого в полемическом споре обнаружения истины, но и ради необходимости бороться со всякого рода скрытыми несовершенствами жизни. <...>


И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг». Интеллигентность- это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное.

7. Интеллигентность и простота.

Если подвести итог всему сказанному, можно наметить такую предварительную форму интеллигентности. Интеллигентность есть индивидуальная жизнь или функция личности, понимаемой как сгусток природно-общественно-исторических отношений, идеологически живущей ради целей общечеловеческого благоденствия, не созерцающей, но переделывающей несовершенства жизни, что повелительно требует от человека потенциального или актуального подвига для преодоления этих несовершенств.


Этот итог звучит слишком сложно. <...> Все указанные нами отдельные признаки интеллигентности существуют в ней безо всякой раздельности и расчлененности, существует как неделимая единичность, как некая духовная простота. Подлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен и не склонен аналитически вдумываться в свою интеллигентность. Интеллигент тот, кто, как сказано, всегда целесообразно трудится; но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными. В этом смысле интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания. Она не есть философский трактат об интеллигентности; но она есть та культурная атмосфера, и она есть простота, которая где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным. <...>

8. Об осуществимости интеллигентности.

В заключение мне бы хотелось ответить на один вопрос, который возникает у многих при ознакомлении с моей теорией интеллигентности. Говорят, что такая интеллигентность чересчур уж высока, чересчур недосягаема и потому практически неосуществима. <...>


Быть интеллигентным в моем смысле слова — это, конечно, нелегко, и тут требуется длительный ряд лет самовоспитания. Но я исхожу из того, что теория интеллигентности должна быть принципиальной, логически последовательной и систематически обработанной. Не забудьте: математика требует максимально больших усилий для своего усвоения, но зато она абсолютно бесспорна. Теория интеллигентности реальна не в смысле буквальной и моментальной осуществимости, но в смысле терпеливого и неуклонного воспитания, если многолетнего, то пусть многолетнего.

Упражнение 4.

Сопоставьте планы к сочинениям на темы «Кто такой Чацкий и каков он в пьесе?» (тема 1) и «В чем Чацкий схож с декабристами и чем он от них отличается?» (тема 2). Найдите общее и отличия в этих планах. Определите, как меняется содержа­ние и композиция творческой работы в зависимости от темы. Сформулируйте, каковы, на ваш взгляд, недостатки представленных планов.

 

План темы 1 План темы 2
I. Вступление I. Вступление
П. О с н о в н ая ч а сть П. О с н о в н ая ч а сть
1. Становление характера Чацкого (родители, детство в доме Фамусова, участие в деятельности министров в Петербурге, разрыв, жизнь за границей, дружба с военными) 1. Идеи и идеалы декабристов (критика крепостного права, косности системы, взяточничества, чинопочитания, преклонения перед всем иностранным, любовь к Отечеству, идея служения благу Отечества, преклонение перед наукой, свободомыслие, влияние войны 1812 года, опыт жизни за границей)
2. Дворянин, небогат, нечи-новен 2. Соответствие идей и идеалов Чацкого идеям и идеалам декабристов (показываем последовательно на примерах)
3. Характер (умен, вспыльчив, честен, прямолинеен, остроумен, язвителен) 3. Поведение декабристов (пропаганда своих взглядов в обществе)
4. Декабристские идеалы (служение Отечеству, любовь к нему, отрицательное отношение к крепостному праву, чинопочитанию, взяткам, поклонению всему иностранному, косности нравов, критическое отношение к авторитетам, свободолюбие) 4. Поведение Чацкого (открытое высказывание своих взглядов)
5. Противопоставлен всем героям комедии (по взглядам и поведению) 5. Отношение современников к образу Чацкого
План темы 1 План темы 2
6. Любовь в жизни героя (выбор, поведение — доверчив, ревнив, самоуверен)  
7. Чацкий — альтер эго автора (мнение Пушкина)  
8. Средство раскрытия ха­рактера (сюжетная интрига — сплетня, речь Чацкого)  
III. Заключение III. Заключение
   

Упражнение 5.

Проанализируйте план сочинения. Отметьте положительные стороны, укажите недочеты. При необходимости отредактируйте.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.