Сделай Сам Свою Работу на 5

Шариат и культовая практика в исламе.





На основе Корана и Сунны сложилась нравственно-правовая основа ислама – шариат («шараа» - «наставление на прямой путь»). Необходимость шариата связана с неразделенностью светской и духовной властей в первоначальном исламе. Шариат включает религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания. Шариат призван не только регулировать внешнее поведение мусульман, но и определять мотивы поступков верующего, требует сознательного выполнения божественного закона (что характерно в принципе для любой теистической религии, хотя и не всегда исполняется, если люди сводят свои отношения с Богом только к внешнему исполнению ритуалов). Судьи, которые вершат правосудие на основе шариата называются «кади» (переводится: «тот, кто решает»).

Религиозная практика ислама ясна и определенна, она включает 5 основных «столпов веры», выполнение которых считается обязательным для каждого верующего.

1.Шахада – вера в единого Бога – Аллаха и пророческую миссию Мухаммада. Она выражается в произнесении формулы единобожия: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». 3-хкратное произнесение этих слов в присутствии духовного лица (муллы) составляет официальный ритуал принятия ислама. Обряд обрезания не является строго обязательным, т. к. не несет в исламе религиозного смысла (в отличие от иудаизма), он соблюдается по местной традиции.



2. Намаз (персидское слово, по-арабски – «салят») – молитва, совершаемая 5 раз в день (у шиитов – 3 раза в день) в строго определенное время. В пятницу (священный день) – коллективная молитва в мечети, сопровождаемая проповедью.

3. Ураза – пост продолжительностью 30 дней в месяц рамадан (9-й месяц по лунному календарю). Пост предполагает воздержание от пищи, питья, курения, интимных супружеских отношений – от восхода до захода солнца. Запрет на развлечения, сквернословие и т. п.

4. Хаджж – паломничество в Мекку, к храму Кааба во дворе большой мечети Мекки (Масджид-аль-харам) и в Медину к могиле пророка Мухаммада в основанной им мечети (Масджид-аль-наби). Паломничество совершается в определенное время – первые 10 дней 12-го лунного месяца зуль-хаджжа.



5. Закят – благотворительность в пользу общины - 2,5 % взимается с четырех видов имущества (это продукты земледелия – с урожая берется 10%, скот, золото и деньги, товары на продажу). Средства идут в помощь малоимущим, для проведения хаджжа. Предусматривается и саадака – добровольная раздача милостыни нуждающимся.

Важной обязанностью мусульманина являлся также джихад (газават) (переводится: «усилие») - «священная борьба за веру» - в раннем исламе это была война против врагов ислама с целью распространения веры. Позже появились понятия: «джихад сердца» - борьба с собственными недостатками; «джихад языка» - одобрительно говорить о богоугодном, порицать то, что осуждает Коран; «джихад руки» - наказания за преступления перед верой и «джихад меча» - вооруженная борьба с неверными.

Калам.

Калам-наука о личностных и атрибутивных качествах Аллаха, сущности пророчества, о начале и конце бытия в соответствии с положениями Ислама. В широком смысле каламом называют любые рассуждения на религиозно-философские темы. Целью калама является объяснение положений Ислама на основании доводов разума, отведение всех сомнений в истинности его положений, ответы на доводы оппонентов. Калам часто называют рационалистической мусульманской философией, но, в то же время, калам отличается от общей философии тем, что, помимо доводов разума, признает и имеет своим источником также и Божественное Откровение; точнее, доводы разума приводятся в соответствие с доктриной Откровения. Мыслителей, которые занимались каламом, называли мутакаллимами. Первоначально калам изучал только проблему сущности и атрибутов Аллаха. Это произошло после ознакомления мусульманских мыслителей с трудами античных философов. Затем в каламе (опять же под влиянием философии) стали рассматриваться проблемы бытия. Однако в отличие от философии, эта проблема в каламе рассматривалась только с позиции сотворения вселенной Аллахом и ее конца, которое произойдет в день Страшного суда. То есть, бытие в каламе, в соответствии с положениями исламской религии, имеет начало и конец. Единственным исключением из этого правила является абсолютное бытие, которым обладает только Аллах, бытию которого нет ни начала, ни конца. После Мухаммада аль-Газали (ум. 505/1111), калам стал пониматься как наука о путях рационалистических доказательств мусульманских вероубеждений. Калам стал играть важную роль в деле приобщения людей к религии, преодоления сомнений в различные вероучительные и правовые положения Ислама. Важную роль в этом деле стали играть положения логики (мантык). Еще одной важнейшей функцией калама является апологетика Ислама на основании доводов разума, защита его вероучительных положений от критики оппонентов. Выступая в качестве рационалистического мировоззрения, калам был призван стимулировать развитие мысли в средневековом мусульманском обществе, вывести его из состояния догматизма, отсталости, слепого следования (См. Таклид) за словами и мнениями различных религиозных авторитетов и богословов. В каламе считалось, что интерпретация Божественного откровения должна удовлетворять разум человека, не противоречить его доводам. Таким образом, одной из важнейших целей калама было достижение гармонии между доводами Божественного Откровения и разума. Еще одной важнейшей целью калама была классификация различных вероучительных положений Ислама, создание взаимосвязи между различными исламскими науками. Одной из причин возникновения калама было нарастание внутренних противоречий в мусульманском обществе к концу правления Праведных халифов. Другой причиной было развитие мусульманского общества, его бурный прогресс. После того, как Халифат распространил свою власть на огромных территориях, где прежде находились основные центры мировой цивилизации, мусульмане стали сталкиваться с другими культурами. В результате, появилась насущная необходимость рационального обоснования положений своей религии, ответов на доводы оппонентов.



Различные политические конфликты вывели на первый план проблему власти в Исламе. Эта проблема привела к возникновению различных мнений и групп. Затем появились различные толкования и мнения по проблемам сущности и атрибутов Аллаха, Божественного предопределения и свободы воли человека, состояний грешников, сотворенности или несотворенности Корана и многим другим вопросам. По всем этим проблемам выделились различные секты и течения (Хариджиты, Джабриты, Мурджииты, Кадариты). Поиски ответов на все эти вопросы привели к возникновению рационалистических школ. Первой такой фундаментальной школой стала мутазилитская (См. Мутазилиты), которая была основана Василом ибн Атой (ум. в 131/748) и Амром ибн Убайдом (ум. в 144/761). Мутализиты внесли неповторимый и уникальный вклад в возникновение и развитие калама. Ортодоксальные сунниты, несмотря на конфликты с мутазилитами, также заимствовали у них многие их методы и взгляды. Они понимали, что обойтись без определенной доли рационализма в религии, в условиях общественного прогресса, становится невозможным. Поэтому начался процесс некоторого сближения положений ортодоксальной религии с мутазилитскими методами, так как ортодоксия была заинтересована в рациональной интерпретации некоторых положений религии. Этот процесс был завершен трудами выдающегося мусульманского мыслителя Абу аль-Хасана аль-Ашари, который был мутазилитом, но затем перешел в лагерь суннитов. Он классифицировал основные положения мусульманского вероучения, попытался дать ответы на многие спорные проблемы с позиции калама, но, при этом, не нарушая основных принципов ортодоксальной религии (См. Ашаризм). Одновременно с ним почти аналогичную работу провел и другой выдающийся мусульманский мыслитель Абу Мансур аль-Матуриди (См. Матуридизм). Аль-Ашари и аль-Матуриди заложили фундаментальные основы суннитского калама. Развивался также салафизм (См. Салафизм), который, несмотря на свою критику положений мутазилизма, ашаризма, матуридизма также не избежал рационализации некоторых своих положений (См. Салафизм).

Суннитский калам условно разделен на четыре временных периода:

1. Мутакаддимин. Это период древних мутакаллимов, от Абу аль-Хасана аль-Ашари до Аль-Джувайни (ум. В 478/1085), который был учителем Мухаммада аль-Газали.

2. Мутааххирин. Последующий период, который начался с Мухаммада аль-Газали и окончился в VIII/XIV веке. Это был период наибольшего развития калама.

3. Период упадка, который начался с VIII/XIV века и продолжался до XIV/XXвека. В этот период калам более не развивался, никаких принципиально новых идей развито не было. Писались только комментарии на труды мутакаллимов прошлого и повторялись их мысли.

4. Современный калам, который стал развиваться с XIV/XXвека. Причиной нового развития калама стали изменившиеся условия современного мира; появление новых, неисследованных ранее проблем, связанных с реалиями нового времени.

 

Коран и Сунна.

Главная священная книга ислама – Коран (от араб. «Аль-Куран» - чтение наизусть, декламация). Она составлена из проповедей пророка Мухаммада, которые были записаны его учениками. Сам Мухаммад был неграмотным и излагал устно в течение примерно двадцати лет то, что передавал ему Аллах. Записанные учениками разрозненные тексты были собраны воедино уже после смерти Мухаммада и Коран завершается при халифе Усмане в середине VII в. Провозглашается официальная версия Корана, все остальные варианты (записи) были уничтожены.

Таким образом Коран защищен от переписывания, а значит и искажений (как Библия, например, переписывалась несколько раз, переводилась, что могло вести к неточностям и упрощению). Священным считается только текст на арабском языке, на котором он был первоначально написан. Отметим, что в переводе теряется поэтическая возвышенность и тонкость арабского языка.

Следует подчеркнуть, что Коран – это речь самого Аллаха, вложенная им в уста пророка Мухаммада. Поэтому значение Корана выше, чем других священных книг. Коран – основа ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведение мусульман. Хранение в доме и чтение во всех жизненно важных случаях Корана – один из наиболее распространенных мусульманских обычаев.

Коран состоит из 114 глав – сур (слово «сура» буквально означает «ряд»), где содержатся рассуждения философского, вероучительного, морального и юридического характера. Текст изложен ритмической прозой. Суры разбиты на аяты – стихи. Расположены суры не по содержанию, а по убыванию объема, кроме первой суры (она называется «Аль-Фатиха» - «Открывающая» и является главной молитвой ислама). Каждая сура имеет заголовок, который либо излагает суть (например, «Человек», «Бедствие», «Иосиф», «Развод»), либо это просто слово, которое встречается в тексте (например, «Корова», «Смоковница», «Перо», «Греки», «Свет»). В последовательности сур нет содержательной логики, учета хронологии или последовательности событий жизни Мухаммада, что затрудняет чтение и понимание этой священной книги. Существует стилистическая разница между сурами, написанными в разное время. Первая сура (после «Открывающей») – «Корова» _ самая длинная и трудная. В ней повествуется об Адаме и Еве, истории Моисея, представлении Бога израильтянам и пр.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.