Сделай Сам Свою Работу на 5

История Зороастризма. Пантеон. Натурфилософия, этика и культовые практики Зороастризма. Авеста.





История нехристианских религий (Яворский Д.Р.)

 

Понятие религии (этимология, определения и основные характеристики).

Слово «религия» происходит от латинского religio (или relegere) – благоговеть, собираться. Римский философ Цицерон (I в. н.э.) утверждал, что это слово означает «собрание». Западный оратор Лактанций (330 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает “связывать”, “соединять”. Поэтому религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Блж. Августин считал, что «религия» – от reeligere, что значит воссоединять утраченную связь человека с Богом. Согласно общему определению, религия – это совокупность способов воссоединения человека с Богом. Все прочие определения страдают редукционизмом – сводят высшее к низшему. Одни определения сводят только к учению о Боге, другие – только к обрядам и практикам, третьи – только к влиянию на человека (согласно марксизму, религия – иллюзорная форма отражения действительности). Согласно философскому словарю, религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного, т.е. сверхъестественного.



Религия (в широком смысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений об иной реальности (отличной от обыденной чувственно воспринимаемой – Боге, Небе, богах, духах энергиях, истинном бытии истинном Я и т.п.), а так же совокупность способов установления с этой реальностью правильных с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.

Религия имеет несколько принципов, без которых она теряет себя, упраздняется, выраждаясь в оккультизм и магию, а может уклониться в сторону философии и этики.

1-й – представление о невидимом мире и убеждение в том, что человек способен к общению с Богом; этим религия отличается от других мировоззрений, для которых искомый идеал объективно не существует, но является не более как теоретической моделью.

2-й -Складывается философско-догматическая система. Христианство – образец такой системы: учение о Боге, об отношении Бога к миру, учение о мире и человеке, о его конечных судьбах, о спасении и воссоединении с Богом. Ислам и иудаизм также имеют отточенные формы учения. В исламе нет спасения и воссоединения с Богом, есть только чувственный рай, где нет Бога. В буддизме и даосизме есть спасение, но Бога нет. В иудаизме есть все, но только для евреев. Конфуцианство – этическое учение, но только для китайцев. В вишнуизме есть все(винегрет).



3-й – религиозная практика: поклонение священным изображениям, использование разных веществ; общественные обряды и индивидуальные религиозные действия;

4-й – религиозная организация (самая сложная организация в католицизме и тибетском буддизме). Все крупные религии – культурообразующие.

Дуализм – признает равноправными два начала: дух и материю или добро и зло. Пантеизм – это учение, отждествляющее Бога и мир. Пантеизм учит, что человек, мир и Божество имеют одну сущность, а в человеке эта сущность затемнена, ее надо высвободить (позднее античное язычество, шиваизм – каждый – это Шива, но надо это раскрыть в себе). Бог как личность уже не существует, сливаясь с тварным началом. Разновидности пантезима: сабеизм (поклонение и обозествление небесных светил, звезд, комет), антропотеизм (обожествление живых людей: императоров, полководцев и т.д.), зоотезм (обожествление животных), анимизм (обожествление духов умерших предков), фетишизм (обожествление материальных предметов и вещей). Все это породило т.н. «племенные религии», т.е. языческие культы. К пантеистическим можно отнести те религии, в которых нет Бога. Это джайнизм и южный буддизм (хинаяна), здесь спасение только для монахов, освободивших дух от тела.



Меонизм – отрицает бытие этого мира. В индуизме окружающая нас материя – это лишь сон Брахмы, совокупность субъективных ощущений.

Всеобщность религии. Люди всех веков и стран, на всех, и самых низких и самых высоких, ступенях своего развития, всегда и везде имели у себя божество, признавали иной, загробный мир, стремились к богоугодной жизни, воздавали божеству известное чествование, приносили жертвы и пр., – словом имели религию.

Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание, – даже самое странное, темное, суеверное и с виду бессмысленное, – имеет в своей основе особый религиозный опыт. … особливость религиозного опыта дает людям повод совсем забывать о нем, пренебрегать им и не заботиться о его углублении и очищении.

 

Астральные и аграрные культы Древневосточных цивилизаций.

 

АСТРАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. astron - звезда) - обряды, церемонии, молитвы, заклинания и других религиозные действия, связанные с обожествлением небесных тел. Астральные культы свойственны (в различной степени) всем древним и новым религиям. Иногда астральные культы называются астролатрией (от греч. latreia - служение) или сабеизмом, по названию племени сабеев (Южная Аравия), у которого в древности был весьма развит астральный культ, заимствованный у них рядом племен и народов. Возникновение астральных культов и в особенности поклонение Солнцу и Луне относится к глубокой древности и, по-видимому, связано с формированием первичных религиозных верований и представлений, отождествленых с различными божествами; с каждым божеством-планетой был связан определенный цвет, день недели и металл. С развитием орошаемого земледелия в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и др. наблюдение за небесными телами и изучение их влияния на земледелие приобрело особое значение в Ассирии, Вавилонии, Египте, Древней Индии и в других странах древних земледельческих цивилизаций. Пережитком А. к. являются назв. дней недели у ряда европ. народов (нем. Montag - понедельник - день Луны; фр. Vendredi - пятница - день Венеры; англ. Saturday - суббота - день Сатурна; нем. Sonntag - воскресенье - день Солнца).

Аграрные культы

Система религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с земледелием и направленных на обеспечение и сохранение урожая путем обращения за помощью к духам и богам. Целостный комплекс аграрных культов складывается с появлением развитой сельской общины. Аграрному культу соответствует развитый политеистический пантеон, в котором выделяются божества, покровительствующие земледелию. Среди них для земледельческих народов особенно характерен образ умирающего и воскресающего божества.

Например боги

Египта:

Аа́х (Ях) — в египетской мифологии божество луны, почиталось в Фивах. Первоначально «Аах» означало именно Луну как спутник Земли, в астрономическом смысле.

Амо́н (егип. сокрытый) — в Древнем Египте бог солнца, царь богов и покровитель власти фараонов.

Ануке́т (греч. Анукис), в египетской мифологии богиня плодородия и первого порога Нила, почиталась в Верхнем Египте и в Нубии.

Ассирии:

Дагон — бог земли и сельского хозяйства. Слово «Дагон» имеет буквально два значения — «колос» и «рыба». Трактуется как «мессия» — покровитель земледелия и рыбной ловли.

Вавилона:

Ваал (Баал) — древнее божество плодородия, вод, войны.

Иштар — в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. Астральное божество. Олицетворение планеты Венера.

Таммуз — бог плодородия (то же, что Адонис в древнефиникийской мифологии).

Древней Индии:

Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Основное действие Сурьи — озарение мира светом, уничтожение тьмы, врагов и болезней.

Шива — в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени и разрушения, бог плодородия и в то же время бог-аскет.

 

История Зороастризма. Пантеон. Натурфилософия, этика и культовые практики Зороастризма. Авеста.

Зороастри́зм («почитание мудрости»),— религия, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура Мазды.

Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н. э. до 6 века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1768 году до н. э.

Зороастризм возник в среде арийских племён, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является Северо-Восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Западном Иране, Средней Азии, на Южном Урале.

Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элеменов других религий. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура Мазды (Ормазда) и злого демона Анхра-Майнью (Аримана). Ормазда в Конце Времён побеждает Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом и даже монотеизмом.

Пантеон

Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:

1.Ахура Мазда (букв. «владыка мудрости») — Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;

2.Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») — семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента — ипостаси Ахура Мазды;

3.Язаты (в узком смысле) — духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;

4.Фраваши праведных — духи праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.

Силам добра противостоят силы зла:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.