Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение раввинистического иудаизма.

Отправная точка нового этапа в истории иудаизма – изгнание евреев из Палестины после поражения восстания против римлян, т. н. «Иудейских войн» (вторая половина I в. – первая половина II в. н.э.). Иудейские войны были вызваны, с одной стороны, политикой властей Римской империи (в 40-м г. император Калигула попытался установить свою статую в Иерусалимском храме), с другой стороны, усилением радикального националистического крыла (зелотов) в самом еврейском обществе.

Первое иудейское восстание началось в 66 году: зелоты вырезали римский гарнизон Иерусалима. В ответ император стянул легионы к Иерусалиму и осадил его. В 70 г. после шестимесячной осады Иерусалим был взят, город подвергся разорению, был разрушен Храм. Однако сопротивление евреев продолжалось. Только в 73 г. пал последний оплот повстанцев – крепость Масада, защитники который, изможденные голодом, покончили собой.

Спустя полвека, в 130 г. император Адриан предпринял попытку деиудаизации евреев. Он запретил обрезание, переименовал Иерусалим в Элию Капитолину, на месте разрушенного Храма было построено святилище Юпитеру Капиталийскому. В ответ на эти действия в 132 г. зелоты снова подняли восстание. Возглавил восстание Шимон Бар-Кохба («сын звезды»). Один из авторитетных религиозных учителей – рабби Акива объявил его мессией. Однако в 135 г. восстание потерпело поражение, Иерусалим был захвачен римскими войсками, а Бар-Кохба убит.

После поражения восстания евреям было запрещено селиться в Иерусалиме и его окрестностях, архитектурные планы Адриана были реализованы. Большинство евреев оставило Палестину и перебралось в другие города Римской империи, где уже существовали еврейские общины. Началась эпоха диаспоры – рассеяния, по-еврейски, «галут» (изгнание).

Иудейские войны вызвали в еврейском обществе противостояние двух стороны. Первая сторона – зелоты, непримиримые, цель которых состояла с том, чтобы во что бы то ни стало восстановить еврейское государство, препятствием чему и было римское господство. Лидером этого движения был Элеазар бен Яир; именно он возглавлял оборону Масады, и Шимон Бар-Кохба, командовавший обороной Иерусалима. Другая сторона – противники непримиримых, большинство из них – фарисеи, хотя некоторые из фарисеев, например, уже упомянутый рабби Акива, поддержали восстание. Сторонники мирного решения полагали, что еврейский народ может жить и в нееврейском государстве, и сохранение народа и традиции передачи Торы важнее, чем восстановление еврейского государства любой ценой под лозунгом «Иудейское царство или смерть». Именно фарисеям после поражения Иудейского восстания довелось организовывать жизнь народа в новых условиях – в рассеянии и без Храма.



У истоков религиозной реформы, результатом которой стало появление новой исторической версии иудаизма, стоял фарисей Иоханан бен Заккай (I в.). Во время осады Иерусалима будущим императором Веспасианом бен Заккай покинул город, распустив слухи о своей смерти и приказав своим ученикам вынести его тело для погребения за пределы городских стен. Оказавшись в лагере римлян, он встретился с Веспасианом, приветствовал его как будущего императора и добился разрешения открыть школу изучения Торы в городе Явна (Йамния), в Галилея на севере Палестины. После разорения Иерусалима в Явну переместился синедрион, большинство которого теперь состояло из фарисеев. Таким образом Иоханан бен Заккай решил проблему сохранения религии и народа.

Вторая проблема – сохранение единства еврейского народа в ситуации рассеяния. К тому времени только 1/6 или 1/7 еврейского народа проживала в Палестине. Как и во время Вавилонского плена, оставшись без Храма как консолидирующего центра, евреи сделали ставку на Закон. После того, как прекратил свою деятельность синедрион, как высший религиозный орган управления, обладавший высшим авторитетом в деле толкования Торы, его функции перешли к йешивам (академиям),где ключевую роль играли фарисеи. Наиболее влиятельными были две академии, расположенные в Вавилонии – Сурская и Пумбедитская (по названиям городов, соотвественно: Сура и Пумбедита). Влиянием также пользовались три палестинские йешивы – в твери, Кесари и Цфате.

Трудами вавилонских и палестинских раввинов был кодифицирован текст комментариев (Устной Торы) к Торе – Талмуд. Необходимость составления Талмуда объясняется жесткими условиями, в которые власти Римской империи поставили еврейские общины. Многим общинам не хватало квалифицированных раввинов, способных толковать Тору, знакомых с традицией Устной Торы. Талмуд призван был компенсировать нехватку квалифицированных комментаторов. Правда, позднее выяснилось, что использование Талмуда предполагает не мене высокую квалификацию, чем изучение Торы.

За основу Талмуда были взяты комментарии таннаев – наиболее авторитетных раввинов рубеже эр: Гиллеля, Иоханана бен Заккая, рабби Акивы и др. Из них была составлена Мишна («повторение»).

Позже, в III – V вв. амораи – знатоки таннаических комментариев составили сборник комментариев уже к Мишне – Гемару («достижение совершенства»).

В VI в. сабореи (савораим) завершили составление Талмуда, кодифицировав результаты трудов амораев. Были составлены два Талмуда – Вавилонский (пространный) и Иерусалимский (краткий

В средневековье к Мишне и Гемаре была добавлена Тосефта («Дополнения») – комментарии к Гемаре.

В жанровом отношении тексты Талмуда делятся на законодательные – «Галаха» и притчевые – «Агада».

В VI – нач. VII века значение академий возрастает, и вместе с ним растет и авторитет глав академий – гаонов. Гаоны выступают как авторитетные комментаторы Талмуда. Обычно комментарии гаонов составлялись в виде «респонсов» - ответов на вопросы разных еврейских общин, вопросов, касающихся норм религиозной и светской жизни евреев. Академии просуществовали до XI века.

Важную роль в оформлении раввинистического иудаизма сыграла канонизация священных текстов. Дело в том, что книги, являющиеся достоянием иудаизма и вошедшие в состав христианской Библии (через посредство Септуагинты), не были собраны в один свод и бытовали по отдельности. В культовой практике как древнего, так и раввинистического иудаизма использовались Тора (соответствующая христианскому Пятикнижию Моисея) и сборник пророческих книг – Невиим (букв. «пророки»). Кроме того, религиозным авторитетом пользовался еще рад книг, созданных в конце I тыс. до н.э. хакамами. Формирование христианского канона Библии в эпоху Вселенских соборов (IV – VIII вв.) побудили еврейских учителей составить свой канон. За это дело принялись масореты – знатоки традиции. Они тщательно собрали имеющиеся в обиходе религиозные тексты, перепроверили их подлинность и составили ТаНаХ – Библию иудаизма. В целом ТаНаХ совпадает с Ветхим Заветом Библии. Отличаются они в небольшой мере составом и порядком книг. Масореты не включили в ТаНаХ некоторые книги, вошедшие в христианский библейский канон, а именно Макковейские книги. Формальным поводом для невключения было то, что эти книги существовали только на греческом языке и в обиходе еврейских общин не было их ивритских вариантов.

Консолидация иудеев предполагала резкое отмежевание от течений, отклоняющихся от учения раввинов. Уже в I в. по инициативе Шмуэля ха-Катана в одну из главных молитв – Амиду были включены проклятия в адрес «миним» (отступников), среди них были и христиане – «ноцрим».

17. Религиозная литература иудаизма: Танах и Талмуд.

После разорения Иерусалима(конец I- начало II века), возникает проблема сохранения единства еврейского народа в ситуации рассеяния. К тому времени только 1/6 или 1/7 еврейского народа проживала в Палестине. Как и во время Вавилонского плена, оставшись без Храма как консолидирующего центра, евреи сделали ставку на Закон. После того, как прекратил свою деятельность синедрион, как высший религиозный орган управления, обладавший высшим авторитетом в деле толкования Торы, его функции перешли к йешивам (академиям),где ключевую роль играли фарисеи. Наиболее влиятельными были две академии, расположенные в Вавилонии – Сурская и Пумбедитская (по названиям городов, соотвественно: Сура и Пумбедита). Влиянием также пользовались три палестинские йешивы – в твери, Кесари и Цфате.

Трудами вавилонских и палестинских раввинов был кодифицирован текст комментариев (Устной Торы) к Торе – Талмуд. Необходимость составления Талмуда объясняется жесткими условиями, в которые власти Римской империи поставили еврейские общины. Многим общинам не хватало квалифицированных раввинов, способных толковать Тору, знакомых с традицией Устной Торы. Талмуд призван был компенсировать нехватку квалифицированных комментаторов. Правда, позднее выяснилось, что использование Талмуда предполагает не мене высокую квалификацию, чем изучение Торы.

За основу Талмуда были взяты комментарии таннаев – наиболее авторитетных раввинов рубеже эр: Гиллеля, Иоханана бен Заккая, рабби Акивы и др. Из них была составлена Мишна («повторение»).

Позже, в III – V вв. амораи – знатоки таннаических комментариев составили сборник комментариев уже к Мишне – Гемару («достижение совершенства»).

В VI в. сабореи (савораим) завершили составление Талмуда, кодифицировав результаты трудов амораев. Были составлены два Талмуда – Вавилонский (пространный) и Иерусалимский (краткий). Текст был разделен на главы, где комментарии были сгруппированы по тематике.

Было выделено 6 глав.

1. Зраим («Посевы») включает законы, касающиеся земледелия.

2. Моэд («Срок») – законы, регламентирующие соблюдение субботы, праздников, постов.

3. Нашим («Женщины») – брак и развод.

4. Нэзикин («Вред») – гражданское и уголовное право.

5. Кодашим («Святыни») – храмовые службы, жертвоприношения.

6. Тохорот («Чистота») – законы ритуальной чистоты.

В средневековье к Мишне и Гемаре была добавлена Тосефта («Дополнения») – комментарии к Гемаре.

В жанровом отношении тексты Талмуда делятся на законодательные – «Галаха» и притчевые – «Агада».

В VI – нач. VII века значение академий возрастает, и вместе с ним растет и авторитет глав академий – гаонов. Гаоны выступают как авторитетные комментаторы Талмуда. Обычно комментарии гаонов составлялись в виде «респонсов» - ответов на вопросы разных еврейских общин, вопросов, касающихся норм религиозной и светской жизни евреев. Академии просуществовали до XI века

Однако не все евреи признали Талмуд. В VIII в. как реакция на талмудический (раввинистический) иудаизм в еврейской среде возникло антиталмудическое движение караимов (читающих). Основал это движение Анан бен Давид (740 – 800). Большая караимская община проживала в Крыму.

Важную роль в оформлении раввинистического иудаизма сыграла канонизация священных текстов. Дело в том, что книги, являющиеся достоянием иудаизма и вошедшие в состав христианской Библии (через посредство Септуагинты), не были собраны в один свод и бытовали по отдельности. В культовой практике как древнего, так и раввинистического иудаизма использовались Тора (соответствующая христианскому Пятикнижию Моисея) и сборник пророческих книг – Невиим (букв. «пророки»). Кроме того, религиозным авторитетом пользовался еще рад книг, созданных в конце I тыс. до н.э. хакамами. Формирование христианского канона Библии в эпоху Вселенских соборов (IV – VIII вв.) побудили еврейских учителей составить свой канон. За это дело принялись масореты – знатоки традиции. Они тщательно собрали имеющиеся в обиходе религиозные тексты, перепроверили их подлинность и составили ТаНаХ – Библию иудаизма. В целом ТаНаХ совпадает с Ветхим Заветом Библии. Отличаются они в небольшой мере составом и порядком книг. Масореты не включили в ТаНаХ некоторые книги, вошедшие в христианский библейский канон, а именно Макковейские книги. Формальным поводом для невключения было то, что эти книги существовали только на греческом языке и в обиходе еврейских общин не было их ивритских вариантов.

Само название ТаНаХ – аббревиатура трех частей, из которых состоит этот сборник: Тора (Пятикнижие Моисея), Невиим (пророки) и Ктувим (Писания). Иногда этот сборник называют Масоретский канон. Порядок расположения книг в ТаНаХе таков:

I. Тора

· Берешит («В начале»)

· Шмот («Имена»)

· Ва-икра («И сказал»)

· Ба-митбар («В пустыне»)

· Дварим («Слова»)

II. Невиим

1. Ранние пророки

· Иегошуа бен Нун («Иисус Навин»)

· Шофтим («Судьи»)

· Шмуэль I («Самуил I»)

· Шмуэль II

· Млахим I («Царства I»)

· Млахим II

2. Поздние пророки

1) Большие пророки

· Ишаягу (Исайя)

· Иермиягу (Иеремия)

· Иехезкель (Иезекииль)

2) Малые пророки

· Гошея (Осия)

· Иоэль (Иоиль)

· Амос

· Овадия (Авдий)

· Иона

· Миха (Михей)

· Нахум (Наум)

· Хаваккук (Аввакум)

· Цфания (Софония)

· Хаггай (Аггей)

· Зхария

· Малахия

III. Ктувим

· Тегилим (Псалтирь)

· Мишлей (Притчи)

· Иов

· Шир га-Ширим (Песнь Песен)

· Рут

· Эйха (Плач)

· Когелет (Екклезиаст)

· Эстер (Есфирь)

· Даниэль

· Эзра

· Нехемия

· Диврей га-Ямим I (1-ая кн. Паралипоменон)

· Диврей га-Ямим II

Консолидация иудеев предполагала резкое отмежевание от течений, отклоняющихся от учения раввинов. Уже в I в. по инициативе Шмуэля ха-Катана в одну из главных молитв – Амиду были включены проклятия в адрес «миним» (отступников), среди них были и христиане – «ноцрим».



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.