ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ
КРИМИНОЛОГИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРИМИНОЛОГИИ
1. Понятие и значение криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии и ее связь с юридическими науками.
4. История криминологии.
Понятие и значение криминологии
Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen – преступление, и греческого logos – учение. Дословно – учение о преступлении, а в широком смысле – о преступности. Таким образом, наиболее простое определение данной области познания следующее: криминология – учение о преступности и связанных и с ней явлениях.
В виде самостоятельной отрасли знаний и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее двух веков. Хотя ряд суждений о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются в трудах римских и греческих мыслителей, как и в трудах мыслителей XVI-XIX вв., но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.
Раздумья о том, что же это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых: философов, историков, правоведов. К ним так же присоединились ученые других специальностей: больше всего медики, особенно психиатры и психологи. Каждый ученый видел проблему преступности и преступника соответственно своей специальности и создал «свою» теорию о ней, ее причинах, о людях, совершивших преступления.
Но ни одна из наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Но их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая, изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное с другими специальными явлениями, имеющими свои закономерности возникновения и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.
Нельзя не отметить, что до сих пор существуют точки зрения, отрицающие не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Ряд ученых полагает, что криминология – часть уголовного права либо часть социологии.
Взгляды на преступное поведение и меры борьбы с ним, которые складывались более двух веков, претерпели значительные изменения. Развиваясь в разных направлениях (антропологическом, социологическом, биологическом, психологическом), мировая криминология сегодня не представляет собой единого учения и включает в себя ряд подходов и школ, имеющих научные центры во многих странах. Но при существенном разнообразии воззрений криминологов в рамках научной дисциплины криминологии их объединяет стремление описать и объяснить явление преступности, а также обосновать пути реагирования на нее. Современная криминология - это наука о закономерностях преступности и ее сдерживания. Она изучает явление массового воспроизводства преступлений, разрабатывает меры противодействия ему.
Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу – поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что определяет ее сущность как самостоятельной области научного познания.
Криминология многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, правоприменителя, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.
Задачи криминологии определяются целями борьбы с преступностью на современном этапе развития нашего общества. Основная проблема криминологии на современном этапе состоит в научном объяснении и прогнозировании криминологических явлений с целью обеспечения интенсификации профилактики преступности. В свою очередь компетентные государственные и общественные структуры должны, наконец, преодолеть феномен «невостребования» криминологии.
Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах: мировоззренческом, практическом и эрудиционном.
Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека. Криминологическое мышление базируется на осознании человеком: сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии; возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление; уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность; осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.
Практический аспект значения криминологии выражается в том, что она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с: изучением личности преступника или правонарушителя; выявлением причин и условий преступлений; криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом; разработкой и реализацией мер воздействия на преступность; анализом эффективности мер предупреждения преступлений. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.
Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.
Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение криминологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии - в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, в нашей стране ежегодно регистрируется порядка 3 млн преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.
Предмет криминологии
Приступая к изучению криминологии, как и любой другой учебной дисциплины, необходимо, прежде всего, уяснить ее предмет, т.е. какие явления она исследует и каково ее место в системе других дисциплин.
Как общественная наука, криминология вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явлении и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов. Получение криминологией научного знания о преступности и преступнике – не самоцель. Оно служит обеспечению разработки и внедрения путей и средств предупреждения и сокращения преступности.
В предмете криминологии можно выделить четыре составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений:
1) Преступность. Задача криминологии заключается в исследовании вопросов о том, что есть преступность, какова ее сущность, каковы закономерности. Крайне актуальными являются проблемы природы преступности: в чем ее истоки, и каковы перспективы развития. Преступность проявляется внешне в виде совокупности преступлений, которая обычно отождествлялась с ее сущностью правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними (например, пьянство, проституция, наркомания и т.п.), рассматриваются криминологией при анализе причин и условий преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.
2) Личность преступника занимают в криминологии важное место. Без знания того, что представляет собой личность преступника, каковы причины и механизм совершения отдельных преступлений и вообще преступного поведения, немыслим успех в борьбе с преступностью. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение социального и биологического в ней. Надо отметить, что криминологические школы отличаются друг от друга именно взглядами на личность преступника, причины и механизмы преступного поведения. До сих пор идут споры о том, кто такой преступник, и в частности, можно ли говорить о личности преступника или только о лицах, совершающих преступления. Для изучения личности преступника требуются особые знания, умения и навыки.
3) Причины и условия преступности представляют собой совокупность социально-негативных явлений, которые порождают и обуславливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Лишь на основе глубокого научного анализа всех факторов, обуславливающих это общественно опасное явление возможна разработка действенных мер разрушающего воздействия на преступность.
4) Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.
Содержание предмета криминологии показано в виде схемы на рис. 1.1.
┌──────────────────────────────────────────────────────┐
│ ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ │
└───────────────────────────┬──────────────────────────┘
┌─────────────┬──────┴──────┬─────────────┐
┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐
│ ││Детерминанты││ Лица, ││ Преду- │
│Преступность││преступности││совершившие ││ преждение │
│ ││ ││преступления││преступлений│
└──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬─────┘
└─────────────┴──────┬──────┴─────────────┘
┌─────────────────┴────────────────────┐
│ Объекты криминологии, │
┌───┤ изучаемые в рамках ее предмета │
│ └──────────────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────┐
├──────┤История криминологической науки│
│ └───────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────┐
├──────┤ Негативные социальные явления │
│ │ (алкоголизм, наркомания, │
│ │ проституция и т.п.), │
│ │ сопутствующие преступности │
│ └───────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────┐
├──────┤ Методы криминологических │
│ │ исследований и осуществления │
│ │ профилактики │
│ └───────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────┐
├──────┤ Криминологические особенности │
│ │ отдельных видов преступности │
│ └───────────────────────────────┘
│ ┌───────────────────────────────┐
└──────┤ Криминологические проблемы │
│ зарубежных стран │
└───────────────────────────────┘
Рис. 1.1
Все четыре основные части предмета криминологии органично взаимосвязаны. Конечной целью изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности) является разработка эффективной системы предупреждения преступности.
Таким образом, криминология – это юридическая наука, изучающая преступность, ее детерминанты, личность преступника и меры предупреждения преступлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|