|
Лекция 1: Понятие, система и задачи криминологии. История развития науки криминологии
Рекомендовано
На заседании кафедры д.ю.н., проф. Рукавишникова И.В.
УПиК
Протокол № __________ _______________________
«____»______________200 __г. _______________________
Зав. кафедрой д.ю.н., проф. Улезько С.И. «___» ____________200__г.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Криминология»
По специальности 030501 «Юриспруденция»
Составитель: к.ю.н., доцент кафедры «Уголовное право и криминология»
Е.В. Серёгина
Ростов-на-Дону
Содержание учебно-методического комплекса
Рабочая программа дисциплины………….………………………………………...3
Курс лекций…………………………….…………………………...........................35
Методические указания к выполнению контрольных работ…………………..193
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов…………………………………………………………………………..212
Контроль знаний……………….……….…………………………………………230
Сведения о ППС…………………………………………………………………..242
Деловые игры, используемые при проведении практических занятий……….243
Использование инновационных методов………………………………………..246
Краткий словарь терминов……………………….................................................254
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ
Проректор Н.П.Маслова
___________________________
ОПДФ. 04. Криминология
(индекс) (наименование)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)
030501 - Юриспруденция
(код) (наименование)
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)
03050101 - Гражданско-правовая специализация, 03050102 - Уголовно-правовая специализация, 03050103 - Государственно-правовая специализация, - Информационное право, 03050104 - Финансово-правовая специализация.
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
|
| Юридический факультет ГОУ ВПО РГЭУ «РИНХ»
| КАФЕДРА
|
| Кафедра Уголовного права и криминологии
| (код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
Работы студента в час.
| ГОС
| уч. план
| Очная форма
| Заочная форма
|
|
| 5 лет
| 5 лет 6 мес.
| 3 года 6 мес.
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
| 72 час.
| 14 час.
| 14 час.
| - лекций,
по семестрам
| 7 семестр
| 14 ч.
| 14 ч.
| 36ч.
Итого: 36 ч.
|
|
| - лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
|
|
|
|
|
|
| - практические занятия,
по семестрам
| 7 семестр –
36 ч
|
|
| Итого: 18 ч.
|
|
| Индивидуальная работа, час
|
|
|
| Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
| 72 ч.
| 129 ч.
| 129 ч.
| - контрольные работы по семестрам
| 7 семестр – 6ч.
| 20 ч.
| 20 ч.
| - курсовые работы по семестрам
|
|
|
| - курсовые проекты по семестрам
|
|
|
| - др. виды работы по семестрам
1. подготовка к семинарским занятиям
2. написание реферата
3. подготовка к экзамену
|
7 сем. – 18 ч.
6 ч.
6 ч.
9,35 ч.
|
14 ч.
|
12 ч.
| Экзамены, по семестрам, час
| 7 семестр – экз. – 0,4 ч.
| Экзамен
0,4 ч.
Зачет (д/з)
0,5
| Экзамен
0,4 ч.
Зачет (д/з)
0,5
| * Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
ГОС ВПО по специальности 030501 «Юриспруденция», Учебный план специальности 030501 «Юриспруденция» 2007 г.
Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)
АВТОР к.ю.н., доцент, доцент каф. УП и К
|
| Серегина Е.В.
| 16 июня 2008
| (ученая степень, звание, должность)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
| ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Уголовного права и криминологии
|
| Улезько С.И.
|
| (наименование)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
Учебно-методическим советом специальности
|
|
|
|
Учебно-методическим управлением
|
|
|
|
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Целью изучения курса «Криминология» является формирование у студентов криминологического мышления, привитие научно-обоснованных взглядов на преступность, как негативного, исторически изменчивого, социального, массового явления, которое общество и государство должны сдерживать в определенных пределах для нормальных условий жизнедеятельности, а также выработать у студентов умение глубоко анализировать проблемные вопросы «стратегии» воздействия на преступность в современных условиях, подготовить их к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач.
Достижение вышеуказанной цели изучения курса «Криминология» предполагает решение следующих задач:
- овладение студентами знаний об основных проблемах отечественной криминологии, ее предмете, методах изучения, исторических этапах развития;
- формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о преступности, ее причинах и условиях, прогнозировании и планировании преступности и механизма индивидуального преступного поведения, организации планирования и осуществления профилактической деятельности;
- воспитание у студентов чувства непримиримости к проявлениям преступности, решимости противостоять ей, отстаивать принципы социальной справедливости и законности.
В процессе изучения курса «Криминология» студенты должны приобрести следующие знания:
- уметь правильно составлять уголовную статистику, грамотно оценивать криминологическую ситуацию в стране, отдельном регионе;
- владеть необходимыми приёмами прогнозирования преступности и планирования профилактической работы;
- определять особенности лиц, совершивших преступление, с тем, чтобы правильно организовывать деятельность по их профилактике;
- выявлять основные причины преступности в обществе и направления её предупреждения.
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать
1. Предмет криминологии как науки, ее место в системе правового знания;
2. Понятия и термины, используемые в криминологии;
3. Основные детерминанты и причины преступности, меры предупреждение преступности и разрушающего воздействия на преступность;
4. Основные методы криминологических исследований;
5. Сущность и основные направления виктимологической профилактики;
6. Формы, содержание и результаты международного сотрудничества в части борьбы с преступностью;
7. Основную литературу по курсу.
| Студент должен уметь
1. Прогнозировать тенденции преступности с учетом изменения обстановки в стране и мире;
2. Владеть основами криминологического мышления;
3. Выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее;
4. Полученные знания при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире применять на практике;
5. Работать с научной литературой по криминологии;
6. Вести дискуссию по проблемам изучаемого курса;
7. Подготовить научную работу, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
| Студент должен иметь представление
1. О влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики.
2. О роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности.
3. Об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие.
4. О специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода.
|
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| 1.Уголовное право (Особенная часть)
Т. 3 «Преступления против жизни и здоровья»
Т.5 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»
Т.7 «Преступления против семьи и несовершеннолетних»
Т. 8 «Преступления против собственности»
Т.9 «Преступления в сфере экономической деятельности»
Т.11 «Преступления против общественной безопасности».
| 1. Актуальные проблемы криминологии
Т.1. Периоды развития криминологии.
Т.2 Научные направления, школы и теории
криминологии: общая характеристика,
достоинства и недостатки.
Т.3 Актуальные проблемы криминологического учения о преступности
Т.4. Личность преступника: дискуссионные вопросы
Т.5 Проблема причин преступности
Т.6 Криминологическая виктимология
Т. 7 Проблемы предупреждения и
профилактики преступности
Т. 8 Актуальные проблемы
криминологического законодательства
Т. 9 Новые отрасли криминологии.
2. Юридическая психология. Т.2-6
3. Преступность несовершеннолетних. Т.1-8
4. Актуальные проблемы уголовного права Т. 2-8
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Объяснительно-иллюстративный метод(монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала)
| О-И
| Интерактивный метод «работа в малых группах»
Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов.
| РМГ
| Творческие заданияиспользуются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах.
| ТЗ
|
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Тема лекции: Понятие, система и задачи криминологии. История развития науки криминологии
1. Понятие и значение криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии и её задачи.
4. История развития криминологии.
|
М
М, Д, П
М, П, ПБ
РМГ, Э
|
|
| Семинар: Понятие, система и задачи криминологии. История развития науки криминологии
1. Понятие и значение криминологии.
2. Предмет криминологии.
3. Система криминологии и её задачи.
4. История развития криминологии.
|
Д, ТЗ
Д
Э
Д, И
|
|
| Тема лекции: Преступность и её основные характеристики
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3. Латентная преступность и способы её выявления.
4. Виктимологические аспекты преступности.
|
М, П
М, О-И, П
М, Э
М, Э
|
|
| Семинар: Преступность и её основные характеристики
1. Понятие преступности.
2. Основные показатели преступности.
3. Современное состояние и тенденции преступности в России.
4. Латентная преступность и способы её выявления.
5. Виктимологические аспекты преступности.
|
Д
ТЗ
СД
Д, Э
РМГ, Э
|
|
| Тема лекции: Личность преступника
1. Понятие личности преступника.
2. Структура личности преступника.
3. Типология личности преступника.
|
М, ПБ
М, П
М, П, Э
|
|
| Семинар: Личность преступника
1. Понятие личности преступника.
2. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
3. Структура личности преступника.
4. Типология личности преступника.
|
Д, РМГ
Э, РМГ
Д, ТЗ
Д, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Причины и условия преступности
1. Понятие причин и условий преступности
2. Классификация причин и условий преступности
3. Причины и условия преступности в современной России.
|
М, ПБ
М, П
М, Э, П
|
|
| Семинар: Причины и условия преступности
1. Понятие причин и условий преступности.
2. Классификация причин и условий преступности.
3. Причины и условия преступности в современной России.
4. Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления.
5. Виктимологические условия совершения конкретного преступления.
|
Э, РМГ
Д
И, ТЗ, РМГ
Д, Э
И, Э
|
|
| Тема лекции: Методика и процедура криминологического исследования. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
1. Понятие методики криминологического исследования.
2. Организация криминологических исследований.
3. Понятие и значение прогнозирования преступности.
4. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.
|
М, П
М, П
М, П, Э
М, Э
|
|
| Семинар: Методика и процедура криминологического исследования. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
1. Понятие методики криминологического исследования.
2. Общенаучные и частнонаучные методы, применяемые в криминологических исследованиях.
3. Организация криминологических исследований.
4. Понятие и значение прогнозирования преступности.
5. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений
|
Д
М, Д
И, С-Д
М, Э
Д
|
|
| Тема лекции: Предупреждение и профилактика преступности
1. Понятие предупреждения преступности.
2. Характеристика системы предупреждения преступности.
|
М, ПБ
М, П
|
|
| Семинар: Предупреждение и профилактика преступности
1. Понятие предупреждения преступности
2. Характеристика системы предупреждения преступности
3. Классификация субъектов профилактики.
4. Правовые основы предупреждения преступности.
|
Д, РМГ
РМГ
Д
Д, И, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика насильственных преступлений
1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений.
2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.
3. Детерминация насильственных преступлений.
4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
|
М, О-И
М
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Семинар: Криминологическая характеристика насильственных преступлений
1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений.
2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников.
3. Детерминация насильственных преступлений.
4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика преступлений в семейной сфере
1. Семья как предмет криминологического исследования.
2. Соотношение личности преступника и жертвы преступления.
3. Система криминогенных факторов семейной сферы.
4. Меры предупреждение семейного насилия.
|
М
М, П
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Семинар: Криминологическая характеристика преступлений в семейной сфере
1. Семья как предмет криминологического исследования.
2. Личность преступника, совершившего преступление в семейной сфере.
3. Система криминогенных факторов семейной сферы.
4. Меры предупреждение семейного насилия.
|
Д, П
Д, ТЗ
РМГ
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика корыстной преступности
1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности.
2. Лица, совершающие корыстные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения.
3. Причины и условия, генерирующие корыстную преступность.
4. Основные направления профилактики корыстной преступности.
|
М, О-И
М
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Семинар: Криминологическая характеристика корыстных преступлений
1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности.
2. Лица, совершающие корыстные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения.
3. Причины и условия, генерирующие корыстную преступность.
4. Основные направления предупреждения корыстной преступности.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика экономической преступности
1. Понятие и особенности экономической преступности, оценка её состояние и криминологическая характеристика.
2. Характеристика личности экономического преступника.
3. Криминологическая детерминация и причинность экономической преступности.
4. Профилактика экономической преступности.
|
М, О-И
М, П
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика экономической преступности
1. Понятие и особенности экономической преступности, оценка её состояние и криминологическая характеристика.
2. Характеристика личности экономического преступника.
3. Криминологическая детерминация и причинность экономической преступности.
4. Профилактика экономической преступности.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика терроризма
1. Понятие и основные черты терроризма.
2. Современное состояние и тенденции терроризма.
3. Причины и условия преступлений терроризма.
4. Противодействие терроризму.
|
М
М, О-И
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика терроризма
1. Понятие и основные черты терроризма.
2. Современное состояние и тенденции терроризма.
3. Причины и условия преступлений терроризма.
4. Противодействие терроризму.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика организованной, рецидивной и профессиональной преступности
1. Общественная опасность, состояние и тенденции развития организованной преступности.
2. Понятие и особенности рецидивной преступности.
3. Обстоятельства, способствующие устойчивости организованной и рецидивной преступности и их профилактика.
4. Криминальный профессионализм: понятие, характеристика, предупреждение.
|
М
М, П
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика организованной, рецидивной и профессиональной преступности
1. Общественная опасность, состояние и тенденции развития организованной преступности.
2. Понятие и особенности рецидивной преступности.
3. Обстоятельства, способствующие устойчивости организованной и рецидивной преступности и их профилактика.
4. Криминальный профессионализм: понятие, характеристика, предупреждение.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика коррупционной преступности
1. Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Современное состояние коррупционной преступности.
3. Детерминация коррупционной преступности.
4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.
|
М, О-И
М, П
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика коррупционной преступности
1. Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Современное состояние коррупционной преступности.
3. Детерминация коррупционной преступности.
4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика неосторожной преступности
1. Уровень, структура и динамика неосторожной преступности.
2. Особенности личности неосторожных преступников.
3. Причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений.
4. Предупреждение неосторожных преступлений.
|
М, О-И
М, П
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика неосторожной преступности
1. Уровень, структура и динамика неосторожной преступности.
2. Особенности личности неосторожных преступников.
3. Причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений.
4. Предупреждение неосторожных преступлений.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников.
3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних.
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
|
М, О-И
М, П
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников.
3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних.
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика женской преступности
1. Криминологическая характеристика, преступлений, совершаемых женщинами.
2. Личность женщины-преступницы.
3. Особенности детерминации преступности женщин.
4. Профилактика женской преступности.
|
М, О-И
М, П
М, Э
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика женской преступности
1. Криминологическая характеристика, преступлений, совершаемых женщинами.
2. Личность женщины-преступницы.
3. Особенности детерминации преступности женщин.
4. Профилактика женской преступности.
|
Д, П
Д, ТЗ
С-Д, Э
Д, Э, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Криминологическая характеристика девиантных явлений
1. Формы девиантности, связанные с преступностью и их характеристика.
2. Взаимосвязь профилактики негативных девиаций и преступности.
|
М, П
ПБ, Э
|
|
| Тема семинара: Криминологическая характеристика девиантных явлений
1. Формы девиантности, связанные с преступностью и их характеристика.
2. Взаимосвязь профилактики негативных девиаций и преступности.
|
Д, П
Д, ТЗ
|
|
| Тема лекции: Изучение и предупреждение преступности за рубежом
1. Зарубежные криминологические теории.
2. Зарубежной опыт предупреждения преступности.
|
М, Э
М, Э
|
|
| Тема семинара: Изучение и предупреждение преступности за рубежом
1. Зарубежные криминологические теории.
2. Зарубежной опыт предупреждения преступности.
|
Д, П
Д, ТЗ
|
3.1. Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|