Одним из условий эффективности предупреждения преступлений является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общего и специального предупреждения преступности.
К некоторым мерам предупреждения преступлений в экстремальной ситуации можно отнести следующие:
1. Быстрое и эффективное устранение последствий разрушений и обеспечение привычного образа жизни людей.
2. Принятие специальных мер по усилению социального контроля: охраны мест хранения материальных ценностей и т. п.
3. Принятие правовых мер, соответствующих особым условиям, или криминализация деяний, которые ранее не совершались. Так, в последние годы установлена уголовная ответственность за терроризм, захват заложников, организацию и активное участие в массовых беспорядках, иных групповых нарушениях общественного порядка.
Именно закон является правовой основой организации и проведения необходимой профилактической работы.
4. Широкая пропаганда основанных на законе средств решения сложных, конфликтных проблем в экстремальных ситуациях, в том числе уголовного закона и практики его применения.
Указанное направление предупреждения рассматриваемых эксцессов предполагает проведение широкой работы по разъяснению населению положений законодательства об ответственности за организацию и участие в массовых беспорядках. При этом освещаются как карающие аспекты закона, так
и его возможности по стимулированию общественно полезного поведения. Такая работа осуществляется с использованием средств массовой информации и путем проведения индивидуальных бесед с потенциальными участниками возможных эксцессов.
Оправдывает себя практика гласного судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных в ходе массовых беспорядков.
Приговор суда о виновности (или невиновности) лица и. вся правоприминительная практика в целом являются одним из действенных средств формирования у граждан убеждения в неотвратимости уголовной ответственности за совершенное противозаконное деяние.
Важным условием эффективной реализации системы мер борьбы с преступлениями, совершаемыми в экстремальных условиях, являются гласность действий правоохранительных органов, уровень осведомленности населения о правилах поведения в экстремальных условиях (прежде всего в период режима чрезвычайного положения). Первостепенное значение приобретает работа по разъяснению населению обстоятельств происшедшего события, мотивов введения усиленных мер охраны общественного порядка, положений законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и граждан в создавшихся условиях.
Дефицит официальной информации приводит к возникновению психологических состояний, характеризующихся массовым страхом перед реальной или мнимой опасностью, паническими настроениями. Свою лепту в это вносит и часть средств массовой информации, сознательно распространяющих ложную информацию. Задача сотрудников правоохранительных органов в подобных ситуациях заключается в оперативном, гласном, достоверном, наступательном доведении до населения оперативной обстановки, состояния преступности, принимаемых органами власти мер по обеспечению общественного порядка и привлечению виновных лиц к установленной ответственности, воспитании у граждан уважения к нормам права и применяющим их органам власти, в том числе органам внутренних дел.
5. Большие надежды на скорейшее разрешение вооруженного конфликта в Чечне возлагались на постановление Государственной Думы от 13 октября 1994 года "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе". Амнистией предусматривалось не возбуждать уголовные дела, а возбужденные прекратить в отношении лиц, совершивших противоправные деяния, не причастных при этом к тяжким преступлениям против жизни и здоровья граждан и добровольно сложивших оружие. Не распространялась амнистия'на лиц, совершивших исчерпывающий перечень тяжких преступлений и ранее признанных особо опасными рецидивистами.
К сожалению, заметного .влияния на разрешение конфликта амнистия не оказала.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 года "О правовых гарантиях участникам незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, добровольно прекратившим противоправные действия" после рассмотрения заявлений участников незаконных вооруженных формирований на территории ЧР, добровольно прекративших противоправные действия, решение об освобождении их от уголовной ответственности могут принимать только правоохранительные органы.
Комиссия же правомочна лишь рассматривать заявления тех, кто добровольно сложил оружие, то есть создавать предпосылки для принятия органами правоохраны правильного и юридически обоснованного решения об отказе возбуждения уголовного дела. Любой гражданин Чеченской Республики, добровольно сдавший оружие, даже совершивший в прошлом противоправные действия, в соответствии с Конституцией страны, актом амнистии и Указом Президента от 1 декабря 1995 года может рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности. К правовым методам разрешения конфликта следует отнести заключенные Соглашения между полномочными представителями Правительства и субъектов Российской Федерации. Так, Соглашением "Об основных принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой" от 8 декабря 1995 года закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Чеченской Республики совместно осуществляют координацию деятельности по борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности. Данное положение соответствует статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации и создает предпосылки взаимодействия органов государственной власти разных уровней в правовых рамках. Реализация его во многом связана с решением вопросов взаимодействия на уровне правоохранительных органов.
6. Профилактическая работа среди подростков и молодежи, своевременное применение нормы об ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
Надо отметить особую значимость мероприятий по индивидуальному профилактическому воздействию на несовершеннолетних, входящих в состав молодежных групп антиобщественной ориентации.
Основными направлениями профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений являются:
индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к участию в преступлениях;
выявление и изоляция взрослых лидеров, склоняющих несовершеннолетних к противоправному поведению;
вынесение официальных предупреждений лицам, допускающим нарушения общественного порядка, отрицательно характеризующимся по месту жительства;
выявление и оперативная разработка наиболее криминогенных микрорайонов, пунктов сбора подростков и молодежи, мест хранения оружия и предметов преступлений;
выдвижение и проверка по делам о самостоятельно совершенных подростками преступлений версий о предшествовавшем вовлечении их взрослыми в противоправное поведение.
Предупреждение преступлений, совершаемых в условиях экстремальности, тесно связано с необходимостью криминологического и уголовно-правового прогнозирования.Именно с помощью прогноза можно оптимально определять приоритеты в законодательной и правоприменительной деятельности, осуществлять мероприятия по общесоциальной и специальной, в том числе уголовно-правовой, превенции рассматриваемых деяний. Прогнозирование позволяет научно обосновать стратегию и тактику, методы борьбы с преступлениями данного вида, формы и методы их предупреждения, полнее учитывать общественное мнение во всей правоохранительной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|