Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности борьбы, с организованной





Преступностью

 

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнитель-ные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

В 1987–1988 годах высшие государственные органы бывшего Советского Союза, основываясь на данных криминологов, приняли решение о создании в системе МВД подразделений по борьбе с организованной преступностью. Принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, в основном решалась задача успокоить общественное мнение. В связи с этим для образования подразделений по борьбе с организованной преступностью какие-либо материальные и денежные ресурсы выделены не были, все делалось в основном путем использования внутренних резервов МВД.



Были созданы так называемые Шестые подразделения в МВД СССР, большинстве союзных и автономных республик, краев и областей. В некоторых МВД и УВД Шестые управления, отделы находились в составе Главных управлений и управлений уголовного розыска. Иные руководители МВД считали, что в создании подразделений по борьбе с организованной преступностью нет необходимости. В основном Шестые управления были малочисленны и не представляли какой-либо серьезной силы.

Не случайно они занимались в основном борьбой с преступными группировками рэкетиров, которые составляли видимую часть айсберга организованной преступности. Скры-тоиг частью этого криминального явления эти подразделения почти не занимались. Не было сил, средств, да и партийно-хозяйственная номенклатура не хотела этого. Например, когда тот или иной ученый, журналист публиковал статьи об организованной преступности, то, как правило, разгорался скандал. Большинство руководителей регионов того времени не хотели признавать существование даже отдельных проявлений организованной преступности.



Поэтому последовавший Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года "О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами" носил в основном декларативный характер, да и само название Указа говорило о многом.

Вновь не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью, как правило, занимались преступными группировками общеуголовной направленности, раскрытием тяжких преступлений, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и, на международном уровне.

Последовавший затем распад СССР, по существу, парализовал и ту мало-мальски созданную систему органов борьбы с организованной преступностью бывшего Союза, а открытость границ позволяла беспрепятственно передвигаться представителям организованной преступности, перемещать материальные ценности, наркотики, оружие и катализировать социально-негативные процессы в России, ближнем и дальнем зарубежье.

В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирована. В России Шестые подразделения были несколько усилены и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, а по некоторым регионам – в геометрической прогрессии, и ее эскалация на территории всей России.



Последовавший Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью" позволил несколько обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Но при этом ставилась под сомнение конституционность задержания на 30 суток.

Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены государственные средства. За счет этого возросла штатная численность органов внутренних дел примерно на 20 тыс. единиц специально для создания трех-звенной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью. В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД России- . ской Федерации, региональные управления по организованной преступности по 12 экономическим регионам и управления, отделы по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД.

Увеличились штаты судей на 7 790 единиц для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, связанных с организованной преступностью и коррупцией.

Усиливались органы Министерства финансов РФ на 3 500 единиц для создания подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов при исполнении заданий по борьбе с организованной преступностью.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением.

Примерно в течение года после принятия нормативных актов о создании системы ГУОП – РУОП – УОП – ООП они укомплектовались и развернули работу. Впоследствии такие подразделения были развернуты и в системе Федеральной службы безопасности России.

Подразделения по борьбе с организованной преступностью внесли весомый вклад в работу против преступных группировок, организаций и сообществ. Достаточно отметить, что в большинстве крупных городов было ликвидировано значительное число рэкетирских формирований, преступная деятельность .которых носила явно открытый характер. Рэкет стал носить более скрытые, замаскированные формы. В результате активной борьбы с таким опасным преступлением, как похищение людей, наблюдается его снижение с конца 1994 года и за весь 1995 год.

Однако большинство принимаемых мер носило в основном характер демонстрации силы, и в этом не виноваты сотрудники системы ГУОП МВД РФ, ФСБ РФ.

Указ Президента России от 14 июня 1994 года № 1226 "О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности" позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств против главарей преступных группировок. Несмотря на это, с его помощью нельзя было воздействовать на преступные организации и сообщества.

Несмотря на решение Президента и Правительства России, в судах так и не были образованы специальные судебные присутствия по рассмотрению уголовных дел об организованной преступности. А ведь на эти цели выделялись достаточные средства, на которые должны были профинанси-роваться 7 790 единиц судебных работников.

Кроме того, так и не был решен вопрос об использовании Министерством финансов РФ 3 500 единиц, выделенных высшими государственными органами России для создания подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов, при исполнении заданий Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ и его структурных органов на местах. Не были созданы и подразделения по борьбе с организованной преступностью в прокуратуре.

Часть следственного аппарата МВД РФ, сохраняя процессуальную самостоятельность, была ориентирована на расследование уголовных дел против организованной преступности и придавались непосредственно Региональным управлениям по организованной преступности – Управлению по организованной преступности, подчиняясь при этом, как требует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руководителям. Осуществление принятого решения на практике дало возможность улучшить взаимодействие, что положительно сказалось на качестве расследования уголовных дел по преступлениям, совершенным преступными формированиями.

Однако спустя примерно год некоторые крупные чиновники из Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета МВД РФ начали настаивать на направлении следователей непосредственно в следственные управления и отделы МВД, УВД под предлогом оказываемого на них влияния руководителей РУОП – УОП.

В середине 1995 года вступил в действие Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Положительное решение злободневных вопросов по защите должностных лиц, определяемых в законе, соприкасающихся непосредственно с уголовно-преступным элементом, было своевременным ввиду все более усиливавшейся эскалации насилия в обществе, которая не обошла и правоохранительные, и контролирующие органы. Но, как всегда, в государстве не оказалось материальных и ресурсных средств для полного и всестороннего решения всех проблем, пути решения которых обозначены в законе. Наряду с этим не разработан механизм применения наиболее эффективных средств защиты, например защита с использованием медицинских средств изменения внешности и ряд других.

Во второй половине 1995 года вступил в силу переработанный и дополненный более современными методами и средствами Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". В ст. 6 Закона зафиксированы такие мероприятия, как оперативное внедрение и оперативный эксперимент.

Однако при более внимательном анализе почему-то среди разрешенных оперативно-розыскных мероприятий нет места такому наиболее эффективному, как прослушивание иных переговоров. В предыдущем Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" это мероприятие было обозначено следующим образом: "прослушивание телефонных и иных переговоров". Под "иными переговорами" понимаются переговоры как в служебных, развлекательных, квартирных помещениях, салонах автомашин, так и на открытой территории.

Таким образом, половинчатое решение проблем борьбы с организованной преступностью, с одной стороны, а с другой – цепочка законодательных "случайностей", "непродуманных" мер не дают возможности проникать в ее сердцевину и вскрывать деятельность главарей и активных участников. А это не что иное, как противодействие мафиозных структур правоохранительным органам.

Несмотря на определенные изъяны в деятельности системы подразделений по борьбе с организованной преступностью, во многих регионах страны только она противостоит организованной преступности ив бандитских ее проявлениях, и в экономических, и в коррупционных.

Государственный подход к кропотливой работе против организованной преступности предполагает принятие федеральных законов "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией". В проектах законов, которые три года проходят высшие инстанции государства, предусмотрен комплекс различных норм.

Разумеется, требуются комплексные программы борьбы с организованной преступностью, но важно прежде всего определить в законе, что она собой представляет, какова правовая основа борьбы с ней.

Подобные законы или отдельные нормы есть в законодательстве всех развитых странах. Наиболее характерными для нашей криминальной ситуации являются федеральные законы "RIKO" – государственные законы США, призванные расследовать, контролировать и преследовать организованную преступность, принятые в 1970 году.

Основным ядром законов являются понятия, которыми определялась ответственность членов преступного формирования не только за отдельные преступления, но и за систему так называемого заговора, в переложении на наши юридические правила и нормы, – за организацию, руководство и участие в преступных группировках, организациях и сообществах.

На основании законов "RIKO" были приняты подобные законы в штатах. Наиболее применительно к нашим условиям, думается, определение законодателями штата Огайо преступного синдиката как преступной структуры, которой являются пять или более лиц, совместно участвующих для обеспечения или непосредственного осуществления вымогательства, проституции, кражи, азартных игр, незаконного оборота наркотиков, спиртных напитков, оружия, мошенничества или других преступлений с целью получения прибыли на постоянной основе.

В настоящее время законы "RIKO" и аналогичные законодательные акты, принятые в Штатах, имеют широкое при-мение правоохранительными органами и играют большую роль в поддержании правопорядка.

Рост влияния преступных организаций на политическую жизнь страны, их заметное положение в японском обществе потребовали усиления законодательных мер, направленных на борьбу с организованной преступностью.

В марте 1992 года был принят Закон по борьбе против незаконных действий членов преступных организаций (Ботай-хо). В Законе впервые в японской юридической практике введены понятия "преступная организация" и "член преступной организации". Закон содержит перечень признаков, дающих основание для вынесения определения организации как преступной, а также разъясняется процедура такого определения.

Признание какой-либо организации преступной влечет за собой принятие в отношении нее административных и политических мер. Полиция в соответствии с законом проводит мероприятия по ограничению деятельности организации, активно противодействует применению насилия преступниками в отношении граждан, попыткам вымогательства. Закон также разрешает блокировать любую сделку преступной организации по приобретению недвижимости, контролировать ее финансовую деятельность, "замораживать" банковские вклады, а также запрещать выдавать кредиты на льготных условиях.

За преступной организацией может быть установлено полицейское наблюдение. Полиция также может приостановить деятельность преступной организации, распустить и запретить ее восстановление.

В 1992–1993 годах в результате рассмотрения материалов в установленном законом порядке Комиссиями общественной безопасности были объявлены преступными 18 организаций. Среди них три лидирующие криминальные структуры в преступном мире Японии: "Ямагути гуни"(23 000 членов), "Ина-гава-кай" (7400 членов), "Сумиеси-кай" (8000 членов).

Большинство преступных организаций и сообществ имеют не только связи, но и сообщников за рубежом, свои филиалы.

Россией предприняты определенные меры по организации международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью.

Российская Федерация вступила в Интерпол. Совместно с другими государствами СНГ организовала Бюро по организованной преступности по странам СНГ. Несмотря на сложные политические отношения, государство в рамках временных международных организаций установило контакты с Прибалтийскими государствами.

24–25 мая 1995 года в четвертый раз по инициативе Бюро уголовного розыска Главного управления полиции Польши была организована Международная конференция полиции/милиции "ЛЕГИОНОВО 5, 095". В конференции принимали участие представители государств, подписавших протокол Международной конференции "ЛЕГИОНОВО 5, 095":

Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины и Эстонии.

В качестве наблюдателей на конференции присутствовали представители полиции ряда стран Западной Европы и Скандинавии.

На состоявшемся международном форуме были обсуждены проблемы борьбы с международной организованной преступностью. Были предложены организационно-тактические меры по борьбе с терроризмом, транспортировкой оружия и взрывчатых веществ.

В настоящее -время актуален переход к конкретной борьбе с международными преступными организациями и сообществами на основе международных договоров.

Указанные специальные меры борьбы с организованной преступностью дадут положительные результаты только при условии, что они будут дополнять общие меры по оздоровлению общественных отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.