Сделай Сам Свою Работу на 5

Начался последний эпизод концерта -





ПОБЕДА!

 

Под звуки фанфар все стоящие на сцене расступаются, и мы видим, как на заднем плане, от одной кулисы-сетки до другой, одна за другой появляются буквы, словно Звонари пишут слово Победа! Ив вос­торженные крики: Ура! Да здравствует Победа! Наша взяла! и другие -врываются, все перекрывая, звуки вальса (Духовой оркестр. Фоно­грамма.) Взметнулись сорванные с голов хористок темные платки и пурпурно-ало (внутренняя сторона платков) затрепетали в их вскину­тых вверх руках. Закружились в вальсе все, стоящие на сцене. Плывут над залом и сценой звуки вальса.

Звонари (подойдя к Бардам, на фоне музыки.)

1-й.

Этот вальс,

Этот вальс,

Этот вальс...

Этот медленный плавный полет...

Для него,

Для нее,

И для вас

Вальс над городом нашим плывет.

Для девчонок, изведавших бед,

Для мальчишек, крещенных войной.

Через столько немыслимых лет

Снова звуки его над Москвой!

Кружится сцена. Кружится, появившийся в центре ансамбль баль­ного танца. Черные костюмы кавалеров только подчеркивают белизну необычайно пышных развевающихся юбок партнерш.

2-й.

И поют,

И поют,

И поют

Оркестровые трубы опять.



И встают,

И встают,

И встают

Те, которым вовеки не встать.

И выходят на круг тяжело,

Заслоняя планету собой.

И живые склоняют чело

Перед этой высокой судьбой.

Начиная со слов: «И встают, и встают, и встают»...на станке перед теневым экраном-задником появляются в потемневших от времени касках, в чудом уцелевших плащ-палатках, запыленных сапогах и бо­тинках с обмотками солдаты 1941 года. (Это юноши танцевального ан­самбля. Их ровно столько, сколько танцует в данный момент девушек ансамбля бального танца.) Заметив воинов, все расступились, замер­ли... На полутоне оборвались звуки вальса. Стоят солдаты, не шелох­нутся. А потом, медленно, не торопясь, подходят к девушкам ансамбля бального танца. Одновременно кавалеры отступают от девушек. И то­гда девушки протягивают руки солдатам. И сразу вновь зазвучал, как утверждение жизни, как вера в бессмертие, вальс.

3-й.

Закружись,

Закружись,

Закружись

Под грохочущий медный прибой.

Это жизнь,

Это жизнь,

Это жизнь

Продолжается вместе с тобой!

Закружились в центре сцены солдаты с девушками. Подхватив их движение, закружились, охватывая танцующих кольцом, все на сцене.



4-й.

И на синих просторах Земли

Столько дел, ожиданий и встреч!

Это вы нашу землю спасли.

Это нам ее дальше беречь!

Барды (на фоне продолжающегося вальса.)

Каждому дому -

Радости вдоволь,

Каждому дому,

Каждому дому.

Каждому дому -

Быть обойденным

Обидой, бедою -

Каждому дому.

 

Каждому дому –

Над крышею аиста.

И белого дыма

Над красной трубой.

Каждому дому –

Радости вдосталь,

Жизни - до ста,

Хлеба - досыта!

Зазвучала финальная часть «Славься!» М.Глинки (та, что с коло­кольным звонам) и на ее фоне звучат последние слова концерта.

Звонари.

Сквозь время, что страною пройдено,

Сквозь звоны всех колоколов,

Всегда я слышу слово - Родина,

Что мне дороже всяких слов.

(В сценарии использованы фрагменты стихов А.Твардовского, А.Белухина, Д.Самойлова, Ю.Друниной, В.Гончарова и Ю.Кукина.)

 

Беседа двадцатая. Особенности постановки театрализованного концерта

 

Так же, как и в любом виде сценического искусства, труд режиссе­ра, постановка представления - это процесс, который имеет два этапа: поиск решения, то есть, создание сценария, и его практическое осуще­ствление.

Одна из весьма существенных трудностей создания полноценного театрализованного тематического концерта - это нахождение таких средств, которые во всей полноте выразят все задуманное режиссером и зафиксированное им в содержании сценария.

Естественно, что постановка театрализованного тематического концерта так же, как и постановка спектакля, это процесс, конечная цель которого - создание единства всех частей зрелища, где в единый художественный образ сольются многие составляющие этого непросто­го сценического действа. Умение практически осуществить задуманное - дело весьма непростое. Как заметил, не помню кто, постановку любо­го сценического произведения можно сравнить с подъемом на высокую крутую гору: чем выше продвигаешься, тем выше становится перед то­бой горная вершина.



Естественно, что сам процесс постановки театрализованного тема­тического концерта тоже имеет свои характерные особенности.

Во-первых, как правило, во время репетиций, в процессе нахожде­ния конкретного выражения темы, идеи, сюжетного хода, в поисках адекватного им образного эквивалента, атмосферы представления за­мысел постоянно уточняется. И в этом непрерывном процессе одна из непреходящих трудностей и прелестей творческой профессии режиссе­ра.

Во-вторых, успех режиссера во многом зависит от содержательно­сти и от уровня постановочного искусства.

Итак, мы с вами выяснили, что режиссер-постановщик еще на ста­дии создания сценария ищет приемы смысловых решений, выразитель­ные средства, чтобы наиболее точно, ярко, эмоционально выразить со­держание и идею концерта.

Конечно, вторжение режиссера во все сферы и жанры искусства, вступающих по его воле (замыслу) во взаимодействие, не могло не привнести в режиссерско-постановочное творчество множество новых приемов, в том числе и использование новых выразительных средств, выразительных компонентов: лазерную технику, телевидение, кино, диапроекцию и т.д.

В результате чего театрализованный тематический концерт пред­стает перед зрителями в виде и форме единого синтетического произве­дения. Кстати, использование в едином действе различных видов и жанров искусства и технических средств и породило такие специализа­ции как кинорежиссер, звукорежиссер, светотехник и т.д.

Сложности

Когда режиссер приступает непосредственно к постановке театра­лизованного тематического концерта, он сталкивается с некоторыми специфическими трудностями. Многого, к чему он, ставя спектакль, привык, просто нет. Например, действие концерта не обязательно про­исходит в рамках сценической коробки. Оно может перебрасываться и в зрительный зал. Нет постоянной труппы. Вообще, должен заметить, что перевод сценария в сценическое действие более сложный творческий процесс, чем перевод пьесы в спектакль в театре.

В отличие от театрального спектакля, когда после премьеры можно, сделав замечания его участникам, что-то поправить (даже для этого вновь назначить репетицию какого-либо куска), театрализованный кон­церт, который, как правило, идет единственный раз, такой возможности лишен. И это при том, что режиссер имеет самое минимальное количе­ство сводных репетиций (одну или, в лучшем случае, две!). Естествен­но, что в таких предлагаемых обстоятельствах, режиссер понимает, что, ставя театрализованный концерт, не имеет права на ошибку.

Режиссеру для воплощения своего замысла необходимо, во-первых, найти точные выразительные приемы, во-вторых, отобрав необходимые номера и другие элементы, продумав их соотношение и ритмы, выстро­ить, как каждый эпизод, так и все представление, в-третьих, пользуясь всем комплексом выразительных средств, построить эмоционально за­разительное зрелище. Причем, выстроить все это в определенной сценической атмосфере, способной вызвать у зрителей нужное настрое­ние.

Если бы только этим ограничивались задачи, которые должен ре­шить режиссер, осуществляя постановку!

Не менее, а может быть и более для него важно, чтобы все сказан­ное было решено так, чтобы зритель, по выражению Бертольда Брехта, «не смотрел, а видел», чтобы изобразительность зрелища была для него неожиданной. Это очень важное обстоятельство зависит от построения концерта, его движения, от логики переходов от эпизода к эпизоду, от не теряющего внутренней линии сквозного действия, от стилевого ре­шения и формы представления. Словом, «решение - только тогда реше­ние, когда оно понятно глухому, если он видит, и понятно слепому, ес­ли он слышит».

Говоря о принципах непосредственно режиссерско-постановочной работы, хочу еще раз подчеркнуть, что решающую роль для режиссера играет знание им «условий игры».

Исходным моментом непосредственного воплощения режиссером театрализованного тематического концерта, как вы теперь понимаете, является его сценарий, в котором, еще на уровне его создания, учиты­вались все предлагаемые обстоятельства. Мы уже с вами выяснили, что в нашем случае немаловажной особенностью творчества режиссера яв­ляется то, что в процессе создания драматургии театрализованного те­матического концерта режиссер-автор одновременно мысленно осуще­ствляет его постановку и поэтому при написании сценария ищет зре­лищный эквивалент слову. Отмечал я и то, что уже тогда в сознании режиссера-постановщика в какой-то мере возникает зрелищная картина действия. А именно, содержание и характер смысловых мизансцен, рас­крывающих происходящее действие в тот или другой его момент.

В то же время в процессе осуществления такого концерта режиссер-постановщик не только переводит, воплощает все мысленно увиденное в зримое сценическое действие, но и совмещает его со звучащим в этот момент словом, музыкой, шумами и другими компонентами. Причем, существенной стороной этого процесса становится уточнение (а порой и частичное изменение) задуманного и отбор тех выразительных средств, которые наиболее ярко, «зримо и весомо», наяву могут выра­зить тему, идею и содержание представления в тот или другой момент сценического действия. Только тогда театрализованный тематический концерт воспримется зрителями как действо, несущее нечто большее, чем инсценировка события.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.