Сделай Сам Свою Работу на 5

Беседа двадцать пятая. О партитуре театрализованного концерта





 

Нет нужды говорить о том, что постановка театрализованного тема­тического концерта — дело многотрудное, объемное и многоплановое.

Само собой разумеется, что его успех не приходит, не рождается сам по себе. Ему обычно предшествует, вместе с написанием сценария, напряженная предварительная работа. Причем, последняя начинается еще задолго до первой репетиции, до включения в работу всех участ­вующих в создании театрализованного концерта. К числу такой, как может показаться, рутинной, но необходимой работы, я отношу и соз­дание так называемой партитуры театрализованного концерта.

После рождения замысла и создания окончательного варианта сце­нария режиссер, прежде чем приступить к осуществлению задуманного, как правило, начинает свою работу именно с продумывания и изложе­ния на бумаге подробного или не очень подробного (все зависит от свойства его памяти, привычки, опыта и т.д.) режиссерского видения, того, что в дальнейшем будет им воплощено в жизнь. Именно в парти­туре концерта закладывается его будущая судьба. Чтобы успешно осу­ществить постановку концерта, режиссеру необходимо держать в памя­ти буквально все его слагаемые. Любая упущенная во время постановки концерта «мелочь» может обернуться большой бедой. Конечно, у ре­жиссеров профессионалов обычно отменная память. Но и она иногда может подвести.



Для того, чтобы ничего не было упущено, для того, чтобы поста­новщику избавить себя от случайностей, им создается «партиту­ра концерта». В ней, как в партитуре музыкального произве­дения, в которой сведены партии всех инструментов (все голоса) воеди­но, собраны и записаны все компоненты концерта.

Некоторые, считая, что слово «партитура» - термин сугубо музы­кальный, называют ее «постановочным планом» или «монтажными лис­тами». Нам кажется, что слово «партитура» более соответствует ее характеру, содержанию, а главное, ее задачам, ее функции.

Режиссерская партитура театрализованного тематического кон­церта не только дает представление, из чего (из каких компонентов) складывается каждый момент концерта в их последовательности и вре­менной протяженности, но и точно фиксирует весь ход действий каж­дой службы. Она значительно облегчает и ускоряет создание постанов­щиком так называемых «выписок»: последовательного описания содер­жания и порядка работы каждой службы (в том числе - реплики и дей­ствия, которые являются сигналами для изменения света, включения и выключения фонограммы, смены оформления, открытия и закрытия занавеса, подъема и опускания деталей оформления и т.д.).



В партитуре концерта фиксируем, кому и какие нужны костюмы, реквизит, бутафория, что происходит в каждый момент действия на сцене и за кулисами.

 

Беседа двадцать шестая. Режиссер-организатор

 

Вообще в работе режиссера-постановщика театрализованного тема­тического концерта вопросы «руководства» занимают более значитель­ное место, чем у театрального режиссера. Если разобраться, то успех постановки концерта (будь это праздник или массовое представление) во многом зависит от организаторских способностей режиссера. Более того. Может быть, кому-то это покажется несправедливым, но я убеж­ден: если режиссер не обладает, в равной степени с творческими, и ор­ганизационными способностями, организационным темпераментом, браться ему за постановку театрализованного концерта не надо.

Если говорить по существу, работа над постановкой театрализован­ного концерта - на равных и творческая и организационная работа. По­рой даже не знаешь, где кончается одна и начинается другая. Круг ор­ганизационных дел, обязанностей и проблем, возникающих на всем протяжении работы режиссера над концертом, просто огромен. Вду­маться только: разнообразные исполнители, количество которых иногда исчисляется не одной сотней, - раз; обилие постановочных элементов -два; руководство художественно-постановочной группой и постановоч­ной частью - три; обслуживающим персоналом - четыре и т.д. И за всем этим - люди, много людей, чьи устремления режиссер должен объединить и направить в одно русло. А если к этому прибавить огромный дефицит времени, минимальное, как правило, количество репети­ций, да еще необходимость по ходу дела одновременно решать немалый круг административных вопросов, то вряд ли могут возникнуть сомне­ния в том, что постановка театрализованного концерта это не только творческая, а и огромная организационная работа. Или точнее, органи­зационно-творческая работа. Вот почему неудивительно, что организа­ционные способности режиссера играют порой решающую роль в рабо­те над театрализованным концертом.



То, что искусство театра самое коллективное из всех искусств, до­казано всей практикой мирового театра. А уж если говорить о поста­новках различного рода концертов, то эта особенность театрального искусства справедлива во всех отношениях. Ведь, практически, все эти концерты - это многоструктурные синтетические действа, осуществле­ние которых требует не только участия в них большого числа исполнителей, но и, что само собой разумеется, участия в их создании большого числа людей самых различных профессий, от режиссера-постановщика и исполнителей номеров, эпизодов до электроосветите­лей, радистов, костюмеров и т.д. Каждый из них вносит свой вклад в практическое осуществление концерта. Естественно, что все множественное разнообразие слагаемых вызывает необходимость создания некоего «штаба», который для достижения цели, «ведя сражение», не только объединит их усилия, но и творчески и организационно будет руководить ими. Словом, как в армии есть штаб, разрабатывающий операцию и руководящий ее проведением, так и в театрализованном тематическом концерте есть группа людей, которая под руководством режиссера осуществляет его постановку. Вот почему режиссерское художественно-образное решение концерта должно обеспечиваться группой помощников - творческих личностей, именно личностей(!), каждый из которых разделяет взгляды постановщика.

 

Беседа двадцать седьмая. Художественно-постановочная группа

 

Художественно-постановочная группа, которая объединяется во­круг режиссера, - это, как правило, группа творческих единомышлен­ников. Только тогда она становится единым творческим организмом. Вот почему подбор, выбор режиссером каждого из своих помощников всегда становится весьма существенным и достаточно ответственным моментом в творческой работе режиссера. Режиссеру приходится учи­тывать не только профессиональные качества, но и творческие склон­ности каждого, и единство взглядов на искусство, и особенности твор­ческого мышления и человеческие качества. Именно эта группа под руководством режиссера-постановщика воплощает в жизнь задуманное режиссером-автором представление. Более того. Я не знаю случая, ко­гда постановку какого-либо театрализованного концерта (массового представления, спектакля) режиссер-постановщик осуществлял один без участия в постановке кого-либо. Предположим, без участия в ней художника-сценографа или музыкального руководителя, или хорео­графа, или (в зависимости от использования в концерте художествен­ных, технических и иных компонентов) других творческих помощни­ков.

Как правило, в такую группу входят следующие творческие работ­ники.

 

Главный художник

В беседе о зримом образе театрализованного концерта, я уже гово­рил о роли и значении художника в работе по осуществлению театрали­зованного тематического концерта. Остается только добавить: при всем главенстве режиссера, главный художник (художник-сценограф) само­стоятельная личность, которая творит в русле принятого им режиссер­ского замысла. Кстати это относится ко всем главным творческим спе­циалистам. Да, и вообще, ко всем членам постановочной группы.

По сложившейся за многие годы практике, помимо образного сце­нографического решения концерта, после конкретного нахождения ма­териально-вещественного оформления, зафиксированного художни­ком-сценографом в согласованных с режиссером эскизах декораций, костюмов, реквизита, бутафории и других зрительно-вещественных элементах оформления, сдачи их в производство с указанием особенностей изготовления, им разрабатывается своя «партитура» зрительно-пластического движения (изменения) формы, цвета и света.

Понятно, что главный художник осуществляет наблюдение и кон­троль за работой техническо-постановочной части (а порой и руково­дство ею), которая практически, вещественно реализует все задуманное художником.

 

Музыкальный руководитель

Исходя из режиссерского замысла и изученного сценария, музы­кальный руководитель продумывает и обговаривает с режиссером об­щее решение всего представления и каждого его эпизода, характер му­зыки (как, в каком качестве и где она будет использована, ее форма -лейтмотив, фон, обозначение эпохи), ее монтаж. От него зависит интер­претация музыки, темпы, динамика и другие ее нюансы; продолжитель­ность звучания, взаимосвязь с происходящим в тот или другой момент представления действием и т.д. Он определяет (создает), как звуковую, так и шумовую партитуру представления.

Поскольку, используемая в представлении музыка чаще всего под­бирается из уже существующей, то закономерно, что эту работу осуще­ствляет музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель объединяет усилия всех участников создания музыкального звучания представления. Именно он проводит репетиции с музыкантами, в частности, если это предусмотрено сцена­рием, репетиции сводных номеров (сводного хора, сводного оркестра) и других музыкальных кусков. Любопытное наблюдение. Обычно музы­кальным руководителем становится (назначается) либо руководитель хора (одного из хоров), либо дирижер одного из оркестров, принимаю­щих участие в представлении . Опыт подсказывает, что в театрализо­ванных концертах принимают участие оркестры самых разнообразных направлений. Что касается хоров, то вряд ли найдется театрализован­ный концерт, в котором не был бы задействован хор.

Чаще всего работа по подбору, отбору музыкального материала и созданию музыкальной партитуры концерта начинается после приема руководством сценария и просмотра вместе с режиссером коллективов и исполнителей, намечаемых для участия в концерте. На просмотре му­зыкальный руководитель вместе с режиссером берут на заметку номера, которые требуют музыкальной доработки, и коллективы для создания, если возникнет такая необходимость, сводного хора, оркестра и т. п.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.