Сделай Сам Свою Работу на 5

Заметки, на полях. О форме





Содержание, вылитое в определенную, точно найденную и единст­венно соответствующую ему форму, - одно из основных условий успеха любого художественного произведения. Ведь форма есть внешнее вы­ражение какого-либо содержания, совокупность приемов и изобрази­тельных средств художественного произведения. Причем, форма не есть некая оболочка, внешний покров, которые можно снять, как одежду Форма - это, образно говоря, лицо, тело, живая плоть содержания, его структура, способ существования содержания. Отсюда: содержание не может существовать вне той формы, в которой художественное произве­дение создано и существует. Форма художественного произведения ак­тивно воздействует на содержание. Применительно к сценическому ис­кусству можно даже сказать, что форма - это и одна из составляющих «условия игры».

Когда я говорю о форме театрализованного тематического концер­та, я не только имею в виду форму постановки: «представление», «кон­церт-митинг», «концерт-рапорт» и т.д., или его жанр, что тоже немало­важно, ведь обдумывая будущий концерт, режиссер не может не думать о его жанре. Жанр определяет не только «угол зрения» на будущее про­изведение, но и отбор выразительных средств, а главное - «правила игры»; говоря о форме, я имею в виду и его композицию, сюжетный ход, темпоритм, сценографию, характер выразительных средств, кото­рыми мы будем пользоваться и которые зависят от режиссерского за­мысла.



Конечно, в выборе формы играет роль наличие у режиссера-автора неординарного ассоциативного мышления и личное пристрастие режис­сера, позволяющее из числа возникающих вариантов замысла выбрать наиболее яркий, единственный, неповторимый, будоражащий, обычно свойственную режиссеру-автору театрализованного тематического кон­церта неуемную фантазию. Важно только не оказаться в плену сложив­шихся традиций. Но и не отгораживаться от всего того, что создано и создается в области современного театра.

Довольно подробно говоря о замысле и его роли в создании театра­лизованного тематического концерта, хочу подчеркнуть, что замысел может остаться нереализованным, если режиссер не найдет для него выразительную форму. Интересные находки режиссера-автора в облас­ти формы оказываются бессмысленными, малозначащими, если они носят самоценный характер. И это не случайно. Ибо превращение фор­мы художественного произведения в самоцель ведет к разрушению ху­дожественного образа.



Но вернемся к нашему концерту.

Раз мы решили, что нашим сюжетным ходом будет «Сказание о Победе», то невольно и определили форму нашего представления. Да, это будет Сказание, то есть эпическое действо-повествование.

 

Беседа пятнадцатая. Об эпизодах театра­лизованного тематического концерта

 

Еще одна немаловажная особенность театрализованного тематиче­ского концерта заключается в том, что в отличие от дивертисментного (сборного) концерта его содержание, тема и идея выражаются цепью как бы самостоятельных действенных эпизодов, в том или другом повороте раскрывающих его главную тему и идею. Иначе говоря, цепь эпизодов раскрывает содержательную сторону события, которому по­священо данное действо. При этом каждый его эпизод имеет свой соб­ственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. А его содержание выражается сплавом самого разно­родного материала, который в драматургическом действии раскрывает режиссерско-авторскую мысль, чаще всего через образную метафору. Причем, каждый эпизод и каждый элемент в эпизоде, находясь в тесной связи, постоянно взаимно влияют друг на друга. Кстати, я не одинок в таком понимании роли эпизода. «Каждый эпизод, - пишет один из вы­дающихся кинорежиссеров нашей страны М.И. Ромм, - имеет опреде­ленную структурную нагрузку... Готовит то, что мы называем «пло­щадкой» для последующего движения. Нанизываясь друг на друга, эпи­зоды постепенно накапливают взрывчатый материал, вплоть до куль­минации».



Кульминация театрализованного тематического концерта - наиболее значимая эмоциональная вершина, к которой стремится все действие.

Составной частью эпизода, его основным слагаемым преимущест­венно является тот или другой номер (имеющийся или специально го­товящийся) . Причем, до включения его в ткань эпизода номер чаще всего существует, как самостоятельное, небольшое сценическое произведение, выраженное средствами определенного вида искусства драмы, музыки, хореографии, художественного слова (при все! противопоказанное разговорных сцен и эпизодов), пантомимы, цирк, и т.д., со своей завязкой, развязкой кульминацией. Включенный в ткань эпизода, не теряя своей жанровой основы, номер, становясь звеном эпизода, обретает ту же функцию, какую в театральной драматурга несут отдельные реплики, фразы, явления. И в то же время, и это очень важно, именно номер, вернее цепь номеров в эпизоде, больше всех других слагаемых становится его действенно-зрелищным началом.

Замечу в скобках: чаще всего в театрализованных тематических концертах используются уже созданные постановщиками готовые но­мера. К сожалению, новые, специально для данного представления, но­мера готовятся крайне редко. Причин тому много. Одна из них - не­хватка времени. Но в нашем случае, судя по рождаемому нами замыслу, нам не избежать подготовки новых номеров, или разучивания новых песен.

Значит, продумывая содержание и построение каждого эпизода, режиссер-автор должен, во-первых, определить его тему так, чтобы она органически соотносилась с темой всего концерта, во-вторых, отобрать в эпизод те номера, которые в результате создадут и его внутреннюю драматургию и ее внешнее выражение.

Вот, например, как это было сделано в театрализованном темати­ческом концерте на сцене Владимирской филармонии, в представлении, посвященном юбилею города Владимира, которое называлось «Колоко­ла России». Все отобранные номера были объединены в четыре эпизо­да: «Красный звон», «Благовест», «Помним», «Край родной» - перезво­ном колоколов. За основу первого эпизода был взят большой пантоми­мический номер «Звонница», в который вплетались другие номера, так или иначе связанные с суздальскими и ростовскими звонами. Второй эпизод был построен на номерах, связанных с рождением города Вла­димира, с его историей, которая началась в 1157 году грамотой Влади­мира Мономаха. Третий эпизод вобрал в себя номера, связанные с ге­роическими страницами Владимирщины. Четвертый, раскрывающий тему любви к родине, был целиком построен на репертуаре популярно­го в то время ансамбля Владимирской филармонии «Русь» (именно в тот день состоялась премьера его новой программы, что, естественно, внесло в эпизод дополнительный эмоциональный накал). Весь театра­лизованный концерт завершался большим фрагментом пантомимы «Звонница». В приведенном примере трудно не заметить, что каждый эпизод концерта имел свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И в то же время при отно­сительной самостоятельности, все эпизоды, как строительные кирпичи­ки, логически и органически были тесно связаны между собой общим сюжетным ходом (в данном примере по-разному звучащим колоколь­ным звоном), сквозным действием представления. Таким образом, эпи­зод в театрализованном тематическом концерте, при всей его самостоя­тельности, есть лишь часть целого.

Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что порядок номеров в каждом эпизоде, как и во всем концерте, - порядок эпизодов, определя­ется, прежде всего, его замыслом. Поэтому принцип сочетания в нем номеров может быть иным, не соблюдающим «закона» сочетания номе­ров. Важно, чтобы оно было оправдано художественно-образным реше­нием концерта, выражая его замысел.

 

Беседа шестнадцатая. Об эпизодах и мон­таже номеров

 

Мы уже говорили, что своеобразие драматургии театрализованного тематического концерта заключается в том, что по своей сути - это син­тез самых различных, существующих сами по себе и вне сценария но­меров разных жанров и видов искусств. То есть, содержание драматур­гии театрализованного тематического концерта, его эпизодов выража­ется органическим сочетанием в одном произведении номеров разного жанра: слова, музыки, вокала, хореографии, пантомимы, кино, изобра­зительного искусства и т.д., отобранных или созданных режиссером-автором в процессе изучения материалов, связанных с событием, кото­рому посвящен театрализованный тематический концерт. Невольно вспоминаются слова, сказанные когда-то великим скульптором Огюстом Роденом: «Живопись, скульптура, литература, музыка гораздо ближе друг другу, чем обычно думают. Они выражают все чувства че­ловеческой души перед природой. Различны лишь средства их выраже­ния».

Более того, синтез является отличительной чертой не только драма­тургии, но и вообще театрализованного тематического концерта. Под­тверждение этому то, что его сценарий — это не только результат свое­образного синтеза в каждом эпизоде задуманного нами театрализован­ного тематического концерта драматургической основы и режиссерско­го видения, но и органическое сплетение номеров различных жанров с ритуальными, документальными и другими его компонентами.

Наиболее характерным приемом, который использует режиссер-автор при создании эпизодов современного театрализованного концер­та-представления, является так называемый прием монтажа.

Именно в монтаже, в синтезе номеров различных жанров формиру­ется каждый эпизод, который в свою очередь, подчиняясь закону сквоз­ного действия, становится частью построения всего сценария.

Монтажный принцип создания эпизодов театрализованного тема­тического концерта путем сплава подобранных или созданных разно­жанровых номеров, текста, документального материала, светового, му­зыкального, звукового, шумового рядов и других элементов представ­ления, превращает его драматургию в произведение совершенно иного смыслового синтетического и комплексного вида.

Примечательно, что при синтезе номеров и фрагментов в эпизоде правила их последовательности, иначе говоря, - композиции, в какой-то мере схожи с правилами композиции эстрадного концерта. И тут и там в композиции эстрадного концерта властвует не простое установление сочетания номеров, а такое их чередование, которое наиболее полно выразит его главную мысль, и в то же время обеспечит нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя. А это означает, что режиссер-автор прикидывает, думает не только о логике развития действия, но и о том, как зритель воспримет тот или другой номер в данном месте эпизода, как воспримет их сочетание и т.д.

Следует подчеркнуть, что прием монтажа номеров, эпизодов, явля­ется краеугольным камнем драматургии и режиссуры современного театрализованного концерта, одним из основных (если не главным) способом синтеза номеров и других смысловых и действенных элемен­тов театрализованного представления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.