Сделай Сам Свою Работу на 5

Беседа седьмая. Просмотр и отбор номеров





Итак, мы определили, о чем и во имя чего мы будем ставить кон­церт. А вот как мы будем его осуществлять, пока не знаем. По сути, то, что мы проделали, принесло нам очень нужное, но в большей степе­ни эмоциональное ощущение замысла. В нем еще нет ничего конкрет­ного. Это скорее первый шаг в поиске замысла, скорее зерно замысла. Чтобы оно проросло, нам необходимо, в первую очередь, точно знать, какими творческими силами мы располагаем: репертуар, художествен­ные возможности, исполнительский состав и т.д. А для этого нам сле­дует просмотреть все номера, которые имеются в нашем распоряжении и из которых мы будем отбирать нужные для нашего концерта.

Почему мы не могли сделать это раньше?

По очень простой причине: у нас еще не были определены тема и идея концерта. А иначе как нам решать, какие номера годятся для наше­го концерта, а какие — нет? Чем мы будем руководствоваться? Только их художественными качествами? Этого недостаточно. Нам ведь надо, чтобы отобранные номера, пусть по-разному, но отвечали теме концер­та. Ведь без конкретного знания имеющихся в распоряжении режиссера номеров, их содержания, жанра, состава, особенностей исполнения и т.д., невозможно выстроить программу концерта. Конечно, не только идея и тема определяют отбор номеров, а и содержание, и форма номе­ров, и их художественная ценность. Процесс отбора это не только оцен­ка художественных достоинств того или другого номера, но и отбор нужных режиссеру, мыслимая прикидка, какие из просмотренных но­меров отвечают замыслу задуманного концерта.



Просмотр и отбор номеров - один из самых важных моментов в ра­боте режиссера над концертом.

Во время просмотра обычно берется на заметку больше номеров, чем это войдет в концерт. Но уже после просмотра следует определить, какие именно номера войдут в программу концерта.

Просматривая, а главное, и отбирая номера, режиссеру необходимо помнить, что эстрадный концерт должен иметь временные рамки. Сколько может оптимально длиться концерт в одном отделении? Пол­тора часа. Самое большее - час сорок пять, час пятьдесят минут. То есть от силы 110 минут. А в двух отделениях? Примерно 135 минут. Час де­сять минут - первое отделение, час, час пять минут чистого времени -второе. В концерте из двух отделений первое отделение длится больше, чем второе. Значит, в концерте в одном отделении помимо пролога и финала может идти 12-14 номеров, в концерте в двух отделениях - 18-20. В среднем номер длится 5-6 минут. Но мы с вами осуществляем постановку концерта для школьной аудитории, здесь временные рамки другие. Если для школьников старших классов самое оптимальное вре­мя - один час (60 минут), то для младших классов - не более 45 минут. А это означает, что нам с вами нужно отобрать не более 10 номеров!



Практика показывает, что в замкнутом пространстве зала затянутый по времени концерт, даже идущий в хорошем темпоритме, зритель обычно не выдерживает. Внимание зрителя снижается, он перестает его воспринимать. Проще говоря, такой длинный концерт утомляет зрите­ля. Плохо, когда зритель, сидя на концерте, начинает задавать себе во­прос: «Когда же он кончится?»

И все же, в конечном счете, успех концерта зависит не от большого количества номеров, а от его режиссерской продуманности, четкости, когда, как говорится, в концерте ничего нельзя ни убавить, ни приба­вить.

 

Заметки на полях. О самом процессе отбора

На первый взгляд может показаться, что просмотр - дело простое Однако это не так. И здесь есть свои особенности и своя последователь­ность. Просмотр и отбор номеров проходит наиболее эффективно тогда, когда ему предшествует предварительная встреча режиссера с руково­дителями всех участников (номеров и коллективов), которые намечено использовать в концерте.



Главное для нас в этой встрече помимо рассказа о целях, задаче, теме, идее будущего концерта, объявления плана работы и выпуска кон­церта (просмотра, репетиций и т.д.) это установление подлинно творче­ского контакта с участниками встречи. Многое здесь зависит от такта режиссера, от его умения выслушать и принять пожелания руководите­лей (если, конечно, они заслуживают внимания.) Руководителям коллек­тивов важно, чтобы режиссер проявил максимум внимательности к ото­бранным номерам, чтобы он доброжелательно отнесся к их творчеству, как к постановщикам номеров.

Конечно, персональную ответственность за успех или неуспех кон­церта несет режиссер. Но это не значит, что он должен выказывать свое превосходство над руководителями коллективов. По сути, и он и они, ставя концерт, делают одно общее дело. Так же, как это не означает, что режиссер обязан соглашаться со всем, что ему будут предлагать. Не дай бог заискивать перед руководителями. Тогда, почувствовав слабость режиссера, они перестанут считаться с его мнением. Отношения режис­сера с руководителями коллективов должны основываться, прежде всего, на соблюдении творческой дисциплины. Только тогда режиссер может рассчитывать на действенную, а не формальную помощь.

При просмотре номеров необходимо обращать внимание не только на содержание (подходит или нет оно к теме концерта), на качество их исполнения, но и на характер музыкального сопровождения (если оно есть), состав и количество аккомпанирующих, на необходимые аксессуа­ры, на его временную протяженность и т.д. И все это (особенно времен­ную протяженность) фиксировать на бумаге.

 

Три совета

Первый. Постарайтесь во время просмотра того или другого кол­лектива, исполнителя помимо номеров, которые, по мнению руководи­теля, отвечают теме концерта и отобраны им для показа вам, увидеть и другие. Хотя бы те, которые сами артисты считают наиболее удачными. Это позволит вам не только обстоятельнее познакомиться с творчески­ми возможностями коллектива. Практическое знание всего лучшего, что есть в репертуаре коллектива, может оказаться весьма нужным, ко­гда вы будете, соответственно вашему замыслу, отбирать номера. Дело в том, что как бы подробно вы ни изложили на встрече с руково­дителями коллективов ваш режиссерский замысел, возникшее у них видение будет в чем-то (особенно в деталях) отличаться от вашего. Ведь вы разные люди, вы думаете по-разному. В каких-то, порою не­уловимых, ощущениях у вас разное восприятие одних и тех же слов. Естественно, отбирать номера для показа они будут, исходя из своего понимания вашего режиссерского замысла. Но мы с вами не можем ис­ключить, что, когда происходит окончательный отбор номеров, вам понадобится именно тот, который поначалу руководитель не собирался показывать вам. На практике такое происходит довольно часто.

Второй. Закончив просмотр, постарайтесь не объявлять, если это возможно, какие номера вы возьмете в концерт. Предупредите, что во­прос этот будет решен после просмотра всех номеров. Предположим, вы сразу объявили, какие номера войдут в концерт, а какие не понадобятся. Причем, даже предупредили, что это предвари­тельные наметки. Больше чем уверен, что в результате произойдет сле­дующее. На названные вами номера руководитель, конечно, начнет об­ращать особое внимание, будет их репетировать, отшлифовывать, а ос­тальные отложит до лучших времен. Теперь нетрудно представить, что произойдет, если вам понадобится какой-либо из необъявленных номе­ров. Особенно это важно, когда вы имеете дело не с профессиональны­ми исполнителями, а с самодеятельными.

А если случится так, что какой-то из названных вами номеров в процес­се создания сценария окажется ненужным? У его участников непремен­но возникнет обида: «Как же так? Мы же готовились, ведь нам сказа­ли!» Более того, из-за обиды у них может пропасть интерес даже к тем номерам, которые войдут в концерт. Трудно будет сделать так, чтобы участники забыли вашу «несправедливость». Исключить случаи, когда тот или другой номер не попадает в концерт, практически невозможно Ведь обычно во время просмотра режиссер берет на заметку гораздо больше номеров, чем требуется. Даже при желании включить все взя­тые на заметку номера, сделать это невозможно.

Третий. Во время встречи с участниками встречи следует догово­риться о том, как будет проходить просмотр и когда вы вместе с по­мощниками сможете просмотреть тот или иной коллектив на его репе­тиционной базе.

Разве не проще самим назначить определенный день и собрать коллек­тивы в одном месте? Конечно, можно. Многие режиссеры так и посту­пают. Но целесообразно ли? Тем более, что не так уж просто освобо­дить от занятий сразу всех будущих участников. Но даже если вам уда­стся выбрать такой день, подумайте, как долго будет длиться такой просмотр? Сумеете ли вы уложиться в один день? Кроме того, длитель­ный по времени просмотр утомляет участников, хотя их и вызывают к определенному часу. Да и ваша невольная тревога за то, что прибывшие томятся в ожидании вызова на сцену, заставит вас торопиться. Во вся­ком случае, я не могу об этом не думать, когда просматриваю номера. В результате, вы будете лишены возможности, если возникнет необходи­мость, вторично просмотреть тот или другой номер. Не говоря о том что вряд ли вам удастся увидеть номера, не включенные руководителем в просмотр.

И еще. Просмотр будущих участников концерта на их репетиционных базах, в их репетиционный день создает более благоприятную для уча­стников творческую атмосферу. В привычной обстановке исполнители чувствуют себя свободнее, увереннее, раскованнее. Конечно, такой по­рядок просмотра займет у вас в общей сложности больше времени, но жалеть об этом, право, не стоит.

Словом, во всех своих действиях режиссер во время просмотра (да и не только тогда) должен быть и педагогом, и дипломатом, и провидцем Он имеет дело с творческими людьми, а значит особо ранимы­ми, с их психологией, привычками, взглядами на жизнь, с их оценкой того или другого его действия. И с этим надо считаться.

Итак, исходя из нашего решения темы концерта, мы с вами отобра­ли, вернее, взяли на заметку нужные нам номера в танцевальном кол­лективе, несколько пародий, номера художественной гимнастики, смешные стихи, скороговорки, несколько песен у хора, прослушали чтецов, посмотрели номера у «Школьного театра миниатюр» и другие.

Как вы понимаете, не все взятые на заметку номера, войдут в про­грамму концерта Естественно, что из всех перечисленных номеров, мы возьмем те, которые наиболее интересно и неожиданно ярко впишутся в решение нашего концерта.

В процессе просмотра и размышлений о решении нашего концерта, в поисках его замысла, мы, в конце концов, пришли к убеждению, что наш концерт предстанет перед зрителями, как «Волшебный сундучок», из которого мы будем доставать разные номера - подарки

Скажем, главным элементом оформления нашего сборного концер­та будет поздравительная открытка-задник, на которой после окончания каждого номера его участники будут ставить свои подписи. А вести его могут две матрешки-тараторки, которые по ходу концерта будут не столько объявлять номера и следить за тем, чтобы все расписывались (для чего у каждой должны быть в руках цветные фломастеры или «маркеры»), сколько ссорится, так как чтобы объявить номер, каждая старается переговорить подружку. Такой прием очень быстрого словоговорения - один из фольклорных жанров. Конечно, может быть и дру­гое решение концерта. Например, «Необыкновенный рыцарский тур­нир», в котором наши рыцари (ведущие) будут сражаться «в честь дам», но не с оружием в руках, а, скажем, за шахматной доской («Живые шахматы») или как-то по-другому. Словом, как бы ни решался посвя­щенный 8 марта концерт, в его подтексте должно лежать желание (сверхзадача) сделать подарок учительницам и всем девочкам школы.

Вот теперь, придумав решение концерта, мы можем окончательно отобрать нужные нам номера и составить примерную программу (оче­редность номеров, композицию) нашего концерта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.