|
Беседа седьмая. Просмотр и отбор номеров
Итак, мы определили, о чем и во имя чего мы будем ставить концерт. А вот как мы будем его осуществлять, пока не знаем. По сути, то, что мы проделали, принесло нам очень нужное, но в большей степени эмоциональное ощущение замысла. В нем еще нет ничего конкретного. Это скорее первый шаг в поиске замысла, скорее зерно замысла. Чтобы оно проросло, нам необходимо, в первую очередь, точно знать, какими творческими силами мы располагаем: репертуар, художественные возможности, исполнительский состав и т.д. А для этого нам следует просмотреть все номера, которые имеются в нашем распоряжении и из которых мы будем отбирать нужные для нашего концерта.
Почему мы не могли сделать это раньше?
По очень простой причине: у нас еще не были определены тема и идея концерта. А иначе как нам решать, какие номера годятся для нашего концерта, а какие — нет? Чем мы будем руководствоваться? Только их художественными качествами? Этого недостаточно. Нам ведь надо, чтобы отобранные номера, пусть по-разному, но отвечали теме концерта. Ведь без конкретного знания имеющихся в распоряжении режиссера номеров, их содержания, жанра, состава, особенностей исполнения и т.д., невозможно выстроить программу концерта. Конечно, не только идея и тема определяют отбор номеров, а и содержание, и форма номеров, и их художественная ценность. Процесс отбора это не только оценка художественных достоинств того или другого номера, но и отбор нужных режиссеру, мыслимая прикидка, какие из просмотренных номеров отвечают замыслу задуманного концерта.
Просмотр и отбор номеров - один из самых важных моментов в работе режиссера над концертом.
Во время просмотра обычно берется на заметку больше номеров, чем это войдет в концерт. Но уже после просмотра следует определить, какие именно номера войдут в программу концерта.
Просматривая, а главное, и отбирая номера, режиссеру необходимо помнить, что эстрадный концерт должен иметь временные рамки. Сколько может оптимально длиться концерт в одном отделении? Полтора часа. Самое большее - час сорок пять, час пятьдесят минут. То есть от силы 110 минут. А в двух отделениях? Примерно 135 минут. Час десять минут - первое отделение, час, час пять минут чистого времени -второе. В концерте из двух отделений первое отделение длится больше, чем второе. Значит, в концерте в одном отделении помимо пролога и финала может идти 12-14 номеров, в концерте в двух отделениях - 18-20. В среднем номер длится 5-6 минут. Но мы с вами осуществляем постановку концерта для школьной аудитории, здесь временные рамки другие. Если для школьников старших классов самое оптимальное время - один час (60 минут), то для младших классов - не более 45 минут. А это означает, что нам с вами нужно отобрать не более 10 номеров!
Практика показывает, что в замкнутом пространстве зала затянутый по времени концерт, даже идущий в хорошем темпоритме, зритель обычно не выдерживает. Внимание зрителя снижается, он перестает его воспринимать. Проще говоря, такой длинный концерт утомляет зрителя. Плохо, когда зритель, сидя на концерте, начинает задавать себе вопрос: «Когда же он кончится?»
И все же, в конечном счете, успех концерта зависит не от большого количества номеров, а от его режиссерской продуманности, четкости, когда, как говорится, в концерте ничего нельзя ни убавить, ни прибавить.
Заметки на полях. О самом процессе отбора
На первый взгляд может показаться, что просмотр - дело простое Однако это не так. И здесь есть свои особенности и своя последовательность. Просмотр и отбор номеров проходит наиболее эффективно тогда, когда ему предшествует предварительная встреча режиссера с руководителями всех участников (номеров и коллективов), которые намечено использовать в концерте.
Главное для нас в этой встрече помимо рассказа о целях, задаче, теме, идее будущего концерта, объявления плана работы и выпуска концерта (просмотра, репетиций и т.д.) это установление подлинно творческого контакта с участниками встречи. Многое здесь зависит от такта режиссера, от его умения выслушать и принять пожелания руководителей (если, конечно, они заслуживают внимания.) Руководителям коллективов важно, чтобы режиссер проявил максимум внимательности к отобранным номерам, чтобы он доброжелательно отнесся к их творчеству, как к постановщикам номеров.
Конечно, персональную ответственность за успех или неуспех концерта несет режиссер. Но это не значит, что он должен выказывать свое превосходство над руководителями коллективов. По сути, и он и они, ставя концерт, делают одно общее дело. Так же, как это не означает, что режиссер обязан соглашаться со всем, что ему будут предлагать. Не дай бог заискивать перед руководителями. Тогда, почувствовав слабость режиссера, они перестанут считаться с его мнением. Отношения режиссера с руководителями коллективов должны основываться, прежде всего, на соблюдении творческой дисциплины. Только тогда режиссер может рассчитывать на действенную, а не формальную помощь.
При просмотре номеров необходимо обращать внимание не только на содержание (подходит или нет оно к теме концерта), на качество их исполнения, но и на характер музыкального сопровождения (если оно есть), состав и количество аккомпанирующих, на необходимые аксессуары, на его временную протяженность и т.д. И все это (особенно временную протяженность) фиксировать на бумаге.
Три совета
Первый. Постарайтесь во время просмотра того или другого коллектива, исполнителя помимо номеров, которые, по мнению руководителя, отвечают теме концерта и отобраны им для показа вам, увидеть и другие. Хотя бы те, которые сами артисты считают наиболее удачными. Это позволит вам не только обстоятельнее познакомиться с творческими возможностями коллектива. Практическое знание всего лучшего, что есть в репертуаре коллектива, может оказаться весьма нужным, когда вы будете, соответственно вашему замыслу, отбирать номера. Дело в том, что как бы подробно вы ни изложили на встрече с руководителями коллективов ваш режиссерский замысел, возникшее у них видение будет в чем-то (особенно в деталях) отличаться от вашего. Ведь вы разные люди, вы думаете по-разному. В каких-то, порою неуловимых, ощущениях у вас разное восприятие одних и тех же слов. Естественно, отбирать номера для показа они будут, исходя из своего понимания вашего режиссерского замысла. Но мы с вами не можем исключить, что, когда происходит окончательный отбор номеров, вам понадобится именно тот, который поначалу руководитель не собирался показывать вам. На практике такое происходит довольно часто.
Второй. Закончив просмотр, постарайтесь не объявлять, если это возможно, какие номера вы возьмете в концерт. Предупредите, что вопрос этот будет решен после просмотра всех номеров. Предположим, вы сразу объявили, какие номера войдут в концерт, а какие не понадобятся. Причем, даже предупредили, что это предварительные наметки. Больше чем уверен, что в результате произойдет следующее. На названные вами номера руководитель, конечно, начнет обращать особое внимание, будет их репетировать, отшлифовывать, а остальные отложит до лучших времен. Теперь нетрудно представить, что произойдет, если вам понадобится какой-либо из необъявленных номеров. Особенно это важно, когда вы имеете дело не с профессиональными исполнителями, а с самодеятельными.
А если случится так, что какой-то из названных вами номеров в процессе создания сценария окажется ненужным? У его участников непременно возникнет обида: «Как же так? Мы же готовились, ведь нам сказали!» Более того, из-за обиды у них может пропасть интерес даже к тем номерам, которые войдут в концерт. Трудно будет сделать так, чтобы участники забыли вашу «несправедливость». Исключить случаи, когда тот или другой номер не попадает в концерт, практически невозможно Ведь обычно во время просмотра режиссер берет на заметку гораздо больше номеров, чем требуется. Даже при желании включить все взятые на заметку номера, сделать это невозможно.
Третий. Во время встречи с участниками встречи следует договориться о том, как будет проходить просмотр и когда вы вместе с помощниками сможете просмотреть тот или иной коллектив на его репетиционной базе.
Разве не проще самим назначить определенный день и собрать коллективы в одном месте? Конечно, можно. Многие режиссеры так и поступают. Но целесообразно ли? Тем более, что не так уж просто освободить от занятий сразу всех будущих участников. Но даже если вам удастся выбрать такой день, подумайте, как долго будет длиться такой просмотр? Сумеете ли вы уложиться в один день? Кроме того, длительный по времени просмотр утомляет участников, хотя их и вызывают к определенному часу. Да и ваша невольная тревога за то, что прибывшие томятся в ожидании вызова на сцену, заставит вас торопиться. Во всяком случае, я не могу об этом не думать, когда просматриваю номера. В результате, вы будете лишены возможности, если возникнет необходимость, вторично просмотреть тот или другой номер. Не говоря о том что вряд ли вам удастся увидеть номера, не включенные руководителем в просмотр.
И еще. Просмотр будущих участников концерта на их репетиционных базах, в их репетиционный день создает более благоприятную для участников творческую атмосферу. В привычной обстановке исполнители чувствуют себя свободнее, увереннее, раскованнее. Конечно, такой порядок просмотра займет у вас в общей сложности больше времени, но жалеть об этом, право, не стоит.
Словом, во всех своих действиях режиссер во время просмотра (да и не только тогда) должен быть и педагогом, и дипломатом, и провидцем Он имеет дело с творческими людьми, а значит особо ранимыми, с их психологией, привычками, взглядами на жизнь, с их оценкой того или другого его действия. И с этим надо считаться.
Итак, исходя из нашего решения темы концерта, мы с вами отобрали, вернее, взяли на заметку нужные нам номера в танцевальном коллективе, несколько пародий, номера художественной гимнастики, смешные стихи, скороговорки, несколько песен у хора, прослушали чтецов, посмотрели номера у «Школьного театра миниатюр» и другие.
Как вы понимаете, не все взятые на заметку номера, войдут в программу концерта Естественно, что из всех перечисленных номеров, мы возьмем те, которые наиболее интересно и неожиданно ярко впишутся в решение нашего концерта.
В процессе просмотра и размышлений о решении нашего концерта, в поисках его замысла, мы, в конце концов, пришли к убеждению, что наш концерт предстанет перед зрителями, как «Волшебный сундучок», из которого мы будем доставать разные номера - подарки
Скажем, главным элементом оформления нашего сборного концерта будет поздравительная открытка-задник, на которой после окончания каждого номера его участники будут ставить свои подписи. А вести его могут две матрешки-тараторки, которые по ходу концерта будут не столько объявлять номера и следить за тем, чтобы все расписывались (для чего у каждой должны быть в руках цветные фломастеры или «маркеры»), сколько ссорится, так как чтобы объявить номер, каждая старается переговорить подружку. Такой прием очень быстрого словоговорения - один из фольклорных жанров. Конечно, может быть и другое решение концерта. Например, «Необыкновенный рыцарский турнир», в котором наши рыцари (ведущие) будут сражаться «в честь дам», но не с оружием в руках, а, скажем, за шахматной доской («Живые шахматы») или как-то по-другому. Словом, как бы ни решался посвященный 8 марта концерт, в его подтексте должно лежать желание (сверхзадача) сделать подарок учительницам и всем девочкам школы.
Вот теперь, придумав решение концерта, мы можем окончательно отобрать нужные нам номера и составить примерную программу (очередность номеров, композицию) нашего концерта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|