|
Когда все против экипажа, по он работает до конца
Набрав свою высоту в десять тысяч метров и включив автопилот, экипаж реактивного авиалайнера расположился к позднему завтраку. На подлокотниках кресел лежали белоснежные салфетки, кабина наполнялась ароматом запахов, проникающих из маленького отсека кухни, где бригада проводников пыталась при помощи имеющихся приправ приготовить из несъедобной «синей птицы» что-нибудь удобоваримое. Только теперь командир мог немного перевести дух. Еще раз взглянул на приборы, подрегулировал обороты турбин и, расслабив туго затянутые привязные ремни, в пол-оборота повернулся к экипажу. Ему нравился его экипаж, он знал их в работе. Второй пилот, совсем еще мальчишка, в безукоризненно отглаженной белой сорочке уверенно восседал на своем кресле. Свежий цвет чисто выбритого лица говорил о хорошем отдыхе. Бортмеханик, недавно переученный из «технарей», прошедший всю их нелегкую службу и знавший самолет лучше своей квартиры, быстро усваивал воздушные порядки и этику отношений. Полчаса назад он еще сражался с наземными службами, готовившими самолет к вылету. Пропахший керосином и ядовитой противообледенительной жидкостью, он приводил себя в порядок и влажной аэрофлотовской салфеткой протирал замасленные руки. Внизу, в своей отдельной кабине, как в стеклянном дворце, сидел хозяин трасс — штурман. С ним налетана не одна тысяча безаварийных часов и съедена целая птицеферма. В отсеке маленькой кухни приводили себя в порядок проводники, подогревался завтрак. Молодой и обходительный экипаж, как никогда, стимулировал активность незамужних девчат. Первый номер решила ходить с козырей и, поборов в себе желание первой появиться в кабине, передала приготовленный поднос с минеральной водой миловидной блондинке, только что получившей первое место на местном конкурсе стюардесс. Оценив доверие и даже не позволив себе взглянуть в зеркало, Мисс Стюардесса уверенно направилась в кабину. Условный стук в дверь, и точеная ножка в мягкой замшевой туфельке на маленьком каблучке твердо встала на территорию экипажа. Все, кроме командира, как по команде, обернулись.
— Завтрак готов. Кому нести первому? — не давая опомниться, выпалила она. Существующий в Аэрофлоте порядок, при котором оба летчика не имеют права кушать одновременно, неукоснительно соблюдался в этом экипаже. Командир, не поворачивая головы, молча указал на второго пилота. Удар по ушам от резко захлопнувшейся двери кабины был ответом за невнимание. Самолет вошел в зону управления большого уральского города.
Персонал аэропорта яростно боролся с последствиями проходившего циклона, пытаясь в кратковременные окна улучшения видимости вытолкнуть накопившиеся борты. В маленьком, с массивными колоннами, аэропортовском ресторане и буфетах было съедено и выпито все, что походило на пищу. Довольные перевыполнением плана кассиры подсчитывали выручку, официанты из своих сумок доставали оставшуюся «левую» водку. Изнывающие от многочасового ожидания экипажи со своими пожитками расположились на всех лестницах небольшого помещения аэродромного диспетчерского пункта — АДП и молча курили. Командиры кораблей, как пчелы улей, облепили амбразуру диспетчера, дававшего очередному счастливцу разрешение на вылет, и машинально исписывали своими каракулями доску перед его окном. Никому, кроме диспетчера, контролирующего пролет зоны, не было дела до самолета, проходившего транзитом аэропорт где-то на высоте в десять тысяч метров...
Сигнал дыма в заднем багажнике напрочь отбил аппетит у экипажа. Все взгляды обратились на бортмеханика. Глухо стукнул о коврик поднос с недоеденной курицей, которая, как живая, запрыгала к кабине штурмана. Сорвав огнетушитель и дымозащитную маску, бортмеханик быстро исчез из пилотской кабины. Командир нажал кнопку секундомера. Экипаж сохранял спокойствие, но каждый уже прикидывал свои обязанности и только ожидал решения командира. Две минуты отсутствия бортинженера превратились в вечность. Наконец, хлопнул запор двери в пилотскую кабину. На лице бортмеханика проступала явная озабоченность: «Огнетушитель не дал результата, дым продолжает поступать из отсека», — доложил он. В ту же секунду загорелось табло «Пожар установки запуска двигателей». Командир принимает решение произвести аварийное снижение и посадку в транзитном аэропорту и, не перейдя на аварийную частоту, передает свое решение диспетчеру. Перед последним встает главная задача — обеспечить срочное и безопасное снижение по кратчайшему пути к аэродрому. На пути снижения диспетчер видит встречный борт, но отвернуть его в сторону с трассы, в зону ответственности военного сектора без разрешения последнего он не может — того нет на месте. И тогда он дает снижение терпящему бедствие только до высоты расхождения бортов. Горящий борт теряет драгоценное время и все еще находится на большей высоте, чем требуется на траверзе аэродрома. Перед экипажем стоит задача рассчитать и выполнить кратчайший маршрут для захода на посадку. Для расчета кратчайшего пути и вертикальной скорости снижения штурман пытается точно определить свое место, но все против экипажа — прибор ближней навигации не показывает удаление от аэродрома. Наконец, убедившись в расхождении бортов, диспетчер дает место самолета и разрешение экипажу на дальнейшее снижение. За шесть минут, которые ему отпущены для достижения земли и подготовки самолета к посадке, экипаж в аварийном темпе должен выполнить десятки необходимых процедур, затратив весь свой запас нервно-психических ресурсов. Стрелка секундомера неумолимо отсчитывала оставшееся время, а титановые сплавы двигателей горят, как бенгальский огонь — красиво и быстро. Это понимали все, понимали на земле и те, кто должен был обеспечить этот заход в сложнейших погодных условиях. По всем каналам прошло оповещение «Тревога!» Пожарные и спасательные расчеты уже доложили о своей готовности и только ждали указания места приземления. Из города в аэропорт мчались усиленные бригады скорой помощи. В ближайших клиниках медперсонал готовил операционные столы...
Затянув секторы управления двигателями до упора и выпустив шасси, экипаж перешел в аварийное снижение с вертикальной скоростью шестьдесят метров в секунду. Не успевшие занять свои места пассажиры почувствовали невесомость и пытались схватиться за все, что попадалось под руки. Все, что не было закреплено, поднялось к потолку салона и тут же с пылью обрушилось на головы. Мгновенно уяснив ситуацию и борясь с нарастающей перегрузкой, проводники готовили пассажиров к аварийной посадке. Оглохнув от резкого перепада давления и стресса, пассажиры искали куда-то пропавшие привязные ремни. На высоте две тысячи метров загорается табло «Пожар левого двигателя». Это был уже пик нервной нагрузки. Экипаж понял, что о посадке на аэродроме не может быть и речи. Как только самолет выйдет из облаков, чтобы не сгореть в воздухе, экипаж должен сажать самолет прямо перед собой. Из-за низкой высоты самолета пропадает его радиолокационная отметка на экране локатора, прекращается радиосвязь с экипажем. Но экипаж продолжает четко выполнять свои обязанности и борется за жизнь пассажиров до конца. Замирают показания важнейших приборов, показывающих пространственное положение самолета, — авиагоризонтов обоих пилотов. Облачность дает разрывы, в которых видно какое-то заснеженное поле. Скорость и угол сближения с землей почти подобраны для посадки. Сконцентрировав всю свою энергию на этом клочке земли, командир выключает правый двигатель, чтобы не проскочить мимо, и начинает посадку...
После первого касания шасси цепляют засыпанные снегом трубы стационарного орошения и, разрушаясь, тащат их за собой сто пятьдесят метров. Завышенная посадочная скорость (закрылки и стабилизатор так и не успели перевести в посадочное положение) не дает самолету садиться, и он снова взмывает. Пролетев сто метров с левым креном, он делает второе касание о землю обеими стойками шасси и левой плоскостью. Оставив черный след на поле длиной в сорок четыре метра, он снова отделяется от земли и совершает свой последний полет с потерей скорости длиной в сто восемьдесят метров. Оба летчика, работая рулями, пытаются придать ему посадочное положение. Штурвалы до упора вывернуты влево, но машина уже не слушается и приобретает правый крен, садится на землю, цепляя ее крылом и правой гондолой шасси, которые отлетают в ту же секунду. Впереди стена лесопосадок. Под воздействием подъемной силы оставшегося левого крыла самолет переворачивает на спину, от него отделяются киль и стабилизатор. Сигара фюзеляжа — все, что осталось от авиалайнера с пассажирами и экипажем, как нож в масло, входит в зону лесопосадок, тормозится и останавливается...
Первую эвакуацию производят шесть выбравшихся пассажиров и подоспевшие местные жители. Через десять минут приехал местный пожарный расчет. Он быстро вскрыл обшивку и за пару минут покончил с очагом пожара в заднем отсеке. Эвакуировано сорок два человека с телесными повреждениями и восемь пассажиров, не имеющих травм. Двадцать два пассажира и два члена экипажа погибли сразу. Наземно-спасательная служба аэропорта прибыла на место происшествия через два часа.
Расследованием было установлено, что двигатели и система запуска следов пожара не имели. Возгорание и дым в заднем багажном отсеке произошли из-за нарушения изоляции проводов при загрузке. У экипажа не было другого выбора, и он работал до конца.
Все имена и названия вымышлены. Возможные совпадения случайны.
P. S. «Информация об аварийных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности граждан, а также последствия таковых, не могут быть засекречены» (Из Закона о Государственной тайне РФ).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|