Классификация доходов бюджета
Классификация доходов состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов доходов.
Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на следующие группы:
100 – налоговые доходы;
300 – неналоговые доходы;
400 – безвозмездные поступления.
Под налоговыми доходами понимаются республиканские налоги и сборы (пошлины), местные налоги и сборы, и другие налоговые доходы, установленные Президентом РБ и/или законами.
Налоговые доходы классифицируются в зависимости от объекта налогообложения и делятся на подгруппы:
1. налоги на прибыль;
2. налоги на фонд заработной платы;
3. налоги на собственность.
Затем подгруппы детализируются на виды:
- налоги, уплачиваемые физическими лицами;
- налоги и прибыль, уплачиваемые организациями.
Неналоговые доходы– обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также добровольные индивидуально-безвозмездные платежи организаций и физических лиц
Безвозмездные поступления – это добровольные трансферты, поступающие в бюджет от иностранных государств, международных организаций, а также безвозмездные трансферты, поступающие из других бюджетов бюджетной системы РБ и государственных внебюджетных фондов.
Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета классифицируются по следующим направлениям:
1. по функциональной классификации;
2. по ведомственной классификации;
3. по экономической классификации;
4. по программной классификации.
Функциональная классификация включает расходы которые направляются на выполнение основных функций государства.
Она состоит из 4 уровней:
1. разделы
2. подразделы
3. виды
4. параграфы
Ведомственнаяклассификация состоит из одного уровня – главы. При утверждении расходов республиканского и местных бюджетов они предусматриваются по главам ведомственной классификации расходов в разрезе их функциональной классификации.
Экономическая классификациярасходов бюджета показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Экономическая классификация состоит из 4 уровней:
1. категория расходов (текущие, капитальные, кредит минус погашение, финансовые резервы)
2. статья (закупка товаров, оплата услуг, обслуживание государственного долга, капитальные вложения и т.д.)
3. подстатья (заработная плата, приобретение предметов снабжения и т.д.)
4. элемент расходов
Программная классификация является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных целевых внебюджетных фондов, а также при составлении, рассмотрении и утверждении отчётов об их исполнении. Программная классификация состоит из 2 уровней:
1. бюджетная программа, утверждаемая в установленном порядке
2. подпрограмма, детализирующая расходы в рамках бюджетной программы
Классификация источников финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга
В случае принятия бюджета с дефицитом в законе «О бюджете на очередной финансовый год» указываются источники его финансирования по республиканскому бюджету. По местным бюджетам они закреплены решениями соответствующих местных советов депутатов.
Согласно бюджетной классификации, в РБ выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.
Внутреннее финансирование дефицитабюджета включает:
1. средства, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования в основном предоставленные кредиты НБ и ценные бумаги;
2. средства, получаемые от коммерческих банков, от имени юридических и физических лиц;
3. заемные средства, получаемые из государственных внебюджетных фондов, а также операции с иностранной валютой;
4. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.
Внешнее финансирование дефицита бюджета включает:
1. кредиты международных финансовых организаций;
2. кредиты правительств иностранных государств;
3. государственные ценные бумаги РБ выпущенные на внешних финансовых рынках.
Государственный долг — это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Различают два типа государственного долга:
- внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте;
- внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Государственный долг - как внутренний, так и внешний - можно рассматривать с точки зрения срока заимствований как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным является краткосрочный долг, ибо дата его погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.
Различают также государственный долг капитальный, представляющий собой всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним в данном году.
Понятие внебюджетных фондов, их назначение, принципы организации и правовой статус
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета и местных бюджетов для осуществления определенных задач и функций государственных органов. Государственные целевые внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета, т.е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
· выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
· формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы РБ: принцип единства, принцип полноты и сбалансированности, принцип самостоятельности и гласности, принцип эффективности и общего покрытия расходов, принцип ответственности и достоверности, принцип адресности и целевого назначения.
Создание внебюджетных фондов, определение порядка их формирования и использования осуществляются Президентом РБ и (или) законами.
Распорядителями средств государственного внебюджетного фонда являются государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ.
Средства этих фондов находятся в республиканской собственности.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов этих фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и настоящим Кодексом.
Утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год осуществляется законодательными актами.
Рассмотрение, утверждение и исполнение смет доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с Кодексом, если иное не установлено Президентом РБ.
В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов Президент РБ вносит в Палату представителей проекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год.
Эти проекты принимаются Палатой представителей до принятия проекта о республиканском бюджете и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.
В бюджетах государственных внебюджетных фондов доходы и расходы предусматриваются в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|