Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и причины бюджетного дефицита





Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда [2; с 345].

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику — политику бюджетного дефицита.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Состояние бюджетного дефицита может быть различным:

Во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономического положения, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.



Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием: чрезмерных государственных расходов; ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы; циклических спадов в экономике [3, с. 117].

Каким же образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.



Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

 

1. увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

2. увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

3. увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

4. увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

5. увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

6. сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

7. уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

8. сокращение доходов из-за низкой собираемости и др. [3, с. 265].
Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

 

1. спад общественного производства;

2. рост предельных издержек общественного производства;

3. массовый выпуск «пустых» денег;

4. излишне, неоправданно раздутые социальные программы;



5. возросшие затраты на финансирование ВПК;

6. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

7. возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету [3; с 119].

 

Источники финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь и местных бюджетов

В случае принятия бюджета с дефицитом в законе «О бюджете на очередной финансовый год» указываются источники его финансирования по республиканскому бюджету. По местным бюджетам они закреплены решениями соответствующих местных советов депутатов. Источниками финансирования бюджетного дефицита не могут быть кредиты Нацбанка, а также средства, приобретённые Нацбанком за счёт долговых обязательств при их первичном размещении. За исключением случаев, предусмотренных законом «О бюджете» или Президентом РБ.

Источниками финансирования БД республиканского бюджета являются:

1. гос. займы, кроме гарантий Правительства РБ;

2. средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;

3. изменение остатков средств на счетах по учёту средств республиканского бюджета;

4. иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Источники финансирования БД местных бюджетов:

1. бюджетные кредиты;

2. займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

3. средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;

4. изменение остатков средств на счетах по учёту средств соответствующего местного бюджета;

5. иные источники в соответствии с бюджетным законодательством;

 

огласно бюджетной классификации, в РБ выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Внутреннее финансирование дефицитабюджета включает:

5. средства, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования в основном предоставленные кредиты НБ и ценные бумаги;

6. средства, получаемые от коммерческих банков, от имени юридических и физических лиц;

7. средства, получаемые из других секторов государственного управления - это заемные средства, получаемые из государственных внебюджетных фондов, а также операции с иностранной валютой;

8. поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности

 

Внешнее финансирование дефицита бюджета включает:

4. кредиты международных финансовых организаций;

5. кредиты правительств иностранных государств;

6. государственные ценные бумаги РБ выпущенные на внешних финансовых рынках.

 

С целью оптимизации источников финансирования дефицита бюджета необходимо:

1. свести к минимуму эмиссионное кредитование НБ дефицита бюджета республики;

2. принять необходимые меры для более динамичного развития рынка государственных ценных бумаг, а именно:

- расширить номенклатуру государственных ценных бумаг;

- разнообразить сроки обращения и выплаты доходов;

3. принять меры для улучшения ликвидности банковской системы и в первую очередь отказаться от принуждения банков кредитовать сферу материального производства;

4. обеспечить улучшение кредитного рейтинга РБ для привлечения внешнего финансирования и разработать механизм привлечения иностранных кредитов под залог государственных ценных бумаг.

Кроме того для сокращения БД могут использоваться различные способы:

1. внутренние и внешние займы;

2. ужесточение налогообложения;

3. денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).

Следует отметить, что ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.