Характеристика основных этапов бюджетного процесса
1 этапом - составление проекта бюджета на очередной финансовый год.
Составление проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов и органов местного управления и самоуправления. Сначала Министерство финансов доводит до всех заинтересованных инстанций указания о порядке и сроках составления республиканского и местных бюджетов. Собранная информация анализируется. Затемпроводится практическая работа по составлению проекта бюджета. Она начинается с анализа данных об исполнении бюджета за прошедший год и ходе исполнения бюджета в текущем году. В заключении делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет. Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов, причем расходы прогнозируются с учетом прогнозируемых доходов. Прогнозные показатели по доходам и расходам МинФин предоставляет Правительству, а местными финансовыми органами – исполкомам местных Советов депутатов.
2 этап: рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
Рассмотренные и одобренные Правительством РБ проект закона о республиканском бюджете представляются на рассмотрение Президенту РБ. После одобрения Президентом проект закона вносится в Палату представителей. После утверждения проекта бюджета обеими Палатами он поступает на подпись к Президенту. Если по истечению определенного срока проект бюджета не возращён в парламент, то он считается подписанным Президентом. Принятый республиканский бюджет оформляется законом. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию.
3 этап– исполнение бюджета.
Основная роль в исполнении бюджета принадлежит:
- МинФину и местным финансовым органам; ГГК; Министерству по налогам и сборам РБ.
МинФин и местные финансовые органы имеют право получать от министерств и ведомств, а также других органов гос управления, предприятий, организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию гос финансовых ресурсов. Оно имеет право осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. С целью совершенствования управления средствами республиканского бюджета и усиления контроля за их целевым использованием, Правительство РБ создало органы государственного казначейства и был осуществлен переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета.
4 этап - составление отчета об исполнении бюджета.
При составлении отчеты выделяют 3 стадии:
- подготовка отчета;
- его рассмотрение;
- утверждение.
Составлению отчета начинается сразу после завершения бюджетного года. Подготовку отчета об исполнении республиканского бюджета осуществляет МинФин, а местных бюджетов – местные финансовые органы. Распорядители средств республиканского бюджета на основе бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств предоставляют в МинФин сводную бухгалтерскую отчетность. Затем отчет вносится на рассмотрение Правительству РБ, а оно в течение 5 дней направляет проект закона об исполнении бюджета в ГГК. Он проводит его проверку и готовит соответствующее заключение, используя материалы и результаты проведенных проверок, а затем вносит его на рассмотрение Президенту. Затем Президент вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Правовые основы регулирования бюджетного процесса
Регулирование бюджетного процесса осуществляется с помощью применения норм бюджетного пава.
Бюджетное право – это совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетное право находит свое отражение в бюджетном законодательстве, которое основывается на Конституции РБ и включает в себя следующие законодательные акты:
- Бюджетный Кодекс
- Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, регулирующие вопросы бюджетных отношений.
- Постановления Правительства РБ, совместные постановления Правительства и НБ РБ.
- Нормативно-правовые акты, принимаемые МинФином РБ, Мин по налогам и сборам РБ.
- Нормативно-правовые акты органов местного управления и самоуправления, принимаемые в случаях предусмотренных бюджетным кодексом и др законодательными актами.
Бюджетный кодекс состоит из общей и особенной частей. Общая часть включает 5 разделов, характеризующих общее положение о бюджетной системе и бюджетном процессе в РБ. В ней закрепляются основы бюджетных отношений, систематизируются ключевые требования и принципы построения бюджетной классификации. Особая часть состоит из шести разделов. Она детализирует все стадии бюджетного процесса. В этой части определяются формы контроля исполнения бюджетов и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РБ.
Содержание, задачи и формы бюджетного контроля
Бюджетный контроль - совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РБ и местных органов власти.
Задачи бюджетного контроля:
• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
• соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
• контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
• проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
• контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов;
• пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, бюджетных трансфертов отдельным категориям плательщиков или регионам;
• проведение профилактической работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины и др.
Органами бюджетного контроля выступают Комитет гос.контроля, Министерство финансов, Парламент, Президент РБ, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы и др.
По времени проведения различают три формы бюджетного контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный бюджетный контроль предшествует расходованию денежных средств и предотвращает нарушение финансовой дисциплины. Он осуществляется при составлении проекта бюджета, проверке смет учреждений, выдаче ссуд и перечислении бюджетных средств.
Текущий бюджетный контроль производится во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов и расходованием денежных средств. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Основная задача — предотвратить и устранить нарушения в исполнении бюджета по расходам, обеспечить расходование средств в соответствии с фактически выполненными работами, оказанными услугами, с учетом сроков выплаты наличных денежных средств и освоения ранее выданных ассигнований.
При последующем бюджетном контроле проверяются правильность и законность произведенных расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей после завершения финансово. Осуществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балансов, проверок и ревизий непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. Цель данного контроля — выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины в деятельности хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|