Сделай Сам Свою Работу на 5

Федеративное устройство Российской Федерации





Федеративное устройство РФ представляет собой политико-территориальную организацию России как суверенного, целостного, федеративного государства, состоящего из равноправных субъектов. Третья глава Конституции специально посвящена федеративному устройству РФ. Федерализм и республиканизм выступают в качестве основополагающих характеристик конституционного строя РФ, наряду с демократическим и правовым характером государства.
По Конституции 1993 г. РФ организуется на национально-территориальной основе. Ее субъектами являются как республики, автономные области и округа (национально-территориальный принцип), также и края, области, Города Москва и Санкт-Петербург (территориальный принцип). РФ "ассимитрична", ибо включает в себя различные типы субъектов: республики, автономные образования и территориальные единицы, воспринявшие форму государственного образования.
В правовом государстве происходит не только разграничение компетенции между различными ветвями власти (горизонтальное), но и разделение предметов ведения и полномочий в зависимости от территориально-административного деления (вертикальное). В связи с этим государственная власть подразделяется на федеральную, республиканскую, автономных областей и округов, краев и областей, городов федерального значения.
С 1922 по 1991 гг. Российская Федерация входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства - Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией), положив начало Союзу ССР. Однако в рамках СССР суверенитет республик носил фиктивный характер в силу концентрации важнейших полномочий в руках унитарного центра. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселялись, границы перекраивались. Декларации о государственном суверенитете России была принята 12 июня 1990 г. Современное федеративное устройство России основывается на закрепленных в Конституции принципах, где признается:



  • государственная целостность: в отличие от прежнего Союза ССР субъекты РФ не заключали договора о союзе, не образуют федерацию, не объединяются в новое государство, а входят в уже имеющееся. Они не выступают в качестве учредителей России, а, напротив, вошли в ее состав. Следовательно, РФ не имеет договорной основы. Таким образом, если в СССР республики объединялись в единое государство на договорной основе, а значит, с сохранением права свободного выхода из союзного государства (что и произошло фактически в 1991 г.), то Конституция РФ признает территорию государства неделимой. Россия - не договорная, а конституционная федерация.

В России единая правовая система, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств. Законодательный орган субъекта федерации при нарушении им Конституции и установленности этого факта судом, и нежелании исправить нарушение может быть распущен федеральным законом. Высшее должностное лицо субъекта РФ может быть отрешено Президентом от должности в соответствии с законом.



  • Единство системы государственной власти основывается на единстве РФ, выражается и конституционно закрепляется в виде единого геополитического, экономического, административного, таможенного, финансового, языкового пространства. Тем не менее РФ состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации.
  • Существует разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Споры в данном случае разрешаются Конституционным Судом РФ.
  • Действуют принципы равноправия и самоопределения народов РФ.

Право наций на самоопределение не всегда предполагает построение независимого государства и может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, вместе с тем, соблюдения территориальной целостности существующих государств. В мире существует более двух тысяч сравнительно крупных этнических групп, а независимых государств - около 200.



  • Равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это проявляется в:
    • - равенстве прав и обязанностей всех субъектов Федерации;
    • - пределах компетенции субъектов всех видов;
    • - равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

При этом сохраняются различия в государственной организации субъектов Федерации.

Местное самоуправление

Местное самоуправления является важным элементом демократического устройства современных обществ. Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление в пределах установленных законом полномочий. Согласно Конституции представительные органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Наряду с представительными органами местного самоуправления в его систему входят должностные лица, избранные населением либо назначенные главой вышестоящей администрации (мэры городов, главы администрации и т.д.).
Местное самоуправление организуется в городских и сельских поселениях. В каждой стране существует свое название территорий, на которых организуется местное самоуправление. В Швеции - коммуны, их 288. В нашей стране - муниципальные образования (округа, районы).
Местное самоуправление - это реализуемое на практике право населения, проживающего на соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом всем гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, они имеют равный доступ к муниципальной службе, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Какие вопросы решаются в рамках местного самоуправления. Некоторые из них перечислим:

  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • формирование и использование местного бюджета;
  • установление местных налогов и сборов;
  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
  • содержание и развитие учреждений муниципального образования, здравоохранения;
  • благоустройство территорий;
  • охрана общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • организация транспортного обслуживания населения;
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • обеспечение противопожарной безопасности.

Как осуществляется местное самоуправление? Для решения перечисленных задач в каждом муниципальном образовании создаются органы местного самоуправления. К ним относятся выборные представительные органы, а также органы местной администрации. Наименование этих органов, регламент их работы устанавливается уставами муниципальных образований. В РФ наименование муниципальных органов различается по регионам, что связано с национальными, историческими и иными местными традициями. В Москве, например, административный орган - районная управа, которую возглавляет глава управы или супрефект.
Представительные органы местного самоуправления избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В их исключительной компетенции находятся такие вопросы, как: утверждение местного бюджета, принятие планов и программ развития муниципального образования, установление порядка управления муниципальной собственностью, выработка общеобязательных правил, норм, регулирующих решение тех задач, которые относятся к ведению муниципального образования. Это - своеобразный законодательный орган местного значения.
Административные органы местного управления занимаются текущими вопросами обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на соответствующей территории. Возглавляет эту работу глава муниципального образования, который, как правило, избирается населением.
Участие населения в местном самоуправлении обычно происходит в следующих формах: референдум, муниципальные выборы, собрания граждан для решения вопросов местного значения, правотворческая инициатива (внесение гражданами проектов правовых актов по вопросам местного значения в органы самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению), индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления, на которые должностные лица обязаны дать ответ по существу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.