Сделай Сам Свою Работу на 5

Политические партии и идеологии

Если институты задают общую логику политических властеотношений, то группы вносят в эту логику многообразие интересов. Политическую сферу, как и общество в целом, можно представить в виде пространства, где действуют как вертикальные, так и горизонтальные силы. Вертикальное деление политического пространства позволяет выделить тех, кто в политической иерархии занимает высшие и низшие этажи (элиту, например). Горизонтальное деление позволяет увидеть многообразие групп, вовлеченных в отношения политической власти, но находящихся на одном уровне политической иерархии. Наряду с элитой, в этой связи можно еще выделить политические партии и общественно-политические движения.
Каналами или "лифтами" пополнения и ротации политической элиты в развитых западных демократиях являются политические партии и институт государственной службы. Сложилась практика выборов основных должностных лиц государства. При этом кандидаты опираются на поддержку политических партий и общественных организаций. Чтобы победить и попасть в политическую элиту, кандидату необходимо пройти "сито" партийное или государственной службы. Во многих странах, для того, чтобы пройти на государственную службу, необходимо сдать экзамен и выдержать собеседование.

1. Понятие политической партии, их признаки, роль и многообразие.
Партии являются неотъемлемой частью политической системы современного общества, а демократия немыслима без многопартийной системы. Демократическое, ненасильственное правление может существовать лишь при наличии устойчивого большинства на стороне господствующего класса, а это большинство могут обеспечить только партии, пользующиеся массовой поддержкой. Политика как механизм цивилизованного ненасильственного решения общественных проблем возникла вместе с общественно-политическими партиями. Нормальное функционирование современного гражданского общества и правового государства предполагает существование не просто нескольких партий, а многопартийной системы. Партии образуют систему только тогда, когда их деятельность и взаимоотношения становятся как причиной, так и следствием социального консенсуса. В партийной системе межпартийная конкуренция приобретает конструктивный характер, она стимулирует и корректирует политику партий, контролирует ее качество. Именно партии переводят стихию классовой, социально-групповой борьбы в конституционные рамки избирательной и парламентской, благодаря чему противоречия выявляются, легализуются, смягчаются и разрешаются компромиссом или синтезом.
Партии являются неотъемлемой частью политической системы современного общества. Демократия немыслима без многопартийной системы. Партия - это общественно-политическая организация, являющаяся носителем идеологии, выражающей интересы определенных социальных слоев, устремленная к власти. Партия имеет два источника возникновения и воспроизводства: избирательную борьбу и общественно-политические движения.
Для выражения и защиты своих интересов люди создают различные организации (партии) и движения. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течении многих веков составляло характерную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли значительно позднее. В процессе развития гражданского общества в Новое время, когда формируются процедуры постоянной парламентской борьбы, возникает устойчивый институт партий и правовые гарантии политической оппозиции. Уже в XVII в. в английском парламенте образовалось две политические партии: "тори" (роялисты) и "виги" (за реформы и парламент). С середины XIX в. виги стали называться либералами, а тори - консерваторами. В 1867 г. рабочие союзы (тред-юнионы) добились расширения избирательных прав. В 1893 г. на базе тред-юнионов возникла Независимая рабочая партия, которая с 1902 г. стала именоваться лейбористской.
В XVII-XVIII вв. партии функционировали, главным образом, как парламентские фракции. И только в середине XIX в., в индустриальной цивилизации, сложившейся в результате перехода от мануфактурного труда к крупному промышленному производству, появились массовые политические партии. Партия современного типа имеет как парламентский аппарат профессиональных политиков, так и массовую поддержку избирателей.
Выделим специфические особенности партий:
- это устойчивые, формализованные организации, имеющие упорядоченную структуру формальных и иерархизированных отношений, устав и программу;
- в своей деятельности они стремятся к участию в осуществлении государственной власти;
- партия объединяет людей, придерживающихся близких идейно-политических взглядов, совпадающих интересов, поддерживающих ее программу.
Функции партий следующие:



  • выражение и защита интересов различных социальных групп; участие в избирательных компаниях;
  • разработка идеологических концептов и внесение в массовое сознание новых политических ценностей;
  • участие в формировании политической элиты и политических лидеров;
  • мобилизующая функция, заключающаяся в способности партий организовывать массы для решения определенных задач в обществе.
  • выполнение посреднической функции между государством и гражданами.

Партии рассредоточивают власть, расширяют участие граждан в политической жизни общества, отбирают и воспитывают политических лидеров, формируют общественное мнение.
По характеру доктрин партии делятся на: революционные, реформаторские, консервативные и реакционные. По месту и роли в политической системе: государственные, авторитарные, парламентские.
Количество партий в правовом государстве обычно не ограничено законом, однако в развитых странах преобладают не многопартийные, а двухпартийные системы. Последняя не исключает наличия множества партий, но акцентирует внимание на тех двух партиях, которые чередуясь управляют страной. К таким странам относятся США (демократическая и республиканская партии), Великобритания (лейбористы и консерваторы). При многопартийной системе, если отсутствует партия-лидер, создаются альянсы и блоки на основе временных соглашений, обеспечивающих создание в парламенте коалиций.
Между тем политические партии и их деятельность имеют свои издержки, заключающиеся в их бюрократизации, усилении позиций партийного руководства. Со временем это может привести к тому, что партийная машина начинает работать в соответствии со своей собственной логикой и неизбежно отдаляется от населения. В самой партии происходит размежевание между партийной массой и руководством, вождями. Последние присваивают себе исключительные права, выделяются в особый слой, превращаются в партийную олигархию.
Кроме того, идеологическая функция партии приходит в противоречие с ее электоральной функцией, так как приверженность определенным идеологическим принципам не позволяет партии ориентироваться на более широкие слои избирателей и требует от нее либо изменения принципов, либо отказа от шансов провести большое количество своих кандидатов в парламент.
Принцип политического плюрализма, наряду с предоставлением гражданам широких прав и возможностей, имеет и ограничения, необходимые для предотвращения хаоса и раскола в обществе. Эти ограничения связаны с запрещением деятельности организаций, возбуждающих социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. Создаются также нормы, регламентирующие деятельность всех общественно-политических организаций, что позволяет им цивилизованно конкурировать друг с другом.
Вместе с тем в правовом государстве судебная власть, а также часть аппарата исполнительной власти (армия, полиция и др.) деполитизированы, в них запрещена деятельность партий и занятие должностей несовместимо с членством в любой партии.
В СССР однопартийная система явилась следствием тоталитарных устремлений большевиков, их борьбы за власть и стремление ее любой ценой удержать. Однопартийность стимулировала утверждение диктатуры партийно-бюрократической верхушки, которая создала командно-административную систему насильственного управления обществом, что привело его к отставанию и загниванию.
В современной России в связи с радикальным изменением политической системы возникло множество различных партий как по количеству членов (от массовых до карликовых), так и по отношению к власти (оппозиционные и "партии власти"). Но в целом развитая многопартийная система еще не сформировалась.

2. Политические идеологии
Понятие идеологии можно рассматривать в широком философском аспекте, как сторону мировоззрения, объясняющую человеку общественные отношения. Идеология выполняет определенные духовные, социальные и политические функции, вырабатывая стереотипы мышления, поведения и программы общественного переустройства.
В узком смысле слова политическая идеология является доктриной, оправдывающей притязания той или иной группы лиц на власть или ее использование и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Она есть орудие "духовного княжения" (Макиавелли).
Термин "идеология" возник в XVIII в. и с тех пор получает различные трактовки. Так К.Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную общественными противоречиями, частной собственностью и эксплуатацией. Он был критиком буржуазной идеологии, полагая, что господствующий класс вырабатывает идеологию как мировоззрение, объясняющее, оправдывающее правомерность его господства. Это, однако, он не относил к пролетариату, как выразителю всех общественных отношений, а не одного лишь класса. Маркс характеризовал идеологию как ложную, искаженную, превращенную форму сознания, полагая, что в классовом обществе идеология всегда носит классовый характер (партийность всякой идеологии), т.е. частный интерес определенной социальной группы (класса) стремится выдать за всеобщий ("Немецкая идеология", 1846). Маркс полагал, что пролетариат призван уничтожить идеологию, и на ее месте утвердить свое мировоззрение, отражающее интересы всего общества. Однако оказалось, что интересы пролетариата не всегда совпадают с интересами всего общества, а сам марксизм выродился в ленинизме в тоталитарную идеологию. Ленин ввел понятие "научная идеология", в качестве которой он мыслил марксизм. Горбачев стремился утвердить "новое политическое мышление", предполагающее переход от конфронтации к международному сотрудничеству. Вл. Путин определил новую российскую идеологию как достижение состояния конкурентноспособности общества и каждого гражданина в самом широком смысле; А. Солженицын - как "сбережение народа"; В. Третьяков - как "приумножение народа".
В середине XX в. на Западе возникла теория деидеологизации (Арон, Белл, Поппер и др.), согласно которой в развитых странах наступает "конец идеологии", вследствие "затухания" социальных конфликтов и возникновения общенационального согласия интересов. Считается, что в условиях НТР интегративные функции идеологии будет выполнять наука, а идеология в старом смысле слова несовместима с наукой. В 70-х гг. XX в. возникает теория реидеологизации, призывающая к "идеологическому обновлению" западного общества, к идейной мобилизации в борьбе против тоталитаризма. Сторонники реидеологизации отрицают применимость критерия истинности к идеологии и оценивают ее лишь с точки зрения полезности. Идеология оказывает огромное обратное воздействие на общественное бытие. Она может быть прогрессивной или регрессивной, либеральной или консервативной. Носителями идеологии являются партии.

Основные направления идеологической мысли.
Либерализм (от лат. liberalise - касающийся свободы, присущий свободному человеку) - (1) образ мышления и деятельности, умонастроение, для которого характерна независимость от традиций, привычек и догм, стремление к активному самоопределению в мире; (2) совокупность идейно-политических учений и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Либералом называют человека, который выступает за свободу личности во всех отношениях: политическом, экономическом и духовном.
В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют свобода от групповых, классовых, националистических и др. предрассудков; ему свойственны космополитизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание самоценности личности. Он отстаивает парламентский строй, свободу предпринимательства, совести и печати.
Идея независимости и суверенитета личности впервые возникла еще в античности (софисты, Сократ, стоики). Затем христианство провозгласило независимость совести от государственной власти и суверенность личности, которая должна следовать лишь божественных заповедям. Можно сказать, что либерализм в истории современной Европы начинается с 1215 г., когда английские бароны вынудили короля подписать "Великую хартию вольностей", в которой жизнь и честь поданных была ограждена от произвола монарха. Позднее, постепенно и в результате борьбы, привилегии высшего сословия стали распространяться на всех граждан. Либерализм является важным направлением общественной жизни и мысли Нового времени, восходящим к периоду буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Д. Локк), однако особенное распространение получает в XIX в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии. К концу XIX в. там родилось общество, построенное на принципах либерализма.
Основные принципы либерализма формировались в эпоху Просвещения (учение об общественном договоре, "естественном" состоянии человека, "врожденных" человеческих правах) в политической философии Локка, этике и правовой философии Канта, политэкономии Смита. Идеи либерализма были отражены в Декларации прав человека во Франции (1793 г.), а затем в "Декларации независимости" Северо-Американских Соединенных Штатов (4 июля 1776 г.). В 19 в. идеи либерализма развивали Бентам, Милль и Спенсер. Либералы вели борьбу против рабства (США), выступали за введение всеобщего избирательного права, за отмену крепостного права и против абсолютизма (Россия) и т.д.
Современное понимание либерализма состоит в следующем: ни один человек не может быть выше другого человека по своим правам, свобода человека не может быть ограничена ни традицией, ни властью, ни мнением большинства, кроме свободы другого человека. В свою очередь личная свобода основывается на экономической независимости, которую обеспечивают неприкосновенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция. Политическая свобода должна гарантироваться всеобщим избирательным правом. Права людей и их равенство перед законом призвано обеспечивать правовое государство, на страже которого стоит гражданское общество. В этих условиях личной независимости человек может полагаться только на самого себя. Побеждает тот, кто более энергичен и силен - таково понимание справедливости в либерализме.
Развитие общества в XX в. привело к возникновению неолиберализма, стремящегося приспособить либеральные принципы к современной действительности (Г. Зиммель, К. Поппер и др.). Для него характерны антитоталитаризм, антиэтатизм, защита неотъемлемых прав и свобод личности, антифашизм и антикоммунизм. Вместе с тем с точки зрения неолиберализма достичь искомых целей невозможно автоматически, поэтому государство призвано создавать для этого благоприятные условия.
В России личная свобода не осознавалась широкими слоями населения как безусловная ценность. Российский либерализм был скорее эхом процессов, происходивших в Западной Европе, чем самостоятельной общественной силой. Он был умственным воззрением интеллигенции, а не требованием низов.
Консерватизм (от лат. conservare - сохранять, охранять, conservativus - "охранительный") - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государства и общественной жизни, ее морально-правовых оснований (религия, мораль, брак, семья, собственность), он подчеркивает важность надындивидуальных ценностей, первичность традиционно сложившихся форм жизнедеятельности. Термин впервые был употреблен Шатобрианом для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой французской революции. Аристократия, бывшая феодальная знать, пытаясь восстановить свое былое влияние, стала родоначальницей консервативного направления. Разочарования в либеральных идеях Великой французской революции дали новый толчок для развития консерватизма. Было осознано, что полная свобода ведет к хаосу. Люди не равны и это естественно. Порядок, верность традициям и чувство общественного долга - вот краеугольные камни благополучного стабильного общества согласно консерватизму. Поэтому консерваторы выступают за сохранение традиций политической и культурной жизни. С конца XVIII- нач. XIX вв. это Ф. Новалис, Ф. Ламенне и др. выступили против рационалистических идей Просвещения. Со второй пол. XIX в. часть буржуазии также стала склоняться к консерватизму, подчеркивая необходимость сильной централизованной власти.
Консерватизм противостоит как социализму, ибо не приемлет его революционизма, так и либерализму, неприемля его рационализм и критику. Консерватизм нельзя смешивать со стремлением к реставрации. Реакционер борется с настоящим с целью возврата к предыдущему этапу, в то время как консерватор стремится сохранить status quo.
Существуют различные виды консерватизма: естественный (традиционалистский), технократический и др. Неоконсерватизм возник как реакция на либерально-реформистские идеи. Понятие "консервативной революции" означает создание того, что достойно сохранения, свержение искусственно созданного и способствование восстановлению "органического", цель - "в будущем восстановить прошлое".
Социализм появляется как реальная идеология и общественная сила с конца XIX в. Другая реакция на неудачные последствия Французской рев. Было осознано, что мало провозгласить равенство (как равноправие), надо еще его добиться в реальной общественной жизни (как социальное равенство). Победой исторического социализма можно считать утверждение таких, сейчас общепринятых принципов, как право на цивилизованный труд, объединения (профсоюзы), всеобщее здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и многое др. Отстаивает необходимость централизации хозяйственной жизни и государственного управления.
В начале XX в. социализм раскалывается на два течения:

  • Правое, близкое к социал-демократии, сближающееся с либерализмом (от позднего Герцена до Михайловского, эсеры), выступающее за конституционные, парламентские формы борьбы; и
  • Левое, коммунистическое (от лат. communicis - "общий"), выступающее за насильственные методы прихода к власти (начиная от Ткачева и Нечаева, а позднее Ульянова-Ленина). Ее деятели считали, что необходимо захватить государственную власть, национализовать собственность и затем "сверху" организовать разумное, справедливое и счастливое общество. Коммунистическая идеология, родившаяся из требования большей свободы и равенства, постепенно выродилась в тоталитаризм, утвердивший полное и добровольное бесправие людей перед лицом государства-левиафана.

Победа Октябрьской революции в России позволила сторонникам коммунизма заявить о том, что Новое время - эпоха главенства западноевропейской промышленной цивилизации - завершилась. Взошла заря Новейшей истории, времени, когда социализм - более справедливый общественный строй, чем капитализм, - уничтожит последний. Однако рыночно-демократическая западная цивилизация показала свою силу и преимущество перед социалистическими странами в экономике, сумев поставить себе на службу великие достижения научно-технической революции; она сумела убедить мир в превосходстве либеральных идей над жесткой и стройной идеологией коммунизма, она в конце концов вышла победительницей из гонки вооружений. Либерально-промышленная цивилизация со всеми ее несомненными доблестями и очевидными пороками все еще является главной силой в современном мире, а история ее развития - это история человеческого общества на протяжении трех с половиной столетий.
Фашизм (от лат. fascia - "связка", "объединение", получил развитие в Италии) довел до крайности консервативные идеи порядка и оправдания неравенства. В Германии приобрел форму нацизма - расовой теории, проповедующей национальную исключительность немецкого народа.
Коммунисты и фашисты считали друг друга главными идеологическими врагами, однако на практике между ними трудно увидеть существенную разницу, особенно в методах. Человечество получило жестокий урок. Ценой многомиллионных жертв было осознано, что никакая идеология или "интересы общества" не могут быть выше прав личности.
Ряд ученых полагают, что в современном мире определяющей является не борьба консерваторов и либералов, а национализм. Если в средние века существовал идеал единого мирового государства, где нет ни эллина, ни иудея (ап. Павел), то в Новое время национализм становится присущ многим государствам.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.