Сделай Сам Свою Работу на 5

Избирательные системы и права





Избирательные права занимают особое место в ряду политических прав и свобод, а избирательная система государства самым непосредственным образом характеризует природу политической власти, степень ее демократизма. Выборы и избирательные права граждан являются важнейшим институтом народовластия, свидетельствуют о степени политической свободы личности в обществе, вовлекают граждан в активную политическую жизнь. В Конституции РФ сказано: "Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме" (ст.32, ч.2.).
Принято выделять три основных типа избирательных систем:
1) Пропорциональная, - предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах (голосование за список, представленный партией). Ее плюсом является возможность вхождения в представительные органы власти мелких избирательных блоков, минусом - излишнее дробление политических сил. Для предотвращения последнего вводится заградительный барьер, то есть минимальное в процентном выражении количество голосов, необходимое для прохождения в парламент. Пропорциональная система может применяться только при выборах коллегиальных органов, например, парламента. Кто из списка кандидатов войдет в парламент может решаться двумя путями:
- на основе принципа очередности (мандат вручается стоящим на первых местах в списке);
- на основе принципа преференциальности (избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре в списке).
2) Мажоритарная (от франц. majorite - большинство) - в ее основе лежит принцип большинства, выборы проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Выделяют системы:
- относительного большинства (побеждает получивший любое большинство голосов) и
- абсолютного большинства (побеждает получивший более 50% голосов, если такого нет, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре).
Мажоритарная система является универсальной, применяется при выборах не только в парламент, но и президента.
3) Смешанная система предполагает комбинирование принципов первых двух систем с целью минимизировать их недостатки (например, когда одна часть парламента избирается по пропорциональной системе, а другая - по мажоритарной).
Избирательные права являются разновидностью субъективных политических прав граждан, т.е. тех, которые закрепляются за каждым гражданином РФ и реализуются в соответствии с индивидуальными (субъективными) политическими симпатиями или антипатиями самого гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина, с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Также недопустимы и какие бы то ни было формы контроля над свободным волеизъявлением граждан.
Субъективное избирательное право разделяется на активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным). Активное и пассивное избирательное право обычно совпадают, принадлежа одновременно конкретному гражданину как избирателю или как выборному лицу. Вместе с тем существуют и дополнительные условия - избирательные цензы. В конституции присутствует два вида цензов - возрастной и ценз оседлости. Возрастной ценз депутата ГД - не ниже 21 (ст.97) г., возраст президента - не ниже 35 лет (ст.81), активное избирательное право не ограничено, и осуществляется с 18. Для приобретения пассивного избирательного права ценз выше: для президента - не менее 10 лет постоянного проживания в РФ.
Избирательное право в объективном смысле - это система нормативно-правовых актов (норм объективного права), закрепляющих избирательные права. В этом плане "избирательное право в объективном смысле" совпадает с понятием источников избирательного права. К источникам избирательного права относится разветвленная система нормативно-правовых актов. Ее основания заложены в Конституции:
"Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы", - ст.3, ч.3; ст. 43, ч.2,3;
"Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании", - ст. 81, ч.1,2;
"Государственная Дума избирается сроком на четыре года", - ст.96 и др.
"Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 г. и имеющий право участвовать в выборах", - ст.97;
Особое место занимает также Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", в котором систематизированы основные принципы избирательного права, служащие основой для дальнейшего развития в специальном избирательном законодательстве.
Законодательные акты в области избирательного права определяют:
а) условия участия граждан в выборах депутатов всех уровней и органов местного самоуправления, Президента РФ, глав других исполнительных органов;
б) порядок организации и проведения выборов;
в) характер взаимоотношения избирателей с депутатами и другими выборными органами.
Избирательную систему РФ составляют в своей совокупности общественные отношения, характеризующие процесс выборов и последовательное решение перечисленных выше вопросов. "Избирательное право" близко по своему значению понятию "избирательная система". Однако они не тождественны.
Избирательные права, как и избирательная система, носят разноуровневый и многоплановый характер. Избирательная система представляет собой совокупность общественных отношений, регулируемых нормами избирательного права. Избирательная система в целом дает гарантии избирательных прав граждан: правовые, материальные, организационные, информационные и др. Основой этих гарантий являются принципы избирательного права, воплощающих основополагающие правовые требования: всеобщего равного и прямого тайного голосования.
Принцип всеобщего избирательного права определяет избирательный корпус - лиц, обладающих избирательным правом. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.3 ст. 32). Лица, содержащиеся под стражей в порядке предварительного заключения, обладают избирательным правом до признания виновности судом. Ни в коем случае не допускается ограничение избирательных прав граждан по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д.
Принцип равного избирательного права дает каждому избирателю один голос и равные основания участия в выборах. Депутаты избираются от одинакового количества избирателей (отклонения допускаются не более 15% в труднодоступных районах).
Принцип прямого избирательного права обеспечивает избирателю непосредственные, а не косвенные (выбор выборщиков) или многостепенные (депутаты из своей среды выбирают депутатов в вышестоящий орган) выборы.
Принцип тайного голосования устанавливает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей, что обеспечивается самим порядком подачи голосов (закрытая кабина для голосования, опечатывание избирательного ящика и т.д.).
Принцип добровольного участия является важным условием реальной политической свободы человека, когда он, по своему желанию, может как участвовать, так и не участвовать в выборах. Вместе с тем отказ от участия в выборах (абсентеизм) свидетельствует о низком уровне политической культуры и гражданского самосознания.
Избирательные гарантии обеспечиваются также особым порядком подготовки, проведения и утверждения результатов выборов: назначение выборов, образование избирательных участков и комиссий, составление списков избирателей, выдвижение кандидатов и их регистрацию, предвыборную агитацию, сам процесс голосования и подсчета голосов, опубликование итогов выборов и регистрация избранных депутатов. Каждая стадия избирательного процесса строго оговаривается законом, имеет временные границы и т.д. В случае их нарушения, т.е. посягательства на избирательные права граждан РФ, предусмотрены меры ответственности - от административной, до уголовной.
Согласно новому закону "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ" все депутаты нижней палаты будут избираться по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов. Ранее 225 депутатов Госдумы избираются по партспискам, 225 - по одномандатным округам. Сейчас в выборах в Думу могут принимать участие только партии. Чтобы пройти в парламент, партия должна получить не менее 7 процентов голосов. При этом преодолевших барьер партий должно быть не менее двух (сейчас - не менее четырех), а в сумме они должны получить более 60 процентов голосов (сейчас - 50 процентов). Запрещается участие в парламентских выборах избирательных блоков, допускаются только политические партии, прошедшие регистрацию до 1 января 2006 года.
Финансирование подготовки и проведения выборов будет проходить за счет средств федерального бюджета, при этом политические партии, выдвигающие списки, обязаны создавать избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда партии составляет 400 млн. руб. (ранее было значительно меньше).







Политическая культура

Политическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, она формирует представления о правилах политического поведения, значимости политической борьбы, политических идеалах и справедливом государстве. Она одушевляет формальные политические институты. Политическая культура многообразна (тоталитарная, авторитарная и либерально-демократическая), в ней выделяют такие элементы как (1) политический язык, (2) модели политического поведения (политические ритуалы) и (3) коллективные представления о политике (политическое мировоззрение).
1. Что касается языка, то он лежит в основании культуры вообще, а значит и культуры политической. Чем многообразнее становится язык, тем более развито общество. Политическая культура опирается на все многообразие языка. Политический язык органично входит в нашу жизнь, так, что мы можем не замечать этого. Так, в связи с перестройкой и введением рыночных отношений, строительством правового государства политический язык в России получил чрезвычайное развитие. Все уже понимают, что означают такие сложные понятия как власть, государство, общество, демократия, право и т.д.
Помимо специальных понятий политическая культура включает в себя символы и символику. В символику современного государства входят флаг, герб и гимн. Роль политических символов могут играть те места, откуда осуществляется власть (Кремль, Белый Дом и т.д.).
Таким образом, можно заключить, что возникновение и развитие политических отношений неразрывно связано с политическим языком, т.е. системой терминов, понятий, символов, созданных людьми для обозначения различных политических явлений и процессов. Благодаря политическому языку люди могут эффективно общаться в политике, передавать свой политический опыт другим поколениям.
2. Политическая культура включает в себя и определенные модели политического поведения, т.е. своеобразные ценностные образцы, которые выливаются в представления о правильной, желаемой, одобряемой в данном обществе форме политического действия. Эти модели представлены в традициях, обычаях, ритуалах, церемониях, этикете, стиле государственного управления и т.д.
Политические традиции многообразны. Это и торжественные заседания, государственные праздники, церемонии встреч руководителей государств и т.д. Многие политические действия и события, особенно официальные, формализованы, имеют символическое значение. Ритуал помогает в политике показать значимость того или иного события. Церемонии позволяют упростить общение политических лидеров.
Совокупность форм поведения, складывающихся в повседневной политической практике, формирует стиль политической жизни. Он включает в себя сложившиеся формы общения между политиками, способы принятия политических решений и т.д.
Представления людей о политике связаны с идеологическими и политическими ценностями и мифами. Политические ценности представляют собой выраженные в мнениях, суждениях позитивные ориентации на различные объекты и состояния политического бытия. В них могут быть выражены предпочтения той или иной форме государственного устройства, отношению между индивидом и государством, представления о свободе личности, справедливости и порядке (свобода совести, информации и т.д.). Антиценности представляют собой вредное, несущее зло людям (тоталитаризм). Политические ценности, сформулированные в слове, могут иметь различную трактовку (например, демократия), поэтому они требуют интерпретации и доступности для большинства. Этим призвана заниматься идеология.
Если мы посмотрим на бытующие вокруг нас представления о политике, то увидим не меньше мифов, чем в Древней Греции. "Темны силы" в них могут быть представлены мировым сионизмом, капитализмом, коммунизмом, ЦРУ и даже инопланетянами. Политический миф представляет собой самый простой способ обыденного и невежественного сознания объяснять политическую реальность и события, действия политической элиты. Сила мифа - в его простоте и образности. Люди, подпавшие под действие того или иного мифа, могут многие годы вести борьбу с какими-либо "демоническими силами" в обществе, с "врагами народа" и шпионами. Вместо того чтобы обратить энергию на самоизменение и, соответственно, совершенствование окружающих общественных отношений, такое сознание перекладывает вину за собственные неудачи на другого (представителя другой нации, государства, структуры). Такой человек - находка для определенных политических сил, ибо им легко можно манипулировать, используя старые или создавая очередные новые мифы. Политические мифы могут возникать не только из-за неспособности анализировать, но и из-за недостатка информации.
Политические идеологии, в отличие от мифов, имеют концептуально выраженный характер, определенный уровень абстрагирования и сложную структуру. В основе политических идеологий лежат ценностные суждения о справедливости определенного общественного устройства. Идеологии связаны как с мифом, так и с философией, могут иметь как позитивный, так и негативный потенциал. Мифы, идеологии, научные знания, общепринятые суждения и мнения помогают человеку понять окружающий мир, объяснить политические явления, побуждали его к политической активности.
Политическая жизнь также связана с искусством. По крайней мере, государство всегда стремится использовать власть искусства в своих целях. Особенно это характерно для тоталитарных режимов. Однако в любом обществе появляются произведения, отражающие неофициальный взгляд на власть (сатирические стихи, карикатуры, анекдоты и т.д.).
Итак, вступая в политические взаимодействия и формируя политические структуры, люди постепенно вырабатывали символы, понятия, суждения, мифы, ценности и идеи, с помощью которых они объясняли мир политики, оценивали политические события, действия руководителей государства, судили о справедливом и несправедливом государственном устройстве, рассуждали о смысле политики, об ее назначении, ее роли в достижении всеобщего блага и т.п. Так, в виде научных знаний о политике, мифов, ценностных суждений, идеологий формировалась политическая культура общества.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.