Сделай Сам Свою Работу на 5

Конституционное (государственное) право





Конституционное право является основополагающей отраслью права, регулирующей наиболее важные и социально-значимые общественные отношения, выражающие суверенитет и полновластие народа. Конституционное право представляет собой совокупность норм права, регулирующих политические отношения, закрепляющие основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, систему органов государственной власти, государственное устройство и другие важнейшие положения, составляющие основу для других отраслей права.
Прежде всего, данные отношения закрепляются в основном законе общества и государства - Конституции, которая определяет основные свободы и права граждан, национально-территориальное и административное устройство государства и т.д. Нормы конституции наделяются высшей юридической силой и непосредственно применяются на всей территории страны, они обладают учредительным действием и повышенной степенью стабильности. Все остальные отрасли права сообразуют с конституционным законность своих актов. Вместе с тем существует примат права по отношению к государству, в связи с чем гражданское право занимает также особое место, в то время как другие отрасли являются вспомогательными. В тоталитарном обществе конституционное право подавляет гражданское. Вместе с тем нельзя противопоставлять идеи свободы и прав человека идее государственности.
Наряду с Конституцией РФ к конституционному праву России относятся основные законы субъектов Федерации (конституции республик и уставы других субъектов РФ), а также федеральные конституционные законы и другие законодательные акты. Различают нормы Конституции и конституционные нормы - акты, носящие конституционный характер (конституционные законы). Все конституционные нормы подлежат повышенной охране со стороны государства и являются объектом конституционного контроля. Не соответствующие им правовые акты являются неконституционными и не подлежат применению.
В конституционных отношениях воплощается фактическая конституция общества, выражающая его структуру и характер. Фактическая конституция есть соотношение общественных сил, которые должны находить адекватное и объективное отражение в конституционном праве - юридической конституции. Конституция является по своей социальной сущности выражением действительного соотношения сил в стране, а сами общественные отношения, выражающие это соотношение сил, составляют фактическую конституцию. Писаная же конституция как основной закон страны является юридической конституцией, которая призвана закреплять и отражать на правовом уровне конституцию фактическую. Если юридическая и фактическая конституция не совпадают, то первая носит фиктивный характер, конституционные иллюзии, которые могут быть сметены реально существующей в обществе силой. Реальная конституция должна представлять собой баланс интересов всех социальных групп общества.
Конституционный строй - это конституционное оформление общественных отношений, выражающих гарантии подчиненности государства праву и обеспечивающих взаимосвязь между человеком, гражданским обществом и государством в условиях подлинного народовластия и господства права. Основы конституционного строя составляют принципы демократической организации государства, в силу которых оно выступает как конституционное государство (признание прав и свобод человека высшей ценностью, народовластие и суверенитет, верховенство конституции, принцип разделения властей, право собственности и т.д.). РФ рассматривается как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающую достойную материальную жизнь и свободное развитие человека. Это означает обязанность государства создать такой уровень материальной обеспеченности человека, который соответствовал бы стандартам современной цивилизации. Трудоспособный человек должен обеспечивать себя сам, а государство призвано создать для этого благоприятные правовые и организационные возможности.
Конституционное право России состоит из института гражданства; институтов, определяющих место и роль конкретного государственного органа в общей системе государственных органов; институтов, устанавливающих порядок формирования и деятельности политических партий, общественных организаций, движений и др.







Административное право

Административное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением исполнительной власти в государстве (Правительство, министерства и ведомства, местные органы управления и т.д.), правами и обязанностями граждан, общественных организаций. 26-01
Управление вообще - это функция различных высокоорганизованных систем, обеспечивающая сохранение их работоспособности, жизнедеятельности, структуры для реализации определенных целей. Любая система нуждается в таком регулирующем и упорядочивающем воздействии, особо в этом нуждается общество как наиболее высокоразвитая и сложноустроенная, многоуровневая система.
Социальное управление представляет общественно значимую деятельность, осуществляемую с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей и их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач. Социальное управление может быть государственным (осуществляется специальными государственными органами, использующими преимущественно средства юридического характера, опирается на общеобязательную силу государственных решений, на публичную власть, распространяющуюся на все общество) и общественным (осуществляется негосударственными организациями, использующими средства преимущественно неюридического характера).
Государственное управление имеет самостоятельное специфическое назначение, особого субъекта - орган государственного управления и специальные методы деятельности. Его можно определить как самостоятельный вид подзаконной юридически-властной исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.
Важнейшее место в административном праве принадлежит конституционным нормам, которые определяют цели и задачи, принципы, формы и методы организации и деятельности системы государственного управления.
Структура федеральных органов исполнительной власти состоит из:
1. Правительство РФ.
2. Федеральные органы исполнительной власти, включающие:
а) федеральные министерства;
б) иные федеральные органы исполнительной власти: министерство как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий руководство определенной отраслью управления или сферой деятельности; государственный комитет и комитет осуществляет на основе коллегиальности межотраслевое регулирование; федеральная служба, российское агентство, федеральная инспекция осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции.
Административная ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), принятом в 2002 г. Он состоит из Общих положений (Тема I) и Особенной части (Тема II). Общими положениями устанавливаются задачи законодательства об административных правонарушениях, определяются понятия административного правонарушения, административной ответственности и административного наказания.
Закрепляются принципы: равенства перед законом, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, презумпции невиновности. Устанавливается, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Из перечня административных взысканий исключены исправительные работы. Введен новый вид наказания - дисквалификация.
Административная ответственность может распространяться на граждан, должностные и юридические лица. Административная ответственность как вид юридической ответственности может выражаться в виде:
- административно-предупредительных мер;
- мер административного пресечения;
- административных взысканий, как средств принудительного воздействия, содержание которых состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. К ним относятся следующие меры: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившееся орудием правонарушения, лишение специального права, административный арест.
Для применения административной ответственности необходимо наличие административного проступка, при этом применяются меры во внесудебном порядке, и взыскание не влечет судимости для правонарушителя. Поэтому понятие "административная ответственность" носит абстрактный характер, и самостоятельного правоприменительного значения не имеет. Тем не менее, установлена ответственность за конкретные виды административных правонарушений. В частности, повышенный размер штрафа за безбилетный проезд, отдельно выделяется глава, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения. Управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок в один год.

Гражданское право

1. Понятие. Гражданское право является одним из фундаментальных отраслей российского права. Однако само название "гражданское право" условно. Оно произошло от перевода латинского эквивалента "право граждан Рима". Так в Риме называлось все частное право, регулирующее отношения гражданского оборота, в котором участвовали не только граждане, но и организации. Поэтому гражданское право не равнозначно праву граждан.
Гражданское право представляет собой совокупность норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения граждан, государственных и иных организаций (основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, наследования, интеллектуальной собственности, договорные и иные обязательства и т.д.). Гражданское право регулирует как

  • отношения людей и организаций, связанные с материальными благами и плодами человеческого творчества, так и
  • неимущественные личные отношения (неотделяемые от личности, неотчуждаемые права, такие как честь, достоинство, имя и т.д., которые не могут оцениваться в денежной форме).

Регулируется гражданское право путем закрепления в своих нормах определенных прав и обязанностей граждан и организаций. Вступил в силу новый Гражданский кодекс РФ, основанный на Конституции России 1993 г.
Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами гражданского права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Его можно рассматривать как юридическую связь равноправных, независимых субъектов имущественных и некоторых личных неимущественных отношений, выражающуюся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-правовых мер принуждения имущественного характера. В основном возникают по воле участвующих в них лиц. Типичным основанием возникновения гражданских правоотношений является договор. Иногда оно возникает помимо воли его участников (в случае причинения вреда одним лицом другому).
Юридическое равенство участников - определяющее свойство гражданского правоотношения. Если его нет, то нет и самого гр. правоотношения, оно превращается в административное, трудовое и т.д. (Покупается квартира у местной администрации (все равны) - гражданское; получается квартира - административное (так как одна сторона обладает властными полномочиями)).
Спор между участниками гражданского оборота должен разрешаться третьим незаинтересованным лицом: судом, арбитражным или третейским судом. Гражданско-правовая ответственность носит эквивалентно-возмездный, имущественный характер, что соответствует принципам рыночных отношений.

2. Имущественные отношения связаны с принадлежностью имущества определенным лицам, либо с переходом имущества от одного лица к другому, либо с выполнением работ, оказанием услуг и иных действий. Имущественные отношения подразделяются на две группы:
а) вещные отношения, осуществляются обладателем вещи самостоятельно, без вмешательства других лиц;
б) обязательственные отношения - важнейшая разновидность гражданских правоотношений. Обязательственные отношения реализуются, когда в них участвует не менее двух лиц. В обязательственном правоотношении две стороны - кредитор, наделенный определенными правами, и должник, на которого возложены определенные обязанности. По основаниям возникновения различают договорные (на основе соглашения сторон) и внедоговорные (причинение вреда и т.д.) обязательства. Следует различать понятие "договор" и "обязательство". Как соглашение (двух- или многосторонняя сделка) договор - юридический факт, а обязательство - это гражданское правоотношение, которое может возникнуть не только из договора, но и из других оснований. Договоры могут быть по поводу приобретения и отчуждения имущества, транспортных услуг, предоставления займа, договоры страхования, совместной деятельности и т.д.
Содержание правоотношения составляют субъективные права и обязанности. Содержание может быть: простым (единственному праву корреспондирует одна обязанность - договор займа) и сложным (наряду с правом и корреспондирующей ему обязанностью возникают взаимосвязанные с ними иные права и обязанности - договор найма жилого помещения). В гражданском правоотношении одна из сторон является управомоченной, другая - обязанной.
Субъективные права - это мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения. Правомочия - это набор прав, которыми обладает субъект гражданского правоотношения. Они разделяются на три группы: 1) правомочия требования; 2) правомочия на собственные действия; 3) правомочие на защиту.
Субъективные обязанности - мера должного поведения субъекта гражданского правоотношения. Сущность - в необходимости совершить или воздержаться от совершения каких-либо действий. Обязанности бывают пассивного и активного типа.
Объекты гражданских правоотношений - то, по поводу чего возникают данные правоотношения, на что направлены права и обязанности субъектов этих правоотношений. Можно разделить на:
- неимущественные объекты - результаты творческой деятельности, информация, личные неимущественные блага (честь, достоинство...);
- имущественные объекты - конкретные вещи, деньги, ценные бумаги, работы, услуги, имущественные права и обязанности.
Чтобы стать субъектом гражданского правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью (право- и дееспособностью). Правоспособность - способность иметь гражданские права и нести ответственность. Дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права. Государство признает равную правоспособность за всеми гражданами. Возникнув в момент рождения, она прекращается лишь со смертью. Она неотделима от человека, а значит, нет неправоспособных граждан. Так право на жизнь по российскому законодательству возникает с момента рождения, хотя по законодательству некоторых других государств право на жизнь возникает до момента рождения человека. В то же время российское гражданское законодательство предусматривает защиту интересов еще не родившегося ребенка, который в случае смерти наследователя признается потенциальным наследником по закону или по завещанию.
Напротив, закон не всех граждан признает дееспособными: она невозможна для малолетнего ребенка и душевнобольного. Возникновение дееспособности связано с наступлением совершеннолетия - 18 лет. Однако если гражданин вступает в брак ранее 18 лет, то становится дееспособным с этого времени. Полностью недееспособным является гражданин до шестилетнего возраста; от шести до четырнадцати он способен осуществлять мелкие сделки (покупки), а ответственность в этом случае несут родители, усыновители или опекун. С четырнадцати лет открывается возможность распоряжаться своим заработком, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, вступать в члены кооператива. При нанесении вреда обществу ущерб возмещается самим гражданином, или родителями при невозможности его самого, если они не докажут, что вред причинен не по их вине. С согласия родителей в 16 лет может наступить полная дееспособность, если несовершеннолетний занимается предпринимательской деятельностью или работает, или вступает в брак. Объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным называется эмансипацией. Дееспособность разделяется на сделкоспособность (возможность самостоятельного заключения сделок) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность за причиненный вред (деликтоспособность).
Признать гражданина недееспособным может только суд на основании соответствующего медицинского заключения. В этом случае устанавливается опека или попечительство. Суд может ограничить дееспособность, если гражданин вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Лица, участвующие в правоотношении - субъекты гр. правоотношений. Ими могут быть:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.