Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции





1. Понятие государства
Политика существует в виде устойчивых структурных образований: политических институтов, организаций, политических норм и ценностей. Важнейшим политическим институтом является государство. Власть, где субъектом властных отношений становятся государственные органы и учреждения, а в качестве объекта власти выступает все население страны, принято называть государственной властью. Она представляет собой стержень политических властеотношений.
Государство представляет собой особую форму организации человеческого общества, всеобщую ассоциацию его членов, наличие аппарата власти и управления. Его называют центральным институтом политической системы общества, так как в нем закрепляется и институционально выражается власть. Государство есть юридическая персонификация общества, рационально структурированная система власти, имеющая определенную территорию и население. Территориальная организация управления населением и есть государство. Но оно не просто форма организации общества, а именно форма институциональной и правовой организации политической власти. Понятие страны не тождественно государству, ибо лишено юридического смысла, но наделено географическим. Государство отличается как от догосударственных форм осуществления власти, так и от гражданского общества и его институтов. Государственные органы существует в основном за счет налогов, собираемых с граждан и организаций, поэтому государство должно быть подотчетным гражданам.



2. Концепции происхождение государства
1.Теологическая (Фома Аквинский). Государство рассматривается как Богом данное, а монарх - как помазанник божий.
2. Естественно-правовая или договорная (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гегель: "Разумное предназначение человека - жить в государстве"). Происхождение государства здесь рассматривается как результат добровольного объединения людей.
3. Насильственная (Е. Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс). Полагает, что государство возникает там и тогда, где и когда одна группа людей подчиняет себе другую. Государство мыслится как инструмент насилия, подавления эксплуататорами эксплуатируемых. Марксистский подход рассматривает происхождение государства как естественноисторический процесс, в основе которого - борьба классов. Он характеризуется узостью, ибо войны и классовые противоречия не могут рассматриваться как единственная причина возникновения государства. Процесс политогенеза был более сложен, включал в себя национальные, религиозные и другие причины. Методы его осуществления могли быть насильственными, но причины - иные. Известны случаи перехода к государству минуя классовое расслоение ("азиатский способ производства"). Насилие может быть как легализированным, так и нелегализированным (которое, тем не менее, может быть оправданным, легитимным).
4. Теория солидаризма. Государство в этом случае представляется в виде системы взаимозависимости, соединяющей всех индивидов в общество. Коллективные потребности всего общества, предполагающие не столько борьбу, сколько сотрудничество, привели к становлению государства.
Государственная власть может быть:
- по субъекту осуществления - классовой, элитарной, партийной, народной, личной и т.п.;
- по объему прерогатив - центральной, региональной, местной, международной;
- по объему власти - единоличная, коллегиальная, групповая, охлократическая (власть толпы);
- по режиму правления - деспотической, авторитарной, демократической, бюрократической, тоталитарной и т.д.;
- по методам осуществления - принудительной, насильственной, плюралистической.



3. Признаки (черты) государства.
Основным признаком государства является его суверенитет, который базируется, в свою очередь, на суверенитете народа. Народ выступает в качестве верховного носителя власти, он должен иметь неотчуждаемые права, как и личность. К другим признакам государства можно отнести территориальную определенность и публичность власти (ее отделенность от общества). Государственная власть публична. т.е. она не совпадает с понятием народовластия, так как власть в нем реализуется через управленческие структуры, которые, конечно, должны быть под контролем общества. "Публичная власть" в переводе означает "общественная власть" или "социальная". Однако государству присуща не публичная власть в целом, а власть особого характера, отделенного от самого общества и людей наличием определенных институтов. Эта власть является политической, т.е. организуется с помощью специального аппарата властвования. Итак, государство - это власть, но не всего народа. Тем не менее, оно обладает признаком универсальности(распространяет властные функции на все общество) и специальным аппаратом власти (государственным механизмом регулирования властных отношений в обществе, в котором концентрируется принудительная сила государства). В государстве происходит профессионализация политической деятельности (появляются политики и чиновники, партии, ведущие борьбу за власть). В его арсенале - насильственные средства осуществления власти (правоохранительные органы, тюрьмы, милиция, армия и т.д.). Государство наделено правом устанавливать и собирать с населения налоги и сборы, оно обладает монополией правотворческой деятельности, в нем существует единая финансовая и валютная системы, государственный язык, общие ценности (мировоззрение), схожие виды хозяйственной деятельности и т.д. Каждое государство обладает своими символами, к которым относятся флаг, герб и гимн. Государственная символика позволяет гражданам отличать свое государство от других.



4. Функции государства разделяются на внешние (обеспечение обороны, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами) и внутренние (направлены на охрану правопорядка и социальных конституционных гарантий). Среди внутренних функций важнейшими являются:

  • политическая (обеспечение политической стабильности и выработки политического курса развития),
  • управленческая и посредническая (улаживание конфликтов, поддержание социального мира в обществе). Только государство, его органы наделены законным правом наказывать нарушителей, примирять противников, выступая в роли арбитра.
  • экономическая (регулирование экономики), бюджетно-финансовая. Государство наделено правом собирать налоги, формировать государственный бюджет, направлять средства на социальные нужды и экономические программы, на решение других неотложных и важных для всего населения проблем.
  • для современного развитого государства характерна социальная функция, которая выросла из редистрибутивной или распределенческой. Она направлена на обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения.
  • нормотворческая и правовая (создание нормативных актов и законов) функции государства заключаются в обладании им исключительного права создавать общеобязательные нормы и обеспечивать их выполнение. Оно формирует единое нормативное пространство, регулирует поведение людей, ограничивая те виды их действий, которые могут нанести ущерб обществу (правоохранительная функция), способствует преодолению группового эгоизма и центробежным тенденциям, способным привести к распаду государства.
  • являясь защитником общества от внешней агрессии, природных катаклизмов, голода, разгула преступности и других ситуаций, способных разрушить систему общественных отношений, государство выполняет организационно-мобилизующую и оборонную функцию. Оно обладает достаточной властью и ресурсами, чтобы организовать, мобилизовать людей на решение вставших перед обществом проблем.
  • помимо указанных функций современное государство, регулируя практически все сферы жизни общества: выполняет культурно-воспитательные (развитие культуры),образовательные (развитие образования), природоохранные (экологические) и др. задачи.

Все и внешние и внутренние функции государства решают единую главную задачу - гарантирования целостности, безопасности общества и обеспечения его управления. Современное государство является сложной системой органов, осуществляющих управление делами общества и обладающих для этого верховной властью, необходимыми ресурсами и правом на применение легитимного насилия. 1-2

Типы и форма государства

Организация государственной власти в каждой стране имеет свои особенности, связанные с историческими условиями развития, спецификой культуры, экономики и социально-политической жизни. Впервые типологическую классификацию государств дали Платон и Аристотель (Дополнительный иллюстративный материал). Круговорот форм правл. Последний выделял их по количеству участвующих в управлении и по той цели, которую преследует власть (интересы общества или нет). В соответствии с этими критериями он определял монархию, аристократию и политию; тиранию, олигархию и демократию.
К. Маркс, прежде всего, выделял исторические типы государств, в соответствии с общественно-экономическими формациями. Но наряду с этим делением существуют государства с "азиатским способом производства" (которые определил также Маркс), "государства локальных цивилизаций", социалистические государства (хотя они представили собой исторический тупик), смешанные признаки государства (Китай - социалистическое государство с рыночной экономикой и авторитарным режимом), мусульманские государства (Иран), партии-государства (Гвинея), государства постсоциалистического типа (Куба и Северная Корея).
Государства могут разделяться по типу общественно-экономической формации (рабовладельческие, феодальные, буржуазные и т.д.), по виду устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные) и по форме правления (монархия, республика, смешанные).
И. Кант мыслил следующие виды соотношений власти со свободой и законом1:
А. Закон и свобода без власти (анархия).
В Закон и власть без свободы (деспотизм).
С. Власть без свободы и закона (варварство).
D. Власть со свободой и законом (республика).
В современном обществознании мыслится, что каждый тип государства имеет определенную форму, через которую выражается его сущность. Сюда входит форма правления, государственное устройство и политический режим осуществления власти. Рассмотрим их подробнее.

I. Форма правления представляет собой организацию системы высших органов государственной власти. Выделяют две основные - монархию и республику.
1. При монархии власть концентрируется в руках одного лица (государя), и передается, как правило, по наследству. Монархии подразделяются на:

  • Абсолютные, которые характерны феодальным обществам и сейчас сохранились в государствах Ближнего Востока (Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Россия до 1905 г.);
  • Дуалистические, где существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. При этом правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, а законы принимает парламент. Власть монарха в таких государствах более авторитетна, чем парламент (Иордания, Марокко, Непал).
  • Третьей формой монархии является конституционная или парламентарная, где статус монарха чисто формален: законодательные функции выполняет парламент, а исполнительные - правительство. Монарх только юридически остается главой государства, но реально не принимает участия в управлении страной ("царствует, но не правит"). Правительство ответственно только перед парламентом. Такая форма правления сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии.

2. Республика (от лат. "общественное дело") - это форма государственного правления, при которой верховная власть находится в руках народа (Монтескье). Известны рабовладельческие, феодальные, буржуазные и демократические республики. Выделяют также президентские, парламентарные и смешанные или полупрезидентские республики.

  • Президентская - где должность главы государства сочетается с должностью главы правительства. Обычно он избирается всеми гражданами независимо от парламента. Президент назначает правительство и может его распустить при определенных условиях. Президент и назначенные им министры не несут политической ответственности перед парламентом и не могут быть отправлены им в отставку, но и он не может распустить парламент. Мы обнаруживаем здесь жесткое разделение законодательной и исполнительной властей, что связано и с разделением партий, когда правительство формируется одной, победившей на выборах президента, а парламент зависим от иных, парламентских выборов (США, Бразилия и Мексика).
  • Парламентарная республика характеризуется подчинением исполнительной власти парламенту, ограниченными возможностями президента воздействовать на состав и деятельность правительства. Президент здесь обычно избирается парламентом или с его активным участием. Пост премьер-министра занимает лидер партии, получившей большинство на парламентских выборах, или предложенный блоком партий (Италия, Германия, Австрия, Индия и Португалия).
  • Смешанная или полупрезидентская существует там, где правительство одновременно ответственно и перед парламентом, и перед президентом. Порядок назначения премьер-министра или правительства представляет собой согласительную процедуру между парламентом и президентом, избранным независимо от парламента. При этом и глава государства, и парламент обладают правом отправить правительство в отставку (Франция, Украина (эволюционирует в сторону парламентарной), Россия (с чертами президентской)).

II. Государственное устройство включает в себя политико-организационные принципы территориальной и национальной организации власти. Оно выражает способ структурирования государственной власти, обеспечивает организацию взаимоотношений между всем государством в целом и его составными частями (национальными и территориальными субъектами). Это связано с тем, что государственная система управления страной предполагает делегирование части полномочий на места, в конкретные административно-территориальные единицы. Существуют три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.
1. Унитарное государство - слитное, не разделенное на самостоятельные части политическое образование. Унитарные государства делятся на централизованные (Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия). В этом случае возможна административная (но не политическая) автономия (В Испании - страна Басков, Каталония, Андалусия; в Великобритании - Шотландия и Уэльс). Несмотря на децентрализацию в этих странах сохраняется главный принцип унитарного государства.
2. Федерация представляет собой единое политическое образование, государство, состоящее из относительно самостоятельных (но не суверенных) политических единиц, а если в основе лежит договор, то имеет место организация союзного государства, как в США и ФРГ. В целом в мире насчитывается 24 федеративных государства (Германия, Австрия, Индия, Швейцария). В разных странах входящие в состав единого государства элементы называются по разному: штаты, земли, кантоны, субъекты федерации. Российская федерация объединяет 89 субъектов, среди которых 31 национально-государственное образование, два города федерального значения, 56 краев и областей. После процесса размежевания в 90-е годы, когда был провозглашен тезис "берите столько суверенитета, сколько сможете" (и брали, даже сколько не могли понести, но не народ, а местные элиты), сейчас начался процесс объединения и слияния. Субъекты федерации относительно самостоятельны в управлении своими территориями, но лишены права вести самостоятельную внешнюю политику и должны действовать в рамках конституции страны, они не могут в одностороннем порядке выйти из состава федерации.
В федеративном государстве существует три уровня управления: федеральный, представленный федеральными парламентом, правительством и высшими судебными органами, уровень субъектов федерации, представленный соответствующими региональными органами и местное самоуправление, которое не входит в систему органов государственной власти. Субъекты РФ могут принимать законы и иные нормативные акты, не противоречащие федеральному законодательству, устанавливать свои государственные языки. В федеративном государстве, как правило, действует двухпалатный парламент, где верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
3. Конфедерация представляет собой союз самостоятельных, суверенных государств и образуется на основе соответствующего договора с целью совместного решения определенных проблем (организация совместной обороны, координация внешней политики, развитие общей системы коммуникаций и т.д.). Субъекты конфедерации обладают суверенитетом и имеют право свободного выхода. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации. Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий. Конфедерация является государственно-правовым объединением, фактически переходной формой к федерации или распаду, поэтому конфедерация редко встречается в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., Швейцария с 1815 по 1848 г., Россия и Белоруссия сейчас встали на путь конфедеративного объединения).
Форма государственного устройства во многом зависит от многонационального (федерация) или однонационального (унитарное) состава населения, однако это не обязательно (Китай, Вьетнам). Наличие единого централизованного государства не означает, что его организация обязательно должна быть ограничена унитарной формой, поскольку федеративная форма не противоречит возможности централизации власти.

III. Политический режим
1. Понятие политического режима

Политический режим - это совокупность приемов и методов осуществления власти, функциональная сторона политической системы, действующая совокупность властных структур. Он представляет собой организацию и проявление власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях с использованием определенных методов. Если политическая система выявляет общие функции, то режим - специфические пути и средства, какими эти функции могут осуществляться. Одна и та же политическая система может, в зависимости от исторических обстоятельств, функционировать в различных режимах (советская система 30-х, 60-х, 70-х и 80-х годов).
При анализе понятий система и режим важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. "Система" есть понятие обобщающее, аналитическое, а "режим" - более конкретное и эмпирическое. Политический процесс - это динамический аспект политической системы, он оживляет, наполняет действием имеющиеся политические структуры и институты. Режим есть структурное, синхронное измерение политического процесса.
2. Виды режимов
Политический режим во многом зависит от исторического типа государства. Так для рабовладельческого государства наиболее свойственен деспотический режим (при теократическо-монархической или олигархической форме правления); абсолютистский и клерикальный - при феодализме; в условиях капиталистического государства возможно существование либерального, буржуазно-демократического или конституционного режима, а также бонопартистского, диктаторско-монополистического, военно-полицейского и расистско-националистического режима; при социализме - общенародного, народно-демократического, а также - тоталитарного.
Есть разные классификации политических режимов: охлократия - олигархия - тирания, либеральный - умеренный - репрессивный, демократический - авторитарный - тоталитарный. Наиболее популярна третья классификация. Другие типологии политических режимов: президентские и парламентские; традиционные, мобилизационные и автономные; либеральные и террористические, светские и теократические; реформ и контрреформ. При всем многообразии классификаций политических режимов остановимся на трех наиболее красноречивых: демократическом, тоталитарном и авторитарном.
Демократия буквально означает народовластие (от греч. demos - народ и cratos - власть).А Линкольн характеризовал демократию как власть народа, для народа и осуществляемую посредством самого народа (of the people, for the people, by the people). Однако это исполнение может по разному реализовываться, что вносит внутреннюю градацию в само понятие демократии.
Демократия может быть прямой или непосредственной (Афины времен Перикла, новгородское вече) и представительной (народ участвует в управлении государством через выборные органы, которым делегирует права принятия законов - парламенту).
Прямая демократия в современных условиях означает предоставление всем гражданам равные права участвовать в обсуждении и принятии общественно значимых государственных решений. Однако она имеет и ряд недостатков: широкие массы не обладают специальными знаниями в области экономики, юриспруденции и т.д., чтобы выносить квалифицированные суждения; при принятии коллективных решений может возникать безответственность; на больших территориях и при решении срочных неотложных проблем реализация прямой демократии затруднена или вовсе невозможна.
В современном обществе прямая демократия реализуется в виде отдельных элементов - референдумов (всенародных опросов и голосований) и общих собраний в рамках местного самоуправления. Референдумы могут быть местными и общенациональными, они дают возможность народу путем голосования непосредственно выразить свою волю. Но и референдум имеет свои издержки: политические силы могут использовать его в своих целях, выносить на голосование провокационные или двусмысленные вопросы и т.д. Вместе с тем элементы прямой демократии помогают снимать возникающую между избирателями и властью отчужденность.
В случае представительной демократии, особенно если делегирование власти осуществляется на многоступенчатой основе, права граждан могут отчуждаться и принцип демократии осуществляться лишь формально, не по существу. Чтобы снять это отчуждение и узнать волеизъявление народа непосредственно, проводятся плебисциты и референдумы. Но, тем не менее, по росту отчуждения власти от народа можно назвать различные виды демократий: "демократия народа", "демократия с помощью народа" и демократия для народа", "управляемая демократия".
К наиболее существенным чертам современной демократии можно отнести следующее: суверенитет народа; выборность основных государственных органов; равноправие граждан, их политических и юридических прав; приоритетность прав человека над правами государства; политический и идеологический плюрализм.
Особенно важны для демократии свобода слова, мировоззрения (совести) и СМИ. Уже И.Кант утверждал, что даже одной гласности достаточно, чтобы общество начало демократизироваться и излечивать свои язвы. Понимая это, видимо, М. Горбачев начал перестройку именно с гласности. Вместе с тем необходимо отметить, что ни демократия, ни гласность и другие принципы не являются самоцелью. Цель и высшая ценность - утверждение свободы и наличие реальных прав личности. Однако иногда свобода слова и гласность, также как и сама демократия интерпретируются как самодостаточные, нанося на деле вред личности, обществу и государству. Это происходит, когда демократия понимается как вседозволенность и анархия, а свобода слова превращается в его произвол, лишенный всяких моральных ограничений, правовой и гражданской ответственности. Однако искусственное и командное, насильственное ограничение свободы слова столь же плохо, как и его произвол. Контроль над СМИ должен носить не столько государственный характер, сколько общественный, редакторский. Гражданское общество естественным путем должно при помощи своих или специальных институтов давать моральную оценку деятельности СМИ.
Наряду со свободой слова и гласностью для демократии необходимо наличие оппозиции, которая предохраняет демократическое общество от ошибок. Без оппозиции исчезла бы критика, дух конкуренции. От оппозиции зависит жизненный тонус нации. По оппозиции также можно судить как о власти, так и об уровне самосознания народа. Если в обществе оппозиции нет, то ее нужно срочно "заводить", однако при этом речь не должна идти об "управляемой демократии". Оппозиция выявляет новых лидеров, и в конце концов может прийти к власти, если господствующая власть окажется несостоятельной.
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) должен пронизывать все сферы общества, выражаться в экономике - в многообразии форм собственности, в духовной сфере - в свободе совести и мировоззренческом разнообразии, образе жизни, множестве партий, общественных организаций, разных точек зрения и ценностей. Но плюрализм не есть просто множественность. В политической сфере он выражается в многообразии политических партий и групп, однако в развитых демократиях он носит состязательный, консенсусный, а не конфронтационный характер. Партии должны иметь равные возможности в борьбе за вхождение во властные государственные структуры.
В демократическом обществе и правовом государстве существует многопартийная система. Правление - это руководство государством, определенное политическое содержание властвования. При демократии выполнение функций правления является правом общества, и потому они выполняются партией, получившей большинство голосов избирателей на выборах. Партийная система выполняет посреднические функции между обществом (гражданским) и государством (правовым). Оппозиционные партии олицетворяют общественность, правящие - государственный аппарат.
Толерантность (не просто допущение возможности истины в суждениях другого, но и желание увидеть ее там, а если позволяет ситуация, то и включить ее в свои собственные построения) или терпимость, отрицание привилегированности - еще одна сущностная черта современной демократии (Дополнительный иллюстративный материал).
Демократия - не идеальная форма власти, ибо идеальной не бывает, но она, тем не менее, предпочтительнее других и может совершенствоваться, устранять просчеты в своей системе. К недостаткам демократии можно отнести то, что она работает по принципу подчинения меньшинства большинству. Но ведь и большинство может ошибаться, так как истина не устанавливается голосованием. Но при демократии этот принцип смягчается тем, что воля большинства может основываться на знании мыслящего меньшинства, к тому же люди в основном руководствуются здравым смыслом, который идет от самой жизни и предохраняет от ошибок. Истинно демократическое общество то, которое уважает меньшинство и гарантирует его права. Именно в этом направлении развиваются современные демократии. Без этого демократия может выродиться в "диктатуру большинства". Демократия функционирует на основе "принципа большинства", но ее качество измеряется тем, насколько она гарантирует права меньшинства. Демократия также должна гарантировать меньшинству функционировать в качестве легальной оппозиции. Именно этот принцип был нарушен в работе РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) по настоянию Ленина, т.е. утвержден демократический централизм, который затем привел к концентрации власти в руках руководящих органов партии (ЦК - Центральном Комитете, Политбюро), а затем и одного лидера (Ленина) или функционера (Сталина). А так как партия подчинила себе общество и подменила собой государство, то возник тоталитарный режим.
Однако и в условиях современной развитой демократии происходит отчуждение власти от избирателей, "власть народа" начинает носить весьма ограниченный характер. Недостатки современной демократии проявляются в том, что:
- в промежутках между выборами и референдумами народ не участвует во власти;
- избранные представители не всегда ориентируются на интересы народа;
- правящая элита отрывается от населения из-за сложной иерархической системы государственных органов и учреждений;
- финансовые и экономические группы способны лоббировать свои интересы, используя избранных лиц; контроль избирателей за депутатами не является эффективным.
Неудовлетворенность реальными формами демократии и желание найти идеальную модель общественного устройства постоянно подталкивает политических мыслителей к поиску новых концепций. Так, американский политолог Р.Даль предложил теорию полиархии (многовластия), считая ее наиболее развитой формой демократического устройства. Наряду с этой, существуют различные теории демократии: партисипационная (или демократия участия), плюралистическая, плебисцитарная, рыночная, социалистическая и др. Авторы этих теорий акцентируют внимание на различных аспектах демократии, стремясь к ее более глубокой интерпретации.
Тем не менее, современная демократия избавляет народы от насилия, позволяет сменять неугодных лидеров, гарантирует права и свободы, позволяет выражать и защищать свои интересы, способствует развитию инициативы и творчества людей. Принципы демократии близки и понятны современному человеку, хотя сформировались они совсем недавно. За два прошедших века было три волны демократизации:
1) от начала XIX в. до возникновения тоталитарных режимов в XX в.;
2) после второй мировой войны;
3) в 80-х гг. и связана с падением диктаторских и тоталитарных режимов (Португалия, Испания, Греция, Вост. Европа и СССР). Сейчас в мире насчитывается около 72 государств, имеющих или строящих демократию.
В современном смысле слова демократия не исчерпывается способом осуществления власти, но оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности людей, создавая, по сути, новый тип общества, который называют открытым. Его описал британский ученый Карл Поппер в книге "Открытое общество и его враги". Открытое общество стало формироваться в Новое время, оно связано с развитием не только политических, но и технических и технологических факторов. В нем доминируют ценности свободы личности и приоритет прав человека, т.е. либеральные ценности. Ему противопоставляется закрытый тип общества, которое является "магическим, племенным или коллективистским". Оно малоподвижно и инерционно, находится в состоянии постоянного застоя при осуществлении репрессивного социального и политического контроля, религиозного и политического монизма, господства определенной системы ценностей. В современности общество закрытого типа может искусственно воспроизводиться при тоталитаризме.

Категорически противостоял большевистскому тоталитаризму отечественный философ Ильин Иван Александрович (1883-1954), хотя он был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, говорил об огромном значении государственного начала в историческом прошлом России и ее будущем, которое он связывал с восстановлением монархии. Однако он не был апологетом дореволюционного царизма, но противопоставлял ему некую идеальную самодержавную монархию как новый тип правового государства, в котором бы самодержавная власть гармонично уживалась со свободой личности и признанием ценности социального и духовного творчества народа.
Ильин был против введения демократии в России, считая, что она "не есть легко вводимый и легко усвояемый режим. Напротив - труднейший... Демократия предполагает исторический навык, приобретенный народом в результате долгого опыта и борьбы, она предполагает в народе культуру законности, свободы и правосознания; она требует от человека - политической силы суждения и живого чувства ответственности. А что же делать там, где всего этого нет? Где у человека нет ни имущества, ни умственной, ни волевой самостоятельности? Где все подготовлено для своекорыстия и публичной продажности? Где дисциплина не сдерживает личного и совместного произвола? Все-таки вводить демократический строй? Для чего же? Чтобы погубить государство и надругаться над всеми принципами демократии? Чтобы все кончилось коррупцией, безобразной смутой и разложением государства? И все во имя доктрины?"2. Ильин отвергал как тоталитарное рабство, так и демократический беспредел, выступая за третье - либеральную диктатуру, понятие которой он, однако, не разъяснил в достаточной мере.
Ильин был противником "этатического утопизма" евразийцев, считая Февральскую и Октябрьскую революции катастрофами для традиционной российской государственности - монархии. Однако Ильин не был сторонником простой реставрации самодержавия в его прежнем "дофевральском" состоянии. Он выступал за реализации идеи "органической монархии", полагая, что сама русская жизнь со временем выработает нужную и более современную для монархии форму. Равным образом он не был и противником демократии вообще, выступая лишь против некритического перенесения на русскую почву соответствующих западных институтов. Демократия, считал он, ссылаясь на опыт ряда западноевропейских стран, вполне сочетаема с монархией.
Народ, теряющий способность к самовоспитанию, впадает в состояние "больного духовного самочувствия". Это подрывает волю к государственному единению и создает предпосылки для тоталитаризма. Тоталитаризм - это потеря "духовного достоинства народа". Там, где это достоинство есть, тоталитарный режим не возникает. Однако тоталитаризм, по Ильину не является полным антиподом демократии (в противоположность утверждению Ханны Арендт). Задолго до Ханны Арендт, автора считающейся на Западе классической книги "Истоки тоталитаризма" (1951) Ильин выступил в роли глубокого аналитика данной темы. Он показал, что и социализм вполне сочетается с тоталитаризмом (террор Французской революции, "Заговор равных" Бабефа, "сталинократия" в России). Как тоталитарные Ильин оценивает также послевоенные демократические режимы Восточной Европы, а также послереволюционные режимы в Прибалтике (Латвии). Отсюда положение Ильина о том, что "Демократическое государство может выдвинуть и тоталитарно-настроенное большинство". Разумеется, тоталитаризм в его "правой", национал-социалистической разновидности также бездуховен и бесчеловечен, как и его "левые" разновидности: "Правый тоталитаризм, - пишет Ильин,- ничуть не лучше левого тоталитаризма".
Объясняя противопоказанность скорого введения демократии в посткоммунистической России, Ильин писал: "Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина - не будет. Конечно, вынырнет перекрасившийся коммунист, награбивший и припрятавший… Все будут бедны, переутомлены и ожесточены… Предстоит нищета граждан и государственное оскудение". И далее: "Пройдут годы, прежде чем русский народ будет в состоянии произвести осмысленные и не погибельные политические выборы. А до тех пор его может повести только патриотическая, национальная, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная форма власти".
Ильин был глубоко убежден в том, что будущая "органическая демократия" в России немыслима без государственного регулирования как политики, так и экономики. Интересно, что сама по себе проблема хозяйственного роста, в том случае если данное регулирование будет осуществляться успешно, нисколько не беспокоила русского мыслителя. Здесь важно использование не "насаждаемых сверху" политических форм, но опора на прошедшие испытание историей государственных институтов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.