Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическая система и политические институты





Вступая в политические властные отношения или вовлекаясь в политическую борьбу, люди создают особые политические структуры - институты, организации, отношения (парламент, правительство, партии...), которые возникают в итоге объективного процесса усложнения политической жизни. Политические структуры устойчивы и могут воспроизводиться в действиях многих поколений (парламент в Англии существует с XIII в.).

1. Понятие политической системы.
Политические институты представляют собой базовые структурные элементы политической системы, поэтому ее можно определить как упорядоченную совокупность политических институтов и организаций, их взаимосвязанность, взаимозависимость. Основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе Российской Федерации, сформулированы в Конституции. Политическая система - не просто набор институтов, но их целостное взаимодействие. Политическая система современного российского общества - это совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, действующих в настоящее время конкретных политических институтов и политических организаций.
Политическая система имеет наряду с (1) институциональным уровнем, (2) системно нормативный. Этот уровень задает нормативное пространство, определяющее алгоритм действия институциональной подсистеме. Он определяет функциональное назначение политических институтов, взаимные права и обязанности. Его назначение - поддержание институционального единства политической системы. Третий уровень политической системы воплощен в (3) нормах конституционного права.
Политическая система представляет собой целостную, организационно оформленную и конституционно урегулированную совокупность государственных и общественных организаций, предназначенных для привлечения граждан к осуществлению государственной власти. В каждом обществе складывается своя политическая система. Ее специфика определяется как набором политических институтов, так и системно-нормативным уровнем, т.е. складывающимися между институтами, отношениями и связями (различия в полномочиях и функциях институтов). На процесс формирования политической системы влияет множество факторов: традиции политической жизни; доминирующие в массовом сознании ценностные ориентации, убеждения, стереотипы; идеологические взгляды правящей группы; социально-экономические интересы основных классов; острота политической борьбы; социальная напряженность; характер экономического развития страны и многое другое. Именно поэтому политическая система каждого общества имеет свой неповторимый облик.
Политическая система современного российского общества представлена основными политическими институтами, определяемыми Конституцией (президентства, парламентаризма, исполнительной и судебной власти, гражданства, всеобщего избирательного права, политических партий и общественных организаций, местного самоуправления и др.). Каждый политический институт в свою очередь включает в себя соответствующие организации и учреждения, решающие специфические задачи. Политическая система России характеризуется перераспределением властных полномочий в пользу президента (полупрезидентская республика), она еще молода и переживает период своего становления и укрепления.





2. Понятие политического института.
Политический институт - это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе.
Чтобы политические отношения обрели устойчивый характер необходимо:
1) чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей, вступающих во взаимодействие. Например, если речь идет об институте парламентаризма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения депутатам парламента, обязывающие последних принимать участие в законотворческой деятельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т.п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм, кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждать свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей;
2) необходимо устойчивость институционального взаимодействия поддерживать санкциями, которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила. Эти санкции могут быть "мягкими", т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и "жесткими", когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение;
3) чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные. В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы политического властного взаимодействия. Они узнают о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются об их альтернативах, т.е. нормы опривычиваются и становятся признаком нормальной жизни.
Итак, политические институты - это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря:
а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия;
б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;
в) опривычиванию сложившегося институционального порядка.
Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила.



3. Виды политических институтов.
В современном обществе можно выделить следующие политические институты:
Институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения по поводу создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма - это устойчивые отношения, в которые неизбежно вступают люди, обретающие соответствующий статус. Институт парламентаризма направлен на:
а) создание основных правовых норм - законов, имеющих обязательную силу для всех граждан соответствующей страны;
б) представительство интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается, прежде всего, вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.
Институт парламентаризма представлен в России Федеральным Собранием, которое является представительным и законодательным органом власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Главная функция Государственной Думы - законотворческая деятельность. Принятые Государственной Думой законы передаются в течение пяти дней на рассмотрение в Совет Федерации, который может отклонить предложенный Государственной Думой закон. В этом случае может создаваться согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Государственная Дума в случае несогласия с решением Совета Федерации может принять закон, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов.
Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействия, складывающуюся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наиболее ответственные решения в рамках этого вида политических властеотношений, являются либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия).
Институт исполнительной власти в лице правительства осуществляет проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, управляет федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, общественного порядка, прав и свобод граждан.
Институт президентства (главы государства) обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.
Институт государственной службы регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В России эта регуляция осуществляется на основе закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", который определяет правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и др.
Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению.
Институты судебной власти в Российской Федерации - это система конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикциирассматривают дела, связанные с нарушением гражданами законов, арбитражные суды рассматривают экономические споры. Конституционный суд определяет соответствие принимаемых нормативных актов Конституции.
Согласно конституции (ст. 118.) "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом", "Создание чрезвычайных судов не допускается"; (ст. 119) "Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет"; (ст.120) "Судьи независимы и подчиняются только К. РФ и федеральному закону". Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое.
Институт гражданства определяет взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. Гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.
Институт избирательного права регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией.
Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними.
Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Политические институты включают в себя соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что политическая система в России формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

Государственные органы

Государственный орган - это организация, учреждение, создаваемое для осуществления определенного вида государственной деятельности, выполняющее конкретные функции по управлению делами общества; самостоятельный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, образующийся и действующий на основе правовых актов, определяющих его компетенцию. Госорганы можно разделить на временные и постоянные, федеральные (центральные) и субъектов федерации (региональные), коллегиальные и единоначальные.
По формам деятельности выделяются следующие госорганы:

  • Правотворческие (парламенты);
  • Правоприменительные (правительства);
  • Правоохранительные (суды, органы внутренних дел и др.).

В соответствии с принципом разделения властей госорганы делятся на

  • законодательные,
  • исполнительные и
  • судебные.

В РФ основными государственными органами являются:
Президент РФ, который является главой государства и гарантом Конституции, прав и свобод граждан России. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие других органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет страну в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Президент избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд).
Органы законодательной власти - парламенты. Их основная функция - принятие законов. Федеральное собрание - парламент РФ, выполняет законодательную функцию. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Совет Федерации наделен правом утверждать изменение границ между субъектами РФ, утверждать указ Президента о введении чрезвычайного положения, решать вопрос о возможности использования Вооруженных Сил страны за пределами территории России, рассматривать вопрос об отрешении Президента от должности, назначать на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, назначать на должность и освобождать от должности Генерального прокурора. Кроме законотворческой деятельности к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента для осуществления импичмента.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительные и распорядительные функции. Так Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью.
Министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т.п.). Они создаются в рамках исполнительной власти для организации государственного управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. Так для координации финансовой политики государства функционирует Министерство финансов, с целью обеспечения обороноспособности страны создано Министерство обороны. Количество министерств и ведомств регламентируется указами президента.
Судебные органы осуществляют правосудие. Они являются единственным органом, наделенным правом вершить правосудие. Суды независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытых заседаниях допускается только в случаях, предусмотренных законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, а также конституций, законов субъектов РФ; разрешает споры между федеральными органами государственной власти; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; дает толкование Конституции.
Арбитражные суды разрешают экономические споры. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный Суд РФ.
Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих законов, в том числе надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, правительственными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления; надзор за соблюдением прав и свобод граждан; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и т.п. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.
Совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть называют государственным аппаратом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.