СРЕДСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА
Когда предлагают варианты эскизов, я беру тот, который мне рекомендуют сами дизайнеры, а не тот, который нравится мне.
О.Антонов (авиаконструктор)
Дизайн как самостоятельная проектно-художествен- ная культура, имеет свой профессиональный язык - систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающий весь творческий процесс создания дизайнерского произведения, начиная от эскизного представления первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями.
Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое изображение. Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел, обеспечивает переход от мысленно созданного образа к работе с его предметно-знаковым воплощением. С помощью графического изображения дизайнер моделирует компоновку деталей проектируемого предмета, его форму, конструктивную схему, оптимальные технологические и эргономические параметры.
Поисковый рисунок и набросок
Как архитектор или художник, дизайнер в своей деятельности также использует такие традиционные проектно-графические средства, как рисунок или набросок для фиксации на бумаге, картоне или кальке перво-
Пространственное представление формы проектируемого объекта имеет большое значение в работе дизайнера. Поэтому обучение дизайнерскому проектированию начинается с конструктивного рисунка.
Высшая школа индустриального формообразования в Халле. ГДР. Учебный линей- но-конструктив- ный рисунок.
В.Сурина,
Т.Журавская.
Изучение
структуры и
конструкции
объекта.
Дисциплина
"Рисунок" начальной идеи будущего дизайнерского произведения, поиска и отбора оптимального варианта, оттачивания в многочисленных эскизах его узлов и деталей.
Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная условность и лаконичность изображения: схватываются только основные элементы, раскрывающие основной замысел автора без проработки деталей.
За первоначальной идеей, выраженной в графическом наброске, следует длительный поиск формы будущего изделия. Его основным инструментом является поисковый рисунок, с помощью которого дизайнер как бы общается сам с собой. Рисуя, он многократно перепроверяет выбор того или иного дизайнерского решения, художественную композицию, функциональную компоновку и архитектонику формы, оттачивает стилистику ее отдельных деталей.
В поисковом рисунке изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, монохромное с привлечением минимума изобразительных средств. Как правило, такой рисунок носит линейно-конструктивный характер с показом невидимых элементов. Используется жесткая графика - рисунок пером, карандашом, фломастером. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска. [1, с.146].
Введение в процесс графического поиска изображения человека позволяет антропометрически обосновать проектируемое изделия. Так, например, определяются оптимальные параметры внутренних пространств помещений, кабин транспорта, форм мебели и др.
С художественной точки зрения поисковый рисунок, как правило носит незавершенный характер и предназначен "для служебного пользования", внутрицехового
Джордж Нельсон. Поиск формы в процессе рабочего эскизирования Кресло "Претцель", Производство завода ICF, Италия, 1984.
ЯШ
-г
общения. Очень редко такие рисунки дизайнера можно увидеть на выставке. Отчасти это объясняется и тем, что объектом дизайнерского проектирования являются менее социально значимые вещи, чем в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
В то же время предварительные эскизы, наброски архитектора, художника или скульптора не только представляют собой рабочий материал, но и часто имеют самостоятельную художественную ценность и могут демонстрироваться в виде отдельного законченного художественного произведения. Достаточно вспомнить "архитектурные фантазии" Иохана Фишера, Джованни Пира- нези, позже - С. Ноаковского, Э. Мендельсона, Я.Черни- хова [2, с.227], эскизы и наброски художника А.А.Иванова к картине "Явление Христа народу", представляющие собой галерею персонажей будущей картины и экспонирующиеся в Третьяковской галерее в качестве самостоятельных работ, наброски М.Врубеля к картинам "Пан" и "Демон", эскизные модели будущей скульптуры В.Ву- течича "Родина-мать" на Мамаевом кургане и многие другие.
Для наглядного представления своих идей дизайнеры в поисковом рисунке часто используют графические приемы типа "снятая крыша" (если речь идет об интерьере), "открытая структура" или "взорванный вид", (если объектом дизайнерского проектирования является элемент предметной среды - например, бытовой прибор) и т.д. [3, с.141].
Для исследования связи проектируемого объекта с предметной средой и человеком составляется ряд взаимосвязанных графических изображений - "видеолента".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|