|
Глава 5.3. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ И ЕГО СТАДИИ
Творить нужно только для себя и только для себя. Только тогда мы можем удовлетворять запросы других.
Чарльз Имс
Создание объектов дизайна - сложный процесс, в котором лишь одного опыта и знаний дизайнера бывает не всегда достаточно. Сегодня практически любой окружающий нас предмет является продуктом современного производства со сложным оборудованием и высокоточными технологиями, продуктом комплексного труда самых различных специалистов. Дизайн охватывает сегодня практически все сферы человеческой деятельности, в каждой из них свои особенности, свои критерии и законы, без досконального знания которых невозможно создавать полноценные объекты дизайна, тем более выпускать их тысячными тиражами.
В проектировании предметов сегодня вместе с дизайнерами участвуют инженеры и конструкторы, технологи и экономисты, врачи и социологи, представители многих других областей науки и техники. Эти специалисты представляют дизайнеру всю необходимую для создания изделия информацию из смежных областей знаний, проводят подготовительную работу, изготавливают и испытывают опытные образцы и многое-многое другое, чтобы в результате с конвейера сошел новый автомобиль, был построен интерьер или сшито новое платье. Кроме того, они представляют, по мнению психологов, разные типы мышления, тем самым дополняя друг друга и делая процесс работы над дизайном изделия многосторонним и полноценным.
Эффективная работа дизайнера по созданию современного хирургического инструмента невозможна без специального технического задания, составленного врачами-хирургами, без профессиональных консультаций ин- женеров-конструкторов и технологов, как и создание полноценной предметной среды для школьников без помощи психологов и педагогов, врачей и социологов, инженеров-строителей и экологов. Сегодня дизайн - это проектирование и детской игрушки, и фрезерного станка, набора пластиковой посуды и коллекции летнего платья. Выбор профессионального состава участников проектного процесса в каждом конкретном случае зависит от назначения объекта проектирования, содержания поставленных задач.
В зависимости от сложности проектируемого изделия, неординарности постановки задач проектная работа может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс работы дизайнера от первоначального замысла до промышленного образца проходит несколько этапов.
Задание на проектирование
Начинается работа над проектом с получения задания на проектирование, в котором представляются все необходимые дизайнеру сведения об объекте проектирования: его назначение, функциональные, конструктивные, технологические, эргономические и другие требования. При этом, объектом дизайнерского проектирования может быть как уже существующее изделие, его модернизация, так и создание принципиально нового изделия.
Техническое старение изделий, особенно сложной техники длительного пользования, идет значительно медленнее, чем старение его внешнего вида. Поэтому в задачу дизайнера в этом случае входит модернизация существующего изделия - придание ему современного вида. Такая косметическая работа, затрагивающая лишь внешнюю форму изделия без кардинальных изменений его функциональных и конструктивных свойств, получила название "стайлинг" (стилизация). Изделие, положенное в основу модернизации, называется прототипом, а подобное проектирование - проектированием по прототипам [1,с.106]. Примером стайлинга могут служить существующие десятилетиями марки популярных автомобилей, у которых при этом каждые 5-7 лет изменяется дизайн кузова и отделки салона. Постоянная модернизация с целью обновления внешнего вида ведется практически со всеми предметами нашего обихода: посуда, электроприборы, мебель. Например, специалисты утверждают, что в области бытовой радиоэлектроники за последние десятилетия практически никаких принципиально новых изобретений не сделано. Работа идет в основном над внешней формой прибора, его эргономичностью, упрощением и удобством в эксплуатации.
Проектирование совершенно нового изделия обычно связано с принципиально новой постановкой задач или неизвестным ранее техническим принципом. Первое требует кардинально новых технических решений, второе является основой для их появления. Если принципиально новые предметы быта создаются сейчас уже довольно редко, то в машиностроении это является повседневной задачей. Любые изменения технологии изготовления, появление новых операций вызывают необходимость в создании ранее несуществовавших устройств [2, с107].
Предпроектные исследования
Следующим этапом работы дизайнера над проектируемым изделием после технического задания на проектирование являются предпроектные исследования. Цель этого этапа - сбор всех необходимых для проектирования материалов.
Начинается работа с изучения технического задания на проектирование, в котором дается информация о назначении и принципиальном устройстве проектируемого объекта, о предъявляемых конструктивных, технологических и эргономических требованиях, особенностях и возможностях производственной базы требуемых связях с предметным окружением.
На стадии предпроектных исследований дизайнер проводит фотофиксацию и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации или прототипа, хронометраж операций пользователя, строит специальные соматографи- ческие схемы, проводит опрос потребителей и многое другое. Кроме того, ведется патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым отечественным и зарубежным опытом в этой области.
Фор-эскиз и дизайн-концепция
В процессе предпроектных исследований уже появляются первые образы, смутные очертания формы будущего изделия. Однако эти первые идеи - композиционные, конструктивные, функционально-компоновочные, художественно-стилистические - начинают материализоваться лишь в процессе эскизирования - графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете.
Для сложных и особо ответственных объектов вводятся дополнительные стадии - фор-проект или дизайн- концепция. Первый предусматривает многовариантный графический и пластический поиск основной идеи проектируемого объекта, проводимый зачастую на конкурсной основе между отдельными группами дизайнеров.
своеобразная "мозговая атака". В результате фор-эскиза отбирается вариант (или варианты) для последующей проработки по отдельным аспектам: конструктивно-технологическим, эргономическим, художественно-стилисти- ческим, функционально-компоновочным Зачастую стадию фор-эскиза используют для получения материала, на основе которого затем составляют детальное техническое задание на эскизный проект.
В отличии от фор-эскиза, где для выражения идеи дизайнером используется главным образом арсенал традиционных графических и пластических средств, ди- зайн-концепция носит более абстрагированный характер. В ее задачи входит разработка обоснованных принципов формообразования проектируемого объекта, как правило, на научной основе. Поэтому, представляемые на стадии дизайн-концепции материалы наряду с традиционными изобразительными формами содержат различные схемы, графики, логические модели и т.п. материалы. И в работе над дизайн-концепцией работает, как правило, коллектив специалистов из различных областей смежных знаний. Концепция становится теоретической базой для последующих проектных поисков и выполняется для особо сложных и ответственных объектов, не имеющих аналогов.
Эскизное проектирование
На этой стадии делается большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности.
Графические варианты могут предполагать различную компоновку узлов и деталей, форму, материал изготовления и т.д. В зависимости от поставленной задачи ведется композиционный графический поиск по отдельным аспектам - функционально-техническим, художественно-стилистическим, архитектоническим и др. В итоге всех графических поисков дизайнер должен дать полное представление о художественно-стилистическом и цвето- фактурном решении проектируемого изделия.
Однако графическая информация не всегда дает полное представление о проектируемом изделии. Если, например, дизайнер работает над созданием плаката, то графика является достаточной для выявления идеи автора. Но при проектировании объемных изделий, даже не очень сложных (например, посуда, бытовая утварь), необходимо и объемное представление об объекте, которое может дать только макет, а при технически сложном - действующая модель. При этом возможно выполнение модели всего изделия или отдельных его узлов и частей, которые в данном случае являются новыми элементами. Задача дизайнера - "вписать" их в уже существующую структуру объекта, найти ее место, форму, и т.д.
Полученные в процессе эскизного поиска варианты изделия или его отдельных узлов сравниваются между собой в поисках оптимального решения. Не последнее место в условиях индустриального многотиражного производства занимает и вопрос экономической эффективности. Модели изделий и их узлов проходят специальные испытания на прочность и жесткость конструкции, аэродинамические свойства формы, проводится оценка эргономических и эстетических качеств внешней формы изделия и др.
В отличие от архитектурного макета в дизайн-про- екте модель изделия для наиболее полного представления об объекте, его отдельных узлах может быть выполнена в увеличенном по отношению к реальным размерам масштабе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|