Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5.3. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ И ЕГО СТАДИИ





Творить нужно только для себя и только для себя. Только тогда мы можем удовлетворять запросы других.

Чарльз Имс

Создание объектов дизайна - сложный процесс, в котором лишь одного опыта и знаний дизайнера бывает не всегда достаточно. Сегодня практически любой окру­жающий нас предмет является продуктом современного производства со сложным оборудованием и высокоточны­ми технологиями, продуктом комплексного труда самых различных специалистов. Дизайн охватывает сегодня практически все сферы человеческой деятельности, в каждой из них свои особенности, свои критерии и зако­ны, без досконального знания которых невозможно со­здавать полноценные объекты дизайна, тем более выпус­кать их тысячными тиражами.

В проектировании предметов сегодня вместе с ди­зайнерами участвуют инженеры и конструкторы, техно­логи и экономисты, врачи и социологи, представители многих других областей науки и техники. Эти специали­сты представляют дизайнеру всю необходимую для со­здания изделия информацию из смежных областей зна­ний, проводят подготовительную работу, изготавливают и испытывают опытные образцы и многое-многое другое, чтобы в результате с конвейера сошел новый автомобиль, был построен интерьер или сшито новое платье. Кроме того, они представляют, по мнению психологов, разные типы мышления, тем самым дополняя друг друга и делая процесс работы над дизайном изделия многосторонним и полноценным.



Эффективная работа дизайнера по созданию совре­менного хирургического инструмента невозможна без специального технического задания, составленного врача­ми-хирургами, без профессиональных консультаций ин- женеров-конструкторов и технологов, как и создание полноценной предметной среды для школьников без по­мощи психологов и педагогов, врачей и социологов, ин­женеров-строителей и экологов. Сегодня дизайн - это проектирование и детской игрушки, и фрезерного станка, набора пластиковой посуды и коллекции летнего платья. Выбор профессионального состава участников проектного процесса в каждом конкретном случае зависит от назна­чения объекта проектирования, содержания поставлен­ных задач.



В зависимости от сложности проектируемого изде­лия, неординарности постановки задач проектная работа может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс работы дизайнера от первоначального замысла до промышленного образца проходит несколько этапов.

Задание на проектирование

Начинается работа над проектом с получения за­дания на проектирование, в котором представляются все необходимые дизайнеру сведения об объекте проектиро­вания: его назначение, функциональные, конструктив­ные, технологические, эргономические и другие требова­ния. При этом, объектом дизайнерского проектирования может быть как уже существующее изделие, его модер­низация, так и создание принципиально нового изделия.

Техническое старение изделий, особенно сложной техники длительного пользования, идет значительно мед­леннее, чем старение его внешнего вида. Поэтому в за­дачу дизайнера в этом случае входит модернизация существующего изделия - придание ему современного вида. Такая косметическая работа, затрагивающая лишь внешнюю форму изделия без кардинальных изменений его функциональных и конструктивных свойств, получи­ла название "стайлинг" (стилизация). Изделие, положен­ное в основу модернизации, называется прототипом, а подобное проектирование - проектированием по прототи­пам [1,с.106]. Примером стайлинга могут служить суще­ствующие десятилетиями марки популярных автомоби­лей, у которых при этом каждые 5-7 лет изменяется дизайн кузова и отделки салона. Постоянная модерниза­ция с целью обновления внешнего вида ведется практи­чески со всеми предметами нашего обихода: посуда, электроприборы, мебель. Например, специалисты утвер­ждают, что в области бытовой радиоэлектроники за пос­ледние десятилетия практически никаких принципиально новых изобретений не сделано. Работа идет в основном над внешней формой прибора, его эргономичностью, упрощением и удобством в эксплуатации.



Проектирование совершенно нового изделия обычно связано с принципиально новой постановкой задач или неизвестным ранее техническим принципом. Первое тре­бует кардинально новых технических решений, второе является основой для их появления. Если принципиально новые предметы быта создаются сейчас уже довольно редко, то в машиностроении это является повседневной задачей. Любые изменения технологии изготовления, появление новых операций вызывают необходимость в создании ранее несуществовавших устройств [2, с107].

Предпроектные исследования

Следующим этапом работы дизайнера над проекти­руемым изделием после технического задания на проек­тирование являются предпроектные исследования. Цель этого этапа - сбор всех необходимых для проектирования материалов.

Начинается работа с изучения технического задания на проектирование, в котором дается информация о на­значении и принципиальном устройстве проектируемого объекта, о предъявляемых конструктивных, технологи­ческих и эргономических требованиях, особенностях и возможностях производственной базы требуемых связях с предметным окружением.

На стадии предпроектных исследований дизайнер проводит фотофиксацию и зарисовки, необходимые обме­ры исходной ситуации или прототипа, хронометраж опе­раций пользователя, строит специальные соматографи- ческие схемы, проводит опрос потребителей и многое другое. Кроме того, ведется патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым оте­чественным и зарубежным опытом в этой области.

Фор-эскиз и дизайн-концепция

В процессе предпроектных исследований уже появ­ляются первые образы, смутные очертания формы буду­щего изделия. Однако эти первые идеи - композицион­ные, конструктивные, функционально-компоновочные, художественно-стилистические - начинают материализо­ваться лишь в процессе эскизирования - графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете.

Для сложных и особо ответственных объектов вво­дятся дополнительные стадии - фор-проект или дизайн- концепция. Первый предусматривает многовариантный графический и пластический поиск основной идеи про­ектируемого объекта, проводимый зачастую на конкурс­ной основе между отдельными группами дизайнеров.

своеобразная "мозговая атака". В результате фор-эскиза отбирается вариант (или варианты) для последующей проработки по отдельным аспектам: конструктивно-тех­нологическим, эргономическим, художественно-стилисти- ческим, функционально-компоновочным Зачастую стадию фор-эскиза используют для получения материала, на основе которого затем составляют детальное техническое задание на эскизный проект.

В отличии от фор-эскиза, где для выражения идеи дизайнером используется главным образом арсенал тра­диционных графических и пластических средств, ди- зайн-концепция носит более абстрагированный характер. В ее задачи входит разработка обоснованных принципов формообразования проектируемого объекта, как правило, на научной основе. Поэтому, представляемые на стадии дизайн-концепции материалы наряду с традиционными изобразительными формами содержат различные схемы, графики, логические модели и т.п. материалы. И в работе над дизайн-концепцией работает, как правило, коллектив специалистов из различных областей смежных знаний. Концепция становится теоретической базой для последу­ющих проектных поисков и выполняется для особо слож­ных и ответственных объектов, не имеющих аналогов.

Эскизное проектирование

На этой стадии делается большое количество рисун­ков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности.

Графические варианты могут предполагать различ­ную компоновку узлов и деталей, форму, материал из­готовления и т.д. В зависимости от поставленной задачи ведется композиционный графический поиск по отдель­ным аспектам - функционально-техническим, художе­ственно-стилистическим, архитектоническим и др. В итоге всех графических поисков дизайнер должен дать полное представление о художественно-стилистическом и цвето- фактурном решении проектируемого изделия.

Однако графическая информация не всегда дает полное представление о проектируемом изделии. Если, например, дизайнер работает над созданием плаката, то графика является достаточной для выявления идеи ав­тора. Но при проектировании объемных изделий, даже не очень сложных (например, посуда, бытовая утварь), не­обходимо и объемное представление об объекте, которое может дать только макет, а при технически сложном - действующая модель. При этом возможно выполнение модели всего изделия или отдельных его узлов и частей, которые в данном случае являются новыми элементами. Задача дизайнера - "вписать" их в уже существующую структуру объекта, найти ее место, форму, и т.д.

Полученные в процессе эскизного поиска варианты изделия или его отдельных узлов сравниваются между собой в поисках оптимального решения. Не последнее место в условиях индустриального многотиражного про­изводства занимает и вопрос экономической эффективно­сти. Модели изделий и их узлов проходят специальные испытания на прочность и жесткость конструкции, аэро­динамические свойства формы, проводится оценка эрго­номических и эстетических качеств внешней формы изделия и др.

В отличие от архитектурного макета в дизайн-про- екте модель изделия для наиболее полного представле­ния об объекте, его отдельных узлах может быть выпол­нена в увеличенном по отношению к реальным размерам масштабе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.