Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МАРКЕТИНГ В ДИЗАЙНЕ





Наше общество не довольствуется тем, что делает из каждого произведения искусства товар, око хочет, чтобы каждый товар был произведением искусства

Томас Мальдонадо

Деятельность дизайнера включает большой объем специальных исследовательских работ. Анализом исход­ной ситуации, исследованием производственной базы, изучением аналогов начинается работа дизайнера над изделием и изучением спроса выпускаемого тиража, маркетингом она заканчивается. Современные дизайн- программы призваны обеспечить весь процесс выпуска дизайн-продукции, начиная от начальной стадии проек­тного поиска, заканчивая вопросами реализации выпуска­емого тиража, а также утилизации отслуживших свой срок изделий. Большим объемом исследований насыщен и сам проектный процесс дизайнера.

Дизайнер имеет дело с тиражом, зачастую многоты­сячным. Предметы повседневного спроса - посуда, быто­вая техника, одежда, обувь, парфюмерия, бытовая химия, детские игрушки, мебель и оборудование интерьеров, транспортные средства, а также различные виды и фор­мы упаковки - вот далеко не полный перечень продуктов дизайнерской деятельности, сходящих с конвейера ог­ромными тиражами. Работа дизайнера не терпит просче­тов. Ошибка дизайнера, растиражированная в серии, может стать непростительно дорогой. Так, казалось, на первый взгляд такая мелочь, как невыразительная упаковка не только может сделать непривлекательным даже самое замечательное изделие, но и привести к большим эконо­мическим потерям, а в итоге даже и к потере места на мировом товарном рынке. Особенно серьезны последствия таких просчетов там, где это касается жизни и здоровья человека. Использование экологически вредных веществ в производстве отделочных материалов, мебели, одежды, и особенно товаров для детей, ошибки допущенные при создании бытовых электроприборов, в следствие которых их использование становится небезопасным - результаты таких ошибок оцениваются уже не только и не столько материальными потерями. Все это определяет специфику дизайнерской деятельности, особую ответственность за принятие решений.



Многовариантный поиск

В процессе работы над изделием дизайнер ведет многовариантный поиск, максимально стараясь учесть все факторы и ограничения. Разрабатываемые варианты срав­ниваются между собой и уже из них выбирается опти­мальный для тех или иных условий. Далее, как правило, выпускается опытный образец, который проходит тща­тельную проверку на специальных испытательных стен­дах, которые имитируют реальные и даже экстремальные условия предстоящей эксплуатации изделия.



Особо тщательная проверка ведется тех опытных образцов изделий, которые связаны с особым риском для жизни и здоровья человека. Это механические орудия труда, электрооборудование, транспортные средства. Та­кие испытания позволяют найти наиболее безопасную и оптимальную в эксплуатации форму и конструкцию из­делия в целом и его отдельных узлов.

Большую помощь в процессе проектного поиска оказывает дизайнеру эргономика, обладающая широким арсеналом научно-исследовательских методов. На основе эргономических знаний дизайнер строит специальные самотографические модели, которые визуализируют про­цесс эксплуатации проектируемого изделия человеком, определяя необходимые пространственные параметры для этого процесса, его наиболее напряженные участки и т.д. Кроме того, для таких испытаний применяют специаль­ные эргономические модели, имитирующие человека, снабженные специальной измерительной аппаратурой. Так на стендах, где испытываются автомашины на удар, используются специальные манекены с вмонтированными специальными датчиками, фиксирующими происходящие во время столкновения нагрузки.



Адресный дизайн

Дизайнер в отличие от архитектора или художника, как правило, не имеет конкретного заказчика и создает свой проект для анонимного потребителя. В процессе проектирования он оперирует лишь усредненными пока­зателями - половыми, возрастными, вкусовыми, соци­альными и др. определенной группы потребителей. Так например, известная немецкая фирма "ЛЕГО" предлагает серию игрушек - "конструктор" для детей различных возрастных групп: от 5 до 7 лет, от 8 до 10 лет и от 11 до 12 лет, учитывая интеллектуальные и физические возможности и особенности каждой из выделенных групп. Фирмы со стажем работы на рынке, как правило, уже нашли своего потребителя и вступили с ним в своеобраз­ный диалог в виде адресной рекламы, изучения спроса в специальных салонах, выставках и т.п. Так, старейшая немецкая компания "Мерседес - Бенц" ориентируется в выпуске своих серийных автомобилей на процветающих бизнесменов, заводы "Опель" и "Фольксваген" выпускают "народные" автомобили, а марки автомобилей "Роле Ройс", "Альфа Ромео", "Ягуар" являются престижными, изго­товляются штучно по индивидуальному заказу и рассчи­таны на очень состоятельного клиента.


Ярким примером дифференцированного подхода к формообразованию в дизайне может также служить индустрия одежды, которая удовлетворяет запросы са­мых разнообразных слоев населения - есть молодежная мода с яркими цветовыми и смелыми авангардными формами, есть консервативные модели одежды для клер­ков, которых так и называют - "белые воротнички", су­ществует даже мода специально для полных людей, в которой дизайнер своими маленькими хитростями визу­ально корректирует фигуру толстяка.

Аналогичные примеры можно найти практически в любом направлении дизайнерской деятельности - в про­изводстве мебели, радиоэлектронике, оргтехнике и т.д. Существуют даже разработки дизайнеров, учитывающие индивидуальные особенности физического развития групп потребителей - например, товары для левшей, людей большого роста и т.п. Для выявления этих особенностей различных групп потребителей проводятся специальные исследования с привлечением широкого спектра специа­листов: социологов, психологов, эргономистов, экономис­тов. При этом вкусы людей непостоянны и меняются вместе с модой.

Маркетинг

Работа дизайнера не заканчивается сдачей проекта в промышленный тираж, но продолжается и далее: идет изучение спроса на выпущенное изделие, продолжается анализ его эксплуатационных качеств с целью оператив­ного вмешательства и внесения соответствующих коррек­тур. Поэтому труд дизайнера зачастую оплачивается не в форме единовременного гонорара, а в виде определен­ного процента от прибыли, полученной после продажи выпущенной серии ("роллинг-процент"). Деятельность ди­зайнера тесно связана с маркетингом - исследованием "поведения" изделия на рынке сбыта, определением спроса и места на рынке среди аналогичных товаров, анализом его эксплуатационных качеств, выявления недостатков и возможностей их устранения.

Одним из ярких и убедительных в этом плане при­меров является корпорация "XEROX" - фирма с мировым именем по производству копировальной и множительной техники. Корпорация пережила сложный период, выходу из которого во многом способствовали, в частности, мар­кетинговые и эргономические исследования, и дизайн в целом.

Начав свою деятельность в 1959 году, корпорация "XEROX" к 1976 году имела 82% поставок на мировом рынке соответствующих машин. Однако, после 1977 года


Спортивный автомобиль БМВ "М-родстер", Германия, 1998 Время разгона с места до 100 км/ч - 5,8 сек

Двухместный городской автомобиль MCC Smart. Его длина всего 2,5 м

Вместительный "семейный" автомобиль "Опель-Вектра-Караван", Германия, 1998.


 

 




 

 


/ v


 

Автомобильные гиганты поделили между собой рынок сбыта своей

продукции."Мерседес - Бенц" ориентируется в выпуске своих серийных автомобилей на процветающих бизнесменов, заводы "Опель" и "Фольксваген1 выпускают "народные" автомобили, а марки автомобилей "Роле Ройс", "Альфа Ромео", "Ягуар" выпускаются штучно по индивидуальному заказу и рассчитаны на очень состоятельного клиента.


 

 


Автомобили Западногерманс­кой фирмы "Мерседес-Бенц" является общепризнанным лидером в представительс­ком классе серийных автомобилей

Компактный вседорожник "Судзуки-Гранд Витара", Япония, 1998


ситуация начала резко меняться - к 1982 году доля корпорации на мировом рынке упала до 41%. С одной стороны, это было связано с появлением фирм-конкурен­тов - "Kodak", "IBM", "Canon", "SCARP", с другой - отсутствие у фирмы новых, конкурентоспособных разра­боток.

Менеджер корпорации по дизайну и эргономике А. Вассерман, проведя анализ ситуации, обнаружил, что фирма не учла появление на рынке потребителей новой группы - "операторов по случаю". Эта группа пользова­телей невероятно разрослась, а копировальные аппараты, выпускаемые фирмой, оставались громоздкими и переус­ложненными в использовании.

Опуская подробности, можно сказать, что результа­ты анализа кризисной ситуации привели к появлению дизайнерской стратегии, которая разрабатывалась три года и была завершена в конце 1984 года опубликованием рекомендаций "Стратегия корпорации "XEROX" в обла­сти эргономики и дизайна", внедрение которой в произ­водство позволило фирме вновь появиться в ряду миро­вых лидеров в своей области.

В практике дизайнерских фирм многих стран в оди­наковой мере значимы и вопросы проектирования вещей и вопросы их сбыта. В большинстве из них есть отделы по изучению рынка, составлению программ производства и сбыта продукции и т.д. Специалисты фирма американ­ского дизайнера Лоуи, например, провели целый комп­лекс работ по мясопродуктам, их расфасовке, этикетажу и, наконец, приготовлению и сервировке. Иногда на изу­чение спроса и сбыта уходит столько же времени, сколь­ко и на проектирование самих предметов. ("Диз..")

Возможность прогнозировать и регулировать спрос и управлять рынком сбыта является характерной чертой дизайнерской деятельности. Для этого существует дос­таточно проработанный арсенал средств, позволяющих контролировать ситуацию на всех этапах проектирования и создания изделия - от замысла до успешной реализа­ции.


Ананализ потребительских свойств изделия занимает значительное место в работе дизайнера. С анализа прототипов начинается процесс проектирования изделия, эксперной оценкой полученного образца он заканчивается.

Машинка закаточная полуавто­матическая МЗП-1 показала, что она имеет чрезмерно большое число деталей, что усложняет технологию производ­ства изделия , 1987

Экспертная оценка фотоаппара­та "Эликон 35 С" выявила ряд недостатков в области эргономи­ки изделия, 1987

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.