|
Глава 4.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МАРКЕТИНГ В ДИЗАЙНЕ
Наше общество не довольствуется тем, что делает из каждого произведения искусства товар, око хочет, чтобы каждый товар был произведением искусства
Томас Мальдонадо
Деятельность дизайнера включает большой объем специальных исследовательских работ. Анализом исходной ситуации, исследованием производственной базы, изучением аналогов начинается работа дизайнера над изделием и изучением спроса выпускаемого тиража, маркетингом она заканчивается. Современные дизайн- программы призваны обеспечить весь процесс выпуска дизайн-продукции, начиная от начальной стадии проектного поиска, заканчивая вопросами реализации выпускаемого тиража, а также утилизации отслуживших свой срок изделий. Большим объемом исследований насыщен и сам проектный процесс дизайнера.
Дизайнер имеет дело с тиражом, зачастую многотысячным. Предметы повседневного спроса - посуда, бытовая техника, одежда, обувь, парфюмерия, бытовая химия, детские игрушки, мебель и оборудование интерьеров, транспортные средства, а также различные виды и формы упаковки - вот далеко не полный перечень продуктов дизайнерской деятельности, сходящих с конвейера огромными тиражами. Работа дизайнера не терпит просчетов. Ошибка дизайнера, растиражированная в серии, может стать непростительно дорогой. Так, казалось, на первый взгляд такая мелочь, как невыразительная упаковка не только может сделать непривлекательным даже самое замечательное изделие, но и привести к большим экономическим потерям, а в итоге даже и к потере места на мировом товарном рынке. Особенно серьезны последствия таких просчетов там, где это касается жизни и здоровья человека. Использование экологически вредных веществ в производстве отделочных материалов, мебели, одежды, и особенно товаров для детей, ошибки допущенные при создании бытовых электроприборов, в следствие которых их использование становится небезопасным - результаты таких ошибок оцениваются уже не только и не столько материальными потерями. Все это определяет специфику дизайнерской деятельности, особую ответственность за принятие решений.
Многовариантный поиск
В процессе работы над изделием дизайнер ведет многовариантный поиск, максимально стараясь учесть все факторы и ограничения. Разрабатываемые варианты сравниваются между собой и уже из них выбирается оптимальный для тех или иных условий. Далее, как правило, выпускается опытный образец, который проходит тщательную проверку на специальных испытательных стендах, которые имитируют реальные и даже экстремальные условия предстоящей эксплуатации изделия.
Особо тщательная проверка ведется тех опытных образцов изделий, которые связаны с особым риском для жизни и здоровья человека. Это механические орудия труда, электрооборудование, транспортные средства. Такие испытания позволяют найти наиболее безопасную и оптимальную в эксплуатации форму и конструкцию изделия в целом и его отдельных узлов.
Большую помощь в процессе проектного поиска оказывает дизайнеру эргономика, обладающая широким арсеналом научно-исследовательских методов. На основе эргономических знаний дизайнер строит специальные самотографические модели, которые визуализируют процесс эксплуатации проектируемого изделия человеком, определяя необходимые пространственные параметры для этого процесса, его наиболее напряженные участки и т.д. Кроме того, для таких испытаний применяют специальные эргономические модели, имитирующие человека, снабженные специальной измерительной аппаратурой. Так на стендах, где испытываются автомашины на удар, используются специальные манекены с вмонтированными специальными датчиками, фиксирующими происходящие во время столкновения нагрузки.
Адресный дизайн
Дизайнер в отличие от архитектора или художника, как правило, не имеет конкретного заказчика и создает свой проект для анонимного потребителя. В процессе проектирования он оперирует лишь усредненными показателями - половыми, возрастными, вкусовыми, социальными и др. определенной группы потребителей. Так например, известная немецкая фирма "ЛЕГО" предлагает серию игрушек - "конструктор" для детей различных возрастных групп: от 5 до 7 лет, от 8 до 10 лет и от 11 до 12 лет, учитывая интеллектуальные и физические возможности и особенности каждой из выделенных групп. Фирмы со стажем работы на рынке, как правило, уже нашли своего потребителя и вступили с ним в своеобразный диалог в виде адресной рекламы, изучения спроса в специальных салонах, выставках и т.п. Так, старейшая немецкая компания "Мерседес - Бенц" ориентируется в выпуске своих серийных автомобилей на процветающих бизнесменов, заводы "Опель" и "Фольксваген" выпускают "народные" автомобили, а марки автомобилей "Роле Ройс", "Альфа Ромео", "Ягуар" являются престижными, изготовляются штучно по индивидуальному заказу и рассчитаны на очень состоятельного клиента.
Ярким примером дифференцированного подхода к формообразованию в дизайне может также служить индустрия одежды, которая удовлетворяет запросы самых разнообразных слоев населения - есть молодежная мода с яркими цветовыми и смелыми авангардными формами, есть консервативные модели одежды для клерков, которых так и называют - "белые воротнички", существует даже мода специально для полных людей, в которой дизайнер своими маленькими хитростями визуально корректирует фигуру толстяка.
Аналогичные примеры можно найти практически в любом направлении дизайнерской деятельности - в производстве мебели, радиоэлектронике, оргтехнике и т.д. Существуют даже разработки дизайнеров, учитывающие индивидуальные особенности физического развития групп потребителей - например, товары для левшей, людей большого роста и т.п. Для выявления этих особенностей различных групп потребителей проводятся специальные исследования с привлечением широкого спектра специалистов: социологов, психологов, эргономистов, экономистов. При этом вкусы людей непостоянны и меняются вместе с модой.
Маркетинг
Работа дизайнера не заканчивается сдачей проекта в промышленный тираж, но продолжается и далее: идет изучение спроса на выпущенное изделие, продолжается анализ его эксплуатационных качеств с целью оперативного вмешательства и внесения соответствующих корректур. Поэтому труд дизайнера зачастую оплачивается не в форме единовременного гонорара, а в виде определенного процента от прибыли, полученной после продажи выпущенной серии ("роллинг-процент"). Деятельность дизайнера тесно связана с маркетингом - исследованием "поведения" изделия на рынке сбыта, определением спроса и места на рынке среди аналогичных товаров, анализом его эксплуатационных качеств, выявления недостатков и возможностей их устранения.
Одним из ярких и убедительных в этом плане примеров является корпорация "XEROX" - фирма с мировым именем по производству копировальной и множительной техники. Корпорация пережила сложный период, выходу из которого во многом способствовали, в частности, маркетинговые и эргономические исследования, и дизайн в целом.
Начав свою деятельность в 1959 году, корпорация "XEROX" к 1976 году имела 82% поставок на мировом рынке соответствующих машин. Однако, после 1977 года
Спортивный автомобиль БМВ "М-родстер", Германия, 1998 Время разгона с места до 100 км/ч - 5,8 сек
Двухместный городской автомобиль MCC Smart. Его длина всего 2,5 м
Вместительный "семейный" автомобиль "Опель-Вектра-Караван", Германия, 1998.
Автомобильные гиганты поделили между собой рынок сбыта своей
продукции."Мерседес - Бенц" ориентируется в выпуске своих серийных автомобилей на процветающих бизнесменов, заводы "Опель" и "Фольксваген1 выпускают "народные" автомобили, а марки автомобилей "Роле Ройс", "Альфа Ромео", "Ягуар" выпускаются штучно по индивидуальному заказу и рассчитаны на очень состоятельного клиента.
Автомобили Западногерманской фирмы "Мерседес-Бенц" является общепризнанным лидером в представительском классе серийных автомобилей
Компактный вседорожник "Судзуки-Гранд Витара", Япония, 1998
ситуация начала резко меняться - к 1982 году доля корпорации на мировом рынке упала до 41%. С одной стороны, это было связано с появлением фирм-конкурентов - "Kodak", "IBM", "Canon", "SCARP", с другой - отсутствие у фирмы новых, конкурентоспособных разработок.
Менеджер корпорации по дизайну и эргономике А. Вассерман, проведя анализ ситуации, обнаружил, что фирма не учла появление на рынке потребителей новой группы - "операторов по случаю". Эта группа пользователей невероятно разрослась, а копировальные аппараты, выпускаемые фирмой, оставались громоздкими и переусложненными в использовании.
Опуская подробности, можно сказать, что результаты анализа кризисной ситуации привели к появлению дизайнерской стратегии, которая разрабатывалась три года и была завершена в конце 1984 года опубликованием рекомендаций "Стратегия корпорации "XEROX" в области эргономики и дизайна", внедрение которой в производство позволило фирме вновь появиться в ряду мировых лидеров в своей области.
В практике дизайнерских фирм многих стран в одинаковой мере значимы и вопросы проектирования вещей и вопросы их сбыта. В большинстве из них есть отделы по изучению рынка, составлению программ производства и сбыта продукции и т.д. Специалисты фирма американского дизайнера Лоуи, например, провели целый комплекс работ по мясопродуктам, их расфасовке, этикетажу и, наконец, приготовлению и сервировке. Иногда на изучение спроса и сбыта уходит столько же времени, сколько и на проектирование самих предметов. ("Диз..")
Возможность прогнозировать и регулировать спрос и управлять рынком сбыта является характерной чертой дизайнерской деятельности. Для этого существует достаточно проработанный арсенал средств, позволяющих контролировать ситуацию на всех этапах проектирования и создания изделия - от замысла до успешной реализации.
Ананализ потребительских свойств изделия занимает значительное место в работе дизайнера. С анализа прототипов начинается процесс проектирования изделия, эксперной оценкой полученного образца он заканчивается.
Машинка закаточная полуавтоматическая МЗП-1 показала, что она имеет чрезмерно большое число деталей, что усложняет технологию производства изделия , 1987
Экспертная оценка фотоаппарата "Эликон 35 С" выявила ряд недостатков в области эргономики изделия, 1987
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|