Глава 3.2. ДИЗАЙН И СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Каждая истинная эстетика причастна к природе.
Фрэнк Ллойд Райт
Издавна материал определял специфику творчества художника и ремесленника, круг решения его профессиональных задач: гончар, столяр-краснодеревщик, кузнец и т.п. Материалы, из которых производится продукция, во многом определяют и специфику дизайнерской деятельности, его специализацию. Не случайно в наименованиях факультетов первых школ дизайна Баухауза и ВХУТЕМАСа присутствовали конкретные материалы: металлообработка, столярное производство, гончарное дело и т.д.
Ориентация дизайна на новейшие материалы
XX век по праву называют веком новых технологий. Порошковая металлургия, компьютерные и лазерные технологии, микроэлектроника, генная инженерия, расщепление ядра атома. XX век принес с собой и новые материалы. Сегодня нас повсюду окружают изделия из металлосплавов, полиэтилена, полиуритана, полистирола и других различных соединений органической химии, композитов, делающих керамику прочнее металла, стекло - легким и небьющимся как пластик, а металл по теплопроводности таким же, как стекло и керамика.
Современные рыночные отношения подталкивают к постоянному совершенствованию производственного про-
Вилли Ланделс. Софа "Throw Away", синтетический
материал, 1965/66.
| Гаэтано Песке. Кресло "Донна", полиуретан, 1969.
Антоний Хунт. Стол и кресло алюминиевый лист с анодированием серебром, 1989.
| Появление новых материалов и покрытий ведет к освоению новых технологий, конструкций, появлению новых художественных форм. История дизайна - это и история развития материалов
цесса, поиску новых эффективных технологий, внедрению в производство научных разработок и технических новшеств, использованию новых материалов. Все это не только расширяет границы творчества дизайнера, но и предъявляет особые требования к его профессиональным знаниям и умениям.
Постоянное обновление палитры материалов дизайнера накладывает свой отпечаток на подход к формообразованию изделий.. Так, появление экологичных пластмасс, недорогих в производстве, положило начало производству разовых бытовых изделий: посуды, упаковки пищевых продуктов и прочего. При соответствующей организации процесса утилизации и переработки этот материал может быть использован многократно.
Пластифицирующие добавки к стеклу создали поколение небьющейся посуды, плафонов светильников и даже новый вид мебели: столы, стулья, полки, гнутые и формованные из цельного листа стекла.
Рациональность использования
Материала в конструкции
Универсального материала быть не может. Нецелесообразно, например, изготавливать одноразовый продуктовый пакет и токарный станок из одного и того же материала. Долговечность не всегда является положительной характеристикой изделия, особенно в условиях быстро меняющейся моды.
Рациональность и избирательность использования материала в зависимости от той или иной функции происходит и при изготовлении отдельных частей одного и того же изделия. Например, корпус и шторки профессиональной фотокамеры делаются из титана и других высокопрочных материалов, рассчитанных на длительный срок службы и работу в экстремальных условиях, в то же время производятся и недорогие фотокамеры для любителей, так называемые "мыльницы", которые практически полностью, включая даже объектив, изготовлены
Получившие в 60-е годы распространение пластмассы, легкие, гибкие, пластичные, с яркой окраской, недорогие в производстве, они совершили революцию в формообразовании. Появились новые конструкции, получили распространение предметы одноразового пользования. Сегодня без пластмасс и полимеров трудно вообще представить окружающий нас предметный мир
Сержио Мацца. Кресло "Toga". Пластик, Италия, 1969.
Джо Коломбо.
Тележка из ABS-пластика, 1968.
Анна Кастелли Феррири. Емкость для хранения, 1969.
Д.Уоллас.
Набор одноразовой посуды для пикника, 1979.
из пластмассы в расчете на непродолжительный срок службы. При этом внешне, по форме оба фотоаппарата могут быть похожи друг на друга, отвечая требованиям эргономики.
Большинство окружающих нас сегодня предметов быта представляют из себя рациональное сочетание материалов с различными прочностными свойствами. Так, современные хоккейные коньки, изготавленные из легких пластмасс, имеют лезвие из прочных сталей. В результате этого достигаются высокие эргономические показатели, безопасность в эксплуатации и экономичное производство: штампованный пластмассовый остов значительно проще в изготовлении металлической конструкции.
Аналогичный принцип функционального сочетания материалов лежит в основе конструирования различных типов ножей: кухонных, сапожных, макетных, ножей для выполнения художественных работ. Ручка-корпус у них выполнена из легких материалов - дерева, пластмасс, а лезви - из высокопрочных сталей. Принцип функционального сочетания различных материалов можно найти в дизайне большинства современных изделий.
Выбор того или иного материала непосредственно связан с условиями, в которых предполагается эксплуатация изделия. Поэтому в процессе подбора материала анализируются его физические и химические свойства, а также возможные их изменения под воздействием условий, в которых функционирует изделие.
Многие материалы, как природные, так и искусственные, по своим характеристикам имеют как ограничения в использовании, так и предпочтительные сферы применения. Так, использование такого современного отделочного материала, как гипсокартон невозможно при отделке помещений с повышенной влажностью, так как гипсокартон в таких условиях теряет свои прочностные свойства и эстетические качества.
Особо следует сказать о современных материалах
Зависимость
конструктивного
решения,
художественного
образа
проектируемого изделия от примененного материала на примере одного и того же типа изделия.
Карло Молино. Стол.
Стекло, гнутая фанера, 1949
Людвиг Мис ван дер Рое. Стол из металлических труб и стекла, 1927
Жорж Хермс. Кофейный стол. Стекло, имитация камня, 1982
покрытий. Палитру дизайнера дополнили разнообразные пластмассы для покрытия металлоконструкций, например, уличной мебели, синтетические покрытия типа "газон", полимерные смолы, для покрытия древесных плит (ламинирование), используемых в современной мебельной промышленности, напыление светоотражающих металлизированных покрытий на стекло, аннодирование поверхностей металлических конструкций. Они выполняют одновременно несколько функций: защита конструкций от негативного воздействий окружающей среды, организация комфортного и безопасного тактильного контакта с человеком, придание изделию высоких эстетических качеств.
Материалы покрытий могут дополнительно выполнять и специальные функции, связанные с претекающи- ми здесь процессами. Например, звукорассеивающие и звукопоглощающие материалы в отделке студий звукозаписи, киноконцертных залов.
Другой пример - светорассеивающие и светоотражающие материалы в интерьерах фото- и киностудий, устройствах маяков, прожекторов, фар и других осветительных приборов, стекло односторонней видимости, используемое в некоторых видах специальных перегородок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|