Сделай Сам Свою Работу на 5

Функционализм начала XX в.





Петер Беренс и немецкий

Зарождение и развитие функционализма в Германии связано с влиянием технического прогресса на окружа­ющую среду, с развитием крупных промышленных кон­цернов и усилением роли их руководителей в государ­ственной политике, переосмыслением значения искусства в XX веке. С образованием в Германии в начале XX в. крупных монополий при участии предпринимателей, бан­ков и правительственных кругов начал быстро склады­ваться союз художников и промышленников [9, с.39]. В целях повышения качества промышленной продукции в 1907 году при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мас­терских, небольших производственных и торговых пред­приятий, художников и архитекторов.

Уже через три года после своего основания Герман­ский Веркбунд с успехом выступил в ряде международ­ных выставок, показывая экспонаты, формы которых уже были сознательно построены с учетом логики современ­ного промышленного производства [10, с.41]. В центре внимания ежегодных конгрессов Веркбунда были дискус­сии об эстетической сущности форм технических изде­лий и влиянии стандартизации на развитие искусства. Один из создателей Германского Веркбунда - известный немецкий архитектор Герман Мутезиус (1861-1927) отме­чал, что художники из мастеров декоративного орнамен­та превратились в творцов тектонических форм и перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного производства. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повы­шение качества машинных изделий, приближая к искус-




Одним из феноменов в истории дизайна является легендарная мебель из гнутой древесины Михаэля Тонета . Она наполняла гостиницы и первые синема, кафе и конторы в разных странах мира. Его "венский стул" (модель № 14) покорил мир. С 1859 по 1930 ггэтот стул был выпущен в количестве 50 млн. штук.

Михаэль Тонет Стул, модель № 14, 1859

Стул состоял всего из 6 типов элементов. В 1м3 упаковки помещалось в разобранном виде 36 стульев.



ству фабричное производство, а с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художествен­ных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответствии с уровнем современной ему техники. При этом Г.Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерьеров.[11, с.45]



Другим создателем Германского Веркбунда, был Анри Ван де Вельде (1863-1957). Бельгиец по происхождению, проживший более 10 лет в Германии он внес значитель­ный вклад в ее художественную культуру. Ван де Вель­де был не только блестящим художником и архитекто­ром, но и широко известным теоретиком и педагогом в области предметного творчества. В 1908 году в Ваймаре (Weimar, Германия) он организует высшее техническое училище прикладных искусств, где осуществлял свои идеи о подчинении художника «железной дисциплине целесообразной формы». Основными предметами в этом училище были техническое рисование, учение о цвете, учение об орнаменте и теоретический курс рациональной эстетики, который вел сам Ван де Вельде [(17?), с.42].

Особое место в развитии теории предметного твор­чества в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс (1869-1940).

Художник-практик, пришедший в дизайн от станко­вой живописи и графики он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед проектировщиком в инду­стриальном обществе. Беренс отмечал, что техника имеет не меньше возможностей определять современный стиль, чем имели раньше волюнтаристские установки правящих классов.

Будучи художественным директором крупнейшего в Европе электротехнического концерна АЭГ, он активно занимается проектной деятельностью, начиная от пред­метов электрического оборудования, фирменных упако­вок, каталогов и плакатов и кончая зданиями фабрик и мастерских. В качестве идеала промышленных изделий и сооружений он выдвинул простоту и функциональность их внешнего облика. Решая задачу создания яркого за-




Развитие дизайна в Германии связывают прежде всего с именем Петера Беренса., Будучи художественным директором крупнейшего электротехнического концерна в Европе АЭГ, он создает единый стиль выпускаемой компанией продукции. Идеи Беренса нашли дальнейшее продолжение в работах Баухауза, его известных учеников - Вальтера Гропиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Рое.


 

Петер Беренс Электролампы 1908-09 Здание турбинной фабрики АЭГ, 1909

Электрические часы, 1910


поминающегося лица фирмы, П.Беренс создает единый стиль в формообразовании выпускаемой АЭГ продукции, первоэлементом которого стал сердечник электромотора, от него вырастала вся «кристаллическая решетка» фор­мообразования [13, с.48]. По сути это была одна из первых программ «фирменного стиля», получивших в послед­ствии широкое распространение, и являющихся сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятель­ности. Выдвинутые П.Беренсом идеи нашли свое продол­жение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников П.Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.