Некоторые положения Концепции судебно-правовой
реформы реализованы в нормативно-правовых актах. Среди них основополагающим является Закон Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь”, принятый 13 января 1995 г. В последующем в этот закон вносились изменения и дополнения, связанные, главным образом, с принятием на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года. Приняты и другие нормативно-правовые акты, касающиеся прокуратуры, адвокатуры, органов юстиции, разви-
вающие положения Концепции. Одним словом, было стремление к ее реализации. Однако, ввиду недостаточной обоснованности некоторых положений, зафиксированных в Концепции, и отсюда объективной невозможности или нецелесообразности их применения, встал вопрос, в каком направлении далее развивать законодательство о суде и правосудии.
Первый съезд судей Республики Беларусь, который проходил 5 декабря 1997 г., принял Резолюцию, в которой поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим Хозяйственным судами разработать предложения по пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и приведению ее в соответствие с Конституцией Республики Беларусь '.
Вряд ли такое решение согласуется со сложившейся правовой ситуацией.
Верховный Совет Республики Беларусь весьма неопределенно высказался в отношении значимости принимаемой им Концепции. Он постановил: “Считать проведение судебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изложенных в Концепции, одним из важнейших направлений деятельности всех органов государственной власти и управления” 2. Более конкретный ее статус не определен. С одной стороны, это можно рассматривать как дефект, поскольку создается впечатление, что не все решения парламента подлежат исполнению. А с другой, такая гибкая оценка ее роли дает возможность проводить реформу законодательства невзирая на ее конкретные положения. Так или иначе, но нельзя не считаться с тем фактом, что Верховный Совет Республики Беларусь сам обеспечил недолговечность Концепции судебно-правовой реформы.
И все же роль ее существенна. Конкретный смысл Концепции судебно-правовой реформы состоит в том, что она имеет не столько юридическое, сколько политическое значение. В ней подведены итоги деятельности белорусского советского суда, адвокатуры, прокуратуры, органов предварительного расследования преступлений и заложено желание белорусского
народа самостоятельно совершенствовать и развивать свою национальную юридическую практику. Вносить изменения в Концепцию судебно-правовой реформы, а тем более приводить ее в соответствие с ныне действующей Конституцией, бессмысленно. Концепция - это не закон, не нормативно-правовой акт, а план, программа стратегического развития правоохранительной системы. И естественно, в ходе ее реализации отступления неизбежны. Концепция судебно-правовой реформы выполнила свою историческую миссию. Реформу законодательства надо проводить в соответствии с Конституцией, без строгого следования тому, что было отражено в Концепции судебно-правовой реформы относительно перспектив развития правоохранительной системы.
Концепция судебно-правовой реформы принималась на этапе обновления белорусской государственности, в период, когда замыслы были столь грандиозны, что иного содержания Концепции и нельзя было предполагать. Она органически вплеталась в характер деятельности органов политической власти тех лет. Отыскать новые закономерности в обществе и адекватно отразить их в законодательстве — актуальная задача.
4. Судебная практика. Судебная практика является разновидностью человеческой практики как особой формы деятельности, имеющей общественно-исторический характер. То, что стало правилом в судебной деятельности, приобретает характер судебной практики.
Понятие “судебная практика” необходимо понимать в двух значениях. В первом значении понятие “судебная практика” надо рассматривать как синоним судебной деятельности. Во втором значении под судебной практикой понимают те правила, которые носят общеобязательный характер для судов в ходе их правоприменительной деятельности. В этом втором значении судебная практика в Республике Беларусь выступает в форме постановлений Пленума Верховного Суда, в которых даются разъяснения по принципиальным вопросам применения законодательства. В установлении их роли важное значение имеет предварительное выяснение вопроса о том, связывается ли их появление с наличие закона. Законодательство дает на этот счет однозначный ответ: разъяснениям должен предшествовать закон. В то же время они сами обладают свойством обязательности и благодаря этому как бы приближаются к закону. Но их надо относить к судебной практике, появление которой связано
с применением норм права. Судебная практика, выраженная в его постановлениях, является результатом правоприменительной деятельности всех судов, входящих в судебную систему. Решения каждого суда с применением норм права к конкретному жизненному случаю - это частица опыта, из которого складывается судебная практика. Со временем повторяются однотипные акты становятся устойчивыми и обобщаются Верховным Судом в постановлениях, которым присуща нормативность. Эти постановления не должны идти вразрез с законодательством, противоречить ему. Нормы, содержащиеся в таких постановлениях, порождаются правоприменительной деятельностью. Для их наличия необходимы нормы права, закрепленные в законе. О нормативности постановлений свидетельствует тот факт, что в них Верховный Суд не ограничивается указанием на ошибки судов, а более детально конкретизирует закон. При этом он формулирует свои правовые нормы, которые хотя и имеют несколько иную внешнюю форму выражения, чем правовые нормы, содержащиеся в законе, однако в структурном отношении обладают теми же элементами: гипотезой, диспозицией, санкцией.
Иной характер носят постановления Пленума Верховного Суда по конкретным делам. По своей природе они ненормативны, тем не менее имеют существенное значение в правовой системе, являясь образцом правильного применения закона'. Это позволяет рассматривать их как своеобразные прецеденты судебного толкования правовых норм.
Формой судебной практики, как источника права для государств с англо-саксонской системой права, является судебный прецедент.
О судебном прецеденте наше законодательство не упоминает. Но судебный прецедент существует у нас в усеченном, а не в классическом виде. Он образуется в результате опубликования принципиальной части судебных решений по конкретным делам, которые служат для судей своего рода образцом по рассмотрению соответствующих дел, являясь дополнительным
компонентом к закону \ Важно только для этого правильно производить обзор соответствующих судебных решений.
5. Судебная статистика. Под термином “судебная статистика” надо понимать, во-первых, особую отрасль деятельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих организацию и деятельность судов в государстве; во-вторых, это отрасль науки статистики, занимающейся разработкой теоретических положений и методов, используемых судебной статистической практикой; в-третьих, это статистические данные, которые являются результатом статистической работы и которые представлены в отчетах судов, а также опубликованных в сборниках, справочниках, периодической прессе.
Особенность судебной статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме. Судебная статистика - это цифровые показатели, отображающие организацию и деятельность суда. Статистическое число указывает на то, какой суд и какие его параметры показаны.
Вместе с тем возникают проблемы применения материалов судебной статистики. Их можно условно разделить на две группы: 1) проблемы использования данных судебной статистики в юридических исследованиях; 2) проблемы выбора параметров (показателей), по которым должна вестись судебная
статистика.
Поэтому важнейшая задача использования данных судебной статистики состоит в адаптации, приспособлении их к потребностям юридической науки и практики. Эта задача может быть решена посредством дальнейшего развития теории судебной статистики, а также совершенствования системы организации судебной статистической информации.
Построение системы судебной статистики означает не просто выделение группы показателей, а система таких показателей, которые являются моделью суда как органа власти, призванного разрешать юридические конфликты.
Система статистических показателей о суде представляет собой конструкцию количественных величин, отражающих
существенные стороны суда. Важнейшими характеристиками этой системы являются целостность, логичность и внутренняя взаимообусловленность ее показателей.
Основные типы показателей судебной статистики делятся на два вида: 1) показатели деятельности каждого суда;
2) показатели деятельности всех судов, входящих в судебную систему.
Математические показатели, входящие в эти блоки, делятся на такие группы как абсолютные, относительные, индексы динамики и т.д.
Данные судебной статистики отражают существенные и типичные черты в организации и деятельности суда в конкретных исторических условиях. На их основе можно определить главные тенденции и закономерности развития судебной практики.
Существует мнение, что судебная статистика трансформировалась в правовую статистику'.
Вряд ли с этим можно согласиться. В ходе правоприме-нительной деятельности используются не только нормы права, но и иные социальные нормы, например, нормы морали. Суд имеет право на усмотрение при осуществлении правопримени-тельной деятельности2. Правовая статистика, как отрасль общей статистики, вынуждена учитывать применение не только правовых норм, но также неправовых, которые являются дополнительным компонентом в разрешении возникающей ситуации, затрагивает правовые интересы людей. Статистическую деятельность осуществляют соответствующие правоохранительные органы. Характер статистических показателей зависит не только от предмета деятельности этих органов, но и от того, что они собой представляют, насколько компетентны их сотрудники. Поэтому вместо устоявшегося названия такой отрасли общей статистики как “Правовая статистика” надо использовать название “Юридическая статистика”.
6. Юридическая литература. Сведения об организации и деятельности суда можно почерпнуть из юридической литературы: учебников, учебных пособий, монографий, научных ста-
тей, тезисов докладов и выступлений участников конференций и др.
7. Материалы общественно-политической печати. Информацию об организации суда и иных правоохранительных органов можно почерпнуть также из материалов общественно-политической периодической печати. Конечно, к публикациям в таких источниках нельзя подходить с единой меркой. Здесь необходимо учитывать общий подход к роли печати в жизни страны, а также учитывать авторитет газеты или журнала, поскольку они участвуют в формировании общественного мнения относительно того или иного факта.
В общественно-политической периодической печати Республики Беларусь значительное место отводится разного рода судебным репортажам, очеркам, заметкам, сообщениям, интервью с судьями и работниками других правоохранительных органов. При ознакомлении с материалами массовых газет и журналов надо особенно тщательно анализировать содержащуюся там информацию. Комитет по профессиональной этике журналистов, который образован Белорусским союзом журналистов, призван препятствовать распространению в печати ложных сведений 1 .Его деятельность, конечно, не устраняет возможность обращения человека в суд за защитой чести и достоинства.
8. Материалы мемуарного характера. Определенные сведения об организации суда и правосудия, становлении и развитии органов судебной власти можно получить из материалов мемуарного характера, к которым относятся: письма, дневники, автобиографии, воспоминания и другие высказывания или сообщения, в которых находит выражение личное отношение человека к пережитой им общественной или жизненной ситуации. Изучение этих источников позволяет осмыслить те или иные социально-правовые явления. Оценивая их, надо учитывать, что свойством памяти является интерпретировать пережитое. В.И. Пичета, говоря о значимости мемуаров, отмечал, что в них “много односторонности, в особенности в выборе материала, однако это нисколько не мешает признать их ценным историческим документом”2.
Материалы мемуарного характера являются дополни тельным компонентом в поиске сведений о судоустр^ствеТни подлежат тщательному анализу, сопоставлению Низложением тех же фактов, событий, явлений в других источника^
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|