Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоторые положения Концепции судебно-правовой





реформы реализованы в нормативно-правовых актах. Среди них основополагающим является Закон Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь”, приня­тый 13 января 1995 г. В последующем в этот закон вносились изменения и дополнения, связанные, главным образом, с приня­тием на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года из­менений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года. Приняты и другие нормативно-правовые акты, ка­сающиеся прокуратуры, адвокатуры, органов юстиции, разви-


вающие положения Концепции. Одним словом, было стремле­ние к ее реализации. Однако, ввиду недостаточной обоснован­ности некоторых положений, зафиксированных в Концепции, и отсюда объективной невозможности или нецелесообразности их применения, встал вопрос, в каком направлении далее развивать законодательство о суде и правосудии.

Первый съезд судей Республики Беларусь, который про­ходил 5 декабря 1997 г., принял Резолюцию, в которой поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим Хозяйственным судами разработать предложения по пересмотру соответствующих положений Кон­цепции судебно-правовой реформы и приведению ее в соответ­ствие с Конституцией Республики Беларусь '.



Вряд ли такое решение согласуется со сложившейся правовой ситуацией.

Верховный Совет Республики Беларусь весьма неопре­деленно высказался в отношении значимости принимаемой им Концепции. Он постановил: “Считать проведение судебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изло­женных в Концепции, одним из важнейших направлений дея­тельности всех органов государственной власти и управле­ния” 2. Более конкретный ее статус не определен. С одной сто­роны, это можно рассматривать как дефект, поскольку создает­ся впечатление, что не все решения парламента подлежат ис­полнению. А с другой, такая гибкая оценка ее роли дает воз­можность проводить реформу законодательства невзирая на ее конкретные положения. Так или иначе, но нельзя не считаться с тем фактом, что Верховный Совет Республики Беларусь сам обеспечил недолговечность Концепции судебно-правовой ре­формы.



И все же роль ее существенна. Конкретный смысл Кон­цепции судебно-правовой реформы состоит в том, что она име­ет не столько юридическое, сколько политическое значение. В ней подведены итоги деятельности белорусского советского суда, адвокатуры, прокуратуры, органов предварительного рас­следования преступлений и заложено желание белорусского

 

народа самостоятельно совершенствовать и развивать свою на­циональную юридическую практику. Вносить изменения в Кон­цепцию судебно-правовой реформы, а тем более приводить ее в соответствие с ныне действующей Конституцией, бессмыслен­но. Концепция - это не закон, не нормативно-правовой акт, а план, программа стратегического развития правоохранительной системы. И естественно, в ходе ее реализации отступления не­избежны. Концепция судебно-правовой реформы выполнила свою историческую миссию. Реформу законодательства надо проводить в соответствии с Конституцией, без строгого следо­вания тому, что было отражено в Концепции судебно-правовой реформы относительно перспектив развития правоохранитель­ной системы.

Концепция судебно-правовой реформы принималась на этапе обновления белорусской государственности, в период, когда замыслы были столь грандиозны, что иного содержания Концепции и нельзя было предполагать. Она органически впле­талась в характер деятельности органов политической власти тех лет. Отыскать новые закономерности в обществе и адекват­но отразить их в законодательстве — актуальная задача.

4. Судебная практика. Судебная практика является разновидностью человеческой практики как особой формы дея­тельности, имеющей общественно-исторический характер. То, что стало правилом в судебной деятельности, приобретает ха­рактер судебной практики.



Понятие “судебная практика” необходимо понимать в двух значениях. В первом значении понятие “судебная практи­ка” надо рассматривать как синоним судебной деятельности. Во втором значении под судебной практикой понимают те правила, которые носят общеобязательный характер для судов в ходе их правоприменительной деятельности. В этом втором значении судебная практика в Республике Беларусь выступает в форме постановлений Пленума Верховного Суда, в которых даются разъяснения по принципиальным вопросам применения законо­дательства. В установлении их роли важное значение имеет предварительное выяснение вопроса о том, связывается ли их появление с наличие закона. Законодательство дает на этот счет однозначный ответ: разъяснениям должен предшествовать за­кон. В то же время они сами обладают свойством обязательно­сти и благодаря этому как бы приближаются к закону. Но их надо относить к судебной практике, появление которой связано


с применением норм права. Судебная практика, выраженная в его постановлениях, является результатом правоприменитель­ной деятельности всех судов, входящих в судебную систему. Решения каждого суда с применением норм права к конкретно­му жизненному случаю - это частица опыта, из которого скла­дывается судебная практика. Со временем повторяются одно­типные акты становятся устойчивыми и обобщаются Верхов­ным Судом в постановлениях, которым присуща норматив­ность. Эти постановления не должны идти вразрез с законода­тельством, противоречить ему. Нормы, содержащиеся в таких постановлениях, порождаются правоприменительной деятель­ностью. Для их наличия необходимы нормы права, закреплен­ные в законе. О нормативности постановлений свидетельствует тот факт, что в них Верховный Суд не ограничивается указани­ем на ошибки судов, а более детально конкретизирует закон. При этом он формулирует свои правовые нормы, которые хотя и имеют несколько иную внешнюю форму выражения, чем пра­вовые нормы, содержащиеся в законе, однако в структурном отношении обладают теми же элементами: гипотезой, диспози­цией, санкцией.

Иной характер носят постановления Пленума Верховно­го Суда по конкретным делам. По своей природе они ненорма­тивны, тем не менее имеют существенное значение в правовой системе, являясь образцом правильного применения закона'. Это позволяет рассматривать их как своеобразные прецеденты судебного толкования правовых норм.

Формой судебной практики, как источника права для го­сударств с англо-саксонской системой права, является судебный прецедент.

О судебном прецеденте наше законодательство не упо­минает. Но судебный прецедент существует у нас в усеченном, а не в классическом виде. Он образуется в результате опублико­вания принципиальной части судебных решений по конкретным делам, которые служат для судей своего рода образцом по рас­смотрению соответствующих дел, являясь дополнительным

 

компонентом к закону \ Важно только для этого правильно производить обзор соответствующих судебных решений.

5. Судебная статистика. Под термином “судебная статистика” надо понимать, во-первых, особую отрасль дея­тельности людей, направленную на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих организацию и деятельность судов в государстве; во-вторых, это отрасль науки статистики, зани­мающейся разработкой теоретических положений и методов, используемых судебной статистической практикой; в-третьих, это статистические данные, которые являются результатом ста­тистической работы и которые представлены в отчетах судов, а также опубликованных в сборниках, справочниках, периодиче­ской прессе.

Особенность судебной статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной фор­ме. Судебная статистика - это цифровые показатели, отобра­жающие организацию и деятельность суда. Статистическое число указывает на то, какой суд и какие его параметры показа­ны.

Вместе с тем возникают проблемы применения материа­лов судебной статистики. Их можно условно разделить на две группы: 1) проблемы использования данных судебной стати­стики в юридических исследованиях; 2) проблемы выбора па­раметров (показателей), по которым должна вестись судебная

статистика.

Поэтому важнейшая задача использования данных су­дебной статистики состоит в адаптации, приспособлении их к потребностям юридической науки и практики. Эта задача может быть решена посредством дальнейшего развития теории судеб­ной статистики, а также совершенствования системы организа­ции судебной статистической информации.

Построение системы судебной статистики означает не просто выделение группы показателей, а система таких показа­телей, которые являются моделью суда как органа власти, при­званного разрешать юридические конфликты.

Система статистических показателей о суде представля­ет собой конструкцию количественных величин, отражающих

 

существенные стороны суда. Важнейшими характеристиками этой системы являются целостность, логичность и внутренняя взаимообусловленность ее показателей.

Основные типы показателей судебной статистики делят­ся на два вида: 1) показатели деятельности каждого суда;

2) показатели деятельности всех судов, входящих в судебную систему.

Математические показатели, входящие в эти блоки, де­лятся на такие группы как абсолютные, относительные, индек­сы динамики и т.д.

Данные судебной статистики отражают существенные и типичные черты в организации и деятельности суда в конкрет­ных исторических условиях. На их основе можно определить главные тенденции и закономерности развития судебной прак­тики.

Существует мнение, что судебная статистика трансфор­мировалась в правовую статистику'.

Вряд ли с этим можно согласиться. В ходе правоприме-нительной деятельности используются не только нормы права, но и иные социальные нормы, например, нормы морали. Суд имеет право на усмотрение при осуществлении правопримени-тельной деятельности2. Правовая статистика, как отрасль об­щей статистики, вынуждена учитывать применение не только правовых норм, но также неправовых, которые являются до­полнительным компонентом в разрешении возникающей ситуа­ции, затрагивает правовые интересы людей. Статистическую деятельность осуществляют соответствующие правоохрани­тельные органы. Характер статистических показателей зависит не только от предмета деятельности этих органов, но и от того, что они собой представляют, насколько компетентны их со­трудники. Поэтому вместо устоявшегося названия такой отрас­ли общей статистики как “Правовая статистика” надо использо­вать название “Юридическая статистика”.

6. Юридическая литература. Сведения об организации и деятельности суда можно почерпнуть из юридической литера­туры: учебников, учебных пособий, монографий, научных ста-

 

тей, тезисов докладов и выступлений участников конференций и др.

7. Материалы общественно-политической печати. Информацию об организации суда и иных правоохранительных органов можно почерпнуть также из материалов общественно-политической периодической печати. Конечно, к публикациям в таких источниках нельзя подходить с единой меркой. Здесь не­обходимо учитывать общий подход к роли печати в жизни страны, а также учитывать авторитет газеты или журнала, по­скольку они участвуют в формировании общественного мнения относительно того или иного факта.

В общественно-политической периодической печати Республики Беларусь значительное место отводится разного рода судебным репортажам, очеркам, заметкам, сообщениям, интервью с судьями и работниками других правоохранительных органов. При ознакомлении с материалами массовых газет и журналов надо особенно тщательно анализировать содержа­щуюся там информацию. Комитет по профессиональной этике журналистов, который образован Белорусским союзом журна­листов, призван препятствовать распространению в печати ложных сведений 1 .Его деятельность, конечно, не устраняет возможность обращения человека в суд за защитой чести и дос­тоинства.

8. Материалы мемуарного характера. Определенные сведения об организации суда и правосудия, становлении и раз­витии органов судебной власти можно получить из материалов мемуарного характера, к которым относятся: письма, дневники, автобиографии, воспоминания и другие высказывания или со­общения, в которых находит выражение личное отношение че­ловека к пережитой им общественной или жизненной ситуации. Изучение этих источников позволяет осмыслить те или иные социально-правовые явления. Оценивая их, надо учитывать, что свойством памяти является интерпретировать пережитое. В.И. Пичета, говоря о значимости мемуаров, отмечал, что в них “много односторонности, в особенности в выборе материала, однако это нисколько не мешает признать их ценным историче­ским документом”2.

 

Материалы мемуарного характера являются дополни тельным компонентом в поиске сведений о судоустр^ствеТни подлежат тщательному анализу, сопоставлению Низложением тех же фактов, событий, явлений в других источника^

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.