Сделай Сам Свою Работу на 5

Принцип участия в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей





Значимость судебной власти в государстве определяется не только тем, в каких взаимосвязях она находится с законода­тельной и исполнительной властями, но и отношением народа к ее институтам, доверие которого создается на базе упорядочен­ного контроля с его стороны. Формы этого контроля разнооб­разны и зависят от особенностей государства, традиций народа.

В древности, на ранних этапах развития государствен­ности суд вершился самим народом или его организационными формами. В более поздний период, когда укрепляется монархи­ческая власть, значительную роль играют правительственные, т.е. коронные (профессиональные) судьи. Но они стали осуще­ствлять судебную власть, как правило, вместе с представителя­ми народа: присяжными заседателями или шеффенами (народ­ными заседателями).

Присяжные заседатели образуют самостоятельную от профессиональных судей коллегию. Их количество может быть разным, от 7 до 12 человек, но, как правило, 12 человек. От них не требуется никакой специальной юридической подготовки. Они выносят свой вердикт (решение) на основе непосредствен­ного восприятия того, что происходит в судебном заседании. Равных и одинаковых прав с профессиональными судьями при осуществлении правосудия они не имеют. Коллегия присяжных заседателей выносит вердикт только по поставленным . перед ней вопросами. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, кол­легия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслу­живает ли подсудимый снисхождения. Профессиональный су­дья в суде присяжных выносит обвинительный или оправда­тельный приговор. При наличии обвинительного вердикта при­сяжных заседателей судья всегда выносит обвинительный при­говор. Он единолично назначает подсудимому наказание. В случае вынесения присяжными оправдательного вердикта судья выносит оправдательный приговор.



В России суд присяжных был введен в ходе судебной реформы 1864 г. и предназначался для рассмотрения уголовных дел в окружном суде.


В 70-х годах XIX в. в Западной Европе получает распро­странение суд с участием шеффенов, в особенности в Германии.



Шеффены - это лица, избранные народом на определен­ный период времени для совместного с профессиональными судьями разрешения всех вопросов, возникающих при разбира­тельстве дела и обязанных мотивировать свои решения относи­тельно вины лица, а также его наказания. В то время как в суде присяжных приговор - это результат деятельности двух колле­гий, присяжных заседателей и профессиональных судей, в суде шеффенов существует лишь одна коллегия, нераздельно и со­вместно разрешающая все вопросы как фактические, так и юри­дические.

В СССР действовал суд с участием народных заседате­лей (шеффенов).

Декрет о суде № 1, опубликованный 24 ноября 1917г., все существующие на тот момент в России Судебные установ­ления упразднил, предусмотрев иную судебную систему. Ха­рактерно, что Декрет не обошел своим вниманием вопрос об участии граждан в реализации судебной власти. Совет Народ­ных Комиссаров отдал предпочтение не суду присяжных, а шеффенной форме суда в виде участия в местном суде двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей '.

Декрет №2 о суде, опубликованный 7 марта 1918г., предусмотрел образование окружных народных судов. В этих судах решения по гражданским делам принималось в составе трех постоянных членов окружного народного суда и четырех народных заседателей. Решение по уголовным делам принима­лось в составе двенадцати очередных заседателей и двух запас­ных под председательством одного из постоянных членов суда. Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами рабочих, солдатский, крестьянских и казачьих депутатов, на основании списков кандидатов, пред­ставляемых местными работниками и волостными Советами. Очередные списки каждой сессии составлялись путем жеребь­евки исполнительными комитетами Советов2.



 

В последующем было установлено, что уголовные и гражданские дела суд первой инстанции должен рассматривать в составе судьи и двух народных заседателей, а проверку закон­ности и обоснованности судебных приговоров осуществлять только профессиональными судьями.

Компетенция народных заседателей и профессиональ­ных судей при осуществлении правосудия одинакова. Они со­вместно рассматривают все вопросы, включая и те, которые ка­саются виновности и наказуемости лица, и выносят простым большинством голосов свое решение. Председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья. При голосовании он подает свой голос последним.

На протяжении своего существования деятельность на­родных заседателей подвергалась критической оценке и вноси­лись предложения по совершенствованию их работы. Некото­рые юристы пришли к выводу, что институт народных заседа­телей не оправдал своего предназначения и с середины 80-х го­дов активно начал обсуждаться вопрос о возможности учрежде­ния суда присяжных.

Закон “О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь” от 13 января 1995 г. предусмотрел организацию суда присяжных. Однако в этой части Закон оказался не реализован­ным. В Республике Беларусь продолжают функционировать на­родные заседатели.

Верховный Совет Республики Беларусь 7 июня 1996 г. издал Временное положение о порядке утверждения списков народных заседателей '. Согласно этому нормативно-правовому акту, народными заседателями могут быть граждане Республи­ки Беларусь, достигшие возраста 25 лет, а народными заседате­лями военных судов - граждане Республики Беларусь, состоя­щие на действительной военной службе.

Народными заседателями не могут быть лица:

1) признанные ограниченно дееспособными или недееспособ­ными либо страдающие хроническим, психическим или иным заболеванием; 2) привлеченные к уголовной ответственности либо судимые за совершение преступления; 3) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 4) занимающие должности, не совместимые с исполнением обязанностей на­родных заседателей (депутаты, члены Правительства, судьи,

 

служащие аппарата судов, работники органов прокуратуры, служащие органов внутренних дел и государственной безопас­ности, адвокаты, священнослужители).

Количество народных заседателей устанавливается: для районных (городских), межгарнизонных военных судов- 35 народных заседателей на одного судью; для областных. Мин­ского городского судов, Белорусского военного суда-25 народных заседателей на одного судью; для Верховного Су­дьи Республики Беларусь- 10 народных заседателей на одного

судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных за­седателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в мест­ные советы или высшие органы власти из числа граждан, посто­янно проживающих на территории района, города, области. За­тем эти списки утверждаются соответствующими исполнитель­ными комитетами. Так, списки народных заседателей районных (городских) судов утверждаются районным (городским) испол­нительным комитетом, областных судов. Минского городского суда - областным исполнительным комитетом. Минским город­ским исполнительным комитетом. Списки народных заседате­лей Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Сове­том Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Списки народных заседателей военных судов состав­ляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воин­ских частей.

Народные заседатели приносят присягу на общем соб­рании народных заседателей в присутствии судей и представи­телей исполнительного комитета (командира воинской части), а в Верховном Суде Республики Беларусь - в присутствии судей Верховного Суда и депутатов парламента.

Народные заседатели призываются к исполнению обя­занностей в судах в порядке очередности. За участие в рассмот­рении дел им осуществляются судом выплаты за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета.

Народные заседатели могут быть освобождены от ис­полнения своих обязанностей в суде до окончания срока полно­мочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе по другим уважительным причинам. Они могут быть досрочно ис-


ключены из списков органам, их утвердившим, если они совер­шили действия, не достойные высокого звания народного засе­дателя, или же в силу состоявшегося приговора суда.

В Республике Беларусь проходит реформа законода­тельства. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу, принятому в 1998 г., рассмотрение гражданских дел осуществ­ляется единолично судьей или коллегией профессиональных судей. Народные заседатели и присяжные заседатели в рассмот­рении дела не участвуют. В рассмотрении дел хозяйственными судами и Конституционным Судом представители народа (на­родные заседатели и присяжные заседатели) также не участву­ют.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.