|
Правоохранительная функция государства
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в целом.
В реализации функций государства проявляется та роль, которую оно играет в решении вопросов развития общества и удовлетворения интересов населения страны. Функции государства зависят от задач, стоящих перед ним. На том или ином этапе его развития (война, экономический кризис и т.д.) одни функции государства выдвигаются на передний план, другие, хотя и действуют, но остаются как бы в тени.
Одной из постоянных функций государства является правоохранительная функция, которая состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами.
Правоохранительная функция государства реализуется органами законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждый из государственных органов участвует в осуществлении этой функции в пределах своих полномочий, определенных в законодательстве. Вместе с тем из системы государственных органов можно выделить такие государственные органы, которые как бы специально созданы для осуществления правоохранительной функции. Их принято именовать правоохранительными органами. Понятие “правоохранительные органы” сложилось на практике и им широко оперируют в разного рода документах.
Правоохранительные органы образуют самостоятельную группу органов государства, которые имеют схожие задачи:
1) восстановление нарушенного права; 2) наказание правонарушителей; 3) профилактика правонарушений. Эти задачи достигаются благодаря реализации каждым из правоохранительных
органов своих специфических функций, к которым относятся функции: конституционного контроля, правосудия, прокурорского надзора, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности, исполнения судебных решений, оказания юридической помощи, предупреждения преступлений. Для выполнения этих функций государством учреждаются соответствующие органы. Например, для осуществления правосудия образуются суды, прокурорского надзора — прокуратура, оказания юридической помощи — адвокатура и т.д. В своей совокупности эти функции образуют стержень правоохранительной функции государства, которая в целом может быть реализована усилиями всех государственных органов, т.е. органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Приоритетное место в системе правоохранительных органов занимают суды. На них возложена функция правосудия. Именно суды предназначены для окончательного разрешения юридических конфликтов, которые возникают в государстве. Суд, как орган судебной власти, по сравнению с другими правоохранительными органами, имеет возможность значительно в большей мере охранять право. Судам принадлежит особый статус в государстве. Их деятельность в законодательстве довольно подробно регламентирована, а полномочия четко очерчены. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность суда. Решения любого суда подлежат обязательному исполнению. Функции прокурорского надзора, расследования преступлений, оказания юридической помощи предназначены для содействия суду в реализации правосудия. В этом смысле они носят вспомогательный характер.
Понятие “правоохранительные органы” стало широко употребляться с 80-х гг. XX в. Вопрос о том, относится ли суд к правоохранительным органам, не возникал. Однако в последние годы он стал обсуждаться не только в юридической литературе, но и получил соответствующее отражение в законодательстве России, где, например, в ст. 72 Конституции содержится выражение “кадры судебных и правоохранительных органов”, а также в самом названии Федерального закона от 20 апреля 1995 г. “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов”. По-видимому, исключение судов из системы правоохранительных органов связано с желанием придать суду особую организационную и функциональную автономность от других органов.
Однако принцип независимости суда при осуществлении правосудия не будет ущемлен даже тогда, когда органы прокурорского надзора, расследования преступлений и защиты по уголовным делам будут структурно организованы при судах, поскольку перед каждым их них стоят разные задачи и используются разные методы деятельности.
Путем разрешения юридических конфликтов суды охраняют права и законные интересы. Более того, они являются теми органами, которые олицетворяют охрану права. Возможно, в законодательстве, чтобы выделить суды, как органы судебной власти, от иных правоохранительных органов, которые не обладают функцией правосудия, следовало бы использовать такую формулировку: “суды и иные правоохранительные органы”.
Таким образом, хотя правоохранительную функцию государства осуществляют все государственные органы, именно судам как органам, предназначенным для окончательного разрешения юридических конфликтов, принадлежит главенствующая роль. Выяснение вопросов, связанных с организацией и структурой судов, входящих в судебную систему государства, имеет важное значение, поскольку от них в конечном итоге зависит качество функционирования всей правовой системы в государстве.
§ 2. Предмет и система курса “Судоустройство”
Судоустройство — юридическая учебная дисциплина, объектом изучения которой является организация и структура судов, входящих в судебную систему государства, и органов, способствующих их деятельности, а также иных судов, находящихся на территории государства.
Суды должны быть устроены так, чтобы быть готовыми рассматривать юридические дела и выносить по ним законные и обоснованные решения. Однако это возможно только в том случае, если деятельности судов будут способствовать органы расследования преступлений, прокуратура, адвокатура, министерство юстиции и его органы. Поэтому в курсе “Судоустройство” подлежат изучению вопросы, касающиеся устройства этих органов, но только в той степени, в какой это связано с выполнением целей и задач, поставленных перед судами. В разных государствах суд устроен по-разному. В одних — органы прокурорского надзора, юридической помощи и предварительного 7
расследования преступлений организационно находятся при судах, а в других они автономны от суда. Однако это не меняет
их функций.
Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных дел, решения вопросов о виновности обвиняемых, применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных, а также гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, дел об административных правонарушениях, подлежащих юрисдикции суда, хозяйственных дел, возникающих в сфере экономических отношений, конституционных дел, рассматриваемых Конституционным Судом. При этом суды выступают от имени государства и наделяются его принудительной силой. На территории государства могут функционировать международные суды.
Прокурорский надзор — одна из форм государственной деятельности. Ее целью является обеспечение точного и единообразного понимания и применения закона. Прокурорский надзор осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами. Прокуроры следят за тем, чтобы все государственные органы, должностные лица, общественные организации действовали в соответствии с законом. Требования прокуроров об устранении выявленных им нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения. В суде при рассмотрении уголовных дел прокурор осуществляет функцию государственного обвинения.
Расследование преступлений - это предусмотренная уголовно-процеесуальным законом деятельность специально уполномоченных лиц по собиранию и исследованию доказательств, установлению преступления и лиц, его совершивших, с целью осуждения виновных, оправдания и реабилитации невиновных.
Юридическая помощь гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям оказывается адвокатурой, которая путем дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг, осуществления защиты в суде по уголовным делам и представительства по гражданским и уголовным делам, способствует укреплению прав и законных интересов человека, установлению судом истины по рассматриваемому делу. 8
Систему курса образует совокупность связанных между собой вопросов, которые подлежат изучению в данной учебной дисциплине. Они объединяются в следующие темы:
1. Предмет, система и основные понятия курса “Судоустройство”.
2. Источники курса “Судоустройство”.
3. Методы исследования организации и деятельности суда.
4. Судебная власть.
5. Правосудие и его принципы.
6. Судебная система.
7. Районный (городской) суд.
8. Областной (Минский городской) суд.
9. Военные суды.
10. Верховный Суд Республики Беларусь.
11. Хозяйственные суды.
12. Конституционный Суд Республики Беларусь.
13. Правовой статус судей.
14. Организационное обеспечение деятельности судов.
15. История белорусского законодательства о судоустройстве.
16. Органы предварительного следствия и дознания.
17. Прокуратура.
18. Адвокатура.
19. Товарищеские суды.
20. Третейские суды.
21. Экономический Суд Содружества Независимых Государств.
§ 3. Соотношение курса “Судоустройство” с другими юридическими учебными дисциплинами
“Судоустройство” — одна из первых юридических учебных дисциплин, которая изучается студентами младших курсов. В ней излагаются основные сведения о суде, прокуратуре, адвокатуре, органах предварительного расследования преступлений, которые являются исходными при изучении других юридических учебных дисциплин. Без их уяснения невозможно понять сущность и содержание других юридических предметов, преподавание которых осуществляется параллельно с изучением курса “Судоустройство” или после него. В свою очередь,
“Судоустройство” основывается на тех знаниях, которые были получены при изучении таких курсов, как “Общая теория права”, “Конституционное право”, “Административное право”. Можно сказать, что “Судоустройство”, в той или иной мере, связано со всеми юридическими учебными дисциплинами.
Наиболее тесную связь курса “Судоустройство” можно проследить с курсом “Конституционное право”, который является базовым при изучении других учебных курсов и предназначен для установления основных положений практики разделения властей в государстве, понятия и системы государственных органов, общих представлениях о их функциях и компетенции. Определенное место в изучении этого курса отводится и таким явлениям, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор, но в курсе “Судоустройство” они изучаются более пространно, с учетом информации, полученной из курса “Административное право”, содержанием которого является организация и деятельность органов исполнительной власти, их взаимосвязь с органами законодательной и судебной властей. В курсе “Административное право” излагаются сведения относительно Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Эти сведения являются базовыми при изучении курса “Судоустройство”. Кроме того, суд относится к субъектам рассмотрения дел об административных правонарушениях и применяет нормы административного права. Надо еще учитывать и то, что в суд можно обжаловать решения органов государственного управления и должностных лиц. Путем осуществления правосудия суд устраняет недостатки в работе органов исполнительной власти.
Как юридическая учебная дисциплина, “Судоустройство” тесно соприкасается с курсом “Уголовный процесс”, который предназначен для изучения деятельности, связанной с расследованием преступлений и рассмотрением уголовных дел в суде. Если в курсе “Судоустройство” органы предварительного расследования преступлений, прокуратуры, адвокатуры и суда рассматривают под углом зрения их организации, чтобы быть готовыми осуществлять деятельность по борьбе с преступностью, то в курсе “Уголовный процесс” изучается их конкретная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, определению мер юридического воздействия на таких лиц, а также решения вопросов о их реабилитации, если привлечение к
уголовной ответственности оказалось незаконным. Эффективность уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и должностных лиц, призванных осуществлять производство по уголовному делу, во многом зависит от того, насколько оптимально организованы эти органы, правильно ли осуществляется подбор и расстановка юридических кадров.
“Судоустройство”, как учебная дисциплина, тесно связано с курсом “Гражданский процесс”, в котором изучается деятельность суда, связанная с рассмотрением и разрешением юридических конфликтов имущественного и неимущественного характера, к которым относятся, например, гражданские дела о возмещении ущерба, взыскании алиментов, лишении родительских прав, восстановлении на работе, расторжении брака и др.
К предмету “Судоустройство” близко примыкает “Прокурорский надзор”, который студенты изучают на старших курсах. Эта учебная дисциплина существенно дополняет общие сведения о прокуратуре, полученные в курсе “Судоустройство”. Они касаются организации, форм и методов осуществления прокурорского надзора, а также других направлений деятельности прокуратуры.
Не изолирован курс “Судоустройство” и от других юридических учебных дисциплин, которые преподаются в юридических вузах.
Следует отметить, что хотя курс “Судоустройство” считается вводной юридической учебной дисциплиной по отношению к большинству других юридических курсов, но без сведений, полученных при его изучении, невозможно будет понять, усвоить другие юридические учебные дисциплины.
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КУРСА “СУДОУСТРОЙСТВО”
Под источниками курса “Судоустройство” надо понимать совокупность внешних форм закрепления, интерпретации и применения правовых норм, а также иных социальных норм, регулирующих статус судебной власти в государстве и ее организационное выражение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|