Сделай Сам Свою Работу на 5

Правоохранительная функция государства





Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в целом.

В реализации функций государства проявляется та роль, которую оно играет в решении вопросов развития общества и удовлетворения интересов населения страны. Функции государ­ства зависят от задач, стоящих перед ним. На том или ином эта­пе его развития (война, экономический кризис и т.д.) одни функции государства выдвигаются на передний план, другие, хотя и действуют, но остаются как бы в тени.

Одной из постоянных функций государства является правоохранительная функция, которая состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и за­конных интересов человека путем точного и полного соблюде­ния законодательства всеми гражданами, организациями и го­сударственными органами.

Правоохранительная функция государства реализуется органами законодательной, исполнительной и судебной вла­стей. Каждый из государственных органов участвует в осущест­влении этой функции в пределах своих полномочий, опреде­ленных в законодательстве. Вместе с тем из системы государст­венных органов можно выделить такие государственные орга­ны, которые как бы специально созданы для осуществления правоохранительной функции. Их принято именовать правоох­ранительными органами. Понятие “правоохранительные орга­ны” сложилось на практике и им широко оперируют в разного рода документах.



Правоохранительные органы образуют самостоятельную группу органов государства, которые имеют схожие задачи:

1) восстановление нарушенного права; 2) наказание правонару­шителей; 3) профилактика правонарушений. Эти задачи дости­гаются благодаря реализации каждым из правоохранительных

 

органов своих специфических функций, к которым относятся функции: конституционного контроля, правосудия, прокурор­ского надзора, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности, исполнения судебных решений, ока­зания юридической помощи, предупреждения преступлений. Для выполнения этих функций государством учреждаются со­ответствующие органы. Например, для осуществления правосу­дия образуются суды, прокурорского надзора — прокуратура, оказания юридической помощи — адвокатура и т.д. В своей со­вокупности эти функции образуют стержень правоохранитель­ной функции государства, которая в целом может быть реализо­вана усилиями всех государственных органов, т.е. органов зако­нодательной, исполнительной и судебной властей.



Приоритетное место в системе правоохранительных ор­ганов занимают суды. На них возложена функция правосудия. Именно суды предназначены для окончательного разрешения юридических конфликтов, которые возникают в государстве. Суд, как орган судебной власти, по сравнению с другими пра­воохранительными органами, имеет возможность значительно в большей мере охранять право. Судам принадлежит особый ста­тус в государстве. Их деятельность в законодательстве довольно подробно регламентирована, а полномочия четко очерчены. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность суда. Реше­ния любого суда подлежат обязательному исполнению. Функ­ции прокурорского надзора, расследования преступлений, ока­зания юридической помощи предназначены для содействия су­ду в реализации правосудия. В этом смысле они носят вспомо­гательный характер.

Понятие “правоохранительные органы” стало широко употребляться с 80-х гг. XX в. Вопрос о том, относится ли суд к правоохранительным органам, не возникал. Однако в последние годы он стал обсуждаться не только в юридической литературе, но и получил соответствующее отражение в законодательстве России, где, например, в ст. 72 Конституции содержится выра­жение “кадры судебных и правоохранительных органов”, а так­же в самом названии Федерального закона от 20 апреля 1995 г. “О государственной защите судей, должностных лиц правоох­ранительных органов и контролирующих органов”. По-видимому, исключение судов из системы правоохранительных органов связано с желанием придать суду особую организаци­онную и функциональную автономность от других органов.




Однако принцип независимости суда при осуществлении право­судия не будет ущемлен даже тогда, когда органы прокурорско­го надзора, расследования преступлений и защиты по уголов­ным делам будут структурно организованы при судах, посколь­ку перед каждым их них стоят разные задачи и используются разные методы деятельности.

Путем разрешения юридических конфликтов суды охра­няют права и законные интересы. Более того, они являются те­ми органами, которые олицетворяют охрану права. Возможно, в законодательстве, чтобы выделить суды, как органы судебной власти, от иных правоохранительных органов, которые не обла­дают функцией правосудия, следовало бы использовать такую формулировку: “суды и иные правоохранительные органы”.

Таким образом, хотя правоохранительную функцию го­сударства осуществляют все государственные органы, именно судам как органам, предназначенным для окончательного раз­решения юридических конфликтов, принадлежит главенствую­щая роль. Выяснение вопросов, связанных с организацией и структурой судов, входящих в судебную систему государства, имеет важное значение, поскольку от них в конечном итоге за­висит качество функционирования всей правовой системы в государстве.

§ 2. Предмет и система курса “Судоустройство”

Судоустройство — юридическая учебная дисциплина, объектом изучения которой является организация и структура судов, входящих в судебную систему государства, и органов, способствующих их деятельности, а также иных судов, находя­щихся на территории государства.

Суды должны быть устроены так, чтобы быть готовыми рассматривать юридические дела и выносить по ним законные и обоснованные решения. Однако это возможно только в том слу­чае, если деятельности судов будут способствовать органы рас­следования преступлений, прокуратура, адвокатура, министер­ство юстиции и его органы. Поэтому в курсе “Судоустройство” подлежат изучению вопросы, касающиеся устройства этих ор­ганов, но только в той степени, в какой это связано с выполне­нием целей и задач, поставленных перед судами. В разных го­сударствах суд устроен по-разному. В одних — органы проку­рорского надзора, юридической помощи и предварительного 7

 

расследования преступлений организационно находятся при судах, а в других они автономны от суда. Однако это не меняет

их функций.

Правосудие осуществляется только судом путем рас­смотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных дел, решения вопросов о виновности обвиняемых, применения ус­тановленных законом мер наказания к лицам, виновным в со­вершении преступления, либо оправдания невиновных, а также гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интере­сов граждан, предприятий, учреждений и организаций, дел об административных правонарушениях, подлежащих юрисдикции суда, хозяйственных дел, возникающих в сфере экономических отношений, конституционных дел, рассматриваемых Конститу­ционным Судом. При этом суды выступают от имени государ­ства и наделяются его принудительной силой. На территории государства могут функционировать международные суды.

Прокурорский надзор — одна из форм государственной деятельности. Ее целью является обеспечение точного и едино­образного понимания и применения закона. Прокурорский над­зор осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами. Прокуроры следят за тем, чтобы все государ­ственные органы, должностные лица, общественные организа­ции действовали в соответствии с законом. Требования проку­роров об устранении выявленных им нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для ис­полнения. В суде при рассмотрении уголовных дел прокурор осуществляет функцию государственного обвинения.

Расследование преступлений - это предусмотренная уголовно-процеесуальным законом деятельность специально уполномоченных лиц по собиранию и исследованию доказа­тельств, установлению преступления и лиц, его совершивших, с целью осуждения виновных, оправдания и реабилитации неви­новных.

Юридическая помощь гражданам, предприятиям, учре­ждениям, организациям оказывается адвокатурой, которая пу­тем дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг, осуществления за­щиты в суде по уголовным делам и представительства по граж­данским и уголовным делам, способствует укреплению прав и законных интересов человека, установлению судом истины по рассматриваемому делу. 8

 

Систему курса образует совокупность связанных между собой вопросов, которые подлежат изучению в данной учебной дисциплине. Они объединяются в следующие темы:

1. Предмет, система и основные понятия курса “Судоустройство”.

2. Источники курса “Судоустройство”.

3. Методы исследования организации и деятельности суда.

4. Судебная власть.

5. Правосудие и его принципы.

6. Судебная система.

7. Районный (городской) суд.

8. Областной (Минский городской) суд.

9. Военные суды.

10. Верховный Суд Республики Беларусь.

11. Хозяйственные суды.

12. Конституционный Суд Республики Беларусь.

13. Правовой статус судей.

14. Организационное обеспечение деятельности судов.

15. История белорусского законодательства о судоустрой­стве.

16. Органы предварительного следствия и дознания.

17. Прокуратура.

18. Адвокатура.

19. Товарищеские суды.

20. Третейские суды.

21. Экономический Суд Содружества Независимых Госу­дарств.

§ 3. Соотношение курса “Судоустройство” с другими юридическими учебными дисциплинами

“Судоустройство” — одна из первых юридических учебных дисциплин, которая изучается студентами младших курсов. В ней излагаются основные сведения о суде, прокурату­ре, адвокатуре, органах предварительного расследования пре­ступлений, которые являются исходными при изучении других юридических учебных дисциплин. Без их уяснения невозможно понять сущность и содержание других юридических предметов, преподавание которых осуществляется параллельно с изучени­ем курса “Судоустройство” или после него. В свою очередь,

 

“Судоустройство” основывается на тех знаниях, которые были получены при изучении таких курсов, как “Общая теория пра­ва”, “Конституционное право”, “Административное право”. Можно сказать, что “Судоустройство”, в той или иной мере, связано со всеми юридическими учебными дисциплинами.

Наиболее тесную связь курса “Судоустройство” можно проследить с курсом “Конституционное право”, который явля­ется базовым при изучении других учебных курсов и предна­значен для установления основных положений практики разде­ления властей в государстве, понятия и системы государствен­ных органов, общих представлениях о их функциях и компетен­ции. Определенное место в изучении этого курса отводится и таким явлениям, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор, но в курсе “Судоустройство” они изуча­ются более пространно, с учетом информации, полученной из курса “Административное право”, содержанием которого явля­ется организация и деятельность органов исполнительной вла­сти, их взаимосвязь с органами законодательной и судебной властей. В курсе “Административное право” излагаются сведе­ния относительно Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Эти сведе­ния являются базовыми при изучении курса “Судоустройство”. Кроме того, суд относится к субъектам рассмотрения дел об ад­министративных правонарушениях и применяет нормы админи­стративного права. Надо еще учитывать и то, что в суд можно обжаловать решения органов государственного управления и должностных лиц. Путем осуществления правосудия суд устра­няет недостатки в работе органов исполнительной власти.

Как юридическая учебная дисциплина, “Судоустройство” тесно соприкасается с курсом “Уголовный процесс”, который предназначен для изучения деятельности, связанной с расследованием преступлений и рассмотрением уголовных дел в суде. Если в курсе “Судоустройство” органы предварительного расследования преступлений, прокуратуры, адвокатуры и суда рассматривают под углом зрения их органи­зации, чтобы быть готовыми осуществлять деятельность по борьбе с преступностью, то в курсе “Уголовный процесс” изу­чается их конкретная деятельность по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, определению мер юридического воздействия на таких лиц, а также решения вопросов о их реабилитации, если привлечение к

 

уголовной ответственности оказалось незаконным. Эффектив­ность уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и должностных лиц, призванных осуществлять произ­водство по уголовному делу, во многом зависит от того, на­сколько оптимально организованы эти органы, правильно ли осуществляется подбор и расстановка юридических кадров.

“Судоустройство”, как учебная дисциплина, тесно свя­зано с курсом “Гражданский процесс”, в котором изучается дея­тельность суда, связанная с рассмотрением и разрешением юри­дических конфликтов имущественного и неимущественного характера, к которым относятся, например, гражданские дела о возмещении ущерба, взыскании алиментов, лишении родитель­ских прав, восстановлении на работе, расторжении брака и др.

К предмету “Судоустройство” близко примыкает “Прокурорский надзор”, который студенты изучают на старших курсах. Эта учебная дисциплина существенно дополняет общие сведения о прокуратуре, полученные в курсе “Судоустройство”. Они касаются организации, форм и методов осуществления прокурорского надзора, а также других направлений деятельно­сти прокуратуры.

Не изолирован курс “Судоустройство” и от других юри­дических учебных дисциплин, которые преподаются в юриди­ческих вузах.

Следует отметить, что хотя курс “Судоустройство” счи­тается вводной юридической учебной дисциплиной по отноше­нию к большинству других юридических курсов, но без сведе­ний, полученных при его изучении, невозможно будет понять, усвоить другие юридические учебные дисциплины.

 

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КУРСА “СУДОУСТРОЙСТВО”

Под источниками курса “Судоустройство” надо пони­мать совокупность внешних форм закрепления, интерпретации и применения правовых норм, а также иных социальных норм, регулирующих статус судебной власти в государстве и ее орга­низационное выражение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.