Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды правосудия





Любой государственный орган при реализации государ­ственной власти выполняет присущие ему функции. Они пре­допределяются функциями государства, под которыми понима­ются направления его деятельности, обусловленные объектив­ными потребностями общественной жизни и задачами, стоящи­ми перед государством.

Функции государственных органов по своему содержа­нию подчинены функциям государства. Если в функциях госу­дарства выражается содержание его деятельности в целом, то в функциях отдельного государственного органа- содержание относительно обособленной части государственного механизма.

Правоохранительную функцию государства осуществ­ляют все государственные органы. Чтобы не возникло сомне­ний, в какой мере тот или иной государственный орган отража­ет ту или иную сторону правоохранительной функции государ­ства, необходимо четкое законодательное закрепление за ними их функций. В отношении судов так и сделано. В ст. 4 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” ска­зано, что суды осуществляют правосудие.

Указание в законодательстве на то, что правосудие осу­ществляется только судом, является органически необходимым. Его отсутствие свидетельствовали бы о том, что органы законо­дательной власти не провели до конца тот подход, который они использовали в отношении других государственных органов, например, органов исполнительной власти. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, оз­начает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосу­дия на другие специально созданные государственные органы;



наиболее важные с точки зрения государства юридические кон­фликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмот­реть возникший конфликт другим государственным органом, а не судом.

Правосудие - это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией.


Компетенция (от лат. сотре1о - добиваюсь, соответствую) оз­начает: 1)круг полномочий, предоставленных законом кон­кретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области.



Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный- поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный- по­тому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным ус­ловиям жизни общества, является одной из важнейших предпо­сылок эффективного использования всех возможностей госу­дарства в руководстве социальными процессами.

Устанавливая компетенцию судов, государство тем са­мым определяет место судов в системе органов государствен­ной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами за­дач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Меха­низм осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отноше­ния.

Компетенция суда устанавливается государством в за­конодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществ­лять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции.

Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность- это сово­купность действий суда, совершаемых в определенной последо­вательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).



Таким образом, правосудие - это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Право­вые нормы являются основным, фундаментальным регулятором


правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятель­ность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

В законодательстве последовательно проводится идея, что правосудие - правоприменительная деятельность суда. Так, в ст. 4 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” от 13 января 1995 г. сказано: “Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством”, а в ст. 9 говорится, что судьи подчиняются только закону.

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуще­ствляется правоприменительная деятельность. Но лишь наибо­лее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регу­лированию. В остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание судьи. Каждый шаг суда невозможно подробно регламентиро­вать. Именно поэтому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему пре­доставляется определенная свобода в выборе варианта поведе­ния. В таких случаях суд использует свое усмотрение. Причем решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного реше­ния необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому ре­гулированию.

Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных пра­вовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы применив ее не выйти за пределы регуля­тивных возможностей этой нормы.

Вместе с тем, от того, что суд использует судебное ус­мотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.

 

Следует отметить, что судебная власть в государстве распространяется или, по крайней мере, должна распростра­няться на все юридические конфликты, которые объективно требуют ее вмешательства. Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид право­судия. В итоге правосудие - это деятельность суда по рассмот­рению дел, отнесенных к его компетенции.

Исходя из уровня развития действующего законодатель­ства существуют следующие виды правосудия:

· по уголовным делам;

· по гражданским делам;

· по хозяйственным делам;

· по делам об административных правонарушениях;

· по конституционным делам.

Уголовные дела - это дела о совершенных преступлени­ях, которые расследованы и рассмотрены компетентными орга­нами и должностными лицами.

Гражданские дела- это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных пра­воотношений и др.

Дела об административных правонарушениях разнооб­разны. Они рассматриваются многими административными ор­ганами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из админист­ративных правонарушений рассматривают суды: о мелком ху­лиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры админи­стративного взыскания.

Все эти дела рассматривают суды общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется в судебных заседаниях, поря­док проведения которых определен в законе. Важной особенно­стью этих заседаний является участие в них конфликтующих сторон. В гражданском процессе они называются - истец и от­ветчик, в уголовном процессе - обвиняемый и потерпевший. Кроме них есть еще другие участники судебного процесса: сви­детели, эксперты, переводчики и др. Они не заинтересованы в исходе дела. В исходе дела заинтересованы конфликтующие стороны. Для отстаивания своих интересов они не только наде­лены правами, но имеют и обязанности. 50

 

В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданско­му делу - решение, а по делам об административных правона­рушениях- постановление о наложении административного взыскания.

Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникаю­щих в сфере экономических отношений) созданы хозяйствен­ные суды.

Конституционные дела - это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.

Положение Конституционного Суда и хозяйственных .судов в судебной системе Республики Беларусь своеобразно:

при рассмотрении ими дел представители народа (народные за­седатели или присяжные заседатели) не участвуют.

Правосудие всегда осуществляется по конкретному де­лу. Формой правосудия является судопроизводство, под кото­рым следует понимать последовательность действий суда, на­правленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказы-ванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответ­ствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела. Существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное. Понятие “судопроизводст­во” идентично понятию “судебный процесс”.

Необходимо различать понятие “судебная власть” и по­нятие “правосудие”.

Понятие “судебная власть” применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же су­дебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотре­нию и разрешению конкретного дела, она превращается в функ­цию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие “правосудие”.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.