Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 2. Подготовка к дискуссии

и заполнение анкеты о дискриминации[26]

(индивидуальная работа)

Задание

Прочитайте внимательно приведенные ниже высказывания и оцените свою степень согласия — несогласия с ними по приведен­ной ниже шкале, выставите эту оценку в первом столбце.

Шкала

1 — совершенно согласен;

2 — частично согласен;

3 — и да, и нет;

4 — частично не согласен;

5 — полностью не согласен.

Утверждение Личный ответ Групповой ответ
Существование неравенства мужчин и женщин зако­номерно, так было всегда и так должно продолжаться    
Не существует дискриминации мужчин по признаку пола, существует только дискриминация женщин    
Я сам никогда не проявлял сексизм в отношении друго­го человека    
При столкновении с дискриминацией по признаку пола человек обычно переживает различные негативные эмо­ции — беспомощность, обиду, злость и др.    
Дискриминационные практики подкрепляются поли­тикой государства и законодательством    
Есть сферы жизни, в которых не реализуются сексистские установки, отсутствует дискриминация    
Дискриминации по признаку пола нужно противостоять всегда независимо от ситуации    

Этап 3. Дискуссия о сексизме (работа в малых группах)

Работа проходит в группах по 4-8 человек.

Инструкция: обсудите в своей группе выставленные вами оценки. Выработайте одну общую оценку по каждому пункту. При обсужде­нии аргументируйте свой ответ, отстаивайте свою точку зрения.

Этап 4. Дискуссия о сексизме (представление работы групп, общая дискуссия)

Мнение каждой группы по заявленным вопросам представляется перед всей группой. Каждый пункт обсуждается последовательно. Преподава­тель обобщает основные мысли, высказанные группами, поощряет обмен мнениями, если у разных групп они вступают в противоречие.

В конце дискуссии преподаватель еще раз подчеркивает скрытость некоторых дискриминационных практик. Группа, которая по­давляет другую группу, всегда меньше осознает свою роль. Подав­ляемая группа, наоборот, больше осознает свой низкий статус.

Этап 5. Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций дискриминации

Внимательно прочитайте представленную ситуацию. Считаете ли вы, что здесь проявляется сексизм? В чем он проявляется? Как бы вы ответили на последнее утверждение, как бы вы могли противостоять дискримина­ции в подобной ситуации? Представьте возможные пути взаимодействия в подобной ситуации. Инсценируйте ситуацию. (Список ситуаций, для обсуждения и инсценировки представлен в приложении.)

Этап 6. Ролевое проигрывание ситуаций дискриминации

Каждая группа представляет ситуацию и свои варианты ответов на ситуации.

После каждого представления проводится обсуждение:

1. Какой гендерный стереотип представлен в этой ситуации, насколь­ко он распространен?

2. Какие вы можете предложить способы поведения в данной си­туации?

Все способы, предложенные группами, обсуждаются и оценивают­ся по критерию эффективности: насколько данный способ ответа бу­дет способствовать, с одной стороны, возможности противостоять дис­криминации, с другой — эффективному взаимодействию.

Этап 7. Подведение итогов занятия

Преподаватель задает вопросы студентам: что понравилось в занятии, что вам было важно, что нового вы сегодня узнали? Задача препода­вателя просто выслушать сказанное, не комментируя, не давая сове­тов. Затем преподаватель сам отвечает на поставленный вопрос. Цель подобной работы состоит в осознании результатов и подведении ито­гов работы на занятии.

Контрольные вопросы

1. Что такое дискриминация, сексизм?

2. Определите понятия внутреннее и внешнее подавление?

3. Почему человек в определенный момент сам начинает воспро­изводить гендерные стереотипы, становится субъектом дискри­минации?

Литература

1. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч. I / Под ред. И. А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

2. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с соци­ально-психологической точки зрения // Сексология. — СПб.: Питер, 2001.-С. 144-161.

3. The Human Side of Human Being: The Theory of Re-evoluation Coinseling. Russian edition. — Seatlle: Rational Island Publishers, 1991c.

Приложение

Список ситуаций для обсуждения и

Инсценировки

Ситуация1

Девушка приходит устраиваться на работу менеджером в отдел продаж фирмы, продающей телефонные станции. Работник кадровой службы ей говорит: «Мы не можем вас принять, нам нужны только мужчины, к сожалению, женщина не может продавать телефонные станции».

Ситуация2

Муж приходит домой. Заходит на кухню и видит, что ужин не го­тов, говорит жене: «Почему ты до сих пор не приготовила мне ужин? Я очень голодный».

Ситуация 3

Инспектор ГИБДД останавливает машину, заметив, что за рулем сидит женщина говорит: «Вы женщина, поэтому гуманно будет пре­дупредить окружающих водителей об этом и повесить знак "ограни­чение максимальной скорости — 70 км/ч" на заднем стекле вашего автомобиля».

Ситуация 4

Молодая женщина работает в фирме уже несколько лет. Недавно появилась вакансия на вышестоящую должность. Начальник, сооб­щая ей об этом, намекает, что она может получить эту должность, если окажет ему некоторые услуги, не указывая прямо их характер. Напри­мер, он говорит: «Мы могли бы обсудить это подробнее сегодня вече­ром за ужином».

Ситуация5

Заболел ребенок. Муж просит дать ему отпуск по уходу за ребен­ком. На работе ему отвечают: «У вас для этого есть жена, пусть она и сидит с ребенком, вы нам нужны здесь».


Глава 32

Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах

О. Л. Кустова

Вводные замечания

Современное общество, несмотря на динамические процессы, доста­точно медленно изменяет существующие шаблоны, стереотипы, ус­тановки в отношении различных своих структур, в том числе и в от­ношении таких социальных групп, как женщины и мужчины. Дан­ный феномен объясним потребностью в стабилизации общества в целом и его разнообразных социальных процессов в отдельности. Феномен существования гендерных стереотипов как совокупности упрощенных обобщений о группе мужчин или женщин, позволяю­щей распределять их по категориям ивоспринимать шаблонно, име­ет различные формы проявления. Одной из форм репрезентации трафаретного отношения к человеку в зависимости от его пола яв­ляются анекдоты.

Согласно Краткой литературной энциклопедии, под анекдотом понимается небольшой устный шуточный рассказ самого различно­го содержания с неожиданной и остроумной концовкой [3]. В каче­стве особенностей данного культурного феномена, на наш взгляд, можно обозначить следующее:

1) анекдот — это маленький рассказ, очень емко отражающий свою суть, в силу чего он не требует большого когнитивного напря­жения;

2) анекдот (в частности, по гендерной тематике) представлен разго­ворным, бытовым языком, что позволяет ему быть понятным раз­личным социальным слоям и группам;

3) благодаря анекдоту высмеиваемый объект упрощается, становит­ся более понятным, доступным, более объяснимым, что, с одной стороны, снимает напряжение в отношении объекта, а с другой — безусловно, закрепляет существующий стереотип;

4) анекдот вызывает приятную эмоциональную реакцию — смех, чем также объясняется его длительное существование;

5) и, наконец, особенность, касающаяся рассматриваемой здесь темы — независимо от возраста, социального статуса, сексуальной ориен­тации, каждый человек так или иначе включен в отношения со сво­им и противоположным полом, следовательно анекдоты о различ­ных аспектах жизнедеятельности мужчин иженщин будут для него актуальны.

В подавляющем большинстве анекдоты, касающиеся гендерных ас­пектов, являются сексистскими, то есть, открыто или завуалировано дискриминируют женщин или мужчин на основании их пола [2], вы­смеивая несостоятельность в приписываемых обязанностях, правилах и способах обязательного поведения.

По мнению Ш. Берна, остроты в адрес другого пола могут не только укрепить чувства идентичности гендерной группы и соли­дарности с остальными ее членами, но также привести к преуве­личенному восприятию различий между гендерами и породить конфликты между их представителями [1], поэтому попытки из­менения существующей системы взглядов на мужчин и женщин в различных репрезентативных конфигурациях, на наш взгляд, не­обходимы.

Скорее всего, бороться с анекдотами и отражаемыми в них темами бессмысленно, однако знание о сексизме, существующих формах про­явления дискриминации и рефлексия в отношении данного феноме­на уже сами по себе могут стать позитивным процессом.

Цели занятия

1. Анализ анекдотов, содержащих гендерные стереотипы.

2. Рефлексия участников занятия в отношении репрезентируемых в анекдотах объектов.

3. Вывод о существовании данного феномена как одной из форм про­явления и закрепления сексизма.

Оснащение

1. В аудитории должны быть доска, мел.

2. Преподавателю рекомендуется иметь заранее подготовленные кар­точки с анекдотами по данной тематике (см. приложение)[27].

Порядок работы

Этап 1. Поиск анекдотов.

Этап 2. Вводное обсуждение.

Этап 3. Анализ анекдотов.

Этап 1. Поиск анекдотов

Студентам предварительно рекомендуется дать домашнее задание на поиск и сбор анекдотов, так или иначе дискриминирующих муж­чин или женщин.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.