Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 1. Подготовка группы к докладу





Для проведения занятия необходимо разделить студентов на три под­группы. Каждая из них получит свою инструкцию (см. приложение).

Раздача инструкций и материалов, выполнение задания.

Время работы 20-30 минут.

Этап 2. Доклады групп

Каждая группа представляет свой доклад на общей «конференции» (пример см. в приложении). На доклад отводится 5-7 минут, затем другие группы могут задать 2-3 вопроса выступавшим. Таким обра­зом, «конференция» длится около 45 минут.

Этап 3. Заключение

В заключение можно обсудить возможности взаимодействия планет между собой и сделать особый акцент на диалоге третьей планеты со всеми остальными.

Предлагаемое занятие может быть частью специального курса по гендерной психологии, но его можно включать и в другие курсы. Так, мы проводили его в рамках курса «Социальная психология».

Проведенные занятия выявили, что наибольшее затруднение у не­подготовленной аудитории вызывает описание третьей «гендерно-нейтральной» планеты. Поэтому нам представляется возможным следую­щая модификация этого занятия: разделить во времени путешествия по планетам. На этапе вводных лекций нам представляется разумным поговорить о гендерных стереотипах и, соответственно, проанализиро­вать их вместе со студентами. Поэтому на занятии можно сначала со­вершить путешествие только по маскулинной и фемининной планетам. Позже, когда понятие «гендер» будет достаточно хорошо знакомо сту­дентам, можно попутешествовать по гендерно-нейтральной планете. Здесь также нам представляется разумным разделить аудиторию на группы исследователей для лучшего взаимодействия студентов друг с другом. Кроме того, это даст возможность увидеть различные модели «безгендерного» общества. Такое занятие может проходить в самом кон­це курса и быть зачетным, поскольку для описания третьей планеты студенты должны будут обратиться к полученным знаниям по гендерной психологии, и, соответственно, использование этих знаний может демонстрировать успешность усвоения материала.



Контрольные вопросы

Хотя само занятие носит творческий, поисковый характер, нам представ­ляется уместной последующая его рефлексия. Для анализа полученных ре­зультатов можно предложить студентам ответить на следующие вопросы.



1. На какие стереотипы вы опирались для описания той или иной планеты? Насколько они распространенны в нашем обществе?

2. Как и когда вы сталкивались с этими стереотипами?

3. Насколько они истинны?

4. Почему и как могли появиться в обществе те или иные стереотипы? Это задание может выполняться в форме групповой дискуссии или

индивидуальной домашней работы.

Литература

1. Ажгихииа Н. И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // Материалы Первой Россий­ской летней школы по гендерным исследованиям «Валдай-95». — 1996.-№ 1.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2000.

3. Аронсон Э. Общественное животное. — М., 1999.

4. Бадентэр Э. Мужская сущность. — М., 1995.

5. Берн Ш. Гендерная психология. — М., 2001.

6. Бовуар С. Второй пол. — СПб., 1997.

7. Вовченко О. М. Общественное равенство женщин. — М., 1995.

8. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материа­лы Первой Российской летней школы по гендерным исследова­ниям «Валдай-95». - 1996. - № 1.

9. Гиллиган К. Иным голосом: Психологическая теория и развитие женщин. Электронная версия опубликована на сайте «Психоло­гическая сеть российского Интернета / PSyberLink, http:// www.nsu.ru/psych/internet

10. Гречушникова Т. В. «Женский язык» — бесперспективная утопия или путь к гармонии? // Женщины. История. Общество. — Тверь, 1999.

11. Здравомыслова Е., Темкжа А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе.

12. Здравомыслова О. А. Современный мужчина//Женщина плюс... — 1996. -№3.

13. Караванова Е. Е., Матвеева Л. В. Особенности образов партнеров по общению в телевизионной коммуникации // Вопросы психо­логии. - 2001. - №4.



14. Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из Рос­сии. - М., 1996.

15. Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию // Антология гендерной теории. — Минск, 2000.

16. Кон И. С. Вкус запретного плода. — М., 1998.

17. Корелова Г. Н. Женщины обновляющейся России. — М., 1997.

18. Либоракина М. Первая менструация, или Как женщины приуча­ются быть женщинами // Преображение. — 1994. — № 2.

19. Нечаева Н. А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. — СПб., 1997.

20. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.

21. Рубин Г. Обмен женщинами: Заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории. — Минск, 2000.

22. Синельников А. Поощрение и наказание: Мужчина и патриархат­ная власть // Преображение. — 1997. — № 5.

23. Ушакин С. Пол как идеологический продукт: О некоторых направ­лениях в российском феминизме // Преображение. — 1998. — № 6.

24. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследова­ния в психологии // Вопросы психологии. — 2001. — № 3.

25. Фоломеева Т. В., Цехоня О. С. Проективные тесты в исследовании потребительского поведения // Вестник МГУ. Сер. 14 Психоло­гия. - 1997. - № 4.

26. Фридан Б. Загадка женственности. — М., 1994.

27. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.

28. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социо­логия пола // Антология гендерной теории. — Минск, 2000.

29. Шапинская Е. Н. Дискурс любви. — М., 1997.

30. Щепаньская Т. Телесные табу и культурная изоляция // Феми­нистская теория ипрактика: Восток-Запад. — СПб., 1996.

31. Andersen B.L., Cyranowski J. M. Woman's sexual self-schema //Journal of Personality and Social Psychology. — 1994. — Vol. 67. — № 6.

32. Larson R., Richards M., Perry-Jenkins M. Divergent worlds: the daily emotional experience of mothers and fathers in the domestic and public spheres //Journal of Personality and Social Psychology. — 1994. — Vol. 67 - № 6.

Приложение

Игра «Путешествие по Планете»

Инструкция 1

Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из 3 планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследо­вать. Вашей научно-исследовательской группе предстоит высадиться на одной из планет, изучить ее и предоставить социально-психологи­ческий отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на общей кон­ференции). Попав на планету, вы поняли, что все ее жители обладают только мужскими качествами. Вы посетили Маскулинную Планету. Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.

Природные условия и явления(атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).

Социальные отношения(уровень развития цивилизации; обще­ство, его структура и законы; основные занятия; вхождение в раз­личные группы; статус, отношение к жителям других планет; от­ношение к ним других обитателей системы и т. п.).

Материальные характеристики жителей(статус; уровень жизни; обустроенность быта; обеспеченность).

Межличностные отношения(наличие близких, интимных отноше­ний; общепринятые формы взаимодействия между близкими людь­ми; воспитание детей, методы воспитания; жизненный путь ребенка, как ребенок становится полноправным членом данного общества).

Психологические характеристики жителей(потребности, интере­сы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение и представле­ние о будущем; страхи; что, по их мнению, о них думают, — то есть социальные представления об их обществе и т. п.).

Кроме того, вашей группе необходимо предоставить на суд коллег некоторый «продукт маскулинной культуры». Можно, например, пе­ресказать содержание популярной на планете книги или перечень глав какого-нибудь учебника, переписать рубрики из распространенного журнала/газеты или что-нибудь еще.

Инструкция 2

Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из 3 планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо ис­следовать. Вашей научно-исследовательской группе предстоит вы­садиться на одной из планет, изучить ее и предоставить социаль­но-психологический отчет о проделанной работе (5-минутный док­лад на общей конференции). Попав на планету, вы поняли, что все ее жители обладают только женскими качествами. Вы посетили Фе­мининную Планету. Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предла­гаемые ниже пункты.

Природные условия и явления(атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).

Социальные отношения(уровень развития цивилизации; обще­ство, его структура и законы; основные занятия; вхождение в раз­личные группы; статус, отношение к жителям других планет; от­ношение к ним других обитателей системы и т. п.).

Материальные характеристики жителей(статус; уровень жизни; обустроенность быта; обеспеченность).

Межличностные отношения(наличие близких, интимных отно­шений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания; жизненный путь ребенка, как ребенок становится полноправным членом данного общества).

Психологические характеристики жителей(потребности, интере­сы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение и представле­ние о будущем; страхи; что, по их мнению, о них думают, — то есть социальные представления об их обществе и т. п.).

Кроме того, вашей группе необходимо предоставить на суд коллег не­который «продукт фемининной культуры». Можно, например, пере­сказать содержание популярной на планете книги или перечень глав какого-нибудь учебника, переписать рубрики из распространенного журнала/газеты или что-нибудь еще.

Инструкция 3

Представьте себе некоторую солнечную систему, которая состоит из 3 планет. Ваш корабль попал в эту систему. Ее необходимо исследо­вать. Вашей научно-исследовательской группе предстоит высадить­ся на одной из планет, изучить ее и предоставить социально-психологический отчет о проделанной работе (5-минутный доклад на об­щей конференции). Попав на планету, вы поняли, что здесь не суще­ствует разделения на «мужское» и «женское», ее жители не понима­ют подобного разделения. Вы посетили Гендерно-Нейтральную Планету (возможен вариант — Безгендерную Планету). Опишите ее, пожалуйста, опираясь на предлагаемые ниже пункты.

Природные условия и явления(атмосфера; климат; количество материков; места, пригодные для жизни; комфорт и т. п.).

Социальные отношения(уровень развития цивилизации; обще­ство, его структура и законы; основные занятия; вхождение в раз­личные группы; статус, отношение к жителям других планет; от­ношение к ним других обитателей системы и т. п.).

Материальные характеристики жителей(статус; уровень жизни; обустроенность быта; обеспеченность).

Межличностные отношения(наличие близких, интимных отно­шений; общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми; воспитание детей, методы воспитания; жизненный путь ребенка, как ребенок становится полноправным членом данного общества).

Психологические характеристики жителей(потребности, интере­сы, преобладающие эмоции; ожидания; отношение и представле­ние о будущем; страхи; что, по их мнению, о них думают, — то есть социальные представления об их обществе и т. п.).

Кроме того, вашей группе необходимо предоставить на суд коллег некоторый «продукт гендерно-нейтральной культуры». Можно, на­пример, пересказать содержание популярной на планете книги или пе­речень глав какого-нибудь учебника, переписать рубрики из распро­страненного журнала/газеты или что-нибудь еще.

Описание студентами Маскулинной Планеты[20].

Атмосфера на планете затуманена, «поэтому мужики не видят баб, им не важна женская привлекательность»[21]. Климат здесь жесткий, тяжелый, следовательно, усилия направлены на выживание. Климат не пригоден для сельского хозяйства, поэтому жители занимаются охотой.

На планете один материк и одна культура. Люди живут в городах, фортах и кочевых племенах. О комфорте говорить не приходится — условия жизни барачные.

В целом об устройстве общества можно сказать, что здесь реализо­вана утопия Платона «Государство». Основная характеристика госу­дарства — тоталитаризм.

Жители планеты занимаются войной (проработкой тактики и стра­тегии), военными искусствами, изготовлением оружия и работоргов­лей. Общество имеет военную иерархию. Здесь не учитывается пол людей, а лишь их боевые характеристики и заслуги. Мужчины и жен­щины здесь равны. Институт брака отсутствует, а «интимные отно­шения общие». Рождающихся детей сначала воспитывают ветераны, а после «жестокого процесса инициации» ребенок становится полно­правным членом общества.

Главным интересом для жителей планеты является война. Основ­ной потребностью — «вымещение агрессии во власти, в силе, в господ­стве». Важно отметить, что при этом все они сами подчиняются силе. Эти люди, на первый взгляд, ничего не боятся, но если покопаться, то можно обнаружить сильный страх перемен и потери боеспособности.

По отношению к возможным соседям с других планет жители Мас­кулинной Планеты настроены агрессивно и воинственно. Отношение соседей никого не интересует.


Глава 24

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.