Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 5. Обсуждение фильма

Стопкадры для обсуждения.

• Разговор Эдди в больнице с женщиной, у мужа которой инфаркт («А ваш муж жив?» — «У меня никогда не было мужа» — «Это счастье, вы не испытаете горечь потери»).

• Разговор Эдди с медсестрой в больнице: ей постоянно напомина­ют, что посещать больных можно только родственникам и забрать умершую — тоже.

• Появление родственников в доме после похорон («Вы давно зна­комы с Эбби? Вы были очень хорошими друзьями?»).

• Последний разговор Эдди с родственником умершей подруги (« Если бы вы знали свою тетю, тогда бы вы поняли, чего она хотела...»).

• Разговор по дороге в колледж (назначение образования женщины, с точки зрения матери одной из лесбиянок, — «встретить славного парня»).

• Сцена собрания в колледже — феминистки исключают из своего движения лесбиянок («Вам там нет места»).

• Реакция на появление в баре девушки в мужской одежде («Галстук на женщине смотрится в 10 раз противнее»).

• Реакция подружек на то, что одна из них (Линда) стала встречать­ся с Эми, которая носит мужскую одежду («Это еще хуже, чем представить себя с мужчиной», «Мы сражаемся с таким упорством, чтобы избавиться от такой роли...»).

• Ужин в доме подруг, на который приглашена Эми. Подруги наста­ивают, чтобы Эми оделась в женское («Ты можешь одеться иначе, и тебе будет проще!»).

• Утренний разговор Линды с Эми («Значит, я женщина, а ты — мужчина?»).

• Разговор лесбийской пары с мужчинами («Мы вас предупрежда­ли, что мы не должны чувствовать ответственность за вашу реак­цию на нашу реакцию...»).

Вопросы для обсуждения

1. Как изменялось отношение общества к лесбиянкам в разные годы?

2. Какие чувства вы испытывали в 1 -м, во 2-м и 3-м эпизодах фильма?

3. Понимают ли родственники, какие отношения связывали их умер­шую родственницу с Эдди?

4. Какие чувства вызывает у вас девушка в мужской одежде? Поче­му? Можно ли ее назвать настоящей женщиной?

5. Почему подруги Линды отвергают Эми? Почему они настаивают, чтобы Эми переоделась в женское?

6. Кто самый «исключенный» во 2-й части фильма? Почему?



7. Изменилось ли что-нибудь в вашем восприятии гомосексуальности?

Литература

1. Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М., 1998.

2. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1988.

3. Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. - № 9. - 1998.

4. Митчелл Дж. Женская сексуальность. Жак Лакан и ecolefreudiene. Введение // Введение в гендерные исследования: Хрестоматия. Ч. 2. - СПб.: Алетейя, 2001.

5. Рубин Г. Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексу­альных политик // Введение в гендерные исследования: Хресто­матия. Ч. 2. - СПб.: Алетейя, 2001.

6. Омельченко Е. Тело — друг человека? Провинциальная молодежь после сексуальной и накануне гендерной революций // Рубеж. — 2000.-№15.-С. 141-167.

7. Темкина А. Сценарии сексуальности исексуальное удовольствие в автобиографиях российских женщин // Гендерные исследова­ния. - Харьков: ХЦГИ, 1999. - № 3.

8. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти исексуаль­ности. - М., 1996.

9. Heiman R.J., Piccolo Lo J. Becoming ograsmic. A Sexual and Personal Growth. Programm for women. — London, 1976.

10. Anderson B. L, Cyranowski J. M. Sexual Self-Schema // J. of Personality and Social Psychology. — Vol. 67. — № 6.

11. Fine M. Sexuality, schooling and adolscent females. The missing Discourse of Desire // Toward a new psychology of gender, 1997.

Приложение 1

Опросник для самостоятельного

Домашнего заполнения

1. Как вы думаете, гомосексуальность — это норма или патология? Оцените по 10-балльной шкале, где — 10 норма, 1 — патология.

Патология 1_____2_____3_____4_____5_____6_____7_____8_____9_____10 Норма

2. Как вы относитесь к гомосексуальной семье? Какие чувства иэмо­ции она у вас вызывает?

3. Как вы считаете, нужно ли разрешить семьям геев брать на воспи­тание детей, если они этого хотят (обоснуйте свой ответ)?

4. Представьте, что вы гей или лесбиянка. Каково ваше положение в обществе? Как вы думаете, как бы вы себя ощущали?

5. Как вы думаете, насколько вы толерантны к геям:

Очень толерантен 10___9___8___7___б___5___4___3___2___1 Совершенно не толерантен

к лесбиянкам:

Очень толерантен 10___9___8___7___6___5___4___3___2____1 Совершенно не толерантен

6. Как вы думаете, какими личностными психологическими особен­ностями отличаются:

геи_____________________________________

лесбиянки_______________________________

Приложение 2

Психологические особенности личности мужчин с нетипичной направленностью полового влечения[25]

Н. М. Романов, И. С. Куприянов

Нами проведено изучение личностных характеристик, присущих муж­чинам с гомосексуальной направленностью психосексуального влече­ния. Для исследования использовалась стандартная методика MMPI, направленная на изучение разноплановых аспектов личности и пси­хических состояний. Полученные данные позволили выявить ряд спе­цифических особенностей данной группы лиц.

В исследовании участвовали 53 мужчины, добровольно обозначив­ших себя гомосексуалами и демонстрирующих гомосексуальные по­веденческие проявления. Возраст испытуемых — в диапазоне от 17 до 43 лет, с преобладанием возрастной категории до 30 лет.

Исследование показало, что грубых изменений психики (в виде пси­хозов, психопатий) при нетипичной психосексуальной направленности не наблюдается. Отмечались преимущественно личностные изменения в форме отдельных психопатических черт. Абсолютное большинство испытуемых за психиатрической помощью в течение жизни не обра­щалось и в процессе настоящего исследования выраженных признаков акцентуации личности и патологии психики не обнаруживало.

Во время тестирования у всех испытуемых была высокая мотивированность на участие, заинтересованное отношение к заданию, без негативных реакций. Однако анализ оценочных шкал позволил вы­явить определенные показатели выраженной дезадаптации изучаемой категории, дисгармоничности личностной структуры.

Усредненный профиль изучаемой группы имеет пикообразный ха­рактер (ярко выраженные пики по шкалам F. 8,9,5), расположен в про­межутке 53 < Т< 86, то есть является смещенным вверх относительно нормативного. Такой характер профиля обычно свидетельствует об относительной однородности психологических особенностей выборки.

Низкие показатели шкалы лжи L демонстрируют отсутствие тен­денции испытуемых представить себя в возможно более выгодном свете, приукрасить свой характер. В то же время респонденты доста­точно адекватны в понимании своих особенностей, затруднений, от­кровенны и самокритичны, на что указывают полученные данные шка­лы коррекции К. Значительная разность F-K, отражает склонность к акцентированию симптомов, жизненных трудностей. У большей час­ти испытуемых (84 %) данные по шкале F пограничны и выше края нормы. Причина такого повышения окончательно не ясна. На наш взгляд, наиболее адекватным объяснением является обусловленность данного факта напряженностью психической сферы личности, стрес­совыми состояниями.

Значительное повышение по шкалам Fn 8 говорит о наличии эмо­циональных нарушений, социальной отчужденности и трудностей, связанных с усвоением моральных норм, нетрадиционном подходе к решению проблем.

Анализ выявил у значительной части выборки психологические отклонения по MMPI: нарушения по шкалам теста обнаружены у 48 испытуемых из 53, то есть у 90,6 % выборки наблюдаются отклоне­ния от нормативных показателей. Сравнение усредненных результа­тов MMPI изучаемой группы с нормативными данными (полученны­ми на выборке гетеросексуалов) показало наличие статистически до­стоверных различий между ними практически по всем шкалам теста.

Наибольшая степень отличия от нормы наблюдается по 5-й шка­ле, отражающей полоролевые установки и шкалам индивидуалистич­ности, гипомании, тревожности, импульсивности. Менее выраженные отклонения имеются и по другим шкалам. Так, результаты по 5-й шка­ле (мужественность/женственность) только у 5 респондентов из 53 (9,4 %) соответствуют средне нормативным; 86,8 % испытуемых име­ют отклонения в сторону увеличения, из них высокие значения у 30,2 %, очень высокие (Г> 69) — у 56,6 %. Такое положение является показа­телем низкой степени идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины, наличия нарушения традиционно пони­маемой мужской полоролевой установки. Кроме того, это подтверж­дается анализом результатов проективной методики «Рисунок муж­чины и женщины». Анализ данных названной методики также пока­зывает, что у 84,4% представленной выборки понимание индивидом взаимоотношений полов ограничивается сексуальными функциями, что мы расцениваем как показатель социально-психологической незрелости. Содержание рисунков диагностирует сильную степень фик­сации на сексуальной сфере, сексуальную направленность фантазий и мечтаний. Значительно выше нормы (Т > 69) данные по 8-й шкале у 75,5 %, по 9-й шкале у 52,8 % выборки, что позволяет говорить о ти­пичном для гомосексуалов нарциссическом типе личности со склон­ностью к самолюбованию, эстетическому резонерству, демагогии, ма­нерности, странным фантазиям, свойственным холодным индивиду­алистам, питающим слабость к тем, кто перед ними преклоняется.

Лица с одновременным значительным повышением значений 8-й и 9-й шкал (Т > 69), составляющие 52,8 % наших респондентов, харак­теризуются как нестабильные, эксцентричные, гиперактивные, напря­женные, неусидчивые, излишне болтливые, склонные к паническим реакциям. Им свойственны большие претензии к жизни, но довольно скромные достижения. Могут быть нерешительными, отгороженны­ми, амбивалентными, с характерными шизоидными чертами. Сочета­ние высоких (Т> 69) 5-й и 9-й шкал MMPI, что мы наблюдаем у 27 ис­пытуемых выборки (59,9 %), характерно при недостатке контроля поведения, что ведет к несдержанности и экспансивности.

Такие личности предприимчивы, энергичны, склонны к злоупо­треблению алкоголем, порой хвастливы, могут быть раздражительны, нетерпеливы, импульсивны, демонстрируют незрелый подход к реше­нию жизненных проблем.

Сочетание высоких 5-й, 4-й и 9-й шкал, что является одним из признаков гомосексуальных проявлений (по данным Г. Г. Воробье­ва, 1971), выявлено у 60,4 % респондентов.

Также были обсчитаны 70 дополнительных шкал MMPI; отклоне­ния от средне нормативных данных были обнаружены по 18 из них: Ее — эскапизм (стремление уйти от действительности, бегство от жиз­ни, контактов, болезненное переживание трудностей, конфликтов), Em — эмоциональная незрелость, Ее — женственность (наличие у муж­чин качеств противоположного пола), HV— открытая враждебность (агрессивность, неконтролируемая враждебность), #5 — подавление агрессии, Ну-0 — явная истерия, Im — импульсивность, Ма — явная гипомания, Or — оригинальность, Pd1 — неуживчивость, Pd2 -пробле­мы взаимоотношений, ScB — странные сенсорные переживания, Un — неспособность к достижению цели и др.

Результат фактора b обнаружил состояние преддверия психотии.

Следует отметить, что полученная картина характерна для под­ростков и юношей в процессе формирования личности, когда личностная структура еще недостаточно устойчива. Высокая интенсив­ность сексуальной мотивации в сочетании с высокой импульсивно­стью, непосредственность, доминирующая над интеллектом, снижен­ный эмоциональный контроль в сочетании с высоким самоконтро­лем выявляет более или менее выраженную невротизацию личности. В своей деятельности они игнорируют социальные установки и нор­мы, опираясь на собственные ориентиры, которые, по сути, сформи­рованы недостаточно. Погруженность в собственный мир, в свои проблемы в сочетании с высокой чувствительностью, ранимостью и желанием избегать конфликтов ведут к социальной отчужденности и эскапизму. Поведение данной группы отличается малой степенью социальной приемлемости, пренебрежением нормами, нонконфор­мизмом. Характерны всплески желания познать и понять себя, на­ладить социальные отношения, но по ряду причин это не приводит к заметным изменениям ситуации.

Сочетание методик MMPI и «Рисунок мужчины и женщины» позво­ляет сделать вывод о фиксации незрелых, подростковых, почти детских представлений об отношениях мужчины и женщины, наличии стремле­ний к опекаемое™, защищенности, к уходу от всякой ответственности.

В целом типичный портрет мужчины с гомосексуальной направ­ленностью полового влечения выглядит следующим образом. Харак­терной является эмоциональная идентификация с матерью, позитив­ное ценностно-эмоциональное отношение к себе, отсутствие эмоци­ональных и идентификационных связей с отцом. Характерными чертами данной личности является выраженный субъективизм восприятия окружающего мира, индивидуализм, эмоциональность, впечатлитель­ность, тревожность, импульсивность, стремление быть в центре вни­мания, удивлять и эпатировать окружающих, интеллект средний, бли­же к нижней границе нормы. Нуждается в постоянном внимании, опеке, заботе, поддержке, особенно со стороны близких людей. В социаль­ном плане не хватает уравновешенности и умения легко держаться, часто не понимает, как должен себя вести в сложившейся ситуации и каких действий ожидают от него окружающие. Неумение приспосаб­ливаться к социальным требованиям и нормам вызывает устойчивое состояние дезадаптации, создает постоянно растущее внутреннее пси­хическое напряжение. Свойственны холодность и стремление дистан­цироваться, что приводит к эскапизму, обособленности, социальной дезинтеграции. На фоне этого проявляется тревожность по поводу собственной значимости. Отношение к окружающим — негативно окрашенное безразличие. В стрессовых ситуациях поведение мало­продуктивно, суетливо, дезорганизовано.

Высока вероятность суицидальных действий. В межличностных контактах свойственны ранимость, уязвимость, высокая чувствитель­ность, обращенные на себя и потому не способствующие, а скорее за­трудняющие процесс коммуникации.

Результаты проведенного анализа по сопоставлению ряда аспек­тов гомосексуальной направленности полового влечения у мужчин показали, что конкретные соотношения характеристик гомосексуаль­ности определяются условиями психосексуального развития индиви­да, социальной ситуацией, в которой он находится и спецификой при­способительных функций отдельных аспектов гомосексуальности как целостного качества личности. Выявлено, что функциональные свя­зи данных характеристик осуществляют регуляцию направленности полового влечения, обусловливая ее специфические индивидуальные проявления в поведении, деятельности и общении человека.

Обобщение и дальнейший анализ полученного массива данных по­зволят уточнить уровневые нормативы развития ряда важных пси­хологических свойств личности мужчин с гомосексуальной направлен­ностью полового влечения, не только установить психологические механизмы ее реализации, но и отследить взаимное влияние гомосек­суальности и других качеств личности. Практические задачи — про­филактика суицидальных действий и асоциального и антисоциально­го поведения данной группы, психологический аспект которого свя­зан с углубленным изучением личности, с разработкой конкретных рекомендаций и программ, направленных не на изменение психосек­суальной ориентации индивида, а на психокоррекционные меропри­ятия по успешной социальной адаптации, снятию тревожных состоя­ний и гармонизации развития личности.


Глава 31

Дискриминация и сексизм

И. А. Тупицына

Вводные замечания

Гендерные стереотипы определяют дискриминационные практики вза­имодействия между людьми. Дискриминация по признаку пола, или сексизм, — это ограничение одного пола по сравнению с другим.

В Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в от­ношении женщин термин дискриминация определяется как: «... лю­бое разграничение, изоляция или запрет, основанные на половых раз­личиях, которые имеют своим результатом или целью ограничить или аннулировать признание, соблюдение или реализацию человеческих прав и фундаментальных свобод женщин... независимо от семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин» [1]. Данное определение отражает также и основные механизмы дискриминации мужчин, но признаку пола, поскольку не только женщины, но и муж­чины подвергаются жесткой регламентации своей жизни в соответ­ствии с гендерными стереотипами.

Дискриминация по признаку пола проявляется на всех уровнях орга­низации гендерных отношений. На макросоциальном уровнесексизм может закрепляться политикой государства, законодательством, регу­лирующем различные аспекты организации и оплаты труда, вопросы поддержки материнства и др. Дискриминационные идеи продуцируют­ся средствами массовой информации, а также реализуются в сфере об­разования, где выделяются специфические мужские и женские школь­ные предметы, создаются отдельные школы со специальной програм­мой для мальчиков и девочек.

На уровне межгрупповых взаимоотношенийсексизм проявляет­ся в механизмах восприятия представителей различного пола, припи­сывания им определенных черт характера, способностей, интересов, внешности, распределения семейных ролей и др. Несоответствие гендерным стереотипам оценивается негативно, как представителями про­тивоположного пола, так и членами своего.

Межличностные отношениятакже жестко регламентируются гендерными стереотипами, а, следовательно, включают дискриминацион­ные практики. На индивидуально-личностном уровне сексизмпро­является в негативной самооценке поведения ижизнедеятельности субъекта, когда она не соответствуют гендерным стереотипам. Сек­сизм может реализоваться в виде самоисполняющихся пророчеств. Все это приводит к снижению самоуважения, возникновению внутриличностных конфликтов.

Синоним понятия дискриминации — «подавление»[3]. Подавление человек начинает переживать с самого раннего детства. Первоначально ребенок сталкивается с внешним подавлением.Его оценивают, крити­куют, не разрешает вести себя тем или иным способом. Родители могут также давать ребенку негативные словесные послания. Например: «Пе­рестань плакать, мальчики не плачут». «Ты должна быть очень акку­ратной девочкой, иначе ты не выйдешь замуж» и т. п. Со временем ре­бенок усваивает нормы и ценности, соответствующие полотипичному поведению, и эти представления начинают детерминировать его жизнь, определять его восприятие других людей и самого себя. Таким обра­зом, внешнее подавление переходит во внутреннее подавление.Чело­век начинает оценивать себя в соответствии с усвоенными гендерными стереотипами, внутренне ограничивать себя, неосознанно критиковать. Например, женщина может отрицательно себя чувствовать, если она еще не вышла замуж или не родила детей, а мужчина, если у него не­удачно сложилась карьера и он мало зарабатывает. В обратной ситуа­ции женщина и мужчина также будут чувствовать себя дискомфортно, но в меньшей степени.

Следующий этап воспроизводства подавления возникает тогда, когда человек сам становится субъектом дискриминации. Усвоив нормы и ценности, оценивая себя в соответствии с ними, индивид начинает привносить их в повседневную практику, проявляя сек­сизм по отношению к другим людям.

Таким образом, механизмы воспроизводства подавления в жизне­деятельности человека включают три этапа: 1) внешнее подавления (проявления сексизма во внешней оценке поведения и деятельности человека), 2) внутреннее подавление (проявление сексизма в само­оценке поведения и деятельности), 3) человек, как субъект подавле­ния (проявление сексизма в отношении других людей) [2].

При проведении данного занятия желательной формой располо­жения участников является круг, — так чтобы каждый участник заня­тия мог видеть каждого.

Цели занятия

1. Информационная. Познакомить с механизмами возникновения ивоспроизводства дискриминации по признаку пола в обыденном сознании и повседневной практике.

2. Обучающая. Сформировать основы критического анализа ситуаций дискриминации — то есть способности выявлять их в различных сферах жизни.

Оснащение

1. Бланки анкеты о дискриминации для дискуссии.

2. Карточки с напечатанными ситуациями дискриминации.

Порядок работы

Этап 1. Введение.

Этап2. Подготовка и заполнение анкеты о дискриминации (инди­видуальная работа).

Этап 3.Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).

Этап 4.Дискуссия о сексизме (представление работы групп, об­щая дискуссия).

Этап 5.Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций дискри­минации.

Этап 6.Ролевое проигрывание и обсуждение ситуаций дискри­минации.

Этап 7.Подведение итогов.

Этап 1. Введение

Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует студентов в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Напри­мер, преподаватель может задать вопрос: что нового, хорошего про­изошло в вашей жизни с тех пор, как мы с вами не виделись? Препо­даватель просит всех желающих ответить на вопрос. При этом он может дополнительно уточнить: что в этом для вас хорошего?; под­держать сказанное словами: «замечательно», «прекрасно». Важно сде­лать акцент на позитивном в описываемых событиях. Преподаватель вместе со студентами отвечает на поставленный вопрос.

Иногда студенты могут быть погружены в какие-либо проблемы, связанные, например, с учебной деятельностью, сдачей сессии и т. д.

Можно выделить небольшое время ивыслушать их. Задача преподавате­ля просто послушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Подоб­ное обсуждение как позитивного, так и негативного, способствует включе­нию студентов в работу, отвлечению от повседневных событий жизни.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.