Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 1. Работа с психологами-экспертами и подготовка экспериментальных заданий

Вначале экспертам предлагается 6 типов заданий для оценки их гендерной направленности. При этом экспертов должно быть не менее 10 (поровну — представителей обоих полов).

Инструкция психологам-экспертам

Вам будет предложено 6 экспериментальных заданий. Оцените, пожалуйста, какие из них, по вашему мнению, предпочтут выполнять испытуемые-женщины, какие — мужчины, а какие — те и другие, то есть какие задания будут, условно говоря, «женскими», «мужскими» или «нейтральными».

Задание 1

Составьте из частей фигур одну простую геометрическую фигуру (в каждом из 6 квадратов) — см. рис. 1 (в приложении[22]).

Задание 2

Озаглавьте серию рисунков так, чтобы название отражало смысл изоб­ражаемого события — см. рис. 2 (в приложении).

Задание 3

Представьте, что у вас есть приятели — знакомая молодая пара, ко­торая собирается скоро сыграть свадьбу. Неожиданно вы узнали, что у молодого человека тайный роман с другой девушкой. Какое поведение в этой ситуации вы считаете наиболее правильным:

1) промолчать и не вмешиваться — пусть сами разбираются;

2) сообщить девушке, чтобы уберечь ее от неверного шага;

3) посоветовать молодому человеку самому все сообщить девушке;

4) сообщить друзьям (родным) девушки, чтобы те вмешались в ситуацию.

Задание 4

Представьте, что у вас есть приятели — знакомая молодая пара, ко­торая собирается скоро сыграть свадьбу. Неожиданно вы узнали, что у девушки тайный роман с другим молодым человеком. Какое пове­дение в этой ситуации вы считаете наиболее правильным:

1) промолчать и не вмешиваться — пусть сами разбираются;

2) сообщить молодому человеку, чтобы уберечь его от неверного шага;

3) посоветовать девушке самой все сообщить молодому человеку;

4) сообщить друзьям (родным) молодого человека, чтобы те вмеша­лись в ситуацию.

Задание 5

Представьте, что вас пригласили в гости приятели. Вы знаете, что встретите там человека, с которым у вас очень плохие взаимоот­ношения. Какое поведение вы считаете наиболее правильным:

1) извиниться и сказать, что вы не сможете прийти (выдумать причину);

2) откровенно объяснить, в чем дело, и вежливо отклонить приглашение;

3) принять приглашение, ничего не объясняя.

Задание 6

Вам предлагается 3 системы рычагов (А, Б, В — см. рис. 3). Черным цветом обозначены ручки систем, серым — их подвижные концы. В точках прикрепления к роликам рычаги подвижны лишь вокруг оси роликов. В остальных точках соединения возможны любые дви­жения (в плоскости таблицы). Ответьте в каждом случае, в каком направлении сдвинутся подвижные концы систем рычагов, если по­тянуть за ручку (к себе, от себя).

После того как с помощью экспертов задания будут разделены на «мужские», «женские» и гендерно-нейтральные (обычно 6-е задание счи­тается мужским, 3-е и 4-е — женскими, а остальные — гендерно-нейтраль­ными; однако могут быть и иные результаты, к примеру: 1-е и 6-е зада­ния — мужские, 3-е, 4-е и 5-е — женские, а 2-е — гендерно-нейтральное), эти задания предлагаются экспериментальным диадам, а затем сравни­вается эффективность лидеров разного пола по 3 категориям заданий.

Во избежание искажений результатов желательно проводить экс­перимент вместе с помощником противоположного пола.

Этап 2. Формирование диад испытуемых

Диады формируются экспериментатором до начала эксперимента, исходя из его целей. Если исследователя интересуют лишь гендерные различия лидеров, он может взять по 10 диад каждой из катего­рий: женские, мужские и смешанные. В этом случае можно будет получить данные об эффективности мужчин-лидеров и женщин-ли­деров в гомогенных и гетерогенных по полу парах. Если его интере­сует фактор возраста, то можно добавить диады молодежные (18-25 лет) и зрелые (40-50 лет) — опять же женские, мужские и смешан­ные. Если же цель эксперимента в установлении еще и этнических различий, то снова можно добавить пары, варьируя 3 фактора — воз­раст, пол и этническую принадлежность. Для чистоты эксперимента лучше взять участников ранее незнакомых друг с другом.

В качестве примера приводим данные о том, как были сформиро­ваны диады в нашем исследовании [7], где изучались все 3 аспекта проблемы лидерства: гендерный, возрастной, этнический. Участника­ми диад были представители только одной этнической принадлежности (либо русские, либо казахи). Было образовано 12 типов экспери­ментальных диад (по 6 типов в каждой этнической культуре); было исследовано по 10 диад каждого типа.

Обозначения следующие (их удобно представлять в протоколе): Ю — юные; 3 — зрелые; К — казахи; Р — русские; М — мужчины, Ж — женщины:

тип 1 — ЗЖК — ЗМК (зрелая женщина-казашка — зрелый мужчи­на-казах);

тип 2 — ЗЖР — ЗМР (зрелая женщина-русская — зрелый мужчи­на-русский);

тип 3 — ЗЖК — ЮМК (зрелая женщина-казашка — юный мужчи­на-казах);

тип 4 — ЗЖР — ЮМР (зрелая женщина-русская — юный мужчи­на-русский);

тип 5 — ЗЖК — ЮЖК (зрелая женщина-казашка — юная женщи­на-казашка);

тип 6 — ЗЖР — ЮЖР (зрелая женщина-русская — юная женщи­на-русская);

тип 7 — ЗМК — ЮЖК (зрелый мужчина-казах — юная женщина-казашка);

тип 8 — ЗМР — ЮЖР (зрелый мужчина-русский — юная женщи­на-русская);

тип 9 — ЗМК — ЮМК (зрелый мужчина-казах — юный мужчина-казах);

тип 10 — ЗМР — ЮМР (зрелый мужчина-русский — юный муж­чина-русский);

тип 11 — ЮЖК — ЮМК (юная женщина-казашка — юный муж­чина-казах);

тип 12 — ЮЖР — ЮМР (юная женщина-русская — юный мужчи­на-русский).

Этап 3. Проведение исследования с испытуемыми по определению эффективности лидеров

Испытуемым предлагается ознакомиться с инструкцией перед прове­дением эксперимента.

Инструкция испытуемым экспериментальной паре Вам будет предложено 2 задания. Для выполнения каждого из них необходимо выбрать лидера — это должны быть либо вы, либо ваш партнер. Лидер отвечает за качество группового решения и ру­ководит действиями партнера.

Ознакомьтесь с очередным заданием. После этого напишите на листке бумаги, кого вы лично выбираете лидером, и сдайте листок экспериментатору. Затем обсудите с партнером и примите коллек­тивное решение, кто из вас будет лидером (сделать это надо как мож­но скорее). Задание нужно выполнить быстро и точно. Вопросы есть? Начали.

Во время эксперимента преподаватель заполняет бланк. Вно­сятся данные:

• о дате проведения эксперимента (можно отметить и время су­ток), типе пары (можно использовать 12 типов пар из примера) и номере задания (1-6);

• о том, кто был выбран лидером при письменном выборе (если пары гомогенны по полу, то участники обозначаются номерами) и в ре­зультате устной дискуссии;

• о времени решения задачи;

• о том, кто был реальным лидером при решении задачи — один или оба участника (последнюю графу желательно заполнять, исполь­зуя мнение 2 экспериментаторов противоположного пола).

Бланк протокола эксперимента

Дата Тип пары Номер задания Лидер Время решения Примечание (реальный лидер)
            письменный выбор устный выбор        
    Ж- М -      
    Ж- М -      
    Ж- М -      
    Ж- М -      
    Ж - М-      
    Ж- М -      

Этап 4. Работа с испытуемыми по оценке действий партнера

После эксперимента испытуемым предлагается следующая инструкция: Используя 10-балльную шкалу (0 — совсем не удовлетворен(а), 10 баллов — полностью удовлетворен(а)), напишите, пожалуйста, насколько вы удовлетворены:

1) действиями лидера;

2) принятым решением.

По желанию экспериментатора можно оценивать каждое задание — удовлетворенность действиями лидера и принятым решением. Но делать это следует после окончания эксперимента.

Этап 5. Математическая обработка данных

Каждый испытуемый-участник диады получает по 6 лидерских статусов (за каждое задание). Статус вычисляется следующим образом. За письмен­ный выбор испытуемый получает максимум 2 балла (1 балл — за выбор себя в качестве лидера и 1 — за выбор партнером); в результате устной дис­куссии участники должны решить, кто же из них будет лидером, и тот, кого выбрали лидером, получает еще 1 балл; еще 1 балл испытуемый может получить по оценке экспериментатора, если он при решении задачи про­являл себя как лидер (если экспериментаторов двое, то берется среднее арифметическое из 2 оценок). Может быть и такая ситуация, когда реаль­но при решении задачи оба испытуемых были лидерами: оказывали влия­ние на решение и руководили действиями партнера.

В итоге участник диады может получить максимально 4 балла. Эта сумма делится на 4, и мы получаем лидерский статус, который изме­няется от 0 до 1.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.