Общественное мнение (лат.). 8 глава
Эпиграфом к «Эстетической теории» должен был послужить фрагмент, принадлежащий перу Фридриха Шлегеля: «В том, что называют философией искусства, обычно отсутствует одно из двух — или философия, или искусство». Адорно намеревался посвятить свою книгу Сэмюэлу Беккету.
Издатели приносят свою благодарность Эльфриде Ольбрих, бывшей в течение многих лет секретарем Адорно, которая взяла на себя расшифровку и изготовление машинописных копий текста.
Июль 1970
Во втором издании поменял свое место один краткий фрагмент текста, по недосмотру помещенный не там, где следовало. Кроме того, издатели устранили небольшое число обнаруженных опечаток.
Составлен предметный указатель, подготовленный на факультете общего и сравнительного литературоведения Свободного Берлинского университета в связи с проведением практического курса по изучению «Эстетической теории» под руководством Петера Шонди, который возглавил его еще в летний семестр 1971 г. Какой бы неадекватной ни была классификация текстов Адорно по тематическому принципу, предметный указатель, учитывая хаотическую структуру «Эстетической теории», может послужить неплохим подспорьем[438].
Декабрь J 971
Примечания
С. 1. *Бахофен Иоганн Якоб (1815— 1887) — швейцарский исследователь первобытного общества, автор книги «Материнское право».
С. И. *Варбургский институт — существующий с 1934 г. в Лондоне научно-ис- следовательский центр изучения наследия античной культуры. Назван по имени Аби Варбурга (1866—1929), немецкого искусствоведа и историка античной культуры.
С. 25 *Имеется в виду опера Р. Вагнера «Тристан и Изольда».
С. 34. *Привативный— исключающий, указывающий на отсутствие чего-либо.
С. 39. *Штокхаузен Карлхайнц (р. 1928) — немецкий авангардистский композитор и теоретик музыкального творчества.
С. 59. * Алеаторика (от лат. alea — случайность) — сложившийся в XX в. метод музыкальной композиции, построенной на элементах случайности.
С. 69. *Шароун Ханс (1893—1972) — немецкий архитектор, директор Института конструирования, по его проекту построено здание филармонии в Берлине (1946— 1964).
С. 83. *Эмфатичностъ (от греч. emphatikos) — внешняя выразительность, напряженность, эмоциональность.
С. 85. *Атже Жан Эжен( 1856—1927) — один из основателей европейской жанровой фотографии.
С. 95. *Имеется в виду серия романов М. Пруста «В поисках утраченного времени».
С. 98. *В переводе А. Гелескула: «Прекрасней и глуше, / Чем эхо в соборе, / Баюкает души / Пустынное море / И вторит бездонно / Молитвам мадонны».
С. 108. * «Ночная песнь странника», или «Ночная песнь путника» («Wandrers Nachtlied»), — стихотворение И. В. Гёте (1780); в переводе М. Ю. Лермонтова — «Горные вершины». Еще одно стихотворение под таким названием написано Гёте в 1776 г.
С. 126. *Вольс (наст, имя и фам. Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913—1951) — немецкий живописец, книжный иллюстратор, фотограф, жил в Париже, испытал влияние сюрреализма, иллюстрировал произведения Ф. Кафки, Ж. П. Сартра.
С. 128. *Метексис — methexis (греч.) — участие, причастность; на языке платоновской метафизики одна из форм отношения идей к физическому миру, чувственное участие в идеальном в той мере, в какой идеальное реализуется в чувственном, отношение чувственного изображения к своему идеальному прообразу.
С. 181. * Уильяме Уильям Карлос (1883—1963) — американский поэт, мастер свободного стиха, от поэтики экспрессионизма обратился к традициям У. Уитмена, создал лиро-эпическую панораму современной Америки.
С. 195. * «Как это» — название пьесы С. Беккета, 1961 г.
С. 198. *Морбака — название местности, где родилась шведская писательница.
С. 222. *...или «Казус Вагнер» — сочинение Ф. Ницше.
С. 225. *Кейдж Джон (1912—1992) — американский композитор и пианист, ученик А. Шёнберга, один из основоположников электронной и конкретной музыки; известен его концерт для фортепьяно с оркестром (1951), предназначенный для препарированного (подготовленного) фортепьяно.
С. 226. *Дейктический (от греч. deixis — указание, ссылка) — имеющий функцию указания, соотнесения. Например, дейктические местоимения — то же, что и указательные местоимения.
С. 231. *Канвейлер Даниель Анри (1884—1979) —французский художественный критик и торговец картинами, способствовал популяризации произведений наиболее видных представителей кубизма и фовизма.
С. 261. * Бетховен сначала посвятил свою Третью («Героическую») симфонию Наполеону, потом снял это посвящение, когда последний стал императором.
С. 283. *Церматт — курорт в швейцарском кантоне Валлис.
С. 293. *Ричеркар — жанр инструментальной музыки, возникший в XVI в. в Западной Европе. Импровизационные пьесы аккордового склада, затем полифонические много- и однотемные, подготовили форму фуги.
С. 303. *Протеический — непостоянный, легко меняющий убеждения и пристрастия, неразборчивый в своих привязанностях человек (от греческого морского бога Протея).
С. 304. *Контрафактура — переложение светской песни в духовную или замена светского текста духовным при сохранении прежней мелодии.
С. 316. * Целая (наст. фам. Анчель) Пауль (Поль) (1920—1970) — австрийский поэт, жил в Париже, для его творчества характерна символика «соскальзования в небытие», покончил жизнь самоубийством.
С. 329. *Гетерономия (от греч. heteros другой и nomos — закон) — чужеродная закономерность, определяемость какого-либо явления чуждыми ему внешними законами.
С. 332. *И в то же время Э. Золя во время дела А. Дрейфуса выступил на стороне защитников последнего, написав памфлет «Я обвиняю» (1898).
С. 336. * Штифтер Адальберт (1805—1868) — австрийский писатель, автор реалистических и психологических (в духе «романа воспитания») произведений.
С. 339. *Штайгер Эмиль (1908—1987) —швейцарский теоретик литературы, основоположник «школы интерпретации», толкующей произведение как явление автономное, не зависящее от социально-исторических и биографических факторов.
С. 352. * «Нюрнбергская воронка» — метод обучения, при котором учебный материал механически вдалбливается в голову учащегося (по названию издававшейся в 1605—1658 гг. Г. Ф. Харсдёрфером книги «Поэтическая воронка, вливающая немецкое искусство стихо- и рифмосложения за шесть часов» — «Poetischer Trichter, die Teutsche Dicht-und Reimkunst in sechs Stunden einzugiepen»).
C. 377. * «Нюрнбергские мейстерзингеры» — опера P. Вагнера.
С. 385. *Шиканедер Эмануэль Иоганн Йозеф (1751—1812) — режиссер, актер, автор либретто оперы Моцарта «Волшебная флейта».
**Адорно имеет в виду произведение И. Стравинского «Ренар», балет-бурлеск (1922).
С. 400. *Фробениус Лео (1873—1938) — немецкий этнограф и культуролог, исследователь Африки.
С. 417. * Темперация (лат. temperatio — правильное соотношение) — выравнивание интервалов между ступенями звуковой системы.
С. 440. *Псалмодия (греч. psalmodia, от psalmos — псалом и ode — песнь) — способ пения псалмов в форме мелодической декламации, своего рода певческий речитатив.
С. 444. *Повозка Фесписа — по имени греческого трагедиографа (VI в. до н. э.), основоположника древнегреческой трагедии; в шутливом словоупотреблении — бродячий, странствующий театр. «Проданная невеста» — комическая опера чешского композитора Бедржиха Сметаны (1866).
С. 446. * Колетт Сидони Габриель (1873—1954) — французская писательница; в своих романах ограничивается описанием любовных переживаний героев, ее манере свойственна ироничная и грустная лиричность.
С. 447. *Нестрой Иоганн Непомук (1801—1862) — австрийский комедиограф и актер, следовал традициям венского народного фарса.
**Баум Вики (1888—1960) — американская писательница, родом из Австрии, автор романов о судьбах женщин, в которых авантюрно-эротический сюжет развивается на фоне исторических событий.
С. 483. * «Пьеса с ключом» — «пьеса-шифровка», в которой реальные лица и обстоятельства выступают под вымышленными именами и названиями, в «зашифрованном» виде.
С. 485. *Булез Пьер (р. 1925) — французский композитор, дирижер. Экспериментировал в области конкретной музыки, использовал пуантилизм, сонорику, серийную технику.
С. 486. *«Баухауз» — высшая школа строительства и художественного конструирования, основана в 1919 (Веймар); разрабатывала эстетику функционализма, формообразования в архитектуре и дизайне.
С. 490. *Имеется в виду александрийский стих, французский 12-сложный стих или русский 6-стопный ямб, основной размер, которым написаны произведения крупных жанров классицизма.
Указатель имен
Август — 44 Адорно Г. — 85
Адорно (Визенгрунд-Адорно) Т. — 7,28, 35,74, 85,111,151,162,168,178,233, 245, 265, 267, 297, 300, 435,459,473, 485, 486, 488, 491, 495, 496, 500 Альтенберг П. — 104 Андерс Г. — 224 Андерсен X. К. — 261 Аполлинер Г. (В. А. Костровицкий) — 14 Аристотель — 169, 294, 295, 318, 344,
Аристофан — 326 Атже Ж. Э. — 85, 517
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|