Сделай Сам Свою Работу на 5

Двойственный характер искусства: fait social и автономия; к вопросу





о фетишизме.......................................................................................................... 325

Рецепция и производство............................................................................................. 329

Выбор материала; художественный субъект; отношение к науке.................................. 332

Искусство как образ поведения.................................................................................... 335

Идеология и истина....................................................................................................... 336

Вина.............................................................................................................................. 338

О рецепции нового искусства....................................................................................... 339

Взаимосвязь искусства и общества.............................................................................. 341

Критика катарсиса; китч и вульгарность....................................................................... 343

Отношение к практике; воздействие, переживание, потрясение.................................... 348

Ангажированность......................................................................................................... 355

Эстетизм, натурализм, Беккет........................................................................................ 358

Против управляемого искусства................................................................................... 361

Возможность искусства сегодня.................................................................................... 362



Автономия и гетерономия............................................................................................. 364

Политический выбор.................................................................................................... 366

Прогресс и реакция....................................................................................................... 369

Искусство и нищета философии................................................................................... 372

Первостепенное значение объекта и искусство............................................................. 373

Проблема солипсизма и ложное примирение............................................................... 374

PARALIPOMENA........................................ 377

Теории происхождения искусства................................................................................. 462

РАННЕЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................ 471

Устаревшее в традиционной эстетике............................................................................ —

Изменение функции наивного....................................................................................... 476

Традиционная эстетика и современное искусство непримиримы................................. 480

Истинность и фетишизм произведений искусства........................................................ 483

Принуждение к эстетике................................................................................................. 484



Эстетика как убежище метафизики................................................................................ 487

Эстетический опыт как объективное понимание............................................................ 490

Имманентный произведению анализ и эстетическая теория.......................................... 494

К диалектике эстетического опыта................................................................................ 495

Всеобщее и особенное.................................................................................................. 497

Критика феноменологического исследования происхождения..................................... 499

Отношение к гегелевской эстетике................................................................................ 500

Открытый характер эстетики; эстетика формы и содержания (I)................................... 501

Эстетика формы и содержания (И); нормы и принципы................................................ 504

Методология, «вторая рефлексия», история................................................................. 506

Послесловие немецких издателей................................................................ 510

Примечания.........................................................

Указатель имен....................................................


Теодор В. Адорно

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Заведующий редакцией М. М. Бепясв Ведущий редактор Р. К. Медведева Редактор Ж. П. Крючкова Оформление художника Б. Ю. UIварева Художественный редактор Е. А. Андрусенко Технический редактор Е. Ю. Куликова

ЛР№ 010273 от 10.12.97.

Сдано в набор 18.09.2000. Подписано в печать 13.06.2001. Формат 60x90Vl6. Бумага офсетная № 1. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Усл. печ. л. 33. Уч.-ит л. 37,99. Тираж 3000. Закач № 337.

Электронный оригинал-макет подготовлен в издательстве.

ГП издательство «Республика» Министерства Российской Федерации по делам печати» телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Миусская пл., 7, Москва, А-47, ГСГЬЗ 125W.



Отпечатано с готовых диапозитивов на ГИПП «Уральский рабочий». 620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.


Збукв.: архаика, древность(греч.).

* Звездочками отмечены примечания, помещенные в конце книги. —Ред.

2 обещание счастья (фр.).

2 Адорно

1 Benjamin Walter. Ursprung des deutschen Trauerspiels, hrsg. von R. Tiedemann, 2. Aufl. Frankfiirt a. M., 1969. S. 33fF. [см.:Беньямин Вальтер. Происхождение немецкой трагедии].

1 Из стихотворения Ф. Шиллера «Нения».

3 здесь и сейчас, сиюминутный(лат.).

1 принцип индивидуации, индивидуальное начало (лат.).

Адорно

1 Eichendorff Joseph von. Werke in einem Band, hg. von W. Rasch, Miinchen, 1955.

S. 11 («Zwielicht») [Эйхендорф Йозеф фон. Соч.: В 1 т. («Сумерки»)].

1 конечный пункт (лат.).

1 субъективное (греч.).

1 объективное (греч.).

Адорно

2 Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. С. 143.

1 дух (лат.).

Адорно

1 здесь и сейчас (лат.).

1 Meyer Theodor А. Das Stilgesetz der Poesie. Leipzig, 1901, passim [см.: Мейер Теодор А. Стилистический закон поэзии].

Адорно

1 См.: Adomo Theodor Ж Berg. Der Meister des kleinsten Ubergangs. Wien, 1968.

S. 36 [Адорно Теодор В. Берг. Мастер мельчайшего перехода].

1 Morike Eduard. Samtliche Werke, hg. von J. Rerfahl u. a. Bd. I. Munchen, 1968.

S. 855 [Мёрике Эдуард. Собр. соч. Т. 1].

Адорно

Адорно

1 в действии (лат.).

Адорно

] букв.: бог из машины; развязка вследствие непредвиденных обстоятельств (лат.).

1 предмет искусства (фр.).

1 порядок после беспорядка (фр.).

2 Adorno Theodor W. Noten zur Literatur I, 6. Aufl. Frankfurt a. M., 1968. S. 73 ff. [Адорно Теодор В. Заметки о литературе I].

' Adorno Theodor W. Einleitung in die Musiksoziologic. Zwolf theoretische Vorlesungen. 2 Aufl. Reinbek, 1968, S. 226 [Адорно Теодор В. Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций].

1 отдельно, порознь, помимо (греч.).

Адорно


[1] Деление книги на разделы и подразделы с соответствующими заголовками, отсутствующее в немецком издании, дано в строгом соответствии с имеющимся в нем «Содержанием» и с целью большего удобства при пользовании книгой. —Ред.

[2] бегство от жизни, замыкание в самом себе(англ.). — Здесь и далее перевод или разъяснение иноязычных слов и выражений осуществлены переводчиком. —Ред.

[3] Kuhn Helmut. Schriften zur Asthetik. Munchen, 1966. S. 236 ff.[Кун Хельмут.Статьи по эстетике.]

[4] См. ниже экскурс «Теории происхождения искусства». —Примеч. нем. изд.

[5]Adorno Theodor W. Ohne Leitbild. Parva Aesthetica, 2 Aufl. Frankfurt a. M., 1968 S. 168 ff.[Адорно Теодор В. Без идеала. Бедная эстетика.]

J самосохранения(лат.).

[7] своеобразный(лат.).

[8] социальный факт(фр.).

[9] отстраненное(греч.).

[10] искусство для искусства(фр.).

[11] отстраненность(греч.).

[12] разъятые члены(лат.).

[13] здоровый дух(лат.).

[14] тест тематической апперцепции(англ.).

[15] высшее благо(лат.).

[16] См.:Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 204.

[17] Там же.

[18] См.:Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 205.

[19] Там же. С. 204.

[20] чужеродный(греч.).

[21] основание, смысл, оправдывающий существование(фр.).

[22] «Поэтическое искусство»(лат.).

[23] наслаждение(греч.).

[24] такой, как он есть(фр.).

[25] «Я ненавижу музыку»(англ.).

[26] изображение обнаженной красотки, обычно вырезанное из журнала и прикле­енное на стену(англ.).

[27] George Stefan. Werke. Ausgabe in zwei Banden, hg. von R. Boehringer. Mtinchen und Dtisseldorf, 1958. Bd. 1. S. 294 («Eingang» zu «Traumdunkel»)[Георге Стефан. Сочине­ния: В 2 т. («Введение» к «Мраку сновидения»)].

[28] Adorno Theodor W. Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft, 3. Aufl. Frankfurt a. M., 1969. S. 159[Адорно Теодор В. Призмы. Критика культуры и общество].

[29] крупные предприниматели, монополии(англ.).

[30] чистая доска, чистый лист, нечто изначально нетронутое(лат.).

[31] мир жаждет обмана(лат.).

[32] так обстоит дело (фр.).

[33] эпохе — воздержание от оценок, отстранение(греч.).

[34] здесь: новый поэтический восторг; букв.: дрожь, трепет(фр.).

[35] новизна(фр.).

[36] торговля картинками и гравюрами(фр.).

[37] Adorno Theodor W. Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt,4. Aufl. Gottingen, 1969. S. 19 ff.[Адорно Теодор В. Диссонансы. Музыка в управляемом мире].

[38] здесь: страсть к небытию(фр.).

[39] страсть к новому (к новым вещам)(лат.).

1 современное(англ.).

f44 РОССИЙСКАЯ I

[41] rrtrv niDPTRFSiHAfl I

[42] субъективность(греч.).

[43]произведение в процессе развития(англ.).

[44]Loos Adolf. Samtliche Schriften, hg. von F. Gluck, Bd. I. Wien u. Munchen, 1962. S. 278, 393[Лоос Адольф. Поли. собр. соч.].

[45] спор древних с современными людьми(фр.).

1 первая философия(лат.).

[47] благородство(фр.).

[48] здесь: культурное отставание(англ.).

[49] в манере(фр.).

[49] здесь: сказанное учит(лат.).

[50] особый, значимый момент времени(греч.).

[51] здесь: на смертном одре(лат.).

' букв.: «мертвая голова», череп; здесь: бренные останки(лат.).

[53] социальное тело, социальный организм(англ.).

[54] кое-как, с грехом пополам(фр.).

[55] живопись(фр.).

[56] на первый взгляд(итал.).

[57] новое искусство(лат.) — новое направление во французской музыке XV века. 58

[58] букв.: живописная акция, название абстрактного экспрессионизма в американ­ской живописи(англ.).

[59] неожиданность, непредвиденность(фр.).

' шутка, бездумное развлечение(англ.).

[61] Holderlin Friedrich. Samtlicke Werke (Kleine Stuttgarter Ausgabe). Bd. 2: Gedichte nach 1800, hg. vonF. Beipner. Stuttgart, 1953. S. 3 («Gesang des Deutscher»)[ГёльдерлинФр Полн. собр. соч. (Малое штутгартское изд.). Т. 2. Стихотворения после 1800 г. («Песнь немца»)].

[62] здесь: брак, неполноценная продукция (фр.).

[63] Brecht Bertolt. Gesammelte Werke. Frankfurt a. M., 1967. Bd. 9. S. 723 («An die Nachgeborenen»)[Брехт Б. Собр. соч. Т. 9 («Будущим поколениям»)].

[64]Baudelaire Charles. CEuvres completes, ed. Le Dantec-Pichois. Paris, 1961. P. 72 («Le Pnntemps adorable a perdu son odeur!»)[Бодлер Ш. Поли. собр. соч («Восхити­тельная весна утратила свой аромат!»)].

[65] война всех против всех (лат.).

[66] повестка дня (фр.).

[67] здесь: общение (фр.).

[68] букв.: чистый лист; перен.: отсутствие знаний (лат.).

[69] здесь и сейчас (лат.).

[70] Rosenkranz Karl Asthetik des Hapiichen. Konigsberg, 1853 [Розенкранц К Эсте­тика безобразного].

[71] Horkheimer Max, Adorno Theodor W. Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente, 2. Aufl. Frankfurt a. M., 1969 [Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалек­тика Просвещения. Философские фрагменты].

[72] «Я сволочь» (фр.). Из стихотворения А. Рембо «Кузнец».

[73] «Сплин и идеал» (фр.).

[74] живопись (фр.).

[75] непринужденность, беззастенчивость (фр.).

[76] Benjamin Walter. Kleine Geschichte der Photographic // Angelus Novus. Ausgewahlte Schriften. Bd. 2. Frankfurt a. M., 1966. S. 229 ff.; его же: Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit // Schriften, hg. von Th. W. Adorno und G. Adorno. Frankfurt a. M., 1955, Bd. I. S. 366 ff. [Беньямин Вальтер. Краткая история фотогра­фии // Angelus Novus. Избр. соч. Т. 2; его же. Произведение искусства в век его тех­нической воспроизводимости // Соч. Под ред. Т. В. Адорно и Г. Адорно. Т. 1].

[77]Horkheimer Max, Adorno Theodor W.Dialektik der Aufklarung. S. 128 ff. [Хоркхай- мер Макс, Адорно Теодор В.Диалектика просвещения].

[78] своего рода (лат.).

[79] Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 314.

[80] Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 314.

[81] восемнадцатого столетия (фр.).

[82] «море прекраснее, чем соборы» (фр.) *

[83] изображение (фр.).

[84] Borchardt Rudolf. Gedichte, hg. von M. L. Borchardt und H. Steiner. Stuttgart, 1957. S. 113f. [см.: Борхардт Рудольф. Стихотворения].

[85] вернемся (фр.).

[86] восемнадцатого (фр.).

[87] Hebbel Friedrich. Werke in zwei Banden, hg. vor G. Fricke. Miinchen, 1952. Bd. I. S. 12 («Herbstbild») [Геббель Фридрих. Соч.: В 2 т. Т. 1 («Осенняя картина»)].

[88] длительность времени (фр.).

[89] современный стиль (англ.).

[90] прогуливаясь (лат.).

[91] Более точно грубо-уничижительный смысл немецкого выражения передает слово «задопоэзия».

[92] Holderlin Friedrich. Samtliche Werke. Bd. 2, S. 120 [см.: Гёльдерлин Ф. Полн. собр. соч. Т. 2].

[93] давно знакомый (фр.).

[94] на первый взгляд (лат.).

[95] Valery Paul Windstriche. Aufzeichnungen und Aphorismen, tibertr. von B. Boschenstein u. a. Wiesbaden, 1959. S. 94 [Валери Поль. Порывы ветра. Заметки и афо­ризмы].

[96] Из стихотворения Р. Борхардта «Дневная песнь» (перев. А. В. Дранова).

[97] Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1968. Т. 1. С. 133.

[98] Adorno Theodor. W. Drei Studien zu Hegel. Aspekte, Erfahrungsgehalt, Skoteinos oder Wie zu lesen sei, 3. Aufl. Frankfurt a. M., 1969. S. 119, 123 f. [Адорно Т. В. Три исследования о Гегеле. Аспекты, Опытное содержание, Skoteinos, или Как следует читать].

[99] Там же.

[100] Там же. С. 144.

[101] Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. С. 151.

[102] См. там же. С. 161.

[103] здесь: разумное основание (фр.).

[104] по правилам науки (лат.).

[105] Benjamin Walter. Schriften. Bd. I. S. 459 ff. [Беньямин В. Соч. Т. 1].

[106]Brecht Bertolt. Gedichte II. Frankfurt a. ML, 1960. S. 210 («Die Liebenden») [Брехт Б. Стихотворения И. «Любящие»].

[107] здесь: разрыв (греч.).

[108] См.: Гегель Г В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. С. 37: «Человек делает это [то есть изменяет внешние предметы, запечатлевая в них свою внутреннюю жизнь] для того, чтобы в качестве свободного субъекта лишить внешний мир его неподатли­вой чуждости и в предметной форме наслаждаться лишь внешней реальностью самого себя».

[109] появление, явление, видение (фр.).

[110] по преимуществу (греч.).

[111] здесь: аскетическая простота (англ.).

[112] счастливых дней (англ.).

[113] удивление, изумление (греч.).

[114] «Новый ангел» (лат.).

[115] обещание счастья (фр.).

[116] Perutz Leo. Der Meister des jiingsten Tages. Roman. Miinchen, 1924. S. 199 [Пе- рутц JI. Мастер Страшного суда. Роман].

[117] научная фантастика (англ.).

[118] здесь: образная система (фр.).

[119] WedekindFrank. Gesammelte Werke. Bd. 2. Miinchen u. Leipzig, 1912. S. 142 [Be- декинд Ф. Собр. соч. Т. 2].

[120]Benjamin Walter. Schriften. Bd. I. S. 465 [Беньямин В. Соч. Т. 1].

[121] своего рода, своеобразное, здесь: существующее само по себе (лат.).

[122] См.: Кант И. Критика способности суждения, § 23 // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 251 (букв.: «возвышенное в собственном смысле слова не может содержаться ни в какой чувственной форме»).

[123] Lotze Hermann. Geschichte der Aesthetik in Deutschland Miinchen, 1868. S. 190 [Лотце Герман. История эстетики в Германии].

[124] Доктрина Гегеля, рассматривающая произведение искусства как явление ду­ховного плана, которую он по праву считает исторической, представляет собой, как и вся вообще гегелевская философия, отражение полностью переосмысленной концеп­ции Канта. Незаинтересованное наслаждение предполагает понимание эстетическо­го как духовного посредством отрицания его противоположности.

[125] «дикие» (фовисты) (фр.).

[126] сплином и идеалом (фр.).

[127] своего рода, своеобразным (лат.). 139

[128] Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 222.

[129] «Кто идет?» (фр.)-

[130] Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 203.

[131] универсальная характеристика (лат.).

[132] доказываемое положение, утверждаемая идея (лат.).

[133] изображение (фр.).

[134] общепринятое представление (фр.).

[135] Heidegger Martin. Holzwege, 2. Aufl. Frankfurt a. M., 1952. S. 7 ff. [см .-.Хайдеггер M. Лесовозные тропы].

[136] на первый взгляд (итал.).

[137] Adorno Theodor W. Versuch tiber Wagner, 2. Aufl. Miinchen u. Zurich, 1964. S. 90 fF. [см.: Адорно Т. В. Опыт о Вагнере].

[138] неблагополучие, затруднение (фр.).

[139] с выражением (итал.).

[140] проявление силы, ловкости, умения (фр.).

[141] См.: Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М, 1971. Т. 3. С. 286.

[142] изображение, поразительно похожее на действительность, обманчивый вид (фр.). 158

[143] разъятые члены (лат.).

[144] Adorno Theodor W. Zum Klassizismus von Goethes Iphigenie //Neue Rundschau, 78 (1967). S. 586 ff. [см.: Адорно Теодор В. К вопросу о классицизме «Ифигении» Гёте].

[145] недоразумение, путаница (лат.).

[146] вымышленная, фиктивная музыка (лат.).

[147] безмятежно-уютная жизнь (фр.).

[148] Rilke Rainer Maria. Samtliche Werke, hg. von E. Zinn, Bd. Г. Wiesbaden, 1955. S. 557 («Archaischer Torso Apollos») [Рильке Райнер Мария. Поли. собр. соч. Т. 1 («Арха­ический торс Аполлона»)].

[149] мысль о мысли, чистое мышление Бога о самом себе (по Аристотелю) (греч.).

[150] нетерпимость к двойственности, двусмысленности (англ.). 170

[151] поп-музыка (англ.).

[152] руководимый извне (англ.).

[153] чистая страница (лат.).

[153] здесь: смехачество, развлекательность, забава, развлечение, предмет шутки (англ.).

[154] кому от этого польза? (лат.)

[155] разумное основание, смысл (фр.).

[156] призрак, привидение (англ.).

[157] Adorno Theodor W. Negative Dialektik, 2. Aufl. Frankfurt a. M„ 1967. S. 352 ff. [Адорно Теодор В. Негативная диалектика].

[158] Trakl Georg. Die Dichtungen, hg. von W. Schneditz, 7. Aufl. Salzburg, o.J.S. 61 («Psalm») [Тракль Георг. Стихотворения («Псалом»)].

[159] ПИСЬМО(фр.).

[160] разъятым членам (лат.).

[161] своего рода (лат.).

[162] «несмешивание» (лат.).

[163] одеяния на картинах (фр.).

[164] «прекрасные, как ангелы» (фр.).

[165] «Как это» (фр.).

[166] занятая позиция (фр.).

[167] профанация молчания (англ.).

[168] камера-обскура (лат.) — темная коробка (камера) с отверстием, позволявшая получать изображение какого-либо предмета.

[169] буквально (фр.).

[170] принципы индивидуации (лат.).

[171] Lukacs Georg. Wider den mipverstandenen Rcalismus. Hamburg, 1958. S. 15 ff. [Jly- качДьердъ. Против неверно понятого реализма].

[172] государственный переворот (исп.).

[173] Zeising Adolf. Aesthetische Forschungen. Frankfurt a. M., 1855 [Цейзинг Адольф. Эстетические исследования].

[174] Stein Erwin. Neue Formprinzipien I I Von neuer Musik. Koln, 1925. S. 59 ff. [Штайн Эрвин. Новые принципы формы].

[175] с противоположной стороны, от противного (лат.).

[176] грубые беспорядочные массы (лат.).

[177] Schdnberg Arnold. Aphorismen // Die Musik, 9 (1909/1910). S. 159 ff. [Шёнберг Арнольд. Афоризмы].

[178] Kraus Karl. Literatur und Luge, hg. von H. Fischer. Munchen, 1958. S. 14 [Kpayc Карл. Литература и ложь].

[179]Brecht Bertolt. Gesammelte Werke. Bd. 18. S. 225 [Брехт Б. Собр. соч., т. 18].

[180] букв.: басня учит (лат.).

[181] проблема, требующая доказательства (лат.).

[182] «Лунный свет» (фр.).

[183] творчество (фр.).

[184] порядок, строй (лат.).

[185] плоско, банально (фр.).

[186] акты восхваления своего времени (лат.).

[187] боязнь пустоты (лат.).

[188]Lukacs Georg. Die Theorie des Romans. Ein geschichtsphilosophischer Versuch iiber die Formen der gro|3en Epik, 2. Aufl. Neuwied a. Rh. u. Berlin, 1963, passim [Лукач,Дьердь. Теория романа. Философско-историческое эссе о формах большой эпики].

[189] «Лунный Пьеро» (фр.).

[190] Adorno Theodor Ж 1st die Kunst heiter? // Stiddeutsche Zeitung, 15/16. 7. 1967 (Jg. 23, N 168), Beilage [Адорно Теодор В. Безмятежно ли искусство?].

[191] здравый смысл (англ.).

[192] Valery Paul CEuvres, 6d. J. Hytier, vol. 2. Paris, 1966, p. 565 [см.: Валери Поль.

[193] прямая, непосредственная интенция (лат.).

[194] косвенная интенция (лат.).

[195] Кант И. Критика способности суждения, § 1 // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 203.

[196] Там же.

[197] Кант И. Критика способности суждения, § 9 // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 222.

[198] соглашение (лат.).

[199] искусство для искусства (фр.).

[200] Adorno Theodor W. Noten zur Literatur II. Frankfort a. M., 1965. S. 79; Zitat im Zitat: Velery Paul. Windstriche, S. 127 [Процитированное Адорно высказывание принадлежит Валери {Адорно Теодор В. Заметки о литературе И; Валери Поль. Порывы ветра)].

[201] принцип индивидуации (лат.).

[202] архетипический интеллект (лат.).

[203] искусство, умение, ремесло (греч.).

[204] природа творящая (лат.).

[205] творение из ничего (лат.).

[206] здесь: обоснование, обусловленность (лат.).

[207] сохранение, удержание (греч,),

[208] George Stefan. Werke. Bel. I. S. 190 \Гсорл> Стгфан Cm T, I J.

[209] поэтическое искусство (фр,).

[210] высокая мода, художественное шитье одежды (фр.).

[211] См.: Кант И. Критика способности суждения, § 42 // Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 317.

[212] неумолимый факт (лат.).

[213] тот самый, вот этот (греч.).

[214] Adomo Theodor W. Ohne Leitbild. S. 168 ff. [см.: Адорно Теодор В. Без идеала].

[215] Benjamin Walter. Schriften. Bd. I. S. 538 f. [см.: Беньямин Вальтер. Соч. Т. 1]. 266

[216] Adorno Theodor W. Moments musicaux. Neu gedruckte Aufsatze 1928—1962. Frankfurt a. M. 1964. S. 167 ff. [см.: Адорно Теодор В. Музыкальные моменты. Ново­изданные статьи 1928—1962 гг.].

[217] проявление силы, ловкости (фр.). 270

[217] что угодно (шутливая песенка, XVI—XVIII вв.) (лат.).

[218] своего рода, своеобразный (лат.).

[219] особый, значимый момент времени (греч.).

[220] по преимуществу (фр.).

[221] пламенеющий стиль (фр.).

[222] на первый взгляд (лат.).

[223] Holderlin Friedrich. Samtliche Werke. Bd. 2. S. 328 [см.: Гёльдерлин Фридрих. Поли. собр. соч. Т. 2]. *

[224] «необходимо быть абсолютно современным» (фр.).

[225] См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 7.

[226] Benjamin Walter. Schriften. Bd. Г. S. 462 [Беньямин Вальтер. Соч. Т. 1J. Беньямин приводит цитату из романа «Обретенное время» М. Пруста. — Примеч. нем. изд.].

[227] Benjamin Walter. Schriften. Bd. I. S. 498 [Беньямин Вальтер. Соч. Т. 1]. 284

[228] «Игры» (фр.).

[229] порядок (лат.).

[230] по его собственным достоинствам (англ.).

[231] различие (греч.).

[232] тема фуги, чаще всего одноголосая, в главной тональности.

[233] повторение темы фуги во втором голосе.

[234] окончательно погибшее (фр.).

[235] «Авторитарная личность» (англ.).

[236] нетерпимость к неясности, двусмысленности (англ.).

[237] упорство (фр.).

[238] цена прогресса (фр.).

[239] невыразимость (фр.).

[240] Benjamin Walter. Briefe, hg. von G. Scholem und Th. W. Adorno. Frankfurt a. M., 1966, Bd. I. S. 126 f. [Беньямин Вальтер. Письма. Т. 1].

[241] Adomo Theodor W. Minima moralia. Reflexionen aus dem beschadigten Lcbcn, 2. Aufl. Frankfurt a. M., 1962. S. 275 ff. [см.:Адорно Теодор В. Minima moralia. Рассужде­ния в условиях поврежденной жизни].

[242] Mautz Kurt. Die Farbensprache der expressionistischen Lyrik // Deutsche Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte, 31 (1957). S. 198 ff. [см.: Маутц Курт. Цветной язык экспрессионистской лирики].

[243] тот самый, вот этот (греч.).

[244] «необходимо продолжать» (фр.). 302

[245] творчество (фр.).

[246] конкретно (лат.).

[247] СКЛОННОСТЬ (фр.).

[248] цена прогресса (фр.).

[249] ступень к Парнасу (лат.).

[250] неожиданность (фр.).

[251] Schonberg Arnold. Probleme des Kunstunterrichts // Musikalisches Taschenbuch, 1911, 2. Jg. Wien [Шёнберг Арнольд. Проблемы художественного преподавания].

[252] «Молот без хозяина» (фр.).

[253] конечный пункт (лат.).

[254] одно вместо другого, смешение, путаница (лат.).

[255] букв.: трюк, фокус, хитрость (фр.).

[256] Школа абстрактной живописи, использующая приемы разбрызгивания, нашле- пывания красок и т. п. (англ.).

[257] исправить оплошность судьбы (фр.).

[258] букв.: открытый воздух (фр.).

[259] «как обстоят дела» (фр.).

Адорно

[260] экономические таблицы (фр.).

[261] «Опасные связи» (фр.).

[262] современная жизнь (фр.).

[263] Baudelaire Charles. Le spleen de Paris. Lyrische Prosa, ubertr. von D. Roser. Munchen u. EBlingen, 1960, S. 5 [Бодлер Шарль. Парижский сплин. Стихотворения в прозе].

[264] искусство для искусства (фр.).

[265] отвращение (фр.).

[266] необходимо продолжать (фр.).

[267] нравы (лат.).

[268] социальный факт (фр.).

[269] См.: Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Приложения // Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. Т. 26, ч. I. С. 410.

[270] ложные издержки (фр.).

[271] живопись (фр.).

[272] светский (англ.).

[273] утонченный, изощренный (англ.).

[274] заняться коммерцией, уйти в коммерцию (англ.).

[275] в том же виде; в том же состоянии; такой, какой есть (фр.).

[276] букв.: басня учит (лат.).

[277] невыразимое, неизреченное (фр.).

[278] букв.: «смысл существования», разумное основание, смысл (фр.). 338

[279] «мир жаждет обмана» (лат.).

[280] Sartre Jean-Paul Was ist Literatur? Ein Essay, iibertr. von H. G. Brenner. Hamburg, 1958 S. 20 [Сартр Жан Поль. Что такое литература? Эссе].

[281]Briefwechsel zwischen George und Hoffmannsthal, hg. von R. Boehringer, 2. Aufl. Munchen u. Diisseldorf, 1953. S. 42 [Переписка между Георге и Гофмансталем].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.