Сделай Сам Свою Работу на 5

Дов не работает, скорее всего, это происходит по одной

из следующих причин:

1. Инструмент неприменим к данному конкретному

случаю. Это вполне понятно, потому что ни один

инструмент не может быть абсолютно универсаль-

ным.

2. У вас мало опыта, и вы не научились доверять

инструменту. Опыт приходит с практикой.

3. Используя данный инструмент, вы постоянно до-

пускаете какую-либо ошибку. Постарайтесь най-

ти этот камень преткновения и устранить его.

 

Итак, мы получили достаточно ясное представление

о том, как и в каких ситуациях лучше всего применять

различные методы нестандартного мышления. Подведем

краткий итог.

Метод фокусирования: служит для определения и

изменения творческого фокусирования. Позволя-

ет найти альтернативные определения фокусиро-

вания. Позволяет выделить подфокусы.

Метод вызова: служит для пересмотра традицион-

ного мышления. Позволяет взглянуть «со сторо-

ны» на ход мышления, наметившийся во время

творческого сеанса, и на внешние факторы мыш-

ления (мнения, ограничения и т. д.).

Альтернативы: метод позволяет найти различные

варианты действий и различные способы связи с

фиксированными точками. Метод можно приме-

нять на всех уровнях — от наиболее общего до

детального.

Веер концепций: метод систематизированного поис-

ка различных способов действий с помощью вы-

явления концепций. Особенно полезен в мышле-

нии, направленном на достижение.

Концепции: целенаправленное внимание к концеп-

циям. Стремление выделить и выкристаллизовать

концепцию. Готовность постоянно возвращаться

от конкретных идей к более общим положениям,

лежащим в их основе. Метод полезен во всех си-

туациях, связанных с концепциями.

Метод отстранения: применим в тех же ситуаци-

ях, что и творческий вызов. Метод отстранения

превращает вызов в провокационную идею. По-

лезен в отношении существующих методов дей-

ствий и привычного мышления. Может быть при-

менен к текущему творческому процессу.

Двухшаговые провокационные методы: как прави-

ло, используются для того, чтобы получить ради-



кально новый подход к проблеме или радикаль-

ное изменение всей системы. Это самые провока-

ционные изо всех провокационных методов. Ме-

тод воздушных замков, кроме того, хорош в ситуа-

ции «чистого листа». Двухшаговые провокацион-

ные методы чаще всего применяются ко всей си-

стеме в целом.

Случайный вход: позволяет получить свежие идеи в

любой ситуации. Используется в ситуациях «чис-

того листа». Помогает выбраться из тупиковых

ситуаций. Позволяет найти дополнительные ва-

рианты в тех случаях, когда несколько идей уже

получены с помощью других методов.

Срез: используется на начальной стадии мышления

для формирования начальной идеи. На продви-

нутой стадии мышления служит для того, чтобы

сформировать идею на основании уже проделан-

ной работы.

Метод прядения нити: полезен в тех случаях, ко-

гда нам известен ряд требований к конечному ре-

зультату. Его можно использовать пассивным спо-

собом (когда идеи проявляются как бы сами со-

бой) или активным, когда возникновение идеи

«форсируют», выбрав из списка несколько требо-

ваний. Этот вариант применения метода сближа-

ет его с методом случайного слова.

 

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП

Я сознательно не касался метода шести шляп, потому

что он является скорее каркасом, основой для мышле-

ния в целом в рамках целого коллектива. Мы редко

применяем его как узкий инструмент творческого мыш-

ления. Зеленая шляпа обращается непосредственно к

творческому мышлению, но она не диктует нам, какой

конкретный метод следует использовать. Это может

быть всего лишь творческая пауза или попытка найти

альтернативы. Можно применить и другие творческиеметоды. Основная ценность зеленой шляпы состоит в

том, что она освобождает пространство для творческо-

го усилия.

Ценность желтой шляпы состоит в том, что она на-

правляет мышление в сторону поиска ценности и осу-

ществимости идей. Она поддерживает «новорожденную»

идею конструктивным вниманием. Можно попросить

человека, настроенного против идеи, найти в ней до-

стоинства и способы ее осуществления.

Очень важный аспект метода шести мыслительных

шляп — возможность ограничить применение черной

шляпы. К ней обращаются только в определенные мо-

менты, для того чтобы оценить идею и найти ее слабые

стороны.

Таким образом, метод шести шляп составляет кар-

кас для творческого усилия.

Иногда этот метод можно применять почти так же

непосредственно, как и другие мыслительные инстру-

менты. В этом случае я рекомендую следующую после-

довательность применения шляп.

Белая шляпа: информационная база. Что мы знаем?

Зеленая шляпа: альтернативы, предположения и

идеи.

Желтая шляпа: осуществимость, выгоды и ценность

идей.

Черная шляпа: трудности, опасности, проблемы и

узкие места.

Красная шляпа: интуиция и эмоциональное восприя-

тие идей.

Синяя шляпа: заключение.

Сбор урожая

Каждый сеанс творческого мышления имеет по край-

ней мере три цели:

1. Найти «блестящую» идею.

2. Найти новые идеи, которые можно было бы ис-

пользовать после доработки.

3. Создать банк концепций и идей, возможно, не при-

менимых в настоящий момент, но обогащающих

наше мышление. К этим идеями и концепциям

можно будет вернуться в будущем, при решении

похожей (или даже совершенно иной) задачи.

Толкование идей

 

ПРИДАНИЕ ИДЕЯМ ФОРМЫ

Нормальный процесс дизайна связан с определением

всех требований и ограничений, а также с поиском идей,

«вписывающихся» в эти ограничения. Поэтому ограни-

чения изначально присутствуют в процессе поиска идеи.

Нормальный процесс оценки использует ограничения

как своего рода фильтр. Сквозь него проходят лишь те

идеи, которые приемлет система ограничений.

В творческом процессе, напротив, мы используем

ограничения как инструмент формирования идеи, при-

дания ей более подходящей формы. Это активный со-

зидательный процесс. Из аморфного куска глины, по-

мещенного на гончарный круг, получается прекрасная

ваза. Обработка придает идеям нужную форму.

Эта идея слишком дорогостоящая. Как сделать ее

дешевле?

В настоящем виде эта идея незаконна. Есть ли спо-

соб привести ее в соответствие с законом?

Пока что эта идея неприемлема. Как можно видоиз-

менить ее?

Это неплохая идея, но у нее слишком много слабых

сторон. Можно ли сделать ее менее уязвимой?

ПЕРЕДАЧА ИДЕИ

Кто будет принимать решение о реализации идеи? Кто

будет ее воплощать? Кого следует привлечь на свою

сторону?

Если недооценить значение этих вопросов, самая

замечательная идея может оказаться мыльным пузы-

рем. Возможно, нужно всего лишь небольшое усилие,

чтобы изложить идею в нужной форме или преподнес-

ти ее в нужном контексте. Нужно подчеркнуть выгоду

идеи тем, кому она адресована. Идеи не существуют

как изолированные формы, в отрыве от внешнего мира.

Они всегда связаны с людьми, а у них есть свои нужды

и стремления. Искусный повар отлично знает, что са-

мая вкусная пища может показаться непривлекатель-

ной, если она некрасиво сервирована.

Как я уже говорил, есть идеи, внутренняя логика

которых быстро становится очевидной и понятной. Та-

кие идеи всегда очень привлекательны, и их не нужно

защищать или доказывать. В большинстве своем, од-

нако, новые идеи связаны с риском. Должно пройти

некоторое время, прежде чем они докажут свое право

на существование. Как уменьшить риск нового пред-

приятия? Нельзя ли реализовать сперва пробный про-

ект, чтобы в дальнейшем опираться на его результаты?

Можно ли повысить мотивацию привлеченных людей

таким образом, чтобы они почувствовали свою причаст-

ность к идее? Быть может, следует подчеркнуть, как

престижно быть первопроходцем?

 

ПОСЛЕДСТВИЯ

Это последний шаг процесса толкования. Каковы по-

следствия внедрения идеи? Что произойдет, когда она

станет привычной?

Для оценки последствий мы можем применить по-

шаговый анализ, а также более широкий взгляд на

будущее.

Что случится сразу после внедрения идеи?

Что случится спустя некоторое время?

Что случится, когда идея станет привычной?

Что случится в отдаленном будущем?

Реальная шкала времени зависит от сущности идеи.

В мире моды отдаленное будущее может означать про-

межуток времени в полгода. Для новой электростан-

ции отдаленное будущее измеряется десятилетиями.

 

 

Формальный итог

 

 

Позвоночник рыб имеет очень четкую структуру. К

нему подходит ряд мышц, каждая из которых снабже-

на нервными волокнами. Рыба свободно плавает в море.

Чем лучше структура, тем больше свобода передвиже-

ния. Даже у медуз имеется некоторое подобие скелета.

В одном из разделов книги я уже писал о различии

между ограничивающими структурами и структурами,

расширяющими степень свободы.

Структура и дисциплина во много раз повышают

эффективность творческого поиска. Без них мы можем

полагаться лишь на удачу.

Для понятия дисциплины творчества характерны

следующие аспекты.

Время

Вы назначаете (для себя или для других) определенное

время, для того чтобы применить конкретный метод

или творческое фокусирование. Вы ограничены во вре-

мени. Если срок достаточно короткий, сознание при-

учается работать быстро. Дисциплина времени совер-

шенствует концентрацию и способность направлять все

внимание на выбранную цель. Практика обучения в

школе показала, что, когда ученикам дается мало вре-

мени на решение творческой задачи, они показывают

чудеса производительности. Но когда времени доста-

точно, они лишь топчутся на одном месте. Дисциплина

времени, к тому же, освобождает мыслителя от необхо-

димости искать «блестящую» идею. Человек просто

делает все, что в его силах, и прекращает поиск, когда

время истекло.

Фокусирование

Дисциплина фокусирования имеет исключительное

значение. Творческие люди часто вызывают нарекания

тем, что не желают заниматься предложенной им зада-

чей. В данный момент их привлекает поиск «блестя-

щей» идеи, относящейся к другому случаю фокусиро-

вания. Настоящее творчество предполагает умение кон-



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.