Сделай Сам Свою Работу на 5

Во всех случаях вызова формообразующих факто-

ров мышления процесс состоит из двух шагов:

1. Осознать наличие формообразующего фактора и

уточнить его характер.

2. Подвергнуть этот фактор вызову — даже в том

случае, если он кажется в высшей степени разум-

ным и полностью оправданным.

Альтернативы

Поиск альтернатив — одно из важнейших творчес-

ких действий.

Есть ли другой способ?

Каковы альтернативы?

Можно ли сделать это иначе?

 

В определенном смысле творчество есть поиск аль-

тернатив. Это верно, когда мы пытаемся применить

творческий подход к чему-то, что уже существует.

 

ОСТАНОВИТЬСЯ, ЧТОБЫ НАЙТИ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Очень трудно остановиться и осмотреться в поисках

альтернатив, когда нет никаких препятствий и ника-

кой очевидной необходимости в других вариантах.

Я говорил об этом в различном контексте уже много

раз.

Простое фокусирование: готовность сфокусировать

внимание на чем-то, что не представляет пробле-

мы, чтобы найти альтернативные идеи.

Творческая пауза: короткая остановка для того, что-

бы осмотреться в поисках альтернатив, даже тог-

да, когда в этом нет необходимости.

Вызов: готовность усомниться в том, что предлагае-

мое решение — единственно правильное. Стрем-

ление найти другие варианты.

Традиционность пренебрежения: процесс продолжает

выполняться по-старому, потому что ничто не при-

нуждает к поиску альтернатив.

ИМЕЮЩИЕСЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Альтернативы не так очевидны, как галстуки на полке

или блюда в меню. Для того чтобы найти какие-нибудь

указания, нужно обратиться к опыту. Это более или

менее обычная процедура поиска альтернатив — мы

исследуем накопленный опыт.

 

ПОИСК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ

 

Итак, рассматривая альтернативы, можно поступать

следующим образом:

1. Я не вижу здесь других альтернатив, поэтому могу

выбирать лишь из того, что у меня есть.

2. В данный момент я вижу только эти альтернати-

вы, но предлагаю потратить определенное время

и попытаться найти другие варианты.

Мы должны постоянно искать дополнительные



Возможности.

 

 

ПОИСК И СОЗДАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ

Я бы хотел подчеркнуть значение целенаправленно-

го создания новых альтернатив. Кто-то может сказать,

что «создание» — всего лишь другая форма «поиска».

Так и должно казаться, потому что присущая любой

приемлемой альтернативе рациональность наводит на

мысль, что ее можно было найти методом чистого «по-

иска». Эти софизмы не имеют для нас никакой ценно-

сти. После того как вы уяснили для себя все доступные

варианты, вам нужно совершить сознательное усилие,

для того чтобы определить другие, не столь очевидные.

Как правило, в этом усилии присутствует как элемент

поиска, так и элемент «дизайна».

 

ФИКСИРОВАННАЯ ТОЧКА

Что можно предложить вместо рулевого колеса?

Что, если использовать для этой цели спагетти?

 

Точный перевод слова «альтернатива» означает «дру-

гой выбор» (из двух возможных). Но здесь я употреб-

ляю это слово исключительно в его обыденном значе-

нии — разнообразие возможностей, вариантов.

 

Цель

Это самый очевидный и обычный тип фиксированной

точки.

Какие альтернативные действия могут привести нас

к намеченной цели?

Как можно по-другому выполнить те же функции?

 

Группы

Что является альтернативой для апельсина? Можно

сказать, что это яблоко, груша, банан и т. д. В этом

случае мы предлагаем другие фрукты из тех, которые

обычно подают к столу. Вы можете отнести апельсин к

группе цитрусовых. В этом случае альтернативами бу-

дут лимон, грейпфрут и мандарин. Вот почему так важ-

но очень точно определить фиксированную точку. Вы

можете определить группу под названием «освежаю-

щие напитки». В этом случае к апельсину (в виде сока)

добавится пиво. В этом последнем случае фиксирован-

ная точка группы пересекается по значению с фикси-

рованной точкой цели.

Есть ли в меню другие устрицы?

Какие еще четырехколесные машины у вас есть?

Какие квартиры из трех спальных комнат с видом на

море вы можете предложить?

Сходство

Какие листья похожи на этот?

Какие художники имеют сходный стиль?

Какие еще болезни вызывают сыпь по всему телу?

Фактически, «сходство» — это частный случай опре-

деления «группы», но физическое сходство и сходство

восприятия заслуживают того, чтобы быть выделенны-

ми в особые фиксированные точки. Хороший повар все-

гда ищет альтернативные способы достижения опреде-

ленного вкуса.

 

Концепции

Независимо от того, к какому типу относятся фиксиро-

ванные точки, все они могут быть определены одним

общим понятием — «концепция». Это может быть кон-

цепция цели или концепция группы.Мы переходим от текущей идеи к концепции, лежа-

щей в ее основании, а затем ищем другие способы ее

осуществления. Мы словно переходим от ребенка к его

родителям, чтобы затем с их помощью найти братьев и

сестер этого ребенка.

 

Я предлагаю в качестве фиксированной точки концеп-

цию вознаграждения: мы должны придумать систему по-

ощрения наших продавцов.

Я думаю, что фиксированной точкой должна быть «мо-

тивация», а это не совсем то же самое, что «вознаграж-

дение».

Для меня фиксированной точкой является «предостав-

ление комиссии» продавцам. Каковы альтернативные ва-

рианты комиссионных выплат?

 

Идея — это практический способ осуществления чего-

Либо. Концепция — это общий метод, лежащий в осно-

Ве наших действий. Вы можете выбрать дорогу, по ко-

Торой отправитесь в путь. Это концепция. Но затем вам

Нужно выбрать конкретный способ передвижения: пеш-

Ком, на мотоцикле, автомобиле или автобусе. Конкрет-

Ный способ передвижения — это идея.

 

Важно очень ясно и точно определить концепцию,

принятую в качестве фиксированной точки, и дать ей

точное словесное выражение.

Задача поиска альтернатив состоит не в том, чтобы

найти «правильную» фиксированную точку, а в том,

чтобы испробовать различные варианты.

 

 

Веер концепций

 

На одном конце этого «веера» находится цель или

задача мышления. Веер концепций — это метод дости-

жения этой цели. Как решить проблему? Как достичь

цели? Как попасть туда, куда мы хотим?

Двигаясь в обратном направлении от цели мышле-

ния, мы приходим к «наиболее общим концепциям»,

подходам или «направлениям», ведущим к этой цели.

Так, если главная цель — «устранить проблемы, свя-

занные с нехваткой воды», подходы или направления

могут быть следующими:

• сократить потребление;

• увеличить поставку;

• обойтись без воды.

Каждое из этих направлений (концепций высокого

уровня) затем становится фиксированной точкой для

альтернативных концепций. Мы можем двигаться вле-

во создавая уровень концепций. Каждая концепция направлена

на достижение одного из более общих направлений.

Если мы выберем направление «сокращения потреб-

ления воды», то можем получить следующие кон-

цепции:

• сократить потери;

• заинтересовать потребителя в экономии воды;

• повысить культуру потребления путем образо-

Вания.

Направление «увеличить поставку» может привести

к следующим вариантам:

• новые источники воды;

• повторное использование воды;

• снижение утечки.

«Обойтись без воды» может означать следующее:

• ликвидировать водоемкие процессы;

• заменить воду другими веществами;

• найти способ вообще обходиться без воды.

 

В итоге мы получили десять альтернатив на уровне

концепций. Каждая из них может теперь стать фикси-

рованной точкой для следующего уровня. Далее мы

ищем способы исполнения этих концепций — альтер-

нативные идеи.

Например, для концепции «заинтересовать потреби-

теля в экономии воды» мы можем предложить следую-

щие альтернативные идеи:

• установить счетчики воды;

• установить оплату за воду;

• повысить оплату за воду;

• установить источники воды только в нескольких

местах (общественные колодцы);

• отпускать воду только в определенные часы;

• добавлять в воду безвредное вещество с неприят-

ным запахом;

• запретить использовать воду для поливки, запол-

нения бассейнов и т. д.;

• публично осуждать расточительных потребителей

воды;

• угрожать введением жесткого нормирования по-

Требления воды.

Итак, мы можем выделить три уровня веера кон-

цепций.

 

Направления

Это концепции высокого уровня, наиболее общие под-

ходы к проблеме из тех, какие вы в состоянии полу-

чить.

Концепции

Общие методы или способы действий.

Идеи

Специфические конкретные способы реализации кон-

цепции. Конкретность — характерный признак идеи.

Идею можно непосредственно применить на практике.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.