Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕХОДА

Недостатки

Фокусируясь на различии или совершая покадровый

переход, мы можем обнаружить явные отрицательные

моменты. Нельзя концентрироваться на их негативно-

сти, потому что это может подтолкнуть нас к простой

оценке. Негативные моменты нужно внимательно рас-

смотреть и сознательно постараться найти в них поло-

жительное зерно, от которого можно перейти к полез-

ной идее.

Старые идеи

Иногда переход возвращает нас к прежней идее. Когда

это случается, нужно приложить сознательное усилие,

чтобы разработать новый маршрут. Нет никакого смыс-

ла в том, чтобы от провокационной идеи возвращаться

к идее уже известной.

Точка интереса

В процессе перехода мы можем натолкнуться на «точ-

ку интереса». Это ощущение «интереса» очень важно.

Идея может не иметь очевидной ценности, но вас не

покидает ощущение скрытых в ней возможностей. По

мере того как вы начнете приобретать опыт творческо-

го мышления, находить точки интереса станет все лег-

че. «В этом что-то есть». Вы делаете паузу и осматри-ваетесь вокруг. Примерно то же чувство можно испы-

тать, путешествуя по сельской местности и натолкнув-

шись на «интересную» деревню. Нет никакой необхо-

димости в спешке. Это тот случай, когда лучше думать

очень медленно, чтобы заметить больше.

Различие

«Различие» само по себе является важной точкой ин-

тереса. Вы отмечаете, что концепция или идея отлича-

ются от тех, которые были у вас минутой раньше. Вы

замечаете, что ваши мысли приняли другое направле-

ние. Различие всегда стоит того, чтобы уделить ему

побольше внимания — исследовать, куда оно может

нас привести.

Ценность

Это призовой «улов». Если вы натолкнулись на очевид-

ную ценность или выгоду — вам повезло! Вы любуе-

тесь добычей и убираете ее в закрома. Затем осматри-

ваетесь вокруг, чтобы сравнить эту новую ценность с

тем, что было у вас раньше. Наконец, можно сделать

усилие и посмотреть, нельзя ли ту же ценность полу-

чить другим, более практичным способом.

Достижение концепции

Любая провокационная идея, как правило, приводит

нас к интересным концепциям, хотя не все они могут

иметь сиюминутную ценность. Такие концепции сле-

дует осмыслить и уточнить, сравнивая их с уже суще-

ствующими. Таким образом можно попытаться пере-

определить их или усилить.

Все же концепции не всегда можно применить на

практике или создать на их основе практическую идею.

В таком случае их нужно описать и хранить как один

из итогов выдвижения провокационной идеи. Концеп-

ции имеют право на существование сами по себе. Это

не просто промежуточный шаг на пути к идее.

Достижение идеи

Желанная цель любого творческого усилия — создание

полезной новой идеи. Иногда ее удается получить непо-

средственно в результате выдвижения провокационных

идей. Более часто нам удается получить только намек

или прообраз идеи. Затем предстоит еще немало пора-

ботать, прежде чем ее можно будет подвергнуть оценке

или признать пригодной. Эта окончательная обработка

идеи будет описана в одной из следующих глав.

Тупик

Иногда переход заводит нас в тупик. Мы вновь и вновь

возвращаемся к существующим идеям. В таких случа-

ях нужно сделать попытку «собрать урожай» — почерп-

нуть из мыслительного сеанса столько пользы, сколь-

ко удастся (процесс «снятия урожая» будет описан поз-

же). Даже просто признать: «Я не пришел ни к чему

полезному», — уже хорошо. Мало пользы в том, чтобы

продолжать ломать голову над этой проблемой. Попробуйте вернуться к ней позже, применив другую провокационную идею или другой творческий прием.

 

Выдвижение провокационных идей

 

МЕТОД ОТСТРАНЕНИЯ

Это простой и прямолинейный способ создания прово-

кационных идей. В любой ситуации есть множество

«нормальных» явлений — таких, которые мы прини-

маем за аксиому. Мы считаем само собой разумеющим-

ся, что у чашки есть блюдце, ручка, ободок у чашки

круглый и что чашка стоит вертикально. Иногда в глу-

бине души мы можем чувствовать, что эти предположе-

ния нельзя доказать или подтвердить. Качества, прини-

маемые нами за аксиому, присутствуют в явлении не

всегда, но «как правило», то есть настолько часто, что

мы считаем их частью данного явления или ситуации.

 

Итак, первый шаг — это высказать предложение,

которое мы считаем само собой разумеющимся. Это

должно быть сделано совершенно формально и конк-

ретно.

Мы считаем естественным, что в ресторанах

имеется пища.

Следующий шаг — «отстранение» от того, что мы

принимаем за аксиому. Это означает отказ, поворот

вспять, негатив, полную противоположность того, что

мы считаем естественным.

Мы считаем само собой разумеющимся, что в ресто-

ранах имеется пища.

ПРО, в ресторанах нет пищи.

Итак, мы получили провокационную идею.

Следующий шаг — переход. Используя метод по-

кадрового перехода, мы представляем людей, сидящих

в очень красивом ресторане, но без еды. В следующий

раз, когда они захотят сюда прийти, они не забудут

принести с собой бутерброды. Возникает идея рестора-

на как элегантного места для пикников под крышей.

Вы приглашаете своих друзей, приносите с собой пищу,

платите за обслуживание и место хозяину ресторана.

Возможно, корзинки с едой могут наполнять на заказ

другие рестораны, когда у них мало посетителей. Итак,

точно так же как вы приглашаете ваших друзей на

берег реки, вы приглашаете их на пикник под крышей

в элегантное помещение.

Мы считаем само собой разумеющимся, что рестора-

ны принимают оплату за пищу.

ПРО, рестораны не получают денег за пищу.

Возможно, рестораны могут взимать плату за вре-

мя, а не за пищу. Вы платите определенную сумму за

каждую минуту, но пищу получаете бесплатно. Это

могло бы иметь смысл в кафе, где завсегдатаи могут

сидеть часами, не заказывая ничего, кроме чашки кофе.

Вместо того чтобы повышать стоимость кофе и таким

образом обеспечивать прибыль, хозяин кафе может оста-

вить кофе дешевым, но взимать плату за время, словно

на автостоянке в центре города. Проще говоря, прини

мая заказ, официант будет отмечать время прихода и,

принимая оплату, он предъявит вам счет, на котором

будут проставлены часы и минуты.

 

МЕТОД ДВУХ ШАГОВ (ПЕРЕХОДА ПО КАМНЯМ)

 

Представьте себе, что вам нужно перебраться на дру-

гой берег мелкого ручья. Наверное, сначала вы найде-

те поблизости большой камень и забросите его на сере-

дину потока. Затем вы в два прыжка окажетесь на дру-

гом берегу. Я применил эту аналогию, чтобы уточнить,

что переход состоял из двух различных действий —

установления камня и использования его в качестве

промежуточной опоры.

Четыре формальных и целенаправленных способа выдвижения провокационных идей с помощью метода двух шагов.

 

Полная противоположность (идеи «от обратного»)

Это означает, что сперва мы рассматриваем «нормальный» способ действий и «нормальное» состояние, а за-тем переходим к прямо противоположному. Самолет, приземляющийся вверх ногами, и автомобиль с квадратными колесами — типичные примеры провокационной идеи «от обратного».

 

Очень часто люди считают, что «обойтись без чего-

либо» — это сделать наоборот. Это не так. Обойтись без

чего-то — это отстранение.

Я пью на завтрак апельсиновый сок.

ПРО, я не пью на завтрак апельсиновый сок.

Это не идея, вывернутая наизнанку, а отстранение.

Какой же должна быть в данном случае идея, полнос-

тью противоположная высказанной?

ПРО, апельсиновый сок пьет меня на завтрак.

Представляю себе стакан апельсинового сока, в ко-

торый я упал. Я вылезаю из него, весь пропахший апель-

сином. Это наводит на мысль о насадке, присоединяе-

мой к сетке душа. К насадке прилагаются душистые

палочки. Человек может принимать душ под душис-

той водой, выбирая аромат по своему усмотрению.

 

Преувеличение

Второй формальный способ создания провокации с по-

мощью промежуточного шага — преувеличение. Этот

метод непосредственно связан с величинами и разме-

рами: числами, частотой, мощностью, температурой,

продолжительностью и т. д. В любой ситуации можно

найти нормальный диапазон величин. Преувеличение

означает, что вы поднимаетесь или опускаетесь по

шкале величин далеко за пределы нормы.

ПРО, каждый владелец дома имеет сто телефонных

аппаратов.

ПРО, на телефонном аппарате только одна кнопка.

Когда мы опускаемся по шкале вниз, никогда нельзя

достигать нулевого значения, потому что в этом случае

преувеличение превращается в простое отстранение.

ПРО, в тюбике помещается всего одна капля зубнойпасты.

ПРО, в тюбике нет зубной пасты.

Одна капля зубной пасты может означать нечто, до-

бавляемое в пищу и выполняющее функцию очищения

зубов даже в тот момент, когда мы жуем.

С помощью преувеличения мы достигаем типичной

нестабильности провокационной идеи. Мы не можем

остановиться на преувеличении, поэтому вынуждены

переходить от него к какой-либо идее.

 

Искажение

В любой системе между отдельными ее элементами су-

ществуют отношения, которые можно считать нормаль-

ными. Существует также нормальная последователь-

ность действий. Провокационная идея-искажение со-

здается с помощью изменения этих привычных отно-

шений и привычной последовательности. Мы «иска-

жаем» ситуацию и используем ее в качестве провока-

ционной идеи.

Во время семинара я предлагаю своим студентам

построить провокационные идеи каждого типа, отно-

сящиеся к почтовой службе.

ПРО, вы запечатываете конверт после того, как опус-

каете его в ящик.

 

Этот очень хороший пример провокационной идеи-

искажения (нарушение последовательности операций)

был предложен участником одного из моих семинаров.

Мы извлекли из нее очень интересное предложение.

Если вы не хотите платить за пересылку письма, то

оставляете конверт открытым. Главный почтовый рек-

ламодатель вкладывает в него рекламный проспект или

другое послание, запечатывает конверт и оплачивает

вместо вас почтовые расходы. Вы получаете выгоду в

виде бесплатной пересылки. Выгода рекламодателя

состоит в прямом доступе к потенциальным клиентам.

Разумеется, в этом случае понадобится выделять по-

чтовые районы, чтобы реклама достигала тех клиен-

тов, которые нам необходимы.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.